Рабочая программа по учебному курсу "Родная (русская) литература"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Быкова Елена Сергеевна

Рабочая программа по учебному курсу «Русская (родная) литература» представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Русская родная литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rodnaya_russkaya_literatura_5-9kl.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3

 города Галича Костромской области

Рабочая программа

по учебному курсу «Русская (родная) литература»

                                       

Нормативный срок освоения:  5 лет

Уровень образования: основное общее

 (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 г.)

 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.№ 1577);
  • Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего  (далее – НОО), основного общего (далее – ООО), среднего общего образования;
  • Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
  • Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области (Кострома 1995г. / Сост. Волкова Л.Д., Криницына Г.И., Лебедев Ю.В.);
  • Литература Костромского края XIX-XX веков: книга для учителя/ Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова, А.К. Котлов. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасов, 2009.
  • Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010).
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189);
  • Учебного плана МОУ Лицея №3 (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ);
  • Основной образовательной программы МОУ Лицея №3;
  • Положения о структуре, порядке, разработке и утверждения рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ лицея №3.

Рабочая программа по учебному курсу «Русская (родная) литература» представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Русская родная литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской родной литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Русская (родная) литература». Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Русская (родная) литература».

Рабочая программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Назначение учебного курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Задачами изучения курса «Родная (русская) литература» являются:

• воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

• приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

•  развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

 

 Данная рабочая программа ориентирована на содержание и на учебник-хрестоматию:  Литература: 5-6кл.; 7-9кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост. Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение-регион, Просвещение, 2002; учебное пособие Костромской край с древнейших времён до наших дней: учебное пособие. В 2ч / Отв. ред.Е.А.Лушина. – Кострома: Изд-во КОИРО, 2017; учебное пособие Литература Костромского края. Вторая половина 19 века. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.

Обоснование выбора программы

Мы часто упускаем из вида, что любовь к Родине нельзя воспитать только громкими и широковещательными лозунгами, что это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и что начинается оно с чувства любви и почтения к «малой родине», к дому, где он родился и вырос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачева, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.

Именно в процессе изучения учебного курса «Русская (родная) литература» ученик открывает для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов.

Колыбелью многих писательских дарований, вошедших в историю русской литературы 19 – начала 20 века, явился Костромской край. П.А.Катенин и А.Ф.Писемский, Ю.В.Жадовская и С.В.Максимов были связаны с ним не только своим рождением, не только детскими и юношескими годами, но и последующей жизненной и творческой судьбой.

Изучение литературы Костромского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова, И.И. Пущина, В.Г. Короленко и многих других.

Костромская литература является неотъемлемой частью русской литературы. Изучение костромской литературы призвано открыть обучающимся Костромской области духовное богатство родной земли, оценить разнообразие культурной жизни прошлых поколений. Это является основой нравственного и патриотического воспитания.

Знакомство с литературой родного края ведется параллельно с изучаемыми в основном курсе литературы художественными произведениями. Это позволяет пробудить в душах учащихся те состояния, те впечатления, которые когда-то вызвала к жизни через художественные произведения писателей-классиков наша родная земля. Такой подход  к изучению литературы не только расширяет представление о ней благодаря новым именам, новым художественным произведениям, но и позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связывающих прошлое с будущим.

В рабочую программу по учебному курсу «Русская (родная) литература» включены только лучшие образцы местной литературы, так как связи Костромского края с большой, всероссийской культурой достаточно широки, глубоки и многообразны. На Костромской земле родились, жили, создавали свои шедевры многие деятели русской литературы и искусства. Задача учителя заключается в том, чтобы показать учащимся, как они использовали в своих произведениях костромской материал, как полно они отразили в них быт, природу, нравы, образ жизни костромичей, кого из наших земляков они избрали в качестве прототипов своих героев, какие факты из жизни наших предков стали достоянием их художественного творчества.

Для реализации этой задачи необходимо:

•        раскрыть роль личности каждого поэта (писателя) Костромской области «в судьбе» художественной литературы, его влиянии на духовный мир, нравственные принципы художника-читателя;

•        стремиться к постижению учащимися художественных приемов, которые помогают понять (открыть) смысл произведений;

•        создать условия для самостоятельного творческого поиска и предоставлять право выбора в отборе содержания части учебного материала;

•        развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом;

•        воспитывать  любовь и привязанность обучающихся к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

•        помочь учащимся осознать себя частью жизни родного края.

Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных и внутрипредметных связей:

- обращение к другим видам искусства, истории, философии; историческому краеведению;

-обращение к музыкальным образцам, творчеству известных русских и зарубежных композиторов;

- прослушивание произведений, озвученных мастерами художественного слова.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение учебного курса «Родная (русская) литература» играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

Учебный предмет «Русская (родная) литература» предназначен для углубления и расширению  знаний учащихся по литературе (закрепление терминологии, отработка практических умений и навыков анализа), знакомства с литературным наследием края; для детального изучения произведений, созданных поэтами и писателя малой родины; направлен на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Ценность данного учебного курса заключается в том, что он, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всѐм комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

В программе представлены следующие разделы:

  1. Устное народное творчество
  2. Кострома в сказках русских писателей-костромичей
  3. Из древнерусской литературы
  4. Костромской край в русской литературе  XVIII в.
  5. Костромской край в русской литературе XIX в.
  6. Костромской край в русской литературе XX в.
  7. Родной край в творчестве костромских поэтов
  8. Приключения, фантастика в творчество писателей-костромичей

Место предмета в учебном плане школы

Предметная область «Родной язык и родная литература» включает обязательные учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература».

Объем часов по классам (годам) обучения устанавливается самостоятельно общеобразовательной организацией за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, но не менее 2 часов в неделю суммарно за 5 лет обучения по каждому учебному предмету предметной области «Родной язык и родная литература».

Учебный план МОУ лицея №3  предусматривает обязательное изучение учебного курса «Русская (родная) литература» основного общего образования:

Классы

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5 класс

0,5 часа

17 часов

8 класс

1 час

34 часа

9 класс

1 час

34 часа

Итоговые отметки по учебным предметам инвариантной части учебного плана, включая обязательные учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература», выставляются в аттестат об основном общем образовании.

Требования к результатам освоения примерной программы по учебному курсу «Русская (родная) литература)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» делятся на личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;  сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).  

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности.  При изучении предмета «Родная (русская) литература» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников    будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».        

При изучении «Родной (русской) литературы»   обучающиеся усовершенствуют приобретённые    имеющиеся навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, карт понятий, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

В ходе изучения «Родной (русской) литературы» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее.  

Регулятивные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

-демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

 Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-выделять явление из общего ряда других явлений;

-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; --излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; --устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-резюмировать главную идею текста;

-преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

-критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его  в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

-определять свое отношение к природной среде;

-анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

-проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

-прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

-распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

-выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

 

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся научится:

-определять возможные роли в совместной деятельности;

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-выделять общую точку зрения в дискуссии;

-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся научится:

-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;  

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

-использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

-использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся научится:

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

-использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты изучения предметной области «Русская (родная) литература»:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание тем учебного курса «Русская (родная) литература)

5 класс

Введение 1ч

Литературное краеведение, краеведческая хрестоматия.

Устное народное творчество 2ч

Богатство русского фольклора и его бытование в Костромском крае. Костромичи-собиратели В.А. Андронников и А.А. Ширский.

Литературная сказка. Кострома в сказках русских писателей-костромичей 3ч

 А. М. Ремизов «Кострома», В. Н. Иванов «Юность и свобода», Е. В. Честняков «Чудесное яблоко».

Костромской край в русской литературе 19 века 5ч

Костромские корни дворянского рода Лермонтовых. Участие костромичей и дворян Лермонтовых в Отечественной войне 1812 года. Костромские источники стихотворений Некрасова «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин». Человек и природа в стихах, посвящённых русским детям. Нравственные основы гармонии во взаимоотношениях человека с природой.

Костромской край в русской литературе 20 века 4ч

М.М. Пришвин. Связь писателя с Ярославско - костромским краем, любовь к родной природе и стремление её защищать. Красота природы родного края в прозе В.А.Бочарникова, Травкина В.В., Куранова Ю.Н

Приключения фантастика в творчестве писателей-костромичей 2ч

Творчество писателя-костромича М.Ф. Базанкова. Повесть для детей   «Чудеса в решете». Мастерство писателя.

8 класс

        Введение 1ч

Русская литература и история Костромского края. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

        Устное народное творчество 7ч

Разбойничьи и исторические песни Верхней Волги. Отражение в песнях исторических событий, оставивших глубокий след в памяти народной.

Лирическая песня как жанр народной обрядовой песни. Певец, композитор и собиратель русских песен И.А. Рупин. Северный колорит песен Костромского края, отражение в них реалий жизни крестьянства Костромской губернии. Народные причитания.

Народная обрядовая поэзия. С.В. Максимов.

        Из древнерусской литературы 4ч

Фрагменты житийный повествований о святых Костромского края: Пахомий Нерехтский, Иаков Железноборовский, Макарий  Желтоводский и Унженский, Паисий Галичский, Авраамий Чухломский.

        Костромской край в русской литературе 19 века 8ч

И.И.Пущин «Записки о Пушкине». Пущин и Костромской край, брак Пущина с костромичкой Н.Д.Фонвизиной, одной из прототипов Татьяны Лариной.

М.Ю.Лермонтов. Костромские родственники поэта и костромские корни родословной по отцовской линии.

Писатель и журналист, галичанин П.П.Свиньин как один из возможных  прототипов Хлестакова (Н.В. Гоголь комедия «Ревизор»).

В.Г. Короленко «Река играет» – сложный характер костромского крестьянина. Национальные черты характера главного героя. Образ реки Ветлуги и параллельный ему образ народного мира, способного к внезапному пробуждению.

Костромские корни рода Плещеевых. Детство и юность поэта. Истоки вдохновения.

        Костромской край в русской литературе 20 века 12ч

Юмористические рассказы Виталия Пашина о солдатских буднях (по выбору учителя и учащихся).

О.Н.Гуссаковская. «Лесная свирель», «Вечер первого снега». О вечном чувство чистой первой любви.

Б. И Бочкарев. «Катанки». Драматическая судьба талантливого народного умельца, любящего свое ремесло и людей. для которых оно предназначено. Трудовые основы народной морали.

В.Г. Корнилов. «Тепло жизни». Прозрение опытного охотника, испытавшего чувство трепетной уязвимости и красоты всего живого на этой земле. Современные экологические проблемы и человеческое чувствование и понимание природы.

Костромской край в годы Великой Отечественной войны. А.Н. Селезнёв «Маленькая трагедия большой войны». Елена Волкова. Очерк «Дети войны»

С.Н.Марков. Стихи о Костроме, ее людях, ее древней истории и современности.

Проектная деятельность – 2ч

Итоговый урок – 1ч

9 класс

        Введение 1ч

Значение литературы в развитии общества и жизни человека. Взаимодействие писателей провинциальной и столичной литературы.

        Из древнерусской литературы 4ч

Роль Костромы и предков костромичей в защите и создании России.  Ипатьевская летопись как один из самых ранних летописных сводов. «Слово…» – величайший памятник древнерусской литературы. Костромич Н.Ф. Грамматин как автор одного из первых переводов «Слова…» и одного из первых исследований древнерусской литературы. Е.И.Осетров «Иду путем Игоря».

«Житие преподобного Авраамия Чухломского». Ученики Сергия Радонежского на Костромской земле, основание ими монастырей

        Костромской край в русской литературе 18 века 7ч

Федор Волков – основатель первого в России театра. Стиль классицизма в архитектуре Костромы. Л.Колгушкин «Костромская старина» (отрывок)

Н.М.Карамзин. «История Государства Российского» (чтение и обсуждение фрагментов).

А.О. Аблесимов. «Мельник, колдун, обманщик и сват» – одна из первых попыток изобразить крестьянский быт на русской сцене. Создание крестьянских характеров, передача колорита народной речи.

        Костромской край в русской литературе 19 века 13ч

Костромичи в Отечественной войне. Декабристы-костромичи.

Н.Ф. Грамматин. Баллада «Услад и Всемила». Попытки передать дух фольклора в жанре «Народных песен».

П.А.Катенин. Баллады «Наташа», «Убийца», «Леший». Поэма «Инвалид Горев». Полемистическая направленность баллад Катенина против баллад Жуковского. Попытка автора  воспроизвести строй народной мысли через простонародный склад речи.

А.С.Пушкин. Костромские тропинки к А.С.Пушкину: близкие родственники поэта, жившие в Костроме. Ответ Пушкина на послание костромской поэтессы А.И.Готовцевой.

Творчество поэтессы-костромички Ю.В. Жадовской. Отклики В.Г. Белинского на творчество поэтессы.  Критика о творчестве поэтессы (Н.А.Добролюбов,Д.И.Писарев). Костромской помещик и поэт-дилетант Павел Дмитриевич Козловский – друг Белинского.

Александр Сергеевич Грибоедов комедия «Горе от ума» Связь писателя с Костромским краем. Костромское имение матери Грибоедова в с. Троицкое-Салтыково Кологривского уезда.

        Костромской край в русской литературе 20 века 9ч

В.Розов «Гнездо глухаря», В. Травкин «Экскурсия». Основные темы в творчестве писателей.

Проектная деятельность 4ч

Итоговый урок 1ч

Поурочное планирование

5 класс

Раздел

Кол-во

часов

№ урока

Тема урока

Введение

1

1

Что такое литературное краеведение?

Е.И.Осетров «Чудо-город»

Устное народное творчество

2

2

Богатство русского фольклора и его бытование в Костромском крае. Костромичи-собиратели В.А. Андронников и А.А. Ширский.

3

Костромские приметы в сказках

«Чьё мастерство мудренее?»   и «Звон»

Кострома в сказках русских писателей-костромичей

3

4

 Великий сказочник-художник 20 века Е.В. Честняков. Народный стиль сказки «Чудесное яблоко»

5

А.М. Ремизов «Кострома».

Связь А.М. Ремизова с Костромским краем

6

В.Н. Иванов «Юность и свобода» (сравнительный анализ со сказкой А.М. Ремизова)

Костромской край в русской литературе

19 века

5

7

Отечественная война 1812 года и  костромское ополчение.  С.В. Виноградова «Боевой путь Костромского народного ополчения 1812-1815 годов» (в сокращении)

8

Литературные места Костромского края и всей России.  Костромские корни дворянского рода Лермонтовых.

9

Искусство и литература Костромского края (Ю.В.Жадовская, А.Н.Островский, И.А.Рупин, Е.С.Сорокин, И.И.Левитан)

10

П.А. Вяземский и Костромской край. Картины русской северной природы в стихотворениях поэта «Вечер на Волге», «Ещё тройка», «Масленица на чужой стороне»

11

Н.А. Некрасов. Костромские источники стихотворений «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин». Человек и природа в стихах, посвящённых русским детям.

Костромской край в русской литературе

20 века

4

12

М.М. Пришвин. Связь писателя с Ярославско – костромским краем, любовь к родной природе и стремление её защищать.

13

Экологическая проблема рассказов В.В. Травкина. Рассказ  «Косач».

14

Т.Н. Иноземцева. Стихи о вечности и святости труда хлебороба

15

Ю.Н. Куранов. Картины родной природы в рассказах писателя.

Приключения фантастика в творчестве писателей-костромичей

2

16

Творчество писателя-костромича М.Ф. Базанкова. Повесть для детей   «Чудеса в решете» (сюжет, главные герои и их характеры)

17

М.Ф. Базанков о роли сказочных грез в жизни современного человека в лирической миниатюре «Будущая сказка»

8 класс

Раздел

Количество часов

№ урока

Тема урока

Введение

1

1

Русская литература и история Костромского края. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Устное народное творчество

7

2

Разбойничьи и исторические песни Верхней Волги: «Разбойничья песня», «Минин и Пожарский»

3

Лирические песни Костромской губернии как жанр народной обрядовой поэзии (народные бытовые, семейные)

4

Певец, композитор и собиратель русских песен И.А. Рупин

5

Народная обрядовая поэзия. С.В.. Максимов «Крестьянские посиделки в Костромской губернии»

6

С.В. Максимов. Последние годы и книги. «Плотники и печники» (в сокращении)

7

Современные литературоведы и критики о творчестве С.В.Максимова

8

Проверочная работа по теме «Устное народное творчество»

Из древнерусской литературы

4

9

Из «Словаря исторического о русских святых». Фрагменты житийных повествований о святых Костромского края (Пахомий Нерехтский, Иаков Железноборовский, Макарий  Желтоводский и Унженский)

10

Фрагменты житийных повествований о святых Костромского края (Паисий Галичский, Авраамий Чухломский)

11

С.В.Максимов очерк «Авраамиев монастырь и город Чухлома» (отрывок)

12

«За рекой Костромой… Как это было…» (очерк по истории Ипатьевского монастыря) (в сокращении)

Костромской край в русской литературе

19 века

8

13

И.И. Пущин «Записки о Пушкине». Пущин и Костромской край

14

М.Ю. Лермонтов и костромские родственники(костромские корни родословной по отцовской линии)

15

В.Г. Короленко «Река играет» – сложный характер костромского крестьянина. Национальные черты характера главного героя.

16

В.Г. Короленко «Река играет». Образ реки Ветлуги и параллельный ему образ народного мира, способного к внезапному пробуждению.

17

Писатель и журналист, галичанин П.П. Свиньин. Секреты популярности «русского самородка»

18

Малоизвестные писатели Костромского края второй половины 19 века. М.И. Готовцева «Житьё-Бытьё на Корёге» (фрагменты)

19

Костромские корни рода Плещеевых. Поэзия А.Н. Плещеева «Старик, « На берегу (Картинка)»Отчизна»

20

Контрольная работа по теме «Костромской край в русской литературе 19 века»

Костромской край в русской литературе

20 века

12

21

Костромской край в годы «великих потрясений». Н.Зонтиков «Возвращение родины» (отрывок)

22

Юмористические рассказы В.В. Пашина о солдатских буднях. Рассказ «Сапоги»

23

О.Н. Гуссаковская. Рассказы «Лесная свирель», «Вечер первого снега» (чтение и анализ)

24

Жизнь и творчество Б.И. Бочкарева. Рассказ «Катанки».

23

Рассказ «Катанки» Б.И. Бочкарева Драматическая судьба народного умельца. Трудовые основы народной морали.

25

В.Г. Корнилов. Творческий путь писателя.

26

В.Г. Корнилов. Рассказ «Тепло жизни». Прозрение опытного охотника, испытавшего чувство трепетной уязвимости красоты всего на земле.

27

Костромской край в годы Великой Отечественной войны. А.Н. Селезнёв «Маленькая трагедия большой войны»

28

Маленькие участники большой войны. Е.Ю. Волкова очерк «Дети войны»

29

С.Н. Марков. Стихи о Костроме, ее людях, ее древней истории и современности

30

С.Н. Марков. Автобиографический рассказ «Слово парфянина» (чтение и анализ)

31

Контрольная работа по теме «Костромской край в русской литературе 20 века»

Проектная деятельность

2

32

Проектная деятельность учащихся: погружение в проблему, формулировка цель и задача, планирование работы, распределение ролей (в группе))

33

Проектная деятельность учащихся: поиск, сбор и структурирование необходимой информации, подготовка презентационных результатов, представление

Итоговый урок

34

Итоговый урок учебного курса

9 класс

Раздел

Количество часов

№ урока

Тема урока

Введение

1

1

Значение литературы в развитии общества и жизни человека. Взаимодействие писателей провинциальной и столичной литературы.

Из древнерусской литературы

4

2

Роль Костромы и предков костромичей в защите и создании России.  Ипатьевская летопись как один из самых ранних летописных сводов.

3

«Слово…» – величайший памятник древнерусской литературы. Костромич Н.Ф. Грамматин как автор одного из первых переводов «Слова…»

4

 Е.И.Осетров «Иду путем Игоря». Идейно-художественная роль пейзажа в рассказе.

5

«Житие преподобного Авраамия Чухломского» как классический жанр древнерусского жития.

Костромской край в русской литературе

18 века

7

6

Федор Волков – основатель первого в России театра. Л.Колгушкин «Костромская старина» (отрывок)

7

Классицизм в русском искусстве. Стиль классицизма в архитектуре Костромы.

8

Н.М. Карамзин-историк. «История Государства Российского» (чтение и обсуждение фрагментов).

9

А.О. Аблесимов. Слово об авторе. «Мельник, колдун, обманщик и сват» – одна из первых попыток изобразить крестьянский быт на русской сцене.

10

А.О. Аблесимов. «Мельник, колдун, обманщик и сват» – создание крестьянских характеров, передача колорита народной речи.

11

А.О. Аблесимов «Мельник, колдун, обманщик и сват». Элементы народности и реализма.

12

Контрольная работа (тестирование) по теме «Костромской край в русской литературе 18 века.

Костромской край в русской литературе

19 века

13

13

Жанр баллады в творчестве Н.Ф. Грамматина. Баллада «Услад и Всемила» ( чтение и обсуждение фрагментов)

14

Н.Ф. Грамматина. Баллада «Услад и Всемила» В.А.Жуковский «Светлана» сравнительный анализ баллад

15

Жизненный и творческий путь П.А. Катенина. Попытка автора  воспроизвести строй народной мысли через простонародный склад речи в балладах «Наташа», «Убийца», «Леший».

16

Широкая душа солдата в поэме П.А. Катенина «Инвалид Горев» (чтение и анализ)

17

П.А. Катенина «Инвалид Горев». Использование автором фольклора (пословиц, поговорок, фразеологизмов) и древнерусских воинских повестей

18

Костромские тропинки к А.С. Пушкину: близкие родственники поэта, жившие в Костроме.

19

«Поэтический диалог Пушкина и Готовцевой» (ответ Пушкина на послание костромской поэтессы А.И.Готовцевой)

20

«Воспитание чувств» (творчество поэтессы-костромички Ю.В. Жадовской.)

21

Ю.В.Жадовская. Критика о творчестве поэтессы (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев)

22-23

Ю.В. Жадовская. Лирический анализ одного из стихотворений поэтессы (практическая работа)

24

А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума». Связь писателя с Костромским краем. Костромское имение матери Грибоедова в с. Троицкое-Салтыково Кологривского уезда.

25

Контрольная работа (тестирование) по теме «Костромской край в русской литературе 19 века.

Костромской край в русской литературе

20 века

3

26

Культура и просвещение костромского края 20 века. Очерк В. Розанова «Кострома и костромичи»

27

В. Розов «Гнездо глухаря», В. Травкин «Экскурсия». Основные темы в творчестве писателей.

28

Костромской край глазами молодых поэтов

Проектная деятельность

4

29

Проектная деятельность учащихся: погружение в проблему, формулировка цель и задача, планирование работы, распределение ролей (в группе))

30

Проектная деятельность учащихся: поиск, сбор и структурирование необходимой информации, подготовка презентационных результатов

31-32

Проектная деятельность учащихся: презентация проекта, самооценка и самоанализ результатов

Итоговый урок

33

Итоговый урок учебного курса

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы данного учебного курса обучающиеся должны знать и понимать:

  • взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
  • историю создания произведений;
  • биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
  • характеристику героев;
  • характерные особенности эпохи и жизни Костромского края, отраженные в  изученных произведениях;
  • жанровые особенности произведений;
  • тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

уметь:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
  • выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению  личную оценку;
  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
  • давать развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о  сюжете произведения и его составляющих;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
  • составлять рассказ об авторе книги;
  • подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
  • выразительно читать произведения и его фрагменты, в том числе выученные  наизусть;
  • делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать  их;
  • работать со справочной и критической литературой.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Программа данного учебного курса позволяет использовать педагогу и различные формы проведения урока: беседа, лекция с элементами беседы, урок-диспут, урок-игра, урок-исследование, урок- экскурсия, урок-путешествие. В реализации содержания изучаемого материала необходимо использовать различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, продуктивный и репродуктивный, поисковый.

Технологии обучения

В основе обучения лежит традиционная методика с элементами дифференцированного  обучения и личностно - ориентированного подхода при изучении отдельных тем, а также построение учебного процесса с использованием педагогических технологий проблемного  и развивающего обучения, использование исследовательского, дискуссионного подходов.

Виды и формы контроля

Виды контроля: устный опрос, активная беседа, чтение наизусть, письменные ответы на вопросы, устные ответы на вопросы после художественного произведения по материалах хрестоматии, творческие задания; самоконтроль, контрольное тестирование; проектные и исследовательские работы.

Примерная тематика проектных и исследовательских работ (для учащихся 8-9 классов)

  1. Фольклор Костромского края и его особенности.
  2. Сказители и собиратели произведений УНТ Костромского края.
  3. Великий сказочник-художник 20 века Е.В. Честняков.
  4. Местный колорит в сказках (пословицах, поговорках, загадках).
  5. История «Слово о полку Игореве» в творчестве Е.Осетрова
  6. «Воспитание чувств» (творчество поэтессы-костромички Ю.В. Жадовской.)
  7. Сказка А.Н. Островского «Снегурочка» и Костромской край
  8. А.Н.Островский. Драма-сказка «Снегурочка». Несказочные проблемы сказочного мира берендеев.
  9. Фольклорный традиции в драме-сказке А.Н. Островского «Снегурочка».
  10. Н.А.Некрасов и Костромской край: страницы истории.
  11. Костромские дороги Н.А.Некрасова.
  12. Костромской край. Историческая тема в творчестве С.В. Виноградова.
  13. Стойкость и подвиг костромичей в годы В.О.В (на основе творчества А.Н. Селезнёв «Маленькая трагедия большой войны, Е.Ю. Волкова очерк «Дети войны»)
  14. Тема В.О.В в творчестве В.Г.Корнилова.
  15. Образ края в современной литературе.
  16. Город Галич глазами молодых поэтов.
  17. Образ Костромского края в поэзии.

Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

1) содержательный компонент;

2) деятельностный компонент;

3) результативный компонент.

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

4) доказательность принимаемых решений

5) наличие аргументации выводов и заключений.

При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;

5) новизна представляемого проекта.

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:

0 баллов

отсутствие данного компонента в проекте

1 балл

наличие данного компонента в проекте

2 балла

высокий уровень представления данного компонента в проекте

Компонент проектной деятельности

Критерии оценивания отдельных характеристик компонента

Баллы

Содержательный

Значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике

0-2

Правильность выбора

используемых методов исследования

0-2

Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей

0-2

                              Доказательность принимаемых решений

      Наличие аргументированных выводов и заключений

0-2

Деятельностный

Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта

0-2

Характер взаимодействия участников проекта

0-2

Результативный

Форма предъявления проекта и качество его оформления

0-2

Презентация проекта

0-2

Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов

0-2

Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов

0-2

Новизна представляемого проекта

0-2

максимальный балл - 24

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Информационные ресурсы для учителя

  1. Жданов В. В. Некрасов, М, Просвещение, 2003
  2. Костромской край с древнейших времён до наших дней: учебное пособие. В 2ч. Ч.2 Для учащихся 8-9 класов /Отв. Е.А. Лушина. – Кострома: Изд-во КОИРО, 2017.

3. Лебедев Ю. В. Н. А. Некрасов и русская поэма 1840 - 60-х годов (1971),

4. Лебедев Ю. В "У истоков эпоса. Очерковые циклы в русской литературе 1840 - 60-х годов" (1975),

5. Лебедев Ю. В "Русская литература XIX века. Вторая половила. Книга для учителя", М, просвещение, 1996

6. Лебедев Ю. В Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 5-6 класс, М, Просвещение, 2002

7. Лебедев Ю.В., Романова А.Н., Литература Костромского края. Вторая половина 19 века: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово», 2018.

8. Обухов Р. Е. «Пути в избах. Трикнижие о шабловском праведнике, художнике Ефиме Честнякове», М., 2008.

9. Резепин П. П. Галичские Вяземские, II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009.

10. Цейтлин А. Н. Некрасов, М., Терра - Книжный клуб, 2005

11. Чуковский К. И, Мастерство Некрасова, М., Терра - Книжный клуб, 2005

12. Шапошников В. И., «Ефимов кордон» (роман), Ярославль, 1983

13. Ямщиков С. В., «Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов», М., Просвещение, 1985

Информационные ресурсы для учащихся

1. Ганцовская Н. С. «Живое поунженское слово. Словарь народно-разговорного языка Е. В. Честнякова», Кострома, 2007

2. Игнатьев В. Я., «Ефим Васильевич Честняков», Кострома, 1995

3.         Костромской край с древнейших времён до наших дней: учебное пособие. В 2ч. Ч.2 Для учащихся 8-9 класов /Отв. Е.А. Лушина. – Кострома: Изд-во КОИРО, 2017.

4. Куранов Ю. Вот моя музыка. Стихи, поэмы, гимны. – Калининград, 2005.

5. Куранов Ю. Н. Великая прекрасная княгиня. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003.

5. Лебедев Ю. В Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 5-6 класс, М, Просвещение, 2002.

6. 3.        Литература: 7 – 9кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2002.

Контрольно-измерительные материалы

8 класс

Проверочная работа по теме «Устное народное творчество»

  1. Как связана историческая песня «Минин и Пожарский», записанная в Калужской губернии в 19 веке и историей Костромского края и исторической судьбой России?
  2. Выпишите из содержания «Разбойничьей песни» средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).
  3. Какие стороны народной жизни раскрываются в причитаниях?
  4. Какие поэтические особенности отличают причитания от других лирических жанров фольклора?
  5. Перечислите зимние развлечения, о которых вы узнали из очерка С.В.Максимова «Крестьянские посиделки в Костромской губернии».

Вопросы для письменного опроса по произведению В.Г.Корнилова «Тепло жизни»

  1. О чём заставляет задуматься данный рассказ?
  2. Чем вы могли бы доказать, что писатель всматривается и вслушивается в природу?
  3. Какие средства художественной выразительности использует писатель для описаний осени и селезня?
  4. Кому из ранее изученных по школьной программе писателей в осмыслении темы «человек и природа» близок В.Г. Корнилов?

           9 класс

План анализа стихотворения (практическая работа)

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

В) Рифмы

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма».

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

            6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Русский язык и литература" для специальности "Сварочное производство"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по профессии среднего профессионального образования, входящей в состав укрупне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА.  ЛИТЕРАТУРА»для специальностей среднего профессионального образования...

Аннотация к рабочей программе по учебным предметам «Русский язык. Литература» 5-9 классы

Рабочая программа по учебным  предметам «Русский язык. Литература», входящим в предметную область «Русский язык и литература» для 5 - 9 классов, разработана  на основ...

Рабочая программа по учебным предметам «Русский язык. Литература» 5-9 классов

Рабочая программа по учебным  предметам «Русский язык. Литература», входящим в предметную область «Русский язык и литература» для 5 - 9 классов, разработана  на основ...

Рабочая программа по учебному предмету «Русская родная литература» для 9 класса на 2019– 2020 учебный год

Аннотация  к рабочей программе по  «Русской родной  литературе» для 9 классаРабочая программа учебного курса «Русская родная литература» для 9 класса разраб...