Урок для 9-го класса. Тема: «ПЕТЕРБУРЖЦЫ И ИХ ЖИЗНЬ - МОЯ СЕМЬЯ И МОЙ ГОРОД»
план-конспект урока по краеведению (9 класс) по теме
Цель урока: Формирование представления о Пушкине как о городе - жемчужине мировой культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_moya_semya_i_moy_gorod.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель
истории и культуры
Санкт-Петербурга
И.П. Чулицкая,
ГБОУ СОШ № 335
Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока:
«ПЕТЕРБУРЖЦЫ И ИХ ЖИЗНЬ - МОЯ СЕМЬЯ И МОЙ ГОРОД».
Класс: 9
Методическое и информационное сопровождение:
- творческие работы учащихся «На фоне города снимается семейство»
- С.Я. Ласточкин, Ю.Ф. Рубежанский «Царское Село – резиденция Российских монархов»
СПб, ВИТУ, 1987
- Н. Семеникова « Пушкин. Дворцы и парки»
Ленинград, «Искусство», 1985
- Сборник «Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы»
Спб, ООО «Паритет», 2001
- DVD: «Санкт-Петербург. Петергоф, Царское Село, Павловск», «Гений места 1710-2010» (или другой соответствующий видеоисточник)
Цель урока: | Формирование представления о Пушкине как о городе - жемчужине мировой культуры |
Задачи урока: | -формирование навыков исследовательской деятельности путём поиска новых сведений о известных памятниках; - развивать умение выбора и обобщения информации; - продолжать формировать навыки ориентации в городе - воспитывать уважительное отношение к любому творчеству через адекватное восприятие и анализа информации |
| Оформление стендовых докладов по творческим работам на тему «На фоне города снимается семейство» |
| Рассказ учителя Всемирную славу и известность Царскому Селу принесли дворцы и парки, которые вошли в сокровищницу мирового искусства. На долю Царского Села выпало великое счастье стать «поэтическим отечеством» А. С. Пушкина. Говоря о городе Пушкине нельзя не вспомнить о печальном событии, которое произошло зимой 1837 года, в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки умер А.С. Пушкин. Смерть поэта глубоко потрясла его современников, и многие поэты выразили свою боль, свои чувства в стихах, с которыми вы знакомитесь на уроках литературы. Вот как воспринимает, чувствует, переживает это событие наш современник - Самсонов Ю.А. Он умирал. Устав от сильной боли, Доверив все изменчивой судьбе, Он понимал, что не напишет боле Стихов о жизни, счастье, о себе... * * * Он умирал. Он уходил в бессмертие. Вдруг приподнялся, вскликнул и поник... Прошли года, второе уж столетие, Но его жизни дорог каждый миг. Поэзией Пушкина пронизана вся атмосфера нашего города, который вот уже 66 лет носит его имя. И вы сами в своих работах обращались именно к стихам Пушкина, описывая свои любимые места. Сегодня на нашей экскурсии тоже будут звучать стихи в знак любви к народному поэту и городу, который носит его имя. Маршрут экскурсии составлен по вашим работам, по тем местам, которые наиболее часто встречались в ваших творческих работах. Просмотр видеосюжета «Отечество нам Царское Село» Екатерининский дворец - первая постройка Царского Села послужила началом создания дворцово-паркового ансамбля. Екатерининский парк относится к пейзажным или романтическим паркам, потому что гуляя по извилистым дорожкам или, например, по берегу большого озера можно открыть для себя что-то необыкновенное. Он «вдохновлял, вдохновляет и будет вдохновлять молодых поэтов» - Вздыхает ветер, холодок, струя И тень листвы на камне распростерлась, Кувшин разбит, из тоненького горла Все льется родниковая струя, А девушка горюет столько лет, Склонясь печально в зелени тенистой,., Как часто Пушкин - юноша - поэт Прислушивался к звону влаги чистой! Быть может он однажды к ней приник, Ловя прохладу жадными руками... Звенит, звенит поэзии родник, Пробившийся из-под земли сквозь камень. А я, робея, перед ним стою, И не решаюсь вечную струю В ладони взять, волнением объята: Она поили Пушкина когда-то. Выступление учащихся по маршруту творческих работ (использовать видовой ряд (презентации), фоновое музыкальное сопровождение или живую музыку в исполнении учащихся) Маршрут:
* Эрмитаж;
* Адмиралтейство;
Уснул в нагретых травах ветер, Безоблачна голубизна. Нет краше музыки на свете, Чем наших парков тишина. |
| Ответить на вопросы:
8. Назвать скульптора, архитектора, год постройки (по памятникам о которых шла речь). |
| Одухотворенность нашего города проходит через века и поколения, наши семьи. Мы с вами должны хорошо представлять, что наш небольшой городок, по улицам которого мы ходим в школу и на работу т.е. живем повседневной жизнью, - является жемчужиной мировой культуры. И время от времени надо отвлекаться от будней, и, как написал Миша в своем сочинении, «наполнять нашу засушенную душу красотой и состраданием», Жизнь и учеба в Царском Селе накладывает отпечаток особенности и непохожести. Как сказал К. Чуковский, давая определение царскоселам, «…им был присущ тот изысканный лоск, по которому мы, коренные петербуржские жители, безошибочно узнавали людей, воспитанных Царским Селом». Царское Село - город загадочный и неповторимый, юрод, каждая прогулка по которому становится в прямом смысле прогулкой по русской литературе, по русской истории. В этом городе все-литература, все – история. |
| Нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИКН в 7 классе Тема: Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов
Данный материал может быть использован учителями ИКН и педагогами ,занимающимися краеведением,историей Марийского края...
Урок ИКН в 7 классе Тема: Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов
Данный материал может быть использован учителями ИКН и педагогами ,занимающимися краеведением,историей Марийского края...
Урок обществознания для 11 класса. Тема: Мировоззрение- ядро духовной жизни
Урок обществознания для 11 класса. Мировоззрение- ядро духовной жизни. Урок изучения нового материала....
Урок биологии в 6 классе . Тема: Значение листьев в жизни растения.
Материал разбит на три документа: 1. Тематическая карта урока и сценарий урока. 2. Приложения к уроку. 3. Награждения....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
открытый урок обществознание в 7 классе тема: "Опасный путь преступной жизни"
Урок обществознания в 7 классеТема: Опасный путь преступной жизни.Цель: Образовательная – дать представление об основных понятиях, способствовать формированию у учащихся навыка критического ...
Самоанализ урока по литературе 8 класс Тема: «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»
Самоанализ урокапо литературе 8 классТема: «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»...