Портфолио школьного музея
проект по краеведению на тему
Материал для участия в региональном конкурсе школьных музеев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_shkolnogo_muzeja_1.doc | 184 КБ |
portfolio_shkolnogo_muzeja_1.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио
музея муниципального общеобразовательного
учреждения Кизильской средней общеобразовательной
школы № 2,
расположенного на территории Кизильского района Челябинской области
Нормативно-правовая база деятельности школьного музея:
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
« О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
2. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ
№ 28-15-181/1 от 12марта 2003 г
« О деятельности музеев образовательных учреждений»
3. Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года №3266-1
( редакция от 9 февраля 2007 года)
4. Положение о музейных фондах российской Федерации от 12 февраля
1998 года №179
5. Приказ МОУ Кизильская СОШ № 144/1 от 28.03.2012г.
« Об учреждении школьного музея ».
6. Программа школьного музея МОУ Кизильская СОШ №2
Организация деятельности музея
МОУ Кизильская СОШ №2
«НАША ИСТОРИЯ»
Информационная карта
музея муниципального общеобразовательного
учреждения Кизильской средней общеобразовательной
школы № 2,
расположенного на территории Кизильского района Челябинской области
Название образовательного учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение Кизильская средняя общеобразовательная школа № 2 | |
Юридический адрес | 457610 Челябинская область, Кизильский район, с.Кизильское, пер.Центральный,4 | |
ФИО директора, телефон | Смелова Любовь Геннадьевна 8(35155)3-00-40 | |
ФИО руководителя музея | Темирова Ирина Николаевна 89512506555 | |
Наличие собственного сайта музея | - | |
Количество обучающихся, постоянно работающих в музее | 10 человек | |
Краткая историческая справка о создании и развитии музея | С 2000г. функционировал школьный музейный уголок, утвержден музей 28 марта 2012г приказа ОУ - № 144/1 от 28.03.2012г. | |
Направления деятельности музея | Культурно- просветительская, фондовая, поисковая | |
9. | Программа деятельности музея (название, автор, где рассмотрена, с кем согласована, кем утверждена, год издания) | Образовательная программа составлена на основе программы Вансловой Е.Г. «Музей и культура». Тип программы – модифицированная. На программу отводится в течение учебного года 34 недель по 2 часа в неделю, 68 часа в год. Рассмотрена на методическом совете, согласованна с заместителем директора по ВВВР, утверждена директором школы . |
10 | Наличие в музее материалов, собранных учащимися в походах и экспедициях в результате поисковой работы | имеется |
11 | Наличие фонда подлинных памятников | Не имеется |
12 | Проведение экскурсионной и просветительской работы, использование экспозиций и материалов музея | На базе музея проводятся экскурсионная и просветительская работа с использованием материалов музея |
13 | Организация выставок в музее и за его пределами | Кизильский район в годы войны, достижения учащихся школы, работа краеведческого кружка на I районной краеведческой конференции 2010 |
14 | Проведение массовых мероприятий на базе музея | Классные часы «Символы РФ», « Челябинская область и Кизильский район в годы Великой Отечественной войны»,общешкольная линейка « к 75-летию Челябинской области», ко Дню Защитника Отечества « Наши выпускники-участники Чеченской войны», участие в районных семинарах учителей географии и краеведения с презентацией на тему: «Основные направления краеведческой работы музея»; классных руководителей с презентацией музея на тему: «Музей как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения» |
15 | Выступления на краеведческих конференциях, в печати, по радио и телевидению | На базе Дома Школьника, районного историко-краеведческого музея. На страницах районной газеты «Кизильский вестник» |
16 | Экскурсии по музею | Обзорная экскурсия, «Ими гордится школа», «История школы в лицах», «Уголок советского школьника», « История Кизильской крепости», «История Кизильского района», «История Челябинской области», «Русская изба», «Кизильчане-Герои Советского Союза», «Природа родного края». В течение года музей посетило более 300 человек (учащиеся школы, родители, выпускники школы, учителя других школ района, гости). |
17 | Связь школьного музея с научными и государственными учреждениями, общественными организациями | Связь с муниципальным учреждением культуры «Кизильский историко-краеведческий музей», Домом Школьника, муниципальным учреждением культуры Кизильская межпоселенческая библиотека |
18 | Выполнение поисковых и других заданий, научных и государственных учреждений, общественных организаций и частных лиц | Паспортизация школьного музейного уголка, составление перечня ценных экспонатов для Челябинского краеведческого музея, сбор материала для выставки, посвященной Году Учителя для Кизильского историко-краеведческого музея |
19 | Наличие туристического снаряжения | Не имеется |
20 | Наличие поискового снаряжения | Не имеется |
21 | Иные показатели, характеризующие работу музея | Сбор материалов. Фонды музея пополнились на 100 экспонатов, классные летописи, работа краеведческого кружка, исследовательская работа, сбор материалов по экспозициям: «Русская изба», « Почетные граждане Кизильского района», « История школы», « Мой адрес - Советский Союз» |
22 | Поисково-исследовательская работа Тематика поиска: 1.этнография 2. история церкви 3. военная история 4.история поселка 5. личность в истории родного края | А).«Русская изба» в номинации «Школьные музеи» Адищев Дмитрий выступление на краеведческой конференции при Доме Школьника в ноябре 2010 г; Б)« Русская печь»Адищев Дмитрий выступление на научно-практической конференции в МОУ КСОШ№2 и МОУ средняя общеобразовательная школа №64 имени Б.Ручьева г.Магнитогорска в январе-феврале 2009 г; А)«Фотографией застыла память…» Гупало Кирилл выступление на ученической конференции в МОУ КСОШ №2 февраль 2010г; А)«Наш земляк-Антипанов И.З.» Батракова Анастасия выступление на конкурсе МУК «Кизильский историко-краеведческий музей», посвященный 65-годовщине Победы в ВОВ май 2010 г 2 место, « Кизильский район в годы Великой Отечественной войны» Пшеничко Олег 3 место в областном конкурсе «Наследие», « Кизильчане-участники Великой Отечественной войны» Федоров Дмитрий, 3 место в областном конкурсе «Наследие», «Русская изба» Панченко Андрей, 3 место в областном конкурсе « Наследие» А) «История родного края в символике» Мурзагильдина Алина 2008г. Б)« Русская изба» в номинации «Архитектура родного края» Адищев Дмитрий выступление на конкурсе МУК «Кизильский историко-краеведческий музей», посвященный 85-летию Кизильского района май 2011г; А) Федоров Дмитрий участие в конкурсе МУК «Кизильский историко-краеведческий музей» в номинации « Известные люди района» с исследовательской работой о педагогах: Курковой Н.В. и Курбатове И.Г. апрель 2012 |
Паспорт школьного музея
МОУ Кизильская средняя общеобразовательная школа №2
(название образовательного учреждения)
Наименование музея: «Наша история»
Профиль музея : краеведческий
Образовательное учреждение МОУ Кизильская средняя общеобразовательная школа №2 »
Почтовый адрес, телефон: Челябинская область, Кизильский район,с.Кизильское,пер.Центральный-4, 8(35155)3-00-40
Ф.И.О. руководителя музея, его должность : Темирова Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания
Характеристика помещения :
Помещение музея светлое, сухое, теплое. Располагается на втором этаже, в отдельном помещении,2 зала. Площадь музея: 58 кв.м. Окна выходят на восточную сторону. Кроме естественного применяется искусственное освещение помещения. Цветовое оформление кабинета выдержано в светлых тонах.
Разделы экспозиции:
1. « Русская изба»
2. «История родного края»
3. «Почетные граждане района»
4. « Войной опаленные…»
5. «Природа родного края»
6. «Аркаим»
7 «Мой адрес- Советский Союз»
8 «История школы»
Дата открытия школьного музейного уголка: 11.09.2000 года
Дата открытия музея: 28.03.2012
Характеристика фондов музея:
2000г. | 2005г. | 2006-2011г. | |||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||
Музейные предметы (кол-во): | 100 | 200 | 270 | 320 | 330 | 330 | 400 | 800 | 860 |
- основной фонд | 100 | 200 | 250 | 300 | 310 | 310 | 480 | 750 | 810 |
- вспомогательный фонд | - |
10 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 50 | 50 |
Количество экскурсантов | 100 | 150 | 200 | 235 | 240 | 245 | 250 | 260 | 260 |
Название тематических экскурсий: «Ими гордится школа», «История школы в лицах», «Уголок советского школьника», « История Кизильской крепости», «История Кизильского района», «История Челябинской области», «Русская изба», «Кизильчане-Герои Советского Союза», «Природа родного края». | 20 | 20 | 25 | 25 | 30 | 30 | 35 | 35 | 40 |
* Количество уроков, проведенных на базе музея: | 10 | 10 | 20 | 20 | 25 | 35 | 50 | 50 | 60 |
Количество мероприятий в музее: | 10 | 10 | 15 | 20 | 30 | 30 | 35 | 40 | 50 |
Программа школьного
музея МОУ Кизильская СОШ №2
Темирова И.Н.,
руководитель музея,
МОУ Кизильская СОШ№2
1. Пояснительная записка
«Музей - грандиозная памятная
книга человечества»
Л.В. Луначарский
Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.
В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментов нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».
Именно деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города,
быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд.
Все это заставило коллектив нашей школы создать программу деятельности школьного музея , направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время. В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой. Она дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем блокам программы:
- устное народное творчество;
- краеведение;
- милосердие;
- поисковая работа;
- готовность к защите Родины.
Программа деятельности школьного музея открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы в школе, поэтому она представляет собой подпрограмму общей школьной программы воспитания «Стать человеком».
2. Цель и задачи
Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, село, Россию.
Задачи:
- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
- сохранение исторического наследия и исторической памяти;
- сохранение лучших традиций школы, района, города;
- развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
- пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
- организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
- укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
- привлечение к работе родителей учащихся, общественности.
- Прогнозируемые результаты
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:
- достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, технологии;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
- положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
- стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
- пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
- создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
- переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
- развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в области и стране более чем достаточно;
- активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
- учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
- музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
- руководитель музея, учителя, классные руководители, психологи отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
- музей становится центром воспитательной работы в школе.
Реализация программы осуществляется всем педагогическим коллективом. Работа по программе - это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях.
4. Направления деятельности
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом | 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. 3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам. 4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея. 5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями. 6. Составление картотеки музейных предметов. 7. Создание условий для хранения экспонатов. |
Работа с активом музея | 1. Обучение актива основам музееведения. 2. Распределение между активистами музея определенных участков работы. 3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее. 4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы. 5. Участие в издательской деятельности. |
Поисковая научно-исследовательская работа | 1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы. 2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы. 3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы. 4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края. 5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа. 6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток. 7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий. 8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея. 9. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции. |
Экскурсионно-просветительская работа | 1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей. 2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений. 3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми. 4. Дни открытых дверей. 5. Творческие отчеты. 6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. |
Творческая работа | 1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием. 2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений. 3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства. 4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, города, области. 5. Краеведческий кружок "Юный краевед". 6. Уроки Добра |
Организационная работа | 1. Создание актива музея. 2. Планирование работы музея. 3. Создание творческих групп. 4. Составление программы исследовательской деятельности. 5. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся. 6. Оснащение и оборудование школьного музея. |
Методическая и консультативная работа | 1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации. 2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий. 3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ. 4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами. 5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками. Обмен опытом с музеями других школ. 6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея. |
Материально-техническая база | 1. Изготовление стендов, витрин, макетов. 2. Ремонтные и технические работы. 3. Приобретение технических и канцелярских средств. |
5. Реализация программы
1) кружок «Юный краевед»;
2) уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;
3) интегрированные уроки;
4) уроки технического и художественного труда;
5) предмет регионального компонента «Краеведение»;
6) предмет «Основы православной культуры»; « Основы мусульманской культуры», « Основы светской этики»;
7) школа будущих экскурсоводов;
8) школьные традиции;
9) краеведческие экскурсии и походы;
10) организация свободного времени подростков.
6. Программа развития музея Кизильской СОШ №2 на период
2012-2017 учебный год
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к труду учителя.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества. Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания учащихся о родном крае, селе, школе , о людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более уважительным станет отношение к родной природе и земле, к родному селу, родной улице, к своей малой Родине в целом.
Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
В настоящее время школа теряет свой статус и вместе с ней становиться менее престижной профессия учителя. С экранов телевидения обрушивается поток информации, который отрицательно сказывается на профессии учителя. Дорога длиною в одиннадцать классов очень трудна и для родителей, и для ребенка, которому хочется побыстрее пройти этот этап жизни. Но проходит время, и выпускники школы приходят сюда снова, но уже повзрослевшие и понявшие, что как раз этап был стартом для их теперешней жизни. И школьные коридоры кажутся родными, учителя ничуть не постаревшими, и хочется делиться успехами и неудачами, говорить о жизни и не торопиться домой. Потому что школа, оказывается – это частичка твоей души, без которой ты себя уже не представляешь.
Наша школа имеет много хороших традиций. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили раньше и теперь, какие они учителя? А в нашей школе есть о ком рассказывать: многие учителя имеют министерские награды, звания.
Более половины педагогического коллектива -учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться своими учащимися: медалистами и спортсменами, призерами олимпиад и конкурсов, поэтами, военными - вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.
Цели и задачи программы:
Целевым назначением программы является развитие мотивации детей к познанию традицией русской школы, создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности, патриотизма, как значимого личностного качества у детей.
- формировать у детей знание основ традиций школы;
- прививать трудовые навыки и развивать творческие способности;
- воспитывать интерес и уважение детей к профессии учителя, чувство гордости за лучших учеников школы. Создавать условия для самовоспитания личности;
- стимулировать формирование у ребят этических норм и культуры внешнего поведения при поисковой деятельности.
Ведущие направления деятельности
- Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную гражданскую позицию.
- Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности, как в школе, так и в обществе в целом.
- Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции школьников.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеучебном;
- социально-проектном.
7. Сроки реализации программы:
Период 2012-2017 учебный год
1) Разработка программы развития музея «Наша история» и утверждение программы на Педсовете школы.
2) Организация работы с архивом. (сбор информации, фотографий).
3) Оформление стендов по темам.
4)Обновление, реставрация старых альбомов о выпускниках школы,
об участниках Великой Отечественной войны
5) Переписка с выпускниками школы.
6) Обработка собранной информации, написание отчетов ; создание
мультимедийных презентаций, выпуск музейных газет, выпуск
тематических папок-раскладушек, создание передвижных выставок.
Открытие музея школьного музея 28 марта 2012 года
7) экскурсии по музею.
8) Классные часы по темам: «История развития школы», «Они
Сражались за Родину», «Знаменитые выпускники школы» и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Получение целостной картины по истории развития школы и ее традиций.
- Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
- Выявление и сбор информации о школе: учителях, выпускниках.
- Сохранение собранной информации.
- Рациональное использование и пропаганда материалов о школе.
- Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести лепту в историю школы, оставить после себя след.
- Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
- Влияние на выбор профессии учащимися.
- Приобщение учащихся к исследовательской работе.
- Изменение социальной и гражданской позиции учащихся, учителей и родителей.
8. План работы школьного музея
на 2012 - 2013 учебный год
Руководитель музея Темирова И.Н.
Директор МОУ КСОШ №2: Смелова Л.Г.
Сроки проведения | Планируемое мероприятие | Ответственный |
Сентябрь | - создание и утверждение музейного актива учащихся; - обсуждение, составление плана работы музея на 2012-2013 учебный год; - обновление музейной экспозиции; - составление плана экскурсий; - подготовка экскурсоводов в соответствии с тематикой и планом проведения экскурсий; - оформление информационного стенда « История школа"; | Темирова И.Н. Соколовская Н.В. |
Октябрь | - участие в организации и проведении «Обзорной экскурсии» (ознакомление с экспозицией музея, историей его создания, тематическими разделами); - участие в районной краеведческой конференции, посвященной Году Истории | актив учащихся Темирова И.Н. |
Ноябрь | - сбор материалов по истории школы, об учителях-ветеранах, -участие в семинаре руководителей школьных музеев района на базе районного историко-краеведческого музея | актив учащихся учащиеся 11 кл. Темирова И.Н. |
Декабрь | - Участие в областном конкурсе исследовательских работ « Наследие» -экспозиционная работа в рамках операции « Бабушкин сундук» - создание и защита презентаций и проектов по теме: «Моя родословная» | Уч-ся 10-11 кл. Темирова И.Н. 1-11 классы 5-6 классы |
Январь | - сбор материалов и создание альбома об участниках Великой Отечественной войны-родственников учащихся и учителей школы - участие в мероприятиях, посвященных 270-летию основания Кизильской крепости ( в течении года) | актив учащихся 9 класс 1-11классы Темирова И.Н. Кл.руководители |
Февраль | -инвентаризация и систематизация материалов школьного музея: создание инвентарной книги - сбор материалов по истории школы - спектакль-реконструкция в экспозиции « Русская изба» по сказке « Каша из топора» 4 класс | актив учащихся Темирова И.Н. Отв. по классам Шиловей О.А. |
Март | - подготовка и проведение экскурсий , посвященных истории создания Кизильской крепости( к 270-летию основания) для учащихся 1-6 классов - маршрутная краеведческая игра-эстафета 5-6 кл. ( к 270-летию Кизильской крепости) - участие в конкурсе « Умники и Умницы» 9-11 кл. | актив учащихся 11 класс Темирова И.Н. |
Апрель | -обновление музейной экспозиции; - участие в районных конкурсах , посвященному 270-летию основания Кизильской крепости. | актив учащихся все классы |
Май | - участие в подготовке и проведении Вахты памяти, посвященной Дню Победы. -УРОК МУЖЕСТВА Встреча с ветеранами. -формирование нового состава краеведческого кружка « Юные краеведы» - составление перспективного плана работы. | актив учащихся 1-11 класс 6-7 классы Темирова И.Н. |
10 Система массовых мероприятий.
В рамках деятельности музея «Наша история » регулярными стали ежегодная операция « Бабушкин сундук»,выставки творческого характера и тематические экскурсии:
- Выставка «Воины-участники чеченской войны-выпускники КСОШ №2»,
- Выставка «Ветераны педагогического труда», « Педагоги школы-участники пионерского движения», « 270 лет Кизильской крепости»
- Тематическая экскурсия «Школа вчера, сегодня, завтра», «Они сражались за Родину», «Почетные граждане района», « Уголок советского школьника», «Русская изба», « История Кизильской крепости», « Природа родного края».
- Участие в районных выставках рисунка, конкурсе исследовательских работ под девизом «Это - наша история» к 85-летию Кизильского района,
« Умники и Умницы», посвященного 270-летию Кизильской крепости.
- Участие в районном конкурсе «Патриотической песни»,
классный час «85 лет Кизильскому району», «270-летие Кизильской крепости»
- Участие в конкурсах исследовательских в рамках областного краеведческого движения «Отечество»,» Наследие», « Возрождение».
- Маршрутные игры-эстафеты по истории родного края
- Выездные экскурсии в Природно-ландшафтный музей-заповедник Аркаим
- Участие в ученических конференциях на базе Кизильской СОШ №2 и СОШ №64 им. Б Ручьева г. Магнитогорска
11.Организация просветительской деятельности
Силами кружка «Юные краеведы» ,руководителя школьного музея , директора школы проводятся школьные и районные семинары, «круглые столы», конференции, классные часы на актуальные, злободневные темы.
12. Сотрудничество музея с ОУ
Школьный музей тесно сотрудничает с районным историко-краеведческим музеем, районной библиотекой, Домом Школьника, архивным отделом районной администрации .
13. Создание музейных объединений
На базе школьного музея с 2000 года работает кружок «Юные краеведы». Работа кружка непосредственно связана с музейными практиками и соответствует всем направлениям деятельности музея.
14. Структура органов самоуправления музея
Основной структурной единицей школьного музея является актив музея. Актив музея выбирается из наиболее активных учащихся, занимающихся поисковой и архивной работой по одному человеку от класса .При этом учитываются интерес и склонность к музейной работе, коммуникабельность и чувство ответственности. Выпускники обязаны передать свои знания и опыт начинающим активистам.
15. Права и обязанности членов актива школьного музея:
- Актив музея - добровольное творческое формирование учащихся в возрасте 12-17 лет.Для совместной деятельности их объединяет общие интересы и склонность к гуманитарным наукам.
- Члены актива обязаны:
- Активно работать в своих отделах-экспозициях
- Нести ответственность за порученное дело и сохранность исторического фондового материала музея.
- Знать работу других отделов
- Члены актива музея имеют право:
- Участвовать в работе совета содействия музею
- Вносить предложения в работу актива и музея в целом
- Самостоятельно общаться с информационными источниками
- За активную работу члены актива смогут быть представлены к награждению
16. Список членов кружка «Юные краеведы»:
- Адищев Сергей 7 кл.
- Шарыгин Николай 7 кл.
- Кобелькова Анастасия 7 кл.
- Бочкарев Семен 8 кл.
- Романенко Глеб 8 кл.
- Передельская Екатерина 7 кл.
- Карягина Анастасия 7 кл.
- Кулешова Екатерина 7 кл.
- Тарасов Влад 7 кл.
- Огурцова Татьяна 8 кл.
Предварительный просмотр:
Портфолио
музея муниципального общеобразовательного
учреждения Кизильской средней общеобразовательной
школы № 2,
расположенного на территории Кизильского района Челябинской области
Нормативно-правовая база деятельности школьного музея:
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
« О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
2. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ
№ 28-15-181/1 от 12марта 2003 г
« О деятельности музеев образовательных учреждений»
3. Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года №3266-1
( редакция от 9 февраля 2007 года)
4. Положение о музейных фондах российской Федерации от 12 февраля
1998 года №179
5. Приказ МОУ Кизильская СОШ № 144/1 от 28.03.2012г.
« Об учреждении школьного музея ».
6. Программа школьного музея МОУ Кизильская СОШ №2
Организация деятельности музея
МОУ Кизильская СОШ №2
«НАША ИСТОРИЯ»
Информационная карта
музея муниципального общеобразовательного
учреждения Кизильской средней общеобразовательной
школы № 2,
расположенного на территории Кизильского района Челябинской области
Название образовательного учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение Кизильская средняя общеобразовательная школа № 2 | |
Юридический адрес | 457610 Челябинская область, Кизильский район, с.Кизильское, пер.Центральный,4 | |
ФИО директора, телефон | Смелова Любовь Геннадьевна 8(35155)3-00-40 | |
ФИО руководителя музея | Темирова Ирина Николаевна 89512506555 | |
Наличие собственного сайта музея | - | |
Количество обучающихся, постоянно работающих в музее | 10 человек | |
Краткая историческая справка о создании и развитии музея | С 2000г. функционировал школьный музейный уголок, утвержден музей 28 марта 2012г приказа ОУ - № 144/1 от 28.03.2012г. | |
Направления деятельности музея | Культурно- просветительская, фондовая, поисковая | |
9. | Программа деятельности музея (название, автор, где рассмотрена, с кем согласована, кем утверждена, год издания) | Образовательная программа составлена на основе программы Вансловой Е.Г. «Музей и культура». Тип программы – модифицированная. На программу отводится в течение учебного года 34 недель по 2 часа в неделю, 68 часа в год. Рассмотрена на методическом совете, согласованна с заместителем директора по ВВВР, утверждена директором школы . |
10 | Наличие в музее материалов, собранных учащимися в походах и экспедициях в результате поисковой работы | имеется |
11 | Наличие фонда подлинных памятников | Не имеется |
12 | Проведение экскурсионной и просветительской работы, использование экспозиций и материалов музея | На базе музея проводятся экскурсионная и просветительская работа с использованием материалов музея |
13 | Организация выставок в музее и за его пределами | Кизильский район в годы войны, достижения учащихся школы, работа краеведческого кружка на I районной краеведческой конференции 2010 |
14 | Проведение массовых мероприятий на базе музея | Классные часы «Символы РФ», « Челябинская область и Кизильский район в годы Великой Отечественной войны»,общешкольная линейка « к 75-летию Челябинской области», ко Дню Защитника Отечества « Наши выпускники-участники Чеченской войны», участие в районных семинарах учителей географии и краеведения с презентацией на тему: «Основные направления краеведческой работы музея»; классных руководителей с презентацией музея на тему: «Музей как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения» |
15 | Выступления на краеведческих конференциях, в печати, по радио и телевидению | На базе Дома Школьника, районного историко-краеведческого музея. На страницах районной газеты «Кизильский вестник» |
16 | Экскурсии по музею | Обзорная экскурсия, «Ими гордится школа», «История школы в лицах», «Уголок советского школьника», « История Кизильской крепости», «История Кизильского района», «История Челябинской области», «Русская изба», «Кизильчане-Герои Советского Союза», «Природа родного края». В течение года музей посетило более 300 человек (учащиеся школы, родители, выпускники школы, учителя других школ района, гости). |
17 | Связь школьного музея с научными и государственными учреждениями, общественными организациями | Связь с муниципальным учреждением культуры «Кизильский историко-краеведческий музей», Домом Школьника, муниципальным учреждением культуры Кизильская межпоселенческая библиотека |
18 | Выполнение поисковых и других заданий, научных и государственных учреждений, общественных организаций и частных лиц | Паспортизация школьного музейного уголка, составление перечня ценных экспонатов для Челябинского краеведческого музея, сбор материала для выставки, посвященной Году Учителя для Кизильского историко-краеведческого музея |
19 | Наличие туристического снаряжения | Не имеется |
20 | Наличие поискового снаряжения | Не имеется |
21 | Иные показатели, характеризующие работу музея | Сбор материалов. Фонды музея пополнились на 100 экспонатов, классные летописи, работа краеведческого кружка, исследовательская работа, сбор материалов по экспозициям: «Русская изба», « Почетные граждане Кизильского района», « История школы», « Мой адрес - Советский Союз» |
22 | Поисково-исследовательская работа Тематика поиска: 1.этнография 2. история церкви 3. военная история 4.история поселка 5. личность в истории родного края | А).«Русская изба» в номинации «Школьные музеи» Адищев Дмитрий выступление на краеведческой конференции при Доме Школьника в ноябре 2010 г; Б)« Русская печь»Адищев Дмитрий выступление на научно-практической конференции в МОУ КСОШ№2 и МОУ средняя общеобразовательная школа №64 имени Б.Ручьева г.Магнитогорска в январе-феврале 2009 г; А)«Фотографией застыла память…» Гупало Кирилл выступление на ученической конференции в МОУ КСОШ №2 февраль 2010г; А)«Наш земляк-Антипанов И.З.» Батракова Анастасия выступление на конкурсе МУК «Кизильский историко-краеведческий музей», посвященный 65-годовщине Победы в ВОВ май 2010 г 2 место, « Кизильский район в годы Великой Отечественной войны» Пшеничко Олег 3 место в областном конкурсе «Наследие», « Кизильчане-участники Великой Отечественной войны» Федоров Дмитрий, 3 место в областном конкурсе «Наследие», «Русская изба» Панченко Андрей, 3 место в областном конкурсе « Наследие» А) «История родного края в символике» Мурзагильдина Алина 2008г. Б)« Русская изба» в номинации «Архитектура родного края» Адищев Дмитрий выступление на конкурсе МУК «Кизильский историко-краеведческий музей», посвященный 85-летию Кизильского района май 2011г; А) Федоров Дмитрий участие в конкурсе МУК «Кизильский историко-краеведческий музей» в номинации « Известные люди района» с исследовательской работой о педагогах: Курковой Н.В. и Курбатове И.Г. апрель 2012 |
Паспорт школьного музея
МОУ Кизильская средняя общеобразовательная школа №2
(название образовательного учреждения)
Наименование музея: «Наша история»
Профиль музея : краеведческий
Образовательное учреждение МОУ Кизильская средняя общеобразовательная школа №2 »
Почтовый адрес, телефон: Челябинская область, Кизильский район,с.Кизильское,пер.Центральный-4, 8(35155)3-00-40
Ф.И.О. руководителя музея, его должность : Темирова Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания
Характеристика помещения :
Помещение музея светлое, сухое, теплое. Располагается на втором этаже, в отдельном помещении,2 зала. Площадь музея: 58 кв.м. Окна выходят на восточную сторону. Кроме естественного применяется искусственное освещение помещения. Цветовое оформление кабинета выдержано в светлых тонах.
Разделы экспозиции:
1. « Русская изба»
2. «История родного края»
3. «Почетные граждане района»
4. « Войной опаленные…»
5. «Природа родного края»
6. «Аркаим»
7 «Мой адрес- Советский Союз»
8 «История школы»
Дата открытия школьного музейного уголка: 11.09.2000 года
Дата открытия музея: 28.03.2012
Характеристика фондов музея:
2000г. | 2005г. | 2006-2011г. | |||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||
Музейные предметы (кол-во): | 100 | 200 | 270 | 320 | 330 | 330 | 400 | 800 | 860 |
- основной фонд | 100 | 200 | 250 | 300 | 310 | 310 | 480 | 750 | 810 |
- вспомогательный фонд | - |
10 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 50 | 50 |
Количество экскурсантов | 100 | 150 | 200 | 235 | 240 | 245 | 250 | 260 | 260 |
Название тематических экскурсий: «Ими гордится школа», «История школы в лицах», «Уголок советского школьника», « История Кизильской крепости», «История Кизильского района», «История Челябинской области», «Русская изба», «Кизильчане-Герои Советского Союза», «Природа родного края». | 20 | 20 | 25 | 25 | 30 | 30 | 35 | 35 | 40 |
* Количество уроков, проведенных на базе музея: | 10 | 10 | 20 | 20 | 25 | 35 | 50 | 50 | 60 |
Количество мероприятий в музее: | 10 | 10 | 15 | 20 | 30 | 30 | 35 | 40 | 50 |
Программа школьного
музея МОУ Кизильская СОШ №2
Темирова И.Н.,
руководитель музея,
МОУ Кизильская СОШ№2
1. Пояснительная записка
«Музей - грандиозная памятная
книга человечества»
Л.В. Луначарский
Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.
В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментов нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».
Именно деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города,
быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд.
Все это заставило коллектив нашей школы создать программу деятельности школьного музея , направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время. В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой. Она дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем блокам программы:
- устное народное творчество;
- краеведение;
- милосердие;
- поисковая работа;
- готовность к защите Родины.
Программа деятельности школьного музея открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы в школе, поэтому она представляет собой подпрограмму общей школьной программы воспитания «Стать человеком».
2. Цель и задачи
Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, село, Россию.
Задачи:
- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
- сохранение исторического наследия и исторической памяти;
- сохранение лучших традиций школы, района, города;
- развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
- пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
- организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
- укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
- привлечение к работе родителей учащихся, общественности.
- Прогнозируемые результаты
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:
- достижения обучающихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, технологии;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
- положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
- стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
- пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;
- создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
- переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
- развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в области и стране более чем достаточно;
- активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
- учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
- музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
- руководитель музея, учителя, классные руководители, психологи отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
- музей становится центром воспитательной работы в школе.
Реализация программы осуществляется всем педагогическим коллективом. Работа по программе - это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях.
4. Направления деятельности
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом | 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение. 3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам. 4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея. 5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями. 6. Составление картотеки музейных предметов. 7. Создание условий для хранения экспонатов. |
Работа с активом музея | 1. Обучение актива основам музееведения. 2. Распределение между активистами музея определенных участков работы. 3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее. 4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы. 5. Участие в издательской деятельности. |
Поисковая научно-исследовательская работа | 1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы. 2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы. 3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы. 4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края. 5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа. 6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток. 7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий. 8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея. 9. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции. |
Экскурсионно-просветительская работа | 1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей. 2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений. 3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми. 4. Дни открытых дверей. 5. Творческие отчеты. 6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. |
Творческая работа | 1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием. 2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений. 3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства. 4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, города, области. 5. Краеведческий кружок "Юный краевед". 6. Уроки Добра |
Организационная работа | 1. Создание актива музея. 2. Планирование работы музея. 3. Создание творческих групп. 4. Составление программы исследовательской деятельности. 5. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся. 6. Оснащение и оборудование школьного музея. |
Методическая и консультативная работа | 1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации. 2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий. 3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ. 4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами. 5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками. Обмен опытом с музеями других школ. 6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея. |
Материально-техническая база | 1. Изготовление стендов, витрин, макетов. 2. Ремонтные и технические работы. 3. Приобретение технических и канцелярских средств. |
5. Реализация программы
1) кружок «Юный краевед»;
2) уроки истории, литературы, музыки, изобразительного искусства;
3) интегрированные уроки;
4) уроки технического и художественного труда;
5) предмет регионального компонента «Краеведение»;
6) предмет «Основы православной культуры»; « Основы мусульманской культуры», « Основы светской этики»;
7) школа будущих экскурсоводов;
8) школьные традиции;
9) краеведческие экскурсии и походы;
10) организация свободного времени подростков.
6. Программа развития музея Кизильской СОШ №2 на период
2012-2017 учебный год
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к труду учителя.
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества. Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания учащихся о родном крае, селе, школе , о людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более уважительным станет отношение к родной природе и земле, к родному селу, родной улице, к своей малой Родине в целом.
Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.
В настоящее время школа теряет свой статус и вместе с ней становиться менее престижной профессия учителя. С экранов телевидения обрушивается поток информации, который отрицательно сказывается на профессии учителя. Дорога длиною в одиннадцать классов очень трудна и для родителей, и для ребенка, которому хочется побыстрее пройти этот этап жизни. Но проходит время, и выпускники школы приходят сюда снова, но уже повзрослевшие и понявшие, что как раз этап был стартом для их теперешней жизни. И школьные коридоры кажутся родными, учителя ничуть не постаревшими, и хочется делиться успехами и неудачами, говорить о жизни и не торопиться домой. Потому что школа, оказывается – это частичка твоей души, без которой ты себя уже не представляешь.
Наша школа имеет много хороших традиций. И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили раньше и теперь, какие они учителя? А в нашей школе есть о ком рассказывать: многие учителя имеют министерские награды, звания.
Более половины педагогического коллектива -учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться своими учащимися: медалистами и спортсменами, призерами олимпиад и конкурсов, поэтами, военными - вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.
Цели и задачи программы:
Целевым назначением программы является развитие мотивации детей к познанию традицией русской школы, создание необходимых организационно-педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности педагогического коллектива, органов детского самоуправления по формированию гражданственности, патриотизма, как значимого личностного качества у детей.
- формировать у детей знание основ традиций школы;
- прививать трудовые навыки и развивать творческие способности;
- воспитывать интерес и уважение детей к профессии учителя, чувство гордости за лучших учеников школы. Создавать условия для самовоспитания личности;
- стимулировать формирование у ребят этических норм и культуры внешнего поведения при поисковой деятельности.
Ведущие направления деятельности
- Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную гражданскую позицию.
- Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности, как в школе, так и в обществе в целом.
- Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции школьников.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеучебном;
- социально-проектном.
7. Сроки реализации программы:
Период 2012-2017 учебный год
1) Разработка программы развития музея «Наша история» и утверждение программы на Педсовете школы.
2) Организация работы с архивом. (сбор информации, фотографий).
3) Оформление стендов по темам.
4)Обновление, реставрация старых альбомов о выпускниках школы,
об участниках Великой Отечественной войны
5) Переписка с выпускниками школы.
6) Обработка собранной информации, написание отчетов ; создание
мультимедийных презентаций, выпуск музейных газет, выпуск
тематических папок-раскладушек, создание передвижных выставок.
Открытие музея школьного музея 28 марта 2012 года
7) экскурсии по музею.
8) Классные часы по темам: «История развития школы», «Они
Сражались за Родину», «Знаменитые выпускники школы» и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Получение целостной картины по истории развития школы и ее традиций.
- Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
- Выявление и сбор информации о школе: учителях, выпускниках.
- Сохранение собранной информации.
- Рациональное использование и пропаганда материалов о школе.
- Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести лепту в историю школы, оставить после себя след.
- Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
- Влияние на выбор профессии учащимися.
- Приобщение учащихся к исследовательской работе.
- Изменение социальной и гражданской позиции учащихся, учителей и родителей.
8. План работы школьного музея
на 2012 - 2013 учебный год
Руководитель музея Темирова И.Н.
Директор МОУ КСОШ №2: Смелова Л.Г.
Сроки проведения | Планируемое мероприятие | Ответственный |
Сентябрь | - создание и утверждение музейного актива учащихся; - обсуждение, составление плана работы музея на 2012-2013 учебный год; - обновление музейной экспозиции; - составление плана экскурсий; - подготовка экскурсоводов в соответствии с тематикой и планом проведения экскурсий; - оформление информационного стенда « История школа"; | Темирова И.Н. Соколовская Н.В. |
Октябрь | - участие в организации и проведении «Обзорной экскурсии» (ознакомление с экспозицией музея, историей его создания, тематическими разделами); - участие в районной краеведческой конференции, посвященной Году Истории | актив учащихся Темирова И.Н. |
Ноябрь | - сбор материалов по истории школы, об учителях-ветеранах, -участие в семинаре руководителей школьных музеев района на базе районного историко-краеведческого музея | актив учащихся учащиеся 11 кл. Темирова И.Н. |
Декабрь | - Участие в областном конкурсе исследовательских работ « Наследие» -экспозиционная работа в рамках операции « Бабушкин сундук» - создание и защита презентаций и проектов по теме: «Моя родословная» | Уч-ся 10-11 кл. Темирова И.Н. 1-11 классы 5-6 классы |
Январь | - сбор материалов и создание альбома об участниках Великой Отечественной войны-родственников учащихся и учителей школы - участие в мероприятиях, посвященных 270-летию основания Кизильской крепости ( в течении года) | актив учащихся 9 класс 1-11классы Темирова И.Н. Кл.руководители |
Февраль | -инвентаризация и систематизация материалов школьного музея: создание инвентарной книги - сбор материалов по истории школы - спектакль-реконструкция в экспозиции « Русская изба» по сказке « Каша из топора» 4 класс | актив учащихся Темирова И.Н. Отв. по классам Шиловей О.А. |
Март | - подготовка и проведение экскурсий , посвященных истории создания Кизильской крепости( к 270-летию основания) для учащихся 1-6 классов - маршрутная краеведческая игра-эстафета 5-6 кл. ( к 270-летию Кизильской крепости) - участие в конкурсе « Умники и Умницы» 9-11 кл. | актив учащихся 11 класс Темирова И.Н. |
Апрель | -обновление музейной экспозиции; - участие в районных конкурсах , посвященному 270-летию основания Кизильской крепости. | актив учащихся все классы |
Май | - участие в подготовке и проведении Вахты памяти, посвященной Дню Победы. -УРОК МУЖЕСТВА Встреча с ветеранами. -формирование нового состава краеведческого кружка « Юные краеведы» - составление перспективного плана работы. | актив учащихся 1-11 класс 6-7 классы Темирова И.Н. |
10 Система массовых мероприятий.
В рамках деятельности музея «Наша история » регулярными стали ежегодная операция « Бабушкин сундук»,выставки творческого характера и тематические экскурсии:
- Выставка «Воины-участники чеченской войны-выпускники КСОШ №2»,
- Выставка «Ветераны педагогического труда», « Педагоги школы-участники пионерского движения», « 270 лет Кизильской крепости»
- Тематическая экскурсия «Школа вчера, сегодня, завтра», «Они сражались за Родину», «Почетные граждане района», « Уголок советского школьника», «Русская изба», « История Кизильской крепости», « Природа родного края».
- Участие в районных выставках рисунка, конкурсе исследовательских работ под девизом «Это - наша история» к 85-летию Кизильского района,
« Умники и Умницы», посвященного 270-летию Кизильской крепости.
- Участие в районном конкурсе «Патриотической песни»,
классный час «85 лет Кизильскому району», «270-летие Кизильской крепости»
- Участие в конкурсах исследовательских в рамках областного краеведческого движения «Отечество»,» Наследие», « Возрождение».
- Маршрутные игры-эстафеты по истории родного края
- Выездные экскурсии в Природно-ландшафтный музей-заповедник Аркаим
- Участие в ученических конференциях на базе Кизильской СОШ №2 и СОШ №64 им. Б Ручьева г. Магнитогорска
11.Организация просветительской деятельности
Силами кружка «Юные краеведы» ,руководителя школьного музея , директора школы проводятся школьные и районные семинары, «круглые столы», конференции, классные часы на актуальные, злободневные темы.
12. Сотрудничество музея с ОУ
Школьный музей тесно сотрудничает с районным историко-краеведческим музеем, районной библиотекой, Домом Школьника, архивным отделом районной администрации .
13. Создание музейных объединений
На базе школьного музея с 2000 года работает кружок «Юные краеведы». Работа кружка непосредственно связана с музейными практиками и соответствует всем направлениям деятельности музея.
14. Структура органов самоуправления музея
Основной структурной единицей школьного музея является актив музея. Актив музея выбирается из наиболее активных учащихся, занимающихся поисковой и архивной работой по одному человеку от класса .При этом учитываются интерес и склонность к музейной работе, коммуникабельность и чувство ответственности. Выпускники обязаны передать свои знания и опыт начинающим активистам.
15. Права и обязанности членов актива школьного музея:
- Актив музея - добровольное творческое формирование учащихся в возрасте 12-17 лет.Для совместной деятельности их объединяет общие интересы и склонность к гуманитарным наукам.
- Члены актива обязаны:
- Активно работать в своих отделах-экспозициях
- Нести ответственность за порученное дело и сохранность исторического фондового материала музея.
- Знать работу других отделов
- Члены актива музея имеют право:
- Участвовать в работе совета содействия музею
- Вносить предложения в работу актива и музея в целом
- Самостоятельно общаться с информационными источниками
- За активную работу члены актива смогут быть представлены к награждению
16. Список членов кружка «Юные краеведы»:
- Адищев Сергей 7 кл.
- Шарыгин Николай 7 кл.
- Кобелькова Анастасия 7 кл.
- Бочкарев Семен 8 кл.
- Романенко Глеб 8 кл.
- Передельская Екатерина 7 кл.
- Карягина Анастасия 7 кл.
- Кулешова Екатерина 7 кл.
- Тарасов Влад 7 кл.
- Огурцова Татьяна 8 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Портфолио школьного музея
материал о школьном музее...
Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.
laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...
«Разработки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий с применением ресурсов школьного музея Дениса Давыдова и музеев Ульяновской области»
В проекте представлены разработки двух интегрированных уроков математики и истории и одного музейного часа с презентациями к ним.Особенностью разработанных уроков и музейного часа является сочет...