Методическая копилка
рабочая программа по краеведению по теме

Рогачева Анна Ивановна

Разработки уроков, внеклассных занятий, презентации, тесты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13»

Образовательная программа дополнительного образования детей

клуб

«Я – гусевчанин»

для детей 12 – 14 лет.

Срок реализации программы 3 года.

SAM_2511

SAM_2455

Составитель: Рогачева А.И.

учитель истории и обществознания

МБОУ ООШ № 13, высшая категория,

г. Гусь-Хрустальный

Владимирской области

Члены клуба – учащиеся 6-8 класса

                                                           Гусь - Хрустальный

                                                               

                                                                2012

                                                    Пояснительная записка

Курс  истории России не предусматривает систематического изучения истории родного края. Хотя в каждом учебнике по истории Отечества встречается название – Владимиро-Суздальская Русь. Не только в России, но и за её пределами известны прекрасные творения русской старины: церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире, памятники города - музея Суздаля и других древних городов Мурома, Юрьев-Польского, Александрова. Всем знакомы имена великих князей Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Александра Невского, живописца Андрея Рублёва, полководца Александра Суворова, государственного деятеля М.М. Сперанского, учёных, братьев А.Г. и Н.Г. Столетовых, И. М. Губкина, оружейника В.А. Дегтярёва и других известных людей прославивших наш край. История Владимирского края определила историю всей России. У каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, из них рождается любовь к Родине, своей стране, своему государству. Именно поэтому я отвожу особое место изучению истории родного края в системе исторического образования учащихся.

Мы живем в удивительно прекрасном городе, с поэтическим названием Гусь – Хрустальный. Наш город по праву  считается центром стекольной промышленности России. Здесь находится собор святого Георгия, городское озеро, Баринова роща,  мальцовские домики. В нашем городе живут и работают талантливые художники, писатели, музыканты, спортсмены. Учащиеся школы должны продолжать традиции образования, просвещения, стать патриотами своего города, быть нравственно - воспитанными. А для этого нужно быть знатоками края. Это и определило название клуба «Я -  гусевчанин» и цель:

  1. Создать условия для общения учащихся с шедеврами материальной и художественной культуры нашего города, экспонатами уникального музея имени Мальцовых.
  2. Расширить возможности получения знаний из различных источников.
  3. На этой основе развить чувство сопричастности с родной историей, способствовать самоидентификации ребёнка как патриота и гражданина.

Задачи:

  • Дать общее понятие об историческом краеведении и его роли в историческом  образовании.
  • Проиллюстрировать ход этого процесса местным материалом.
  • Развивать способность быть зрителем, слушателем, читателем.
  • Работать с текстами, первоисточниками, дополнительной литературой, репродукциями, фотографиями, анализировать их, понимать смысл, отбирать главное.
  • Писать сообщения, доклады, исследовательские работы, принимать участие в городских исторических играх.
  • Ориентироваться в историческом прошлом на примере Владимирской области и своего родного города Гусь – Хрустального.

Принципы отбора материала:

  1. Доступность: степень сложности материала определяется уровнем усвоения и  преподавания истории.
  2. Преемственность: материал интегрируется с курсом истории.
  3. Социальная значимость: знания истории нашего города позволят учащимся принять участие  в городских исторических играх, будут  использованы для учебных презентаций.

                Основные дидактические принципы работы с клубовцами:

  1. Занятия в кружке должны приносить радость от интеллектуальных и духовных открытий, находок, догадок, озарений.
  2. Необходимо применять на занятиях различные виды деятельности для

         поддержания интереса и предупреждения усталости у учащихся.

  1. Творческий труд должен быть оценен тактично и доброжелательно.
  2. Главные критерии успешности работы учащихся:
  • удовольствие от работы;
  • диалогичность;
  • оригинальность личного мнения;
  • активность.

Результат познавательной деятельности:

1. Участие в исторической олимпиаде;

2. Участие в ежегодном конкурсе   «Знатоков Отечественной истории»;

3.Участие в ежегодных городских «Никоновских чтениях»;

4.Участие в городском конкурсе социальных проектов «Я - гражданин России»

5.Заполнение рабочей тетради по краеведению, как вариант дидактического материала к уроку и внеклассной работе.

6.Создание портфолио «Я – юный краевед».

7.Составление компьютерных презентаций по краеведению.

Режим занятий

Общее число часов в год – 34.

С февраля 2014 года  3 часа в неделю

Периодичность занятий 3 часа в неделю (пятница 7 урок), суббота 7 – 8  урок

Количество обучающихся 2012-2013 учебный год – 28,

 

                                                  2013 -2014 учебный год – 28,

                                                 

                                                   2014-2015 учебный год – 28.

 

Портфолио учащегося МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13»

Что такое портфолио ученика?

  • Ученическое портфолио - это способ описания, фиксации, оценки и самооценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения (это новая современная форма работы учителя предметника, классного руководителя,

которая позволяет им представить отчет по процессу образования каждого ученика, ученику – анализировать динамику личных достижений). Данный метод был апробирован педагогическим коллективом школы №2010 г. Москвы.

 

 Виды портфолио:

  • Портфолио документов;
  • Портфолио работ;
  • Портфолио отзывов о достижениях ученика;
  • Портфолио – комбинированная модель.    

Цель составления портфолио:

  • Создать условия для самоосознания ребенком себя Патриотом и Гражданином, для его национальной  самоидентификации.

Для чего необходимо портфолио?

Я считаю, что комбинированная модель портфолио нужна для решения следующих задач:

  • Самоопределение молодого человека в современном мире,
  • Отслеживание собственного личностного роста,
  • Проявление коммуникативных способностей,
  • Повышение уровня открытости при обсуждении личностных проблем,
  • Умение дать адекватную самооценку при выборе своего жизненного пути.

Прогнозируемые результаты:

  • Работа над портфолио даст ученику возможности для самосовершенствования;
  • Классному руководителю (учителю) - для реализации индивидуального подхода в процессе воспитания личности ученика.

Портфолио может быть размещено на листах  формата А 4, хранится в папке с файлами.

         Учебно – тематический план на 2012-2013 учебный год.

 

№ п\п

Содержание занятия

Сроки проведения

I.

Работа над составлением портфолио

«Я- гусевчанин»

В течении года

1стр. ФИО уч-ся, фото.

сенсентябрь

2стр. Немного о себе, о родителях.

сентябрь

3стр. Моя родословная.  

октябрь

4стр. Из истории города Гусь-Хрустального.

октябрь

5стр. Любимые места родного города:  *памятники,

ноябрь

*парки,

*площадь Свободы,

*церкви

*кафе;

*кинотеатр и т.д.

6 стр. Вот эта улица, вот этот дом (фото дома, в котором живет твоя семья), (происхождение имени улицы).

декабрь

7 стр. Города Владимирской области, где я был (а) (фото, краткие сведения о городе, своё впечатление о посещении города)

январь

8стр. Самое старое здание в нашем городе (фото, история Свято – Троицкого храма - Акиманская церковь).

февраль

9стр. Я – ученица (к)  МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13)

март

*история школы;

*список класса

 *фото класса

10стр. Герб моей семьи

апрель

11 стр. Выпускники школы - известные люди нашего города.

апрель

II.

Презентация ученических портфолио.

Апрель-май 

Учебно – тематический план на 2013-2014 учебный год.

№п\п

                            Содержание занятия

Сроки проведения

1.

История хрустального завода.

сентябрь

2.

История текстильного комбината

октябрь

3.

История завода Стекловолокно

ноябрь

4.

История  стеклозавода имени Ф.Э. Дзержинского

декабрь

5.

История арматурного завода.

январь

6.

Составление презентаций «2014 год-год культуры»

февраль

7.

Работники культуры – учителя нашей школы.

февраль

8.

Работники культуры - наши родители.

февраль

9.

Участие в «Никоновских чтениях»

март

10.

История молококомбината

март

11.

История завода «Гусаръ»

март

12.

История завода особо чистого кварцевого стекла.

март

13.

История хлебокомбината.

апрель

14.

История ВИА» Лаутары»

май

15.

История ДЦ «Исток»

май

16.

Л.А. Коган и Козляева Д.И. «Работники клуба имени Ленина».

май

17-23.

Презентация ученических портфолио.

май

Учебно – тематический план на 2014-2015 учебный год.

№п\п

                            Содержание занятия

Сроки проведения

1.

Почетные граждане города Гусь – Хрустального.

сентябрь

2.

3.

Ковалев Семен Николаевич,

Дубинин Владимир Тимофеевич.

октябрь

4.

5.

Быкова Раиса Ильинична,

Муратов Владимир Сергеевич.

ноябрь

6.

7.

Фигуровский Аристарх Алексеевич,

Бобров Евгений Александрович.

декабрь

8.

9.

Рогов Евгений Иванович,

Шилов Виктор Викторович.

январь

10.

11.

Шапорев Евгений Владимирович,

Гулоян Юрий Абрамович.

февраль

12.

13

Крылова Майя Ивановна,

Яхаев Леев Иванович.

март

14.

15.

Данилова Тамара Ивановна,

Казаков Борис Александрович.

апрель

16.

17 -20.

Морев Валерий Владимирович.

Презентация ученических портфолио

май

Используемая литература для педагога:

1.По Гусь – Хрустальному. История. Люди. Достижения. – А.А.Чистяков, Н.Т.Пак. Издательство «Транзит-Икс»,2003.

2.Н.Т.Пак «Новые страницы из истории Георгиевского собора». Материалы исследований Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ), сборник №8, Владимир, 2002.

3.Владимирская энциклопедия «Библиографический словарь».

Владимир,2002.

4.Каталог «Памятники истории и культуры Владимирской области». Владимир. 1996.

5.Малые города России. Гусь-Хрустальный. Очерки истории Мещерского края. Изд-во «Мещера», 2006.

6. Гусь-Хрустальный – столица Мещерского края. Сборник авторов под редакцией Пак Н.Т., Скулова Е.И., Владимирова В.В. и др. Издательство «Ремарко», 2009.

Используемая литература для детей:

1.Малые города России. Гусь-Хрустальный. Очерки истории Мещерского края. Изд-во «Мещера», 2006.

2. Гусь-Хрустальный – столица Мещерского края. Сборник авторов под ред. Скулова В.А. Изд-во «Ремарко, 2009.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....