Программа для 8 класса. Оренбургский край в русской литературе
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Программа на 1 час в неделю. Составлена на основе программы А.Г. Прокофьевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_lit_kr._dlya_8_kl.n.docx | 57.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 71»
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от «___» _________2015г. Рассмотрено на методическом объединении учителей Протокол № 1 от «___»________2015г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МОАУ «СОШ № 71» _____ /______________/ ФИО «___» ____________2015г. | Утверждаю Директор МОАУ «СОШ № 71» ____________/Бодина Т.М./ Приказ № ______ от «___» ____________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Литературное краеведение, 8 класс
предмет, класс
Всего часов 35 , количество часов в неделю 1
2015 - 2016 учебный год
Содержание программы
2.1.Общая характеристика учебного предмета …………………….. 2.2. Цели и задачи изучения предмета…………………………….... 2.3. Место учебного предмета в учебном плане………………………
|
2.Пояснительная записка.
2.1. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по литературе 8 класс разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089);
- Примерной программы основного общего образования по литературному краеведению.
Принципы построения программы для 8-го класса те же что и для 7 класса на первый план культурологический подход к отбору материала и изучению его. Основные проблемы программы -природ, истории края (Пугачевское восстание в Оренбургском крае), духовая жизнь оренбуржцев, их быт, нравы, обычаи, обряды, одежда, пища в изображении писателей и в фольклорных произведениях.
На примере материала этой программы ученики могут выявить характер влияния определенных мест Оренбуржья на творчество писателей , увидеть движения мысли автора от замысла, идеи к художественному осуществлению их, сопоставить прототипы с образами героев , проследить разные подходы к одной и той же теме у ряда писателей , сопоставить решение одной и той же проблемы писателем и художником , умения и навыки анализа художественных произведений в их внетекстовом контексте (опираясь на исторические письма, дневники, мемуары).
В 8 классе основными проблемами являются степная воля, проявившаяся в Пугачевском восстании , и особенности характера жизни, быта оренбуржцев, в частности казаков. Сохранилась и прежня тема- природы родного края, но она, скорее, рассматривается в качестве необходимого условия форматирования вольнолюбия как черты характера жителей Оренбургского края, куда с самого начала заселения приезжали именно ради воли и бежали из неволи . Жить вольно, широко привыкли в степях Оренбуржья, возможно, это одна из причин поддержки Пугачева оренбуржцами, что и добавляет интерес к краю разных писателей.
Основные задачи регионального курса старших классов- дать представление о литературной жизни края, где живут ученики, литературно развивать учащихся на краеведческом материале, учить видеть творчество писателя в контексте создавшей его культуры. Курс помогает в решении эстетических, экологических, нравственных проблем, в развитии творческих, исследовательских умений.
Подход к материалу — культурологический. Литература рассматривается как часть пласта культуры региона, неотрывная от истории, науки, других видов искусства.
В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы. Литературно-краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей.
При ведении курса по региональной программе учитель обязан иметь в виду следующее:
- литературную жизнь Оренбуржья надо изучать как часть литературного процесса в России;
- давая представление об Оренбургском крае в русской литературе, следует отметить региональные особенность его культуры, специфику культурного пространства;
- обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный характер их (анализируя литературную жизнь края, нельзя обойтись без данных из истории, географии, этнографии и т. д.).
- знакомя учащихся с творчеством, учить их видеть как влияет культурно-исторический контекст эпохи на оценку деятельность художника слова, как может быть произведение трансформировано контекстом иной культуры.
Педагоги-краеведы различают «Уровни» краеведческой познавательной работы учащихся:
1. Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя
2. Самостоятельное приобретение знаний. В процессе учебного исследования учащиеся делают «открытия для себя» , т. е. фактически приоткрывают уж известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной печати.
3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющий научный интерес, когда ученики выступают в роли ученых — исследователей.
Эти общие педагогические требования к познавательной краеведческой работе учащихся применены и для занимающихся литературным краеведением. Действительно, учитель нередко сам сообщает краеведческие сведения, если ученикам они недоступны, а ученик может подыскать ответ по указанной литературе, но в литературном краеведении главное не это, а то, что ученик все время в творческом поиске. В системе действий ученика и учителя, работающих по предложенной программе, должно быть достаточное разнообразие видов творческой краеведческой деятельности учеников:
- не только чтение фольклорных произведений, но и собирание местного фольклора ( пословиц, поговорок, прибауток, сказок, преданий и т. д.) начиная с 5 класса;
- не только чтение произведений писателей-земляков, но и разыскание писателей, связаннных с краем, и произведений о крае( в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспедициях);
- выяснение прототипов, историй творческих поисков писателя;
- самостоятельный анализ произведений о родном крае;
- сопоставительный анализ произведений о родном крае;
- самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае( музыкальных, театральных, о живописи) и т. д.
Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному. Понимая важность и значимость изучения истории культуры своего родного края для воспитания глубокого чувства патриотизма, любви к своей малой родине, а через неё и всей России, предлагаю обратиться к факультативному курсу – «Литературное краеведение».
В. Бианки писал, что «краевед – прежде всего, исследователь. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недопустимо пониманию равнодушных…». Занятия по краеведению не претендуют на автономию. Их следует рассматривать как одно из направлений организуемого учебным заведением и школой учебно-воспитательного процесса по формированию активной человеческой личности. Без чувства гармонии, прекрасного не существует духовной жизни человека, и всегда, во все времен на любом уровне культуры это чувство было присуще человеку.
Искусство, как и наука, как и само мышление, имеет источником не только общество, но и природу и входит в историю всего человечества, отражая и определяя его культурный уровень. Справедливо сказал известный художник, учёный, общественный деятель Н. К. Рерих: «Уберите памятник Красоты, и весь аспект истории нарушится... Прекрасное – это благородный водитель всей нашей жизни». В этих словах содержится указание на этическую сторону воздействия природы. Любуясь красотой жизни, человек становится бережней к ней. Учимся мы этому во время занятий краеведческой работы в целом, литературно-краеведческой – в частности.
2.2.Цели изучения предмета.
Выявить процесс влияния творчества писателей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов-земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры. Изучить литературу по данному вопросу, выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество. Собрать фактический материал по творчеству поэтов-земляков. Через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае. Помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии. Воспитание культуры личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
2.3.Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
3.Основное содержание учебного предмета.
Из Оренбургского фольклора.
Предание о Пугачеве: « О Пугачеве», «Мужицкий царь», «Пугачев в станице Татищевской» , «Предание о Пугачеве».Отношение народа к Пугачеву . Особенности изображения Пугачева. Календарно- обрядовые, плясовые песни.
Тема пугачевского восстания в русской литературе.
А.П Крюков «Рассказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям.
«Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина .Тема Пугачева в живописи: портрет Пугачева на портрете Екатерины 2, написанный неизвестным самоучкой в Илеке; картина В.А Тельнова «Бой под Татищевой крепостью 22 марта 1771 года, И.П. Галкина «Салават Юлаев у Е Пугачева в Бёрдской свободе». Работа над Пугачевской темой в Оренбурге С.В. Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке», «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева» и др.
В.И. Даль «Рассказ Верходонцева о Пугачеве»-запись рассказа очевидца. Продолжение Далем темы начатой для Пушкина.
Л.В.Исаков сборник «Пугачевщина»-стихи о разных этапах пугачевского восстания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Изображение оренбуржцев в стихах .
Иллюстрации на «пугачевскую тему» Н.Н. Каразина , писателя и художника . М.У. Петунин «Емельян Пугачев под Оренбургом» (сопоставление со стихотворением Л.Исакова на эту же тему )
В.Г. Короленко «Пугачевская легенда на Урале».Участите уральцев в событиях пугачевского восстания . Степная воля. Толкование ее писателем . Оценка , данная писателем изображению Пугачева в русской литературе .
Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему С.М. Карпова. Поездка В.Г. Пирова и С.Н. Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачевской темой . Этюды Перова .
С.А. Есенин «Пугачев» . Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта . Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц .
Акварели В.А. Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачевым», «Присоединение Салавата к повстанцам . Хлопуша в изображении Есенина и Тальнова .
В.И. Пистоленко. «Сказание сотнике Тимофее Подурове». Сотник Подуров , видевшй Петра 3 ; и Пугачев . Смысл выбранного оренбургским писателем сюжета . Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести.
Иллюстрации С.В. Герасимова «Оренбургская степь» , «Илецкая защита», «Метель под Оренбургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук» и др.
Уральцы, оренбуржцы, их жизнь , быт, нравы в произведениях русских писателей .
В.И. Даль . «Уральский казак» , «Обмиранье», О Крюкова. «Илецкий казак» М.Д. Михайлов . «Уральские очерки» . Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме .Занятия казаков и досуг . Уральский фольклор в оценке Михайлова .
М.В.Авдеев «Поездка на кумыс». В.Г. Короленко . « У казаков» (главы об илецких казаках ). А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать».Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века.
4.Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Из Оренбургского фольклора. | 4 |
2 | Тема пугачевского восстания в русской литературе. | 20 |
3 | Уральцы, оренбуржцы, их жизнь , быт, нравы в произведениях русских писателей . | 11 |
Итого: | 35 |
5.Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.
2. Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.
3.Умение проследить движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению, от протатипов к образам на примере литературного краеведения.
4.умение сопоставить описание родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта.
5. умение выявить характер влияния определенных мест жизни писателя на его творчество.
6.Знание литературной жизни родного края и умение соотнести её с общим
процессом развития русской литературы.
6. Материально-техническое обеспечение.
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора. Хрестоматия для 5-8 классов/ Сост. А.Г.Прокофьева и В.Ю.Прокофьева | Раздаточный материал, наглядные пособия, ТСО. | Большаков Л.Н. По следам оренбургской зимы.-Челябинск.1982г. Еремина О.А. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. М.: ВАКО, 2011 |
7. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата | Тема | Основное содержание предмета | Повторение/подготовка к ЕГЭ, ГИА | |
Кален. | Факт. | ||||
1 | Введение в курс «Литературное краеведение» | Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с общей историей русской литературы | Понятие «Литературное краеведение» | ||
2 | Предание о Пугачеве: « О Пугачеве», «Мужитский царь», «Пугачев в станице Татищевской» , «Предание о Пугачеве».Отношение народа к Пугачеву . | Связь местного фольклора с традициями УНТ России. Русский литературный язык и местный диалект. | УНТ. Предания . | ||
3 | Предание о Пугачеве: « О Пугачеве», «Мужитский царь», «Пугачев в станице Татищевской» , «Предание о Пугачеве».Отношение народа к Пугачеву . | Связь местного фольклора с традициями УНТ России. Русский литературный язык и местный диалект. | УНТ. Предания . | ||
4 | Особенности изображения Пугачева. Календарно-обрядовые, плясовые песни. | Календарно-обрядовые, плясовые песни. | Календарно-обрядовые, плясовые песни | ||
5 | А.П Крюков «Рассказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям. | Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям. | Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям. | ||
6 | А.П Крюков «Рассказ моей бабушки». Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям. | Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям. | Сюжет, образы, авторское отношение к изображаемым событиям. | ||
7 | «Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина . | Сопоставление образов Пугачева. | Сопоставительный анализ. | ||
8 | «Рассказ моей бабушки» и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина . | Сопоставление образов Пугачева. | Сопоставительный анализ. | ||
9 | Проверочная работа № 1 Защита проектов по теме «Пугачев в преданиях и рассказах» | Защита проектов. | Работа над проектом. | ||
10 | Тема Пугачева в живописи: портрет Пугачева на портрете Екатерины 2, написанный неизвестным самоучкой в Илеке; картина В.А Тельнова «Бой под Татищевой крепостью 22 марта 1771 года, И.П. Галкина «Салават Юлаев у Е Пугачева в Бёрдской свободе». | Тема Пугачева в живописи | Создание текстов описания. | ||
11 | Работа над Пугачевской темой в Оренбурге С.В. Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке», «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева» идр. | Тема Пугачева в живописи. | Создание текстов описания. | ||
12 | В.И. Даль «Рассказ Верходонцева о Пугачеве»-запись рассказа очевица. Продолжение Далем темы начатой для Пушкина. | Образ Пугачева в творчестве Даля В.И | Понятие « Рассказ» | ||
13 | Л.В.Исаков сборник «Пугачевщина»-стихи о разных этапах пугачевского восстания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Изображение оренбуржцев в стихах . | Стихи о разных этапах пугачевского восстания. | Стих. Стихотворный размер. | ||
14 | Л.В.Исаков сборник «Пугачевщина»-стихи о разных этапах пугачевского востания. Двойственное отношение автора к Пугачеву. Изображение оренбуржцев в стихах . | Стихи о разных этапах пугачевского восстания. | Стих. Стихотворный размер. | ||
15 | Иллюстрации на «пугачевскую тему» Н.Н. Каразина, писателя и художника. М.У. Петунин « Емельян Пугачев под Оенбургом» (сопоставление со стихотворением Л.Исакова на эту же тему ) | Иллюстрации на «пугачевскую тему» | Сопоставление иллюстрации со стихотворным текстом. | ||
16 | Проверочная работа № 2 Защита проектов по теме: «Пугачев в живописи» | Защита проектов. | Защита проекта. | ||
17 | В.Г. Короленко «Пугачевская легенда на Урале».Участите уральцев в событиях пугачевского восстания . Степная воля. Толкование ее писателем . Оценка , данная писателем ,изображению Пугачева в русской литературе | В.Г.Короленко о Пугачеве. Оценка , данная писателем ,изображению Пугачева в русской литературе | Оценка , данная писателем, изображению Пугачева в русской литературе. | ||
18 | В.Г. Короленко «Пугачевская легенда на Урале».Участите уральцев в событиях пугачевского восстания . Степная воля. Толкование ее писателем . Оценка , данная писателем, изображению Пугачева в русской литературе | В.Г.Короленко о Пугачеве .Оценка , данная писателем изображению Пугачева в русской литературе | Оценка , данная писателем ,изображению Пугачева в русской литературе | ||
19 | Картина «Арест Пугачева» и эскизы на пугачевскую тему С.М. Карпова. Поездка В.Г. Пирова и С.Н. Аммосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачевской темой . Этюды Перова . | Пугачевская тема в живописи . | Живопись и литература. | ||
20 | С.А. Есенин «Пугачев» . Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта . Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц . | Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц . | Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц . | ||
21 | С.А. Есенин «Пугачев» . Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта . Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц . | Пугачев как бунтарь и мечтатель. Тема воли. | Тема воли. Особенности композиции . Роль образов избы , дома , кибитки, Степных кобылиц . | ||
22 | Акварели В.А. Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачевым», «Присоединение Салавата к повстанцам» . Хлопуша в изображении Есенина и Тельнова . | Хлопуша в изображении Есенина и Тельнова .Изображение героев в литературе и живописи. | Изображение героев в литературе и живописи | ||
23 | В.И. Пистоленко. «Сказание сотнке Тимофее Подурове». Сотник Подуров , видевшй Петра 3, и Пугачев . Смысл выбранного оренбурским писателем сюжета . Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести. | Смысл выбранного оренбурским писателем сюжета . Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести. | Понятие «Повести». Сюжет, композиция. Герой. Роль природы в произведении. | ||
24 | В.И. Пистоленко. «Сказание сотнке Тимофее Подурове». Сотник Подуров , видевшй Петра 3, и Пугачев . Смысл выбранного оренбурским писателем сюжета . Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести. | Смысл выбранного оренбурским писателем сюжета . Оренбургская природа и «Пугачевские» места в повести. | Понятие «Повести». Сюжет, композиция. Герой. Роль природы в произведении. | ||
25 | Иллюстрации С.В. Герасимова «Оренбурская степь» , «Илецкая защита», «Метель под Оренбургом», «Берды», «Оренбург», «Бузулук» | Оренбургские пейзажи в живописи. | Оренбургские пейзажи в живописи. Обучение составлению логически связанных высказываний и текстов. | ||
26 | Проверочная работа № 3 защита проектов по теме : «Пугачев на страницах литературных произведений» | Защита проектов. | Защита проектов. | ||
27 | В.И. Даль «Уральский казак» , «Обмиранье», О Крюкова «Илецкий казак» М.Д. Михайлов . «Уральские очерки» . Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме .Занятия казаков и досуг . Уральский фольклор в оценке Михайлова | Уральский фольклор в оценке Михайлова | Очерк. | ||
28 | В.И. Даль «Уральский казак» , «Обмиранье», О Крюкова «Илецкий казак» М.Д. Михайлов . «Уральские очерки» . Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме .Занятия казаков и досуг . Уральский фольклор в оценке Михайлова | «Уральские очерки» . Отношение казаков к власти, домашние устои. Роль казачки в доме .Занятия казаков и досуг . Уральский фольклор в оценке Михайлова | Очерк. | ||
29 | М.В.Авдеев «Поездка на кумыс». В.Г. Короленко . « У казаков» (главы об илецких казаках ). | Жизнь илецких казаков. | Связь литературы с жизнью. | ||
30 | М.В.Авдеев «Поездка на кумыс». В.Г. Короленко . « У казаков» (главы об илецких казаках ). | Жизнь илецких казаков. | Связь литературы с жизнью. | ||
31 | А.И. Фатьянов «Ехал казак воевать». | Жизнь илецких казаков. | Связь литературы с жизнью. | ||
32 | Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века. | Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века. | Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века | ||
33 | Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века. | Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века. | Обычаи, верования, одежда, пища оренбуржцев в изображении различных писателей и в разные века | ||
34 | Проверочная работа № 4 защита проектов по теме: «Оренбургское казачество» | Защита проектов. | Защита проектов. | ||
35 | Итоговая конференция | Подведение итогов. Анализ проделанной работы. | |||
ИТОГО: 35 |
Литература
1. Программа регионального компонента литературного образования учащихся 5-11 классав общеобразовательных школ. под редакцией А.Г. Прокофьевой — Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998г.
2.Учебник-хрестоматия для 5- 8 классов: Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора ./ А.Г. Прокофьева и В.Ю.Прокофьева. Оренбург- 2003г.
3 Большаков Л.Н. По следам оренбургской зимы.-Челябинск.1982г.
4.Шмаков А.А. Наше литературное вчера.- Челябинск, 1962г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива Оренбургский край в русской литературе
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения в 9 классе и составлена на основе Программы регионального компонента литературного образования уч...
Программа элективного курса «Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей»
Программа элективного курса, выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным программам, представляет собой вариант регионального компонента программы по литературе и адресована ...
Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века
Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века.Урок с применением сингапурских структур...
Урок литературы в 9 классе. "Лишний человек" в русской литературе 19 века
Урок обощающий пр произведениям А.С.грибоедова "Горе от ума", А.С. Пушкина "Евгений Онегин", М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"с использованием сингапурских структур....
Сценарий урока литературы в 11 классе "Музыкальные экскурсы великой русской литературы"
Урок-исследование в 11 классе проводится после изучения темы «Творчество А.И.Куприна» в мыследеятельностной технологии, носит интегрированный характер. Класс делится на 4 группы, каждая из котор...
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Разновидности пейзажей в русской литературе"
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Разновидности пейзажей в русской литературе"...
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "Судьба русской литературы 20-30 годов 20 века" (программа Т.Ф.Курдюмовой)
Данная презентация полностью раскрывает особенности литературного процесса в 20-30 - уе годы 20 века...