Основные вехи создания музея Боевой Славы Михневской средней школы
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

Абжалимова Ирина Анатольевна

Презентация содержит результаты исследовательской работы учеников 8 класса по выяснению основных этапов создания музея, поиска имен основателей музея и активных участников создания экспозиции. Музей был открыт в нашей школе в 1966 году и существует по сей день. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Михневская СОШ Зарождение и становление музея Боевой Славы (у истоков создания музея Михневской средней школы) Автор : Абжалимова И.А Учитель истории М ихнево- 2013

Слайд 2

Наш край имеет свою историю и богатое прошлое. История малой родины хранит немало загадок, поэтому ее необходимо изучать и сохранять. В нашей школе работает музей боевой славы. Он - центр сохранения истории родного края, поселка Михнево, его жителей, истории нашей школы и ее учеников и учителей

Слайд 3

Задачи исследования Систематизировать документы по созданию музея (приказы по школе, записи в Книге отзывов); Выявить основные вехи создания музея Собрать материал об основателях музея Провести опрос учителей, выпускников, учащихся школы («Что вы знаете о создателях музея?»)

Слайд 4

Этапы работы над исследованием: 1 этап – посещение экскурсий в музее, сбор информации о зарождении поисковой работы и создания музея (ноябрь-декабрь 2012года). 2 этап - беседы с руководителем музея и одним из его создателей Лосевой Валентиной Васильевной ( январь 2013года). 3 этап - систематизация собранного материала, составление коллажа «Основатели музея», написание исследовательской работы, подготовка видео презентации (февраль 2013 года).

Слайд 5

Основные сведения об основателях и этапах создания музея были получены: из школьной книги приказов; книги отзывов об экскурсиях в музее; воспоминаний Лосевой В.В. - учителя истории Михневской средней школы и одновременно участницы создания музея; публикаций Егоровой О.Ф.; материалов музея.

Слайд 6

I этап. У истоков создание музея. Поисковая работа. С 1960 по 1983 год директором школы был Магницкий Е.А..По профессии он был учителем истории. Проблема сохранения памяти о своей земле, ее истории, земляках всегда была близка ему

Слайд 7

II этап. Создание музея. Документы, фотографии, некоторые экспонаты были собраны в течении 1965-1966 учебного года , весной 1966 началась обработка материала и оформление экспозиции. Экспозицию музея было решено разместить на втором этаже в коридоре школы.

Слайд 8

III этап. Туристско-поисковая работа на местах боев. Летом 1966 года через московское экскурсионное бюро «Спутник» для учеников Михневской средней школы в сопровождении учителей были организованы поездки в города-Герои. В местах боев были разрешены раскопки и сбор материала (осколки снарядов, солдатские каски и котелки, гильзы и др.).

Слайд 9

IV этап. Переезд в новое здание школы. В 1971 году было построено новое здание средней школы в Михнево. Новое возрождение музея связано с именем военрука Михневской средней школы Калашникова Юрия Федоровича, участника ВОВ..

Слайд 10

В ходе работы над исследованием были составлены: реестр приказов по школе таблица хронологии и географии поисковой работы проследили этапы зарождения и становления музея.

Слайд 11

Учениками выявлено: особо активно работа проводилась в 1966-1968гг., 1971-1973гг., 1980-1985гг., 2006-2012гг.,что связано с поиском материалов для музея, формированием экспозиции, переездом в новое здание школы, возрождением военно-патриотического воспитания школьников. нам удалось узнать имена создателей музея: Магницкого Е.А., Лосевой В.В., Егоровой О.Ф., Калашникова Ю.Ф. в книге Памяти Михневской средней школы мы разыскали имена учеников активно участвовавших в поисковой работе и оформлении музея.

Слайд 12

Двери музея открыты для учеников, гостей, жителей поселка. В этом году наша школа будет отмечать 75-летие первого выпуска.. В день празднования юбилея мы будем проводить экскурсии для выпускников разных лет.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Михневская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

                               

                                           Исследовательская работа.

             «Зарождение и становление музея Боевой Славы.

        ( у истоков создания музея Михневской средней школы)».

                                                                                                             

Автор:

                                                                           Абжалимова Ирина Анатольевна

Учитель истории и руководитель музея

                                                   

                                            Михнево -  2013

Содержание:

  1. Введение____________________________________________________
  2. Основная часть. Этапы создания музея.___________________________
  1. Первый этап. У истоков создания музея._____________________
  2. Второй этап. Создание музея.______________________________
  3. Третий этап. Туристско- поисковая работа на местах боев.______
  4. Четвертый этап. Переезд в новое здание школы_______________
  1. Заключение.__________________________________________________
  2. Приложения__________________________________________________

               

   Зарождение и становление музея Боевой Славы

(у истоков создания  музея Михневской средней школы)

 

1.Введение. 

Наш край имеет свою историю и богатое прошлое. История малой родины  хранит немало загадок, поэтому ее необходимо изучать и сохранять.

Собирая по крупицам историю родного края, проникаешься чувством глубокого уважения и гордости за родные с детства места. Еще больше начинаешь любить родную землю, родные населенные пункты, их названия, что за ними скрывается - далекое, дорогое для тебя прошлое и настоящее.

         В нашей школе работает музей боевой славы. Он  - центр сохранения истории родного края, поселка Михнево, его жителей, истории нашей школы и ее учеников и учителей. Каждый из учеников  Михневской средней школы  знаком с его экспозицией. Посетив очередную экскурсию в музее, мы решили более подробно узнать  историю создания музея  и педагогов, стоящих у истоков его основания.

Задачи исследования:

  • Систематизировать документы по созданию музея (приказы по школе, записи в Книге отзывов);
  • Выявить основные вехи создания музея
  • Собрать материал об основателях музея
  • Провести опрос учителей,  выпускников, учащихся школы («Что вы знаете о создателях музея?»)

Этапы работы над исследованием:

1 этап – посещение экскурсий в музее, сбор информации о зарождении поисковой работы и создания музея,  беседы с руководителем музея и одним из его создателей Лосевой Валентиной Васильевной  ( ноябрь – декабрь 2012года).

2 этап  - уточнение и проверка собранной информации (январь 2013года)

3 этап - систематизация собранного материала, составление коллажа «Основатели музея», написание исследовательской работы, подготовка видео презентации (февраль 2013 года).

Нами было проведено анкетирование учащихся, учителей, выпускников Михневской школы о том:  Что они знают о школьном музее, его создателях, о современной жизни музея.

В результате опроса выявилось следующее :

  • Все школьники разных возрастных групп  посещали музей с экскурсиями;
  • учителя, которые сами закончили Михневскую школу, активно участвовали в пополнении материала музея, его оформлении, лично знали создателей музея;
  • выпускники школы имеют возможность посетить музей на юбилейных встречах выпускников и помнят музей по времени своей учебы в нашей школе;
  • многие родители нашего класса окончили Михневскую среднюю школу. Они помнят и ценят работу музея, т.к. здесь собран материал о наших земляках;
  • 50% опрошенных находят в экспозиции музея сведения о своих родственниках или знакомых.

Проблема исследования:

  • нет целостной картины истории создания музея

Цель исследования:

  • выявить исторический путь создания музея боевой славы

Актуальность работы:

  • история школы, малой родины, родины предков всегда важна и нужна. Ее интересней изучать через знакомство с историческими  личностями и просто жителями данной местности, которые и творят историю своего края. Мы  хотим продолжать краеведческую работу в школе, проводить экскурсии в нашем музее, сохранять память о михневцах.

Практическая значимость:

  • сведения данной  исследовательской работы пополнят краеведческую копилку в школьном краеведческом музее и библиотеке;
  • данную работу можно использовать на занятиях нашего  краеведческого коллектива «Юный михневец»;
  • разработать текст   экскурсии на тему «Создатели школьного музея боевой славы» и проводить ее  в школьном  музее с видео презентацией;
  •  подготовить презентацию;
  • написать статью по собранным материалам.

Изученность темы:

  • отдельной работы об основателях музея не существует, есть общая обзорная экскурсия по музею боевой славы.

Объект исследования:

  • история музея боевой славы Михневской средней школы.

Предмет исследования:

  • основные этапы создания музея

Методы исследования:

  •  выявление исторических источников;
  • сравнение и объединение исторических источников для получения представления о  дате основания музея;
  • визуальный метод  (экскурсия в музее);
  • анкетирование учителей и учеников по истории музея;
  • фотографирование объектов.

Характеристика источников:

Диапазон исторических сведений о создании музея охватывает ряд вопросов:

  • история названия музея,
  • его основатели,
  • побудительные причины создания музея,
  • сбор материала и экспонатов,
  •  выделение материального обеспечения.

 Основные сведения об основателях и этапах создания музея были получены:

  • из школьной книги приказов;
  • книги отзывов об экскурсиях в музее;
  • воспоминаний Лосевой В.В. - учителя истории Михневской средней    

   школы и одновременно участницы создания музея;

  • публикаций Егоровой О.Ф.;
  • материалов музея.

2.Этапы создания музея Боевой Славы.

2.1 Первый этап.  У истоков создание музея. Поисковая работа.

 С 1960 по 1983 год директором школы  был Магницкий Е.А.[Приложение №1] Все эти годы, все силы, все время отдавалось любимому делу. Евгения Антониновича отличало большое трудолюбие, высокая ответственность, чрезвычайная собранность, четкость в работе, беспредельное уважение к учителю и ученику. Под его руководством сложился дружный, постоянный педагогический коллектив. По профессии он был учителем истории.  Проблема сохранения памяти о своей земле, ее истории, земляках всегда была близка ему. Евгений Антонинович был участником Великой Отечественной войны. И идея создания музея боевой славы также  была ему близка. Музей «Боевой славы» при школе был открыт в 1966г. в здании старой красной кирпичной  школы, где сегодня располагается Михневская начальная школа. Он  стал центром военно-патриотического воспитания. По воспоминаниям Валентины Васильевны Лосевой, идея создания музея была озвучена директором после очередного совещания по патриотическому воспитанию. Он пригласил двух пионервожатых Лосеву Валентину Васильевну, Зотикову Лидию Ивановну [Приложение №2] и секретаря комсомольской организации  Корвякову Татьяну Анатольевну. Сказал: «Давайте, попробуем, создать музей боевой славы!».  Учится, было не у кого, ни в районе, ни в области подобных школьных музеев еще не было. В стране только  начиналось поисковое движение,  и большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Долго думали с чего начать. Пришли к выводу, что материал музея должен  быть,  прежде всего,   о земляках - участниках войны, работниках тыла п. Михнево и Михневского района.  В поисковой работе активное участие должны были принять все ученики школы. Было решено разбить все улицы поселка и ближайших деревень на зоны пионерского действия. В Михнево (бывшем районном центре) существовала тогда своя типография, там заказали бланки анкет для опроса жителей поселка. За каждым классом была закреплена своя улица, ни один дом, ни одна квартира не была пропущена. Те ученики, которые жили в соседних деревнях (Липитино, Астафьево, Сидорово, Кузьмины, Старокурово и др.) должны были собрать материал о своих односельчанах. Заходя в каждый дом, ученики опрашивали жителей по следующим вопросам анкеты:

  • кто в вашей семье воевал? ФИО.
  • Учился ли в нашей школе? (попутно собирали краеведческий материал)
  • Ушел ли на фронт добровольцем?
  • Вернулся ли с войны?
  • Какие имел награды?
  • Просили передать в фонд музея документы, фотографии, красноармейские книжки, почетные грамоты, письма (если было жалко передать в дар, то забирали перефотографировать)

Помощь в оформлении экспозиции оказывал руководитель школьного фотокружка Федор Иванович, к сожалению, фамилия неизвестна.

2.2.Второй этап. Создание музея.

   Документы, фотографии, некоторые экспонаты  были собраны в течении 1965-1966  учебного года , весной 1966 началась обработка материала и оформление экспозиции. Непосредственное участие в этой работе принимали: директор школы Магницкий Е.А., учитель истории Егорова Ольга Федоровна, пионервожатые Лосева В.В.,Зотикова Л.И., художник завода МЗВЗ ( к сожалению помнят только его имя Лев). Он нарисовал купол рейхстага как фон экспозиции (сохранено и существует до сих пор в музее) и картину «Красноармейцы» (сейчас размещена в зале Славы около 30 кабинета).  Экспозицию музея было решено разместить на втором этаже в рекреации школы, т.к. свободных кабинетов не было. Оформление шло по выходным, после уроков. Не расходились по домам до 23 часов. По воспоминаниям Лосевой В.В.: «Ольга Федоровна сварит дома картошки и принесет нам поесть».  В экспозиции музея  был размещен немецкий самолет, сбитый в д. Екиматово. Ученики его откапали, отчистили, надраили как самовар. К сожалению, во время переезда школы в новое здание он был утерян. В ходе оформления экспозиции  выяснили количество  выпускников школы, погибших  на фронте. В знак памяти о них было принято решение установить обелиск  у здания  школы.  В установке памятника активно участвовали шефы-комсомольцы завода МЗВЗ и класс учителя истории Нилкиной Антонины Дмитриевны.   Открытие музея должно было произойти к новому 1966-1967 учебному году.

2.3Третий этап. Туристско- поисковая работа на местах боев.

   Летом 1966 года через московское экскурсионное бюро «Спутник» для учеников Михневской средней школы в сопровождении учителей были организованы поездки в города-Герои. В местах боев были  разрешены раскопки и сбор материала (осколки снарядов, солдатские каски и котелки, гильзы и др.). Поездки стали возможны, потому что в школе была своя грузовая бортовая машина ГАЗ-51 №25-43-ЮАЗ.  На ней  работал   водитель первого класса Рожков Владимир Иванович. Вся группа ехала в кузове грузовика. Туда стелили матрасы, договаривались о ночевках в школах. Весь маршрут строго разрабатывался и утверждался «Спутником». В летний период 1966 года педколлективом и учащимися школы была проведена большая поисковая работа по местам боевой, трудовой и революционной славы Советского народа». Группа учащихся под руководством преподавателя Сурковой М.В. прошла по пути боевых действий дивизии генерала Осликовского от района Ожерелья до Ясной поляны. Группа учащихся под руководством Егоровой О.Ф. и Мигалиной К.А. совершили путешествие по маршруту Михнево – Смоленск - Минск- Брестская крепость- Михнево. Группа учащихся под руководством Васильевой Н.А. совершили поход на Каширскую ГРЭС. Все группы собрали ценный материал для музея боевой славы. Особую активность проявили: Магницкий Николай, Хорикова Нина, Гришаева Ирина, Панина Ольга, Балаховская Ольга, Кузнецов Василий, Беляков Олег, Бокарев Виктор, Соловьев Владимир и многие другие. Активисты поискового движения приняли участие во Всероссийском слете в деревне Петрищево на месте казни Зои Космодемьянской. 10 и 11 сентября 1966 года группа туристов школы под руководством преподавателя Дреман А.С. на районном слете туристов по подведению итогов летней работы, посвященной 25-летию разгрома фашистов под Москвой, заняли первое место среди средних школ Ступинского района. По итогам поисковой работы школа была награждена кубком победителей походов, почетной грамотой ГК ВЛКСМ,  макетом гильзы-снаряда со священной землей городов - Героев. В книге приказов 12.09.1966 [Приложение№3] отмечено: «Весь собранный и оформленный материал и собранные экспонаты поместить в школьный музей боевой славы».  Первого сентября 1966 года произошло торжественное открытие экспозиции музея боевой славы, которая существовала до 1971 года. [Приложение №4]10 июля 1967 года была направлена группа учащихся 10-х классов в автомобильно-туристское путешествие по маршруту: Михнево - Батуми- Новороссийск - Севастополь - Михнево на 25 дней. Цель – собрать материал для музея боевой славы.

2.4. Четвертый этап. Переезд в новое здание школы.

    В 1971 году было построено новое здание средней школы в Михнево. Школа переезжала  осенью после окончания 1 четверти. Собирали и перевозили  экспонаты музея. В ходе переезда много экспонатов и материалов  было утеряно. До сей  поры,   неизвестна судьба, найденного в деревне Екиматово ребятами,  самолета. Для сохранности фондов было решено открыть музей в учебном кабинете № 63, но продолжать там проводить уроки. Это  решение затрудняло  экскурсионно-музейную работу.  

 Новое возрождение музея связано с именем военрука Михневской средней школы Калашникова Юрия Федоровича [Приложение №5], участника ВОВ.  К 35-летнему юбилею  Победы было решено провести реконструкцию в 63 кабинете.  Убрать из него  парты, разместить только музей. Юрий Федорович вместе завхозом Лис Иваном  Григорьевичем и учителем труда Михеевым Матвеем Викторовичем делали ремонт, сами сколачивали стенды. Военнослужащие воинской части «Торбеево» помогали с оформлением. Параллельно шла работа по подготовке к открытию памятника «Солдатская мать» на территории школы. [Приложение №6] Все  было завершено к 9 мая 1980 года. Утром 9 мая к нам в поселок приехало центральное телевидение, которое снимало это важное для жителей поселка событие. Среди гостей были представители администрации поселка, района, участники Великой Отечественной войны-жители Михнево, однополчане Юрия Федоровича и, конечно же,   ученики, учителя и жители поселка. Прошел торжественный митинг, возложение венков и цветов к памятнику, шествие школьников в парк поселка к памятникам воинам и жителям поселка. Погибшим в годы Великой Отечественной войны.

3. Заключение.

 В ходе работы над исследованием нами были составлены реестр приказов [Приложение №7] по школе за период с августа 1966 года по март 1980года, относящиеся к работе музея и таблица хронологии и географии поисковой работы за 1966-1967 годы [Приложение №8]. Это помогло нам систематизировать материал. Мы проследили этапы зарождения и становления музея.

 Нами выявлено: 

1.Особо активно работа проводилась в 1966-1968гг., 1971-1973гг., 1980-1985гг., 2006-2012гг., что связано с поиском материалов  для музея, формированием экспозиции, переездом в новое здание школы, возрождением военно-патриотического воспитания школьников.

2.Нам удалось узнать имена создателей музея: Магницкого Е.А., Лосевой В.В., Егоровой О.Ф., Калашникова Ю.Ф.

3.В книге Памяти Михневской средней школы мы разыскали имена учеников активно участвовавших в поисковой работе и оформлении музея.

Работа на перспективу:

1.Написание статьи «История музея Боевой Славы».

2.Подготовка экскурсии  «Этапы создания музея Боевой Славы».

3 . Проведение экскурсии для 5-х классов ко Дню Победы.

Нельзя не сказать о сегодняшней работе музея. Одна из основателей музея Лосева В.В. продолжает руководить им, пополнять экспозицию, хранить память о наших земляках.  Двери музея  открыты для учеников, гостей, жителей поселка. В этом году школа будет отмечать 75-летие первого выпуска. Вся школа  готовится к этой дате. В день празднования юбилея  мы будем проводить экскурсии для выпускников разных лет. Материал нашей исследовательской работы ляжет в основу одной из тематических экскурсий. Может на празднике будут бывшие ученики – активные участники создания музея. Им будет приятно узнать, что мы о них помним и продолжаем их дело.

 

                     4. Приложения.

1.Фотография директора Михневской средней школы Магницкого Е.А..

2.Фотография  пионервожатых Лосевой В.В. и Зотиковой Л.И..

3. Ксерокопия из книги приказов по Михневской средней школе (приказ №364).

4. Фотография первой экскурсии в музее в здании новой школы в 1971году.

5.Фотография  военрука Михневской средней школы Калашникова Ю.Ф..

6.Открытие памятника «Солдатская мать» 09.05.80г..

7. Реестр приказов по Михневской средней школе, относящихся к работе музея.

8. Таблица хронологии и географии поисковой работы.

Приложение №7.   Реестр приказов по Михневской средней школе ,  относящихся к   музею Боевой славы.

дата

№ приказа

содержание

подпись

1

23 августа 1966 года

№358

Провести туристический поход по заданию: познакомится с участниками строительства Каширской ГРЭС (1919-1922гг.)

Директор: Магницкий Е.А.

2

1 сентября 1966 года

№363

Открыть в Михневской средней школе музей Боевой Славы

Директор: Магницкий Е.А.

3

12 сентября 1966 года

№364

Подвести итоги летней поисковой работы учащихся, все экспонаты поместить в Музей Боевой Славы

Директор: Магницкий Е.А.

4

6 июля

1967 года

№459

Направить группу учащихся 10-х классов в автомобильное туристическое путешествие по маршруту: Михнево – Батуми – Новороссийск – Севастополь – Михнево под руководством Пицко Л.Д. для сбора материала для школьного музея.

Директор: Магницкий Е.А.

5

3 марта

1980 года

№14

Об оформлении школьных помещений к 110 годовщине со дня рождения В.И.Ленина. Закрепить учебный кабинет №63 за Музеем Боевой славы. Ответственным назначить Калашникова Ю.Ф. – военрука школы.

Директор: Магницкий Е.А.

Реестр приказов составлен в ноябре 2012 года на основании книги приказов по Михневской средней школе (ксерокопии приказов хранятся в музее Боевой Славы

  Приложение №8. Хронология и география поисковой работы

дата

Маршрут поездок

руководитель

класс

Цель поездки.

Что привезли?

Август 1966

г. Кашира (ГРЭС)

Кашира – Ново- Каширская ГРЭС - Михнево

Васильева Н.А.

9 класс

Познакомиться с участниками строительства ГРЭС, встреча с участниками бесед В.И.Ленина

Сентябрь

1966

Михнево – Ожерелье – Ясная Поляна (по пути боевых действий дивизии генерала Осликовского от района Ожерелье до Ясной поляны)

Суркова М.В.

10 класс

Проследить путь боевых действий дивизии генерала  Осликовского

Сентябрь 1966

Михнево – Смоленск – Минск – Брестская крепость - Михнево

Егорова О.Ф.,

Мигалина К.А.

9 класс

Познакомить учащихся с героическими событиями Великой Отечественной войны. Сбор экспонатов для музея.

10-11 сентября 1966

Михнево - Петрищево

Дрейман А.С.

9-10 класс

Участие во Всероссийском слете в д. Петрищево ( место казни Зои Космодемьянской),посвященного 25-летию разгрома немцев под Москвой

Сентябрь 1966

Ступинский район

Дрейман А.С.

9-10 класс

Участие в районном слете туристов. Заняли первое место среди школ района. Школа награждена кубком победителя , за участие в поисковой работе почетной грамотой ГК ВЛКСМ. Команде был подарен макет гильзы-снаряда со священной землей городов –Героев.

Июль 1967

Михнево – Батуми – Новороссийск – Севастополь - Михнево

Пецко Л.Д.

10 класс

Собрать материал для музея боевой Славы

           

Таблица составлена на основании книги приказов по Михневской средней школе ( январь 2013 года).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"

в файле  находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...

О создании и работе школьного музея боевой славы

Школьный музей боевой славы Укрепрайонов Ленинградского фронта им. Маршала Говорова (разделы экспозиций, экскурсии, разработанные в музее)...

классный час "Книга Памяти Михневской средней школы" (75-летию Михневской средней школе посвящается)

Классный  час проводится в стенах школьного музея Боевой Славы, используются экспозиция и материалы музея. Представленная работа рассказывает  историю развития школы поселка с первого года е...

Сценарий массового мероприятия на базе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии к году экологии "О мужестве, о подвигах, о славе...."

Сценарий классного часа для учащихся среднего звена на базе музея боевой славы 100-й Львовской стрелковой дивизии. Экспозиция посвящена году экологии и на её базе построен сценарий классого часа. Разг...

История создания музея боевой славы

Статья об истории создания школьного музея боевой славы 100-й Львовской стрелковой дивизии МБОУ СОШ №40 г. Белгорода...

Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...