Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края 5 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края . разработана на основе программы АГИПКРО, состоит из 34 часов, программа адаптированна на возрастную группу 5 классников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_altaya_5_klass.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
Рассмотрено на заседании МО протокол №___6______ от «_28_»__мая_____2014г. | СОГЛАСОВАНО Заседание МС протокол №_________ «___» _____________ 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 62» _____Вологодская Е.В. Приказ №___________ от «____»____________ 2014 г. |
Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края.
II ступень
5 класс
Срок реализации программы 2013/2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы регионального компонента содержания образования «История и культура Алтайского края» авторского коллектива И. А. Жерносенко – доцента центра гуманитарно-эстетического образования АКИПКРО, Л. В. Золовкина – директора научно-методического центра начального профессионального образования, А. А. Пережогина – старшего преподавателя центра гуманитарно-эстетического образования и др. – г. Барнаул: АКИПКРО, 2006г. Допущена комитетом образования Алтайского края.
Составитель: Швенк С.М., учитель истории и обществознания
Барнаул
2014гг.
Пояснительная записка.
Реализуется за счет компонента образовательного учреждения учебного плана.
Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы регионального компонента содержания образования «История и культура Алтайского края» авторского коллектива И. А. Жерносенко – доцента центра гуманитарно-эстетического образования АКИПКРО, Л. В. Золовкина – директора научно-методического центра начального профессионального образования, А. А. Пережогина – старшего преподавателя центра гуманитарно-эстетического образования и др. – г. Барнаул: АКИПКРО, 2006г.
Допущена Коллегией комитета Алтайского края по образованию. Приказ № 5\6 от 28.10.2005
. Современное школьное образование акцентирует внимание на проблему гуманитаризации обучения в школе, выделяя роль предметов гуманитарного цикла. Необходимо создать условия для становления личности ребенка. Развитие личностных качеств человека: духовность, патриотизм, толерантность, гражданское самосознание, способность к самореализации, социальность невозможны без знания истории и культуры Алтайского края. Понятие «малая Родина» приобретает значение структурирующего элемента в формировании содержания исторического, гуманитарно-филологического и культурологического образования. Эта программа посвящена проблемам формирования содержания и методов изучения исторических процессов в Алтайском крае. Рассматривается Алтайский край как территориальный, историко-культурный и этногенетическое образование, сформировавшееся на территории русского и российского государства с древнейших времен до Великой Отечественной войны, сыгравшего значительную роль в евразийских историко-культурных процессах. Современное административно-территориальное образование «Алтайский край» органично входит в границы концепта «Алтай».
Программа предусматривает реализацию содержания регионального компонента в 5 классе основной школы в пределах 1 час в неделю.
Задачи:
Выявление общих закономерностей в историко -культурном развитии края.
Изучение особенностей историко культурного процесса на Алтае.
Знакомство с основными историко культурными памятниками и именами.
Углубление аналитических способностей учащихся.
Развитие творческих способностей и интереса к истории и культуре малой родины.
Приобщение к поисковой и исследовательской работе.
Предлагаемое логическое содержание курса по хронологии вписывает прошлое Алтая в российскую и всемирную историю и соответствуют программам Федерального компонента историко -культурного образования.
Принципы
Концентрический (содержание программы структурировано по основным разделам, которые должны быть отражены с учетом возрастных особенностей учащихся в учебных планах)
Хронологический (материал выстроен в соответствии с хронологией историко-культурного процесса)
Интегративный (предлагается единый курс, основанный на целостном представлении об историко-культурных процессах на Алтае)
Принцип соответствия психолога возрастным особенностям развития учащихся.
Принцип избыточности.
Принцип системности ( курс это целостное системное образование, содержание программы соотносится с основным предметным содержанием )
Аксиологический(отбор материала производился с учетом общепризнанной и общезначимой ценности)
Типологический(типология культуры дана в рамках логики историко-культурного развития)
Методы обучения:
Урок, проектная деятельность, поисковая, экскурсии.
Данная программа пополняет список имеющихся программ, учебных и методических пособий по проблемам изучения истории и культуры Алтая.
Учащиеся должны знать:
-основные этапы историко-культурного процесса на Алтае,
-основные виды и жанры искусства, получившие развитие на Алтае.
-основные направления и стили художественной культуры на Алтае.
-выдающихся деятелей истории и художественной культуры Алтая, наиболее значимые события и произведения.
-особенности языка различных видов народного и профессионального искусства на Алтае.
Уметь:
-соотносить исторические процессы на Алтае с историческими процессами отечественной и мировой истории,
-узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением региональной культуры,
-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов регионального и отечественного искусства.
-пользоваться различными источниками информации о региональной культуре.
-выполнять учебные и творческие задания.
Использовать, осуществлять и реализовывать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
-выбирать путь своего культурного развития,
-организовывать личный и коллективный досуг,
-выражать собственные суждения о явлениях алтайской культуры прошлого и современности,
-осуществлять личностную историко-культурную самоидентификацию
Содержание программы:
№ раздела. | Название раздела. | Кол-во Час. |
1 | Природные и климатические условия развития культуры Алтая. | 2 |
2 | Древний Алтай. | 5 |
3 | Средневековый Алтай. | 5 |
4 | Алтай в 18 веке. | 5 |
5 | История Алтая в 19 веке. | 5 |
6 | Алтайский край в 20 веке. | 8 |
7 | Алтай на рубеже тысячелетий. | 4 |
Природные и климатические условия развития культуры Алтая(2часа)
Границы Алтайского региона на разных этапах истории его народов и истории российского государства. Современные границы Алтайского края. Климат, растительный и животный мир, плодородие почв, природные ресурсы- естественные предпосылки возникновения и высокого уровня художественной жизни древних обитателей региона.
Основные историко-культурные эпохи. Исторические и культурные памятники, исторические деятели Алтая, явления художественной культуры Алтая.
Древний Алтай(5часов)
Древнейшие люди Хозяйство древних охотников и собирателей, их быт и жилище. Находки на Улалинке Денисова пещера
.Изменение климата, исчезновение мамонтовой фауны .Новые формы хозяйственной деятельности. Изменение форм хозяйствования .Древнейшие погребения. Могильники Усть-Иша , Усть-Алейка.
Большемысцы и афанасьевцы -роль местного и пришлого населения в их формировании. Первые металлические изделия. Появление производящего хозяйства Могильник Большой мыс.
Население края в бронзовом веке. Хозяйство и быт .Бронзолитейное производство .Комплексный характер хозяйственной деятельности .Поселение и жилища.
Население края в раннем железном веке . Каменцы, староалейцы, кулайцы. Начало великого переселения народов.
Хозяйство и быт. Железоделательное производство .Появление городищ.
Общественные отношения, искусство, религия.
Первые упоминания о скифах греками и китайцами. Пазырыкская культура .История открытия .Государственное устройство .Торговые связи .Скифо-сибирский звериный стиль.
Произведения из дерева,,, , войлока, кожи, кости, железа ,золота, серебра. Погребальная обрядность . Мумификация.
Средневековый Алтай(5)
Великое переселение народов. Гунны, тюрки, миф о Ашине. Тюркский каганат. Государственное устройство, Этнокультурная ситуация на территории Алтая.
Армия, дипломатические отношения и завоевания .Культура тюрков на Алтае .Руническая письменность .Музыкальное творчество тюрков.
Монгольское время .Алтай в составе Золотой и Белой Орды. Погребение воинов и обычных дружинников.
Образование Джунгарского ханства. Появление Западных монголов на Алтае. Подчинение алтайских племен джунгарам .Северные и южные алтайцы.
Особенности мифологических представлений кочевых племен Алтая .Культурно-бытовые традиции.
Художественно-поэтические образы в сказаниях.
Алтай в 18 веке(5)
Джунгарское ханство, взаимоотношение с Россией.
Первые русские деревни на территории края .Сельскохозяйственные занятия, промыслы первопоселенцев.
Заселение края после 1747 г «пришлые « и добровольные поселенцы.
Гибель Джунгарского ханства и принятие южными алтайцами русского подданства. Создание Колывано-Кузнецкой оборонительной линии.
Открытие русскими медных руд. Становление Демидовских предприятий .Колывано-Воскресенский и Барнаульский заводы.
Начало промышленной добычи . Открытие рудного золота на Змеиной горе.
Социальный состав русского населения, система управления, военно-горный строй.
Начало камнерезного дела на Алтае. Религиозные обряды русского населения .Бытовая культура русских крестьян.
Горнозаводские школы, училища, система подготовки инженерно-технических и медицинских кадров..Горнозаводские лечебные учреждения.
И.И.Ползунов., К.Д .Фролов.
История Алтая в 19 веке(5часов)
Территория Колывано-воскресенского горного округа. Развитие казенной золотопромышленности. Положение приписных крестьян .Подготовка и обучение «горной элиты»
Влияние заводских порядков на развитие крестьянского общества Роль старообрядцев.
Социальные и экономические последствия реформы .Кризис промышленности. Состояние путей сообщения на Алтае. Пароходство на Алтае. Характер торговли.
Влияние реформы 1861 года на сельское хозяйство .Возникновение предпринимательства в сельском хозяйстве.
Самовольные переселенцы .Особенности и условия переселения в 60-80е годы 19 века.
Место Алтая в географических открытиях .Создание географической карты Алтая.
Развитие системы образования. Типы начальной школы на Алтае, роль ссыльных в общественной жизни.
Роль церкви. Развитие миссионерских школ. Деятельность Алтайской духовной миссии.
Литературная жизнь Алтая(Гуляев) Ядринцев- поэт и публицист .Театральная жизнь Барнаула .Художники Алтая .Традиции градостроительства на Алтае. Деревянное зодчество.
Алтайский край в 20 веке(8)
Экономические и социальные изменения в промышленности в начале 20 века. Монополизация. Иностранный капитал в промышленности. Завершение сибирской землеустроительной реформы.
Строительство новых железных дорог .Развитие торговли и банковское дело на Алтае. Крупнейшие предприниматели.
Общественно-политическая жизнь в начале 20 века. Рабочее движение.
Установление Советской власти и Гражданская война. Формирование «красного и белого» лагерей на Алтае. Правление Белополяков и Колчака. Партизанское движение. Крестьянские восстания 1920-1922годов.
Новые условия и новые веяния. Возникновения образования.
Особенности Нэпа на Алтае. Восстановление экономики, Кооперативное движение.
Коллективизация, индустриализация. Раскулачивание .Трудовой энтузиазм. Создание промышленности на Алтае.
Культура и искусство Советского Алтая: Бажов, Гребенщикова, Егоров…
Коммунистическая партия на Алтае. Противоречия в общественной жизни.
Строительство. Развитие народного образования .Шишков, Низовой, Казанский.
Алтай в годы Вов. Эвакуация промышленных предприятий. Патриотизм народа. Движение Тысячников . Герои ВОВ- наши земляки.
Восстановление послевоенной промышленности, развитие сельского хозяйства, транспорта, пароходства.
Алтай в жизни русских писателей.
Алтайский край в 1950-1980хгодах. Внутриполитические изменения.»Оттепель».Освоение целины. Научно-техническая политика.
Творчество Шукшина.
Творчество Юдалевич, Дворцов, Квин, Башунов…
Алтай на рубеже тысячелетий(4часа)
Алтайский край во второй половине 1980-начале 2000х годов. Современная социально-экономическая , политическая и культурная ситуация в стране.
Постсоветский период развития Алтая, изменение социальной структуры общества. Промышленность, сельское хозяйство, фермерство, образование, наука, культурная жизнь.
Реставрация религиозных исканий на Алтае :восстановление и открытие православных храмов. Реставрация религиозно-политического движения в Горном Алтае проблема сектантства и религиозной интервенции.
Алтайская краевая писательская организация. Страницы истории и современность. Алтайская литературная периодика и их литературно-художественная и социальная роль в развитии культурных и литературных традиций на Алтае.
Поурочно- Тематическое планирование:
Предмет-история и культура Алтая.
Классы-5а,5б..
Учитель- Швенк С.М.
Кол-во час-34 часа ( 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во час | Контр. Раб. | Лабор. Раб. | другое |
Природные и климатические условия развития культуры Алтая | 2 | ||||
1 | Границы Алтайского региона. Климат, растительный и животный мир. | 1 | |||
2 | Основные историко-культурные эпохи. Исторические деятели Алтая. | 1 | |||
Древний Алтай | 5 | ||||
3 | Древнейшие люди. Изменение климата, форм хозяйствования. | 1 | |||
4 | Население края в бронзовом веке. Хозяйство и быт. | 1 | |||
5 | Население края в раннем железном веке. Начало Великого переселения народов. | 1 | |||
6 | Скифо-сакский период. Пазырыкская культура. | 1 | |||
7 | Искусство древнего Алтая. | 1 | |||
Средневековый Алтай. | 5 | ||||
8 | Великое переселение народов. Роль кочевников в истории Европы. | 1 | |||
9 | Культура тюрков на Алтае. Армия и завоевания тюрков. | 1 | |||
10 | Монгольское время. Алтай в составе Орды. | 1 | |||
11 | Образование джунгарского ханства. Северные и южные алтайцы. | 1 | |||
12 | Искусства и культура средневекового Алтая. | 1 | |||
Алтай в 18 веке | 5 | ||||
13 | Джунгарское ханство, его территория и население. Россия и Джунгария. | 1 | |||
14 | Заселение края после 1747г. Состав русского населения, система управления, военно-горный строй. | 1 | |||
15 | Открытие алтайских медных руд. Начало промышленной добычи | 1 | |||
16 | Начало камнерезного дела на Алтае. Горнозаводские школы и училище. | 1 | |||
17 | Религиозные обряды русского населения. Бытовая культура русских крестьян. | 1 | |||
История Алтая в 19 веке. | 5 | ||||
18 | Колывано -Воскресенский горный округ. | 1 | |||
19 | Социально-экономические, политические и религиозные последствия реформы 1861 года. | 1 | |||
20 | Самовольные переселенцы 60-80е годы. Особенности и условия переселения. | 1 | |||
21 | Духовная жизнь Алтая в 18 веке. Роль старообрядцев. Деятельность духовной миссии. | 1 | |||
22 | Культура и искусство Алтая 19века. | 1 | |||
Алтайский край в 20 веке | 8 | ||||
23 | Экономические и социальные изменения в начале 20 века. | 1 | |||
24 | Общественно-политическая жизнь в начале 20 века. | 1 | |||
25 | Установление Советской власти и Гражданская война на Алтае. | 1 | |||
26 | НЭП, коллективизация и индустриализация на Алтае | 1 | |||
27 | Алтай в года Великой отечественной войны. | 1 | |||
28 | Алтай в послевоенный период. | 1 | |||
29 | Алтай в 1960-1980х годах. | 1 | |||
30 | Культура и искусство Алтая в 20 веке. | 1 | |||
Алтай на рубеже тысячелетий | 4 | ||||
31 | Алтайский край во второй половине 1980-2000годов. | 1 | |||
32 | Постсоветский период в развитии культуры Алтая. Изменения в обществе. | 1 | |||
33 | Реставрация религиозно-философских исканий на Алтае. | 1 | |||
34 | Культура и искусство современного Алтая. | 1 |
Список литературы:
- А. А. Худяков «История Алтайского края». Учебное пособие для средней школы. – Барнаул. Алтайское книжное издательство, 1976 г.
- История Алтая. Часть I, II: Учебное пособие. – Барнаул: Издательство Алтайского университета, 1995 г.
- Земля сибирская, алтайская…: Учебное пособие по регионоведению\Сост.:Г.И.Витовтова, А.Р.Ивонин, Н.С.Цивина.-Барнаул:ОАО»Алтайский полиграфический комбинат»,1999.-Часть1.Древний период-первая половина x1xвека.-264с.:ил.
- Энциклопедия Алтайского края. – Барнаул: Алт. Издат., 1995 г.
- И. А. Жерносенко, М.Л. Шалобод, С.Я. Щеброва «Лекции по истории культуры Алтая». Учебные материалы для учителя, преподающего региональный компонент в общеобразовательной школе. – Барнаул: АКИПКРО, 2004 г. ИКТ. Визуальный ряд к учебным материалам для учителя. Традиционный фольклор народов Горного Алтая.
- Булыгин Ю. С. «Первые крестьяне на Алтае». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1974 г.
- В.Ф. Гришаев «Сыны Алтая и Отечества» III. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989 г.
- Бородкин «Исторические рассказы о Барнауле». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1963 г.
- И. К. Галкина «Искусство Алтая». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989 г.
- Н. Я. Савельева «Сыны Алтая и Отечества». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1988 г.
- М. Ф. Розен «Очерки об исследователях и исследованиях Алтая (XVIII – начало XX вв.)». – Барнаул: День. 1996 г.
- Т. М. Степанская. «Служили Отечеству на Алтае». – Барнаул: Пикет, 1998 г
- Пшеничный А.Г. История Алтая (древнейший период)5-6класс.
.
- Интернет.
Лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...
Рабочая программа по Истории и культуре мордовского края 5 класс
пояснительная записка...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 5 класс ФГОС
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс ФГОС
Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для 6 класса ФГОС...