«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ... ВСЕ СТАРЕЕТ - РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Цель: изучение событий истории и освещение их в литературе.
Задачи. 1 .Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в литературе. 2. Уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом. 3. Воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вводный урок литературы в 11 классе | 915.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1 (вводный)
«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ... ВСЕ СТАРЕЕТ - РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Цель: изучение событий истории и освещение их в литературе.
Задачи. 1 .Вспомнить основные исторические события XX века и показать, как они отражены в литературе. 2. Уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом. 3. Воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории.
Раздаточный материал. Опорная схема «Лента времени» (см. Приложение 2, с. 159).
Оформление доски
«Медленно история листается... всё стареет - Родина не старится!»
Эпиграф: В двадцатом удивительном столетье,
Польстившись на избранничества стимул,
Россия показала всей планете,
Что гений и злодейство совместимы.
и Красный цвет (воина) - 6: Русско-японская война, I русская революция, I мировая война, II русская революция (Февральская буржуазно-демократическая революция и Октябрьский переворот), гражданская война, Великая Отечественная война.
Зелёный цвет (экономика) - 3: политика военного коммунизма; индустриализация, коллективизация и культурная революция; нэп.
Синий (мир) - 1: «застой».
Голубой (мир, надежда)- 2: «оттепель», «перестройка».
Трёхцветный (мир, надежда, экономика, война) - последнее десятилетие XX в.
Ход урока
I. Слово учителя.
Идя по улицам города, мы видим лица, дома, скверы, площади. Но город в целом мы можем увидеть, только поднявшись ввысь: на башню, гору или с самолёта...
Мы сегодня попробуем взглянуть как бы сверху на огромное историческое полотно и увидеть, куда течёт река литературы.
Объектом нашего внимания будет XX век: общая характеристика исторических и литературных событий.
П. Чтение темы и эпиграфа урока.
III. Знакомство учащихся с задачами урока.
Перед нами не просто чистый лист бумаги. Сегодня мы вместе попытаемся «соткать» историческое полотно. Для этого вы должны будете определить событие, о котором будет идти речь в стихотворениях-загадках. Это и будет «кусок» истории на нашем полотне, заполнив которое мы сможем ответить на вопрос, какая же она, Россия XX века? Перефразируя же М. Цветаеву, назовём литературу «очевидцем всех времён истории» и посмотрим, что же волновало русскую литературу в «двадцатом удивительном столетье...»? Итак, начинаем «медленно историю листать»...
IV. Беседа с учащимися об исторических событиях и комментарий учителя по литературе.
Учитель или ученик-ассистент по ходу беседы заполняет «Историческое полотно».
1. Комментарий учителя.
К началу XX века определились основные силы мира - это государства: Франция, Англия, Германия, Россия. Началась борьба за сферы влияния. Обнаружился духовный кризис, причинами которого являлись исчерпанность прежних ценностных ориентиров (чувство России как дома, нации), отсутствие новых руководящих идей. Вл. Соловьёв так охарактеризовал ситуацию на рубеже веков: «... прежняя история взаправду кончилась. Конец истории сошёлся с её началом». А. П. Чехов об этом же: «Всё враздробь!»
«Климат» новой эпохи прояснялся в совместных прозрениях художников разной ориентации - реалистов и модернистов.
Обращение к схеме:
• Продолжает развиваться литература критического реализма.
Вересаев Викентий Викентьевич, Куприн Александр Иванович,
Бунин Иван Алексеевич, Толстой Алексей Николаевич («красный граф»), Короленко Владимир Галактионович.
• Рождается новая литература, которая развивается в направле
нии, получившем впоследствии название социалистического реа
лизма. (М. Горький.)
Маяковский В. Хлебников В. Бурлюк Д.
Бальмонт К. Брюсов В. Мережковский Д. Гиппиус 3.
Модернистское искусство (поэзия серебряного века).
Старшие символисты
Гумилёв Н. Городецкий С. Ахматова А. Мандельштам О.
Младосимволисты
Блок А. Белый А.
Характеристика литературы начала века: поиск новых форм, нового содержания.
2. Отгадай событие.
Мы проиграли ту войну, Но слава русских моряков
С «Варягом» не ушла ко дну.
«Погибнуть с честью» - был девиз таков.
Русско-японская война 1904 -1905 гг
. Как только учащиеся отгадывают событие, учитель прикрепляет соответствующие пазлы
Комментарий учителя.
На эту войну, которая должна была быть маленькой, но победоносной, откликнулись передовые люди. Л. Н. Толстой опубликовал в Англии статью «Одумайтесь!». Самым эмоциональным откликом на русско-японскую войну явился рассказ Леонида Андреева «Красный смех». Главная тема - безумная жестокость. Конкретное решение этой темы - экспрессивный, запоминающийся образ безумного «красного смеха»: «На месте бледного лица было что-то короткое, тупое, красное, и оттуда лилась кровь... И в этом красном, текущем продолжалась ещё улыбка, беззубый смех -красный смех». «Красный смех» - символ страха, смерти, ужаса и безумия - встречается в рассказе 16 раз, а основной лейтмотив -«ужас и безумие» - 27 раз. Красный цвет - символ войны - встречается 33 раза. «Странная перемена вдруг произошла - исчезновение цветов; исчезли голубой, зелёный и другие привычные тихие цвета, а солнце загорелось красным». Вот как изображает войну Л. Андреев. И мы, вслед за писателем, всё, что связано с войной, окрасим в красный цвет, а мирными цветами будут у нас голубой, цвет надежды, и зелёный, обозначающий экономические преобразования. К сожалению, красным окрашены несколько последующих событий в истории нашего государства.
3. Отгадай событие.
«Кровавым воскресеньем» началась она
И слабость власти показала всем сполна.
Хоть «Манифест» дарован был народу,
Работа I Думы не продлилась года.
Iрусская революция, 1905-1907 гг.
Комментарий учителя.
О I русской революции мы можем прочитать в произведениях М. Горького «Мать», «Жизнь Клима Самгина».
А вот стихотворение Надежды Тэффи, которое называется «Пчёлки». Оно было написано весной 1905 года и потом перепечатывалось во всех антологиях политической лирики и сатиры, в том числе и в искровском сборнике революционных песен «Под красным знаменем»:
В ту ночь до рассвета мелькала иголка:
Сшивали мы полосы красного шёлка
Полотнищем длинным, прямым...
Мы сшили кровавое знамя свободы,
Мы будем хранить его долгие годы,
Но мы не расстанемся с ним!
Какой-то особый, пророческий смысл звучал в её словах...
4. Отгадай событие.
Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,
Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.
Балканы славились как «бочка пороха» всегда.
В Сараево начавшись, длилась долго та война.
I мировая война.
Комментарий учителя.
Вот каково отношение к этой войне лирического героя поэмы С. Есенина «Анна Снегина»: «Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез», «Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку... другую явил я отвагу - был первый в стране дезертир».
5. Отгадай событие.
Всё общество на красных — белых поделив,
В надежде отстоять свою Россию - все находили сил прилив.
Сын на отца пошёл, забыв свой истоки,
Мы стержень потеряли - таковы её итоги.
Гражданская война, 1918 -1920 г.
Комментарий учителя.
Обращение к схеме. Гражданская война и литературу разделила надвое:
«Революционный героизм» «Внимая ужасам войны»
«Сабля да книга-чего ещё...» Булгаков М. «Бег», «Дни Тур-
Фадеев А. «Разгром» биных»
Фурманов Д. «Чапаев» Бабель И. «Конармия»
Серафимович А. «Железный Бунин И. «Окаянные дни»
поток» Горький М. «Несвоевременные
Островский Н. «Как закалялась мысли»
сталь»
6. Отгадай событие.
В попытках частную торговлю запретить
Про продразвёрстку власть новая заговорила.
В распределении, оплате уравниловку вменить,
Войну закончить поскорей спешила.
Политика военного коммунизма, 1918 -1921 г.
Комментарий учителя.
Творческую жизнь начала 20-х характеризует появление множества группировок и организаций. Заметным явлением был Пролеткульт. В рамках Пролеткульта действовала Российская Ассоциация пролетарских писателей. Она боролась со всеми группировками и течениями. РАПП начала кампанию против Е. Замятина и Б. Пильняка (в 1938 г. Пильняк был расстрелян).
Широкая, полноводная река русской литературы отныне разделилась на две речки, которые растеклись в разные направления.
Эмигрантская Советская литература
Бунин И. Пролеткульт, РАПП, ВАПП
Куприн А. Д. Бедный, М. Светлов и др.
Толстой А. ЛЕФ (Маяковский В.)
Гиппиус 3. Имажинисты (Есенин С.)
Мережковский Д. Серапионовы братья
Шмелёв И. (Зощенко М.)
Цветаева М. Обэриуты (Заболоцкий Н.,
Бальмонт К. и мн. др. Хармс Д., Шварц Е.)
7. Отгадай событие.
Чтоб вывести из кризиса страну,
Восстановить народное хозяйство,
Перед крестьянством чувствуя вину,
Власть через экономику боролась с разгильдяйством.
Нэп, 1921 - начало 1930-х г.
Комментарий учителя.
Период нэпа в литературе отражён в рассказах М. Зощенко и в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
8. Отгадай событие.
Чтоб средства в город откачать,
Чтобы заводы, фабрики построить,
В деревне надо было с кулаком борьбу начать,
Крестьян всех на вступление в колхоз настроить.
Индустриализация (1929-1940) и коллективизация (1929-1932).
Комментарий учителя.
Социальные преобразования конца 20-х - начала 30-х гг., политика «сплошной коллективизации», «ликвидация кулачества как класса» - событийная основа произведений А. Платонова «Котлован» и М. Шолохова «Поднятая целина».
9. Отгадай событие.
Неграмотность хотела победить, «
Культуру» - третьим фронтом назвала.
Инакомыслие пыталась позабыть,
Соцреализму предпочтенье отдала.
Культурная революция, 1917-1939 г. Комментарий учителя.
1931 г. - выступление Сталина положило конец форсированной культурной революции. В 1932 году генсек повелел Луначарскому «кончать модные течения». Писателей объединили в Союз. А в 1934 г. на I съезде писателей был объявлен основной и единственный метод художественной литературы «социалистический реализм», задачей которого была «идейная переделка и воспитание людей в духе социализма». Это было, по сути, началом складывания тоталитарного государства.
Народ пел «Нас утро встречает прохладой» и не знал, что автор этой песни - тридцатилетний, талантливый поэт Борис Корнилов, один из миллионов жертв репрессий, расстрелян как враг народа.
Стреляли гордых, добрых, честных,
Чтоб захватить, упрочить власть,
В глухих подвалах повсеместно
Кровь русская лилась.
С 1934 года литература - одна «социалистическая» река, в которой много невидимых подводных течений... Теперь мы «это течение» называем запрещённой (возвращённой) литературой. (Бабель И., Булгаков М., Мандельштам О., Клюев Н., Пильняк Б., Платонов А., Замятин Е. и мн. др.)
10. Отгадай событие.
С разгрома Польши началась она,
И имя её страшное - война.
Продлилась с точностью в 6 лет.
Японию разбив, народы мира увидали свет.
11мировая война.
Комментарий учителя.
Литература Великой Отечественной войны характеризуется агитацией, призывом, воспеванием «великого полководца». Отстоять свою Родину! - вот задача каждого советского человека. Около 10 лет военная тема будет «созревать» в умах и сердцах советских писателей (1957-1959).
Поэзия Проза Драматургия
Ахматова А. Горбатов Б. повесть Корнейчук А.
Симонов К. «Непокорённые» «Фронт»
Берггольц О. Бек А. повесть «Воло- Леонов Л. «Наше-
Сурков А. коламское шоссе» ствие»
11. Отгадай событие.
Смерть Сталина - и началась она,
Лирично Эренбургом названа...
Интеллигенция вся ликовала,
Секреты «белых пятен» открывала.
«Оттепель» 195 3-1960-е гг.
Комментарий учителя.
Работа со схемой. Литературный процесс 60-х знаменовался настоящим творческим всплеском. Появился целый ряд новых течений в советской литературе: «военная проза», «деревенская проза», «молодёжная проза», «громкая эстрадная поэзия», «тихая лирика» и др. Возникали различные литературные группы, объединения, кружки: «Мы -молодые», Лианозовская поэтическая группа, СМОГ - Смелость. Мысль. Образ. Глубина», или «Самое Молодое Общество Гениев» и др. Распространились такие уникальные явления, как «самиздат» и «тамиздат». Всё это свидетельствовало об оживлении литературной жизни. Однако необходимо помнить, что явления «шестидесятничества» и «оттепели» отождествлять нельзя. Сам период «оттепели» (назван по одноимённым произведениям: стихотворению Николая Заболоцкого и повести Ильи Эренбурга) делится на три периода (1953-1956, 1956-1959, 1959-1964). Каждый сопровождался «всплеском» либерализма и репрессивной реакцией на него официальных властей. Начало «оттепели» отмечено литературно-критическими выступлениями (например, Померанцева «Об искренности литературы», 1953). В сентябре 1954 г. А. Твардовский отстранён от должности главного редактора «Нового мира». Далее идёт процесс реабилитации репрессированных писателей. Печатается роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». Одновременно с этим резкой критике подвергся опубликованный за рубежом роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». С одной стороны, по приказу Н. Хрущёва публикуется «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына, второе дыхание получает военная проза, обратившаяся к отображению «окопной правды» войны. С другой стороны, подвергается аресту рукопись романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
12. Отгадай событие.
Мы за весною лета ждали,
Но время то прошло, что «оттепелью» звали.
Был отстранён генсек Хрущёв,
Настало время заказных судов,
И за разгромом в Праге демократии весной
Период тот назвали мы ... («застой»).
Комментарий учителя.
Начинается период тотального противостояния государства и свободной литературы. У поколения «шестидесятников» в момент смены периода 60-х гг. эпохой «застоя» было три пути:
- путь конформизма, приспособления к сложившейся и застывающей в своих чертах системе;
- «андеграунд», «непротивление» системе, но и нежелание с ней сотрудничать. Это был период третьего «хождения русской интеллигенции в народ»: люди творческого склада выбирали профессии, не требующие прохождения идеологических проверок, вступления в партию и оставляющие массу свободного времени (истопники, сторожа, лифтёры). «Поколением дворников и сторожей» назвал их рок-поэт Б. Гребенщиков. Мировосприятие этой группы отразилось в таких произведениях, как поэма В. Ерофеева «Москва-Петушки», роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, в прозе С. Довлатова и др.;
- путь диссидентства - сознательного и открытого противостояния системе. Этот путь, как правило, приводил в эмиграцию или лагеря и специальные лечебницы. Впрочем, надо сказать, чёткой грани между этими путями не было. Пример тому - судьба А. Галича. Из преуспевающего советского кинорежиссёра превратился в диссидента и эмигранта.
Вот что мы читаем об этом времени у Михаила Веллера в произведении «Дети победителей»: «Заработали верховные ножницы, остригая от пространства нашей духовной жизни строчку за строчкой. Спился и замолчал Казаков. Замолчал и уехал Гладилин.
Выслали Солженицына. Уехал Бродский. Пошли нескончаемой чредой «уезжанты» и невозвращенцы: Ростропович, Барышников... Уехал Некрасов. Уехал и погиб Галич. Умер Шукшин. Агония.
Точку «воткнул» восьмидесятый: лишили гражданства уехавшего Аксёнова; смерть Высоцкого; бойкот Олимпиады. Финиш.
Смерть Трифонова весной восемьдесят первого прозвучала завершающим аккордом, эпилогом. А как же боссы? Руководители затыкали рты, выкручивали руки, резали рукописи, смывали картины...»
13. Отгадай событие.
Генсека в 85-м услыхали клич,
Чтоб развитых стран уровня достичь,
Все сферы жизни перестроить мы должны,
Реформы эти не просты, но так нужны.
«Перестройка», 1985-1991 гг.
Комментарий учителя.
Этот период связан с именем Михаила Сергеевича Горбачёва. «Ускорение», «антиалкогольная пропаганда», «демократия» - символы того времени. Ощущение ломки устойчивого порядка вещей, обломки эпох, правил, «цитат» из чьих-то речей двигали вперёд литературу. Из котельной доносится голос уличного Гамлета - кумира молодёжи, чьи «телемиражи» и «радиомиражи» нельзя обойти: «Можешь ли ты изменить этот мир?...» Виктор Цой, Игорь Тальков, Борис Гребенщиков - символы новой эпохи, символы внутренней свободы.
1991 - год распада Советского Союза. Конец периода, называемого «перестройкой». Борис Ельцин - первый президент России.
14. Беседа с учащимися о последнем десятилетии.
Последнее десятилетие уходящего века... Пришло время окон
чательно заполнить наше «Историческое полотно».
- Каким цветом окрасить нам пазл этого периода? Можно ли назвать 90-е трагическими и окрасить в красный цвет?
Да, 90-е трагические. Это время, когда «бессмертие шло косяком»: академик Сахаров, отец Мень, Игорь Тальков, Дмитрий Холодов, Владислав Листьев. Мальчишки, не вернувшиеся домой и не сказавшие «Я жив, мама!». Трагические события лета 2000: взрыв на станции Пушкинская, трагедия подводной лодки «Курск». Литературе этого периода характерна резкость авторской позиции. В. Распутин, Ч. Айтматов, В. Астафьев резко осуждают неприглядность быта и нравственную деградацию: алкоголизм, преступность,
духовное обнищание, наркоманию. Основной мотив литературы -мотив тупика и катастрофы.
-И всё же только ли красный цвет характерен для последнего периода?
Не только. Развивается экономика, с её взлётами и падениями. Надежда связана с новым президентом В. Путиным. «Конец истории сошелся с её началом» (Вл. Соловьёв).
Я предлагаю сделать разноцветным последнее десятилетие уходящего века.
V. Итог урока.
Теперь, когда заполнено наше «Историческое полотно», давайте сделаем вывод о том, каким же был XX век - излом тысячелетья?
Мы давно освоили планету,
Широко шагает этот век,
На земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли, человек?
«Тело Земли - это сплошной нарыв, который вызревает, лопается и, не успев залечиться, снова назревает...»
«Медленно история листается... только Родина не старится...» {Обращение к эпиграфу.) И всё же русский народ - «извечный, как земля, народ с большой судьбой, все вековые векселя оплачены
тобой!» (В. Фёдоров).
Прослушивание песни Ю. Шевчука «Родина».
Домашнее задание. См. в теме «...и был великий спор».
Литература
- Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Кн. для учащихся 11 кл. средней школы: В 2 ч. / Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1994.
- Русская литература XX века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя / В. В. Агеносов, Э. Л. Безносов и др. - М.: Дрофа, 2000.
- Серебряный век русской поэзии. Для учащихся старших классов и любителей поэзии / Сост. К. Ф. Нестерова. - М.: ИМА -Кросс, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"
План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Общая характеристика истории и литературы ХХ века
В данной работе представлен материал в форме интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе....
Интегрированный урок в 11 классе "Медленно история листается...все стареет - Родина не старится!"
«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ…ВСЕ СТАРЕЕТ – РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!»ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ XX BЕKA...
Рабочий лист и задания для групповой работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века"
Рабочий лист и задания для групповой или парной работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века" могут быть использованы как на уроке...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Рабочий лист урока по всеобщей истории в 6 классе «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках»
Рабочий лист урока для самостоятельной работы по учебнику "Истрия Средних веков"...
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...