История школы на протяжении века
статья по краеведению по теме

Васильева Нина Сергеевна

   Школа, в которой мы учимся и работаем, славится своими добрыми традициями, хорошими делами, отличными спортсменами, талантливыми участниками художественной самодеятельности, победителями районных олимпиад по разным предметам, конкурсов и научно-практических конференций,  замечательными выпускниками, которые трудятся в разных уголках нашей страны. Она по праву может гордиться своей историей, насчитывающей многочисленные достижения своих учеников, учителей и выпускников в течение целого века. В 2013 году нашей школе исполняется  90 лет, в связи с этим мы сочли своим долгом систематизировать летопись школы и пролистать страницы истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta_yubiley_shkoly_90.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

90-летию Байкальской школы посвящается…

История школы на протяжении века

   Школа, в которой мы учимся и работаем, славится своими добрыми традициями, хорошими делами, отличными спортсменами, талантливыми участниками художественной самодеятельности, победителями районных олимпиад по разным предметам, конкурсов и научно-практических конференций,  замечательными выпускниками, которые трудятся в разных уголках нашей страны. Она по праву может гордиться своей историей, насчитывающей многочисленные достижения своих учеников, учителей и выпускников в течение целого века. В 2013 году нашей школе исполняется  90 лет, в связи с этим мы сочли своим долгом систематизировать летопись школы и пролистать страницы истории.  

  1. У истоков  сельского образования. Согласно архивной выписке из ОГУ «Государственный архив Иркутской области» (от 11.06.2008) на 1.05.1923 года в Горемыкинской школе  обучалось 35 человек, и работали 1 учитель и 1 техничка. Следует отметить, что в данный период наше село именовалось Горемыка, которое было переименовано в Байкальское в 1939 году,  Северо-Байкальский район назывался Нижнеангарской волостью и входил в состав Иркутского уезда согласно вышеназванной справке. Здание начальной школы сохранилось до наших дней. По воспоминаниям старожилов села детей обучали также в здании сельской церкви, сейчас это приход Святителя Иннокентия Иркутского. В те трудные времена учиться могли не все. Если в семье было много детей, то старшие, как правило, образования не получали, кормили семью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие местные старожилы имели только начальное  образование.  
  2. Байкальская неполная средняя школа (НСШ). В 1933-34 году по свидетельству очевидцев Кетрова Виктора Иннокентьевича и Распутиной (Немеровой) Татьяны Ермолаевны, уроженцев села, открылась неполная (семилетняя) средняя школа. Как свидетельствуют старожилы,  школа по тем временам выглядела просторно. Помимо классных комнат ее здание  включало печное  отопление, спортивную площадку, большой  по площади пришкольный участок, где помимо различных насаждений ученики разводили кроликов и птицу. История донесла до нас и фамилии первых директоров «новой» школы. Это Осип Баторович Шапхоев, Сергей Михайлович Красновский,  Петр Александрович Лебедев, затем Михаил Всеволодович Соколов, Васса Ивановна Соколова.  В составе учительского коллектива трудились в школе в 30-40 годы следующие педагоги: Шапхоев Осип Баторович -  география, биология; Хилханова Александра Степановна -  русский язык, литература, немецкий язык, Ерофеев Петр Кузьмич, Коновалов Петр Ильич, Жаркой Александр Яковлевич, Бареев Александр Митрофанович -  начальные классы; Пасынкова Апполинария Ивановна -  математика; Соколикова Мария Петровна -  начальные классы.
  3. Школа в годы  Великой Отечественной войны и послевоенное время. Байкальская семилетняя школа функционировала и в лихие годы Великой Отечественной войны. Ее ученики не только учились, но и много работали физически (рыбачили, косили сено, готовили лес) с 11-12 лет. Лишения и трудности при этом дети испытывали колоссальные: недоедали, недосыпали. Не хватало чернил и бумаги. По воспоминаниям Елизаветы Георгиевны Кетровой (Горбуновой) -  писали ученики военных лет на обрывках старых газет, разводя вместо чернил, брусничный морс.

Учителям сельской школы в начале войны предоставлялась «бронь», т.е. отсрочка от призыва. Так, например, учителями  начальной школы работали Жаркой Александр Яковлевич и Бареев Александр Митрофанович, которые были  призваны только в 1942 году. Петр Александрович Лебедев, работавший директором, был также призван в армию позже. В  трудные военные годы  всем жителям нашего края приходилось очень нелегко. Люди должны были самоотверженно трудиться для фронта. Все работали под лозунгом «Тыл – второй фронт». После тяжелого трудового дня женщины и подростки спешили в клуб, где  собирали посылки на фронт. Они отправляли воинам теплые вещи, связанные своими руками, а также продукты питания. После войны  жители села Байкальское, как и все советские люди,  начали строить мирную жизнь. Но она не была легкой. Нужно было восстанавливать хозяйство, трудиться не покладая рук, а детям еще и учиться. Вот фамилии учителей, работавших в семилетней школе в послевоенные годы: учителя начальных классов -   Анастасия Павловна Телешева, Мария Георгиевна Унжакова, Эльза Васильевна Погарская. Быков Геннадий Михайлович (математика), Немерова Зоя Васильевна (физика), Марченко Иван Моисеевич (физкультура), Макарова Галина Васильевна (старшая пионервожатая), Кувшинов Анатолий Федорович (история и география), Кувшинова Глафира Лаврентьевна (русский язык и литература), Попова Мария Иннокентьевна (начальные классы), Попов Анатолий Артамонович (биология и география), который позже в 50-х годах стал директором этой школы. Следует отметить, что Байкальская школа открывала двери не только местным детям, но также ученикам с периферии: деревень  Тыя, Талая, Томпа. Приезжие дети жили в интернатах. В 1959 - 1960 учебном году здание семилетней школы сгорело и пришлось размещать классы учащихся в  интернате. В селе началось строительство средней школы и одновременно нового интерната, так как учащимся после окончания семилетней школы  приходилось продолжать образование в Нижнеангарской средней школе,  вдали от дома.

  В настоящее время в селе проживает более 20 человек, обучавшихся в начальной и семилетней школах, а также установлена связь с некоторыми выпускниками этих школ, проживающими в других регионах. Коллектив школы ведет поисковую работу по уточнению списков всех учащихся и учителей начальной и неполной средней школы.

4. Открытие Байкальской средней   школы

   В 1966-1967  учебном году  1 сентября распахнула свои двери новая средняя школа. Радости детей и родителей не было предела: теперь не нужно было уезжать из родного дома. Директором средней школы был назначен Попов Анатолий Артамонович (25.05.1924-10.10.1969). В 1957 году он был переведен в Байкальскую семилетнюю школу, где работал сначала завучем, затем директором школы. В средней школе он  проработал до последних дней своей жизни. Несмотря на тяжелое ранение (потерю руки) во время Великой Отечественной Войны, Анатолий Артамонович нашел в себе силы не только встать в строй тружеников, но и находиться всегда в первых рядах, заряжая всех оптимизмом и неиссякаемой энергией. Его судьба навсегда останется в истории школы как яркий образ выдающегося человека.

   В год открытия средней школы наряду с Поповым А.А. завучем работал Ключерев Николай Яковлевич, в состав коллектива на 1 сентября входили следующие учителя  и воспитатели: Макеевская Агафья Павловна, Попова Мария Иннокентьевна, Макеевская Валентина Павловна, Сергеева Людмила Илларионовна, Шадрина Эльвира Иннокентьевна, Жданов Николай Иннокентьевич, Жданова Людмила Ивановна, Цоктоев Николай Гомбоевич, Нагорный Николай Авксентьевич, Нагорная Тамара Аристарховна, Сороковикова Евгения Петровна, Марченко Иван Моисеевич, Иванова Мария Константиновна, Баташова (Шалаева) Нина Яковлевна, Воронина (Вокина) Людмила Семеновна, Заболотная Анна Петровна.

   Первый выпуск учащихся средней школы состоялся в 1968 году в количестве 20 человек, классный руководитель – Сороковикова Евгения Петровна.

    В 1972 году был сдан в эксплуатацию интернат, который находится на территории средней школы. На протяжении 15 лет в Байкальской средней школе обучались дети из разных сел Северо-Байкальского района Бурятской АССР: Томпы, Верхней Заимки, Холодного, Давши. От каникул до каникул и дом, и родителей им заменял коллектив воспитателей интерната, который  душевным теплом и заботой окружал каждого ребенка.

   В составе коллектива воспитателей интерната работали: Иванова Мария Константиновна, Кетрова Любовь Павловна, Вокина Людмила Семеновна, Шалаева Нина Яковлевна, Терентьева Татьяна Николаевна. В конце 80-х годов в здании интерната была открыта начальная школа, которая располагалась там по 2010 год.

  В школе кипела жизнь. Учащиеся проходили своеобразную  «школу взросления» октябрята – пионеры – комсомольцы. Пионерская дружина носила имя Ю.А.Гагарина, ей было присвоено звание правофланговая, включала в себя 4 октябрятские группы и 4 пионерских отряда. Комсомольская организация «Данко» состояла из трех комсомольских групп. Основными направлениями работы были: хорошая успеваемость, коллективные творческие дела, оказание шефской помощи, пятая трудовая четверть (в колхозе на МТФ, на полях при уборке урожая и заготовке кормов, сена, на рыбалке, трудовые десанты, субботники, «Голубой патруль»), организация досуга. Многие учащиеся за активную работу и хорошую учебу поощрялись путевками во Всесоюзные пионерские лагеря «Артек», «Орленок», «Океан», Всесоюзный лагерь комсомольского актива «Зеркальный».

Мы с большой радостью  и гордостью вспоминаем время нашего октябрятского, пионерского детства и комсомольской юности.

5. Золотой фонд школы

  Как известно, учитель на селе всегда являлся первой фигурой, пользовался авторитетом. Издавна на него равнялись, с него брали пример, прислушивались к его мнению, искренне уважали. Поэтому одну из страниц нашей работы мы решили посвятить нашим сельским педагогам, отдавшим все свои лучшие годы воспитанию и обучению подрастающего поколения села Байкальское. В разные годы в школе работали замечательные, профессиональные люди, мастера своего дела.

   Неоценимый вклад в дело становления сельского образования внесли ветераны педагогического труда. Их профессионализм, мудрость, молодость души могут служить отличным примером для молодых педагогических кадров. Стаж каждого из них насчитывает более 35 лет.

Иванова Мария Константиновна – воспитатель интерната

Макеевская Валентина Павловна – учитель начальных классов

Сергеева Людмила Илларионовна – учитель математики

Заболотская Елена Дмитриевна – учитель биологии и химии,  «Отличник народного просвещения».

Татарникова Нина Сергеевна – учитель географии, «Отличник народного просвещения».

Терентьева Татьяна Николаевна – учитель начальных классов.

Бальбурова Надежда Иннокентьевна – учитель русского языка и литературы (с 1982 г), «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель республики Бурятия», «Заслуженный учитель России»,  директор школы с 1987 г. по 2005 г.,  с 2005 года является главой сельского поселения «Байкальское эвенкийское».

Ныне  они находятся на заслуженном отдыхе и проживают в селе Байкальское.

  Гордостью школы, её золотым фондом, являются педагоги, которые имеют огромный педагогический стаж и отмечены многочисленными наградами. Среди них трудятся по сей день в стенах школы:

 Бикетова Анна Николаевна – учитель физкультуры, 42 года педагогического  стажа Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, Благодарность Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, нагрудный знак «350 лет вхождения Бурятии в состав России»;

Оксионова Любовь Александровна – учитель биологии, зам. директора по УВР   с   1975 г.  по 2001 г., «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда»;

Ганюгин Дмитрий Гаврилович –  учитель физики, 36 лет педагогического  стажа, «Почётный работник общего образования РФ», «Ветеран труда»;

Нелюбина Любовь Александровна  -  учитель математики, зам. директора по УВР   с 1975 г по 2003, 42 года педагогического  стажа «Отличник народного просвещения, «Заслуженный учитель РБ», «Ветеран труда», нагрудный знак «350 лет вхождения Бурятии в состав России», многочисленные грамоты;

Туробова Галина Ивановна – учитель русского языка и литературы, 44 года педагогического  стажа, Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, Почетная грамота Правительства Республики Бурятия, многочисленные грамоты;

Туробова Ольга Михайловна – учитель технологии, 26 лет педагогического  стажа,  Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия.

6. Мастера своего дела

     Наряду с ветеранами педагогического труда успешно и плодотворно трудятся педагоги, достигшие хороших результатов в деле воспитания и обучения подрастающего поколения:

Васильев Александр Григорьевич -  учитель истории и обществознания,  зам. директора по УВР с 2003 г., директор школы с 2005 года, 20 лет педагогического стажа, «Почетный работник общего образования РФ», имеет многочисленные грамоты;

Васильева Нина Сергеевна – учитель английского языка, зам. директора по учебно-воспитательной работе, 22 года педагогического стажа, Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, имеет многочисленные грамоты;

Волчатова Ольга Иннокентьевна – учитель начальных классов, зам. директора по учебно-воспитательной работе, 20 лет педагогического стажа, Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, имеет  многочисленные грамоты;

Ситникова Светлана Геннадьевна – учитель начальных классов, 24 года педагогического стажа; имеет грамоты.

Стрекаловский Евгений Николаевич – учитель физкультуры, 17 лет педагогического стажа, Почетная грамота Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ,  имеет многочисленные грамоты.

Стрекаловская Евгения Леонидовна - учитель математики, 14 лет педагогического стажа, Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия.

Богатырева  Александра Иннокентьевна -  учитель русского языка и литературы, 11 лет педагогического стажа.

Дубикова Татьяна Николаевна – учитель биологии и химии, 12 лет  педагогического стажа.

 Молодые педагогические кадры продолжают их дело. Сегодня в школе работают молодые специалисты:

Дорофеева Татьяна Николаевна -  учитель географии и ИЗО;

Дорофеев Игорь Михайлович – учитель музыки и технологии;

  В настоящее время в Байкальской средней общеобразовательной школе работают 13 её выпускников: 8 человек учителей и 5 человек младшего обслуживающего персонала.   Все они  - выпускники разных временных лет. Все они – хорошие специалисты родной школы, без которой не мыслят своего дальнейшего существования.

   Каждый год наша школа совершенствуется и  хорошеет. В 2012 году был приведен в соответствие тепловой контур здания школы – стены школы были утеплены, отделаны сайдингом, окна заменены на стеклопакеты. Под руководством директора Васильева А.Г. благоустраивается территория школы – возводится новое ограждение, меняется дизайн пришкольно-опытного  участка, построена школьная эстрада - сцена, планируется строительство искусственной спортивной площадки. Меняется и внутренний облик школы. Благодаря усилиям коллектива школы и родителей изменился интерьер здания, обшиты стены,  заменены кабинетные двери, обновлены стенды. Пополняется и обогащается  фонд краеведческого музея, кабинеты получают все более современное техническое оснащение.

     На протяжении века наша школа шагает в ногу со временем, несмотря на свой почтенный возраст. Она всегда молода, потому что каждый год принимает в свои стены юное поколение, она мудра, так как ежегодно дает путевку в жизнь своим выпускникам.

  С юбилеем, родная школа! Успехов и процветания тебе!

          июнь 2013 г.,                                 Васильева Н.С., зам директора по УВР,

                                                                                             учитель МБОУ «Байкальская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ... ВСЕ СТАРЕЕТ - РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Цель: изучение событий истории и освещение их в литера­туре.Задачи. 1 .Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в литературе. 2. Уметь пользоваться сопоставит...

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Игра по истории России в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме "История России в XVII веке"

Обобщающий урок - игра по теме "История России в XVII веке". Играют две команды.   Учащиеся работают с датами, терминами, историческими портретами и другими материалами. Данный конспект будет инт...

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...