Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого компонента.
статья (краеведение) по теме
Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого компонента.
«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д.С. Лихачёв
Первостепенной задачей современной школы становится сегодня, духовно-нравственное развитие и воспитание, и это не случайно. Современное общество технократии и потребления, где во главу угла поставлены материальные блага, начинает испытывать глубокий духовный кризис: нравственная деградация, меркантилизм, эгоизм, стали характерными чертами современного социального общества.
Всё очевиднее, что человек интеллектуальный, технически образованный, но бездуховный, не становится культурным, духовно-нравственным, гражданином и патриотом своей Родины.
Внимание, которое сегодня обращает государство, правительство на формирование творческой активной личности, стоящей на позиции патриотизма, толерантности, высокой духовности не случайны, ведь это основы возрождения и укрепления российского общества. В реализации этой важнейшей задачи, государство обращается , прежде всего, к системе образования.
На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание школьников чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями: тематическими лицейскими праздниками, лицейскими чтения, краеведческими конкурсами; лицейскими, районными, городскими проектами.
Основой этого воспитания должно стать, прежде всего, краеведение. Оно, то жизненное пространство, которое формирует самосознание личности. Мой дом, моя улица, мой район, мой Петербург, моя Россия - вот этапы взросления творческой личности.
Краеведение будит интерес к другим областям знаний ребёнка.
Работа эта сложная, кропотливая и длительная , ведь это не механический процесс формализованной и стандартизованной системы. Это не спешный душевный диалог с воспитанником, питомцем, другом, с его скоростью восприятия движения по пути духовно-нравственного взросления! Роль личности учителя в этом процессе огромна.
Учитель духовный наставник, нравственный ориентир, ведь он ведущий. Личность учителя, его реальные возможности имеют, во многом определяющее значение.
Мне бы хотелось в данном контексте обратится к словам К.Ушинского:
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания».
В своей работе учитель обращается к эмоциональному миру ребенка, его личностным переживаниям, создаёт условия для диалога, дискуссии, создаёт ситуацию ценностного выбора.
Но процесс духовно-нравственного развития личности интегративен, неделим и требует единого совместного действия семьи, школы, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, СМИ, религиозных объединений.
Я не случайно на первое место поставила семью, ибо именно в семье, в её традициях, укладе и закладываются самые крепкие основы духовно-нравственной позиции ребёнка. Следующим этапом в этом процессе является школа, социальный институт, через который проходит всё общество. От этого во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Обобщая свой опыт работы, мне хочется представить самые интересные и значимые проекты педагогической деятельности.
«Есть память, которой не будет забвенья!»
Война. Блокада. Победа! Всё дальше от нас уходят эти героические и трагические годы Великой Отечественной войны, но всё так же «помним и гордимся» мы величием подвига нашего народа . Участие в исторических реконструкциях , экскурсиях, шефство над ветеранами нашего района , встречи с ними, их рассказы о Блокаде Ленинграда, вызвало желание написать книгу о ветеранах войны, живущих в нашем Красносельском районе, наших родственниках, дедушках и бабушках. Так родилась идея проект создания книги «Есть память, которой не будет забвенья».
Ведь именно здесь на территории Красносельского района, проходил рубеж обороны блокадного Ленинграда, не случайно улицы нашего района носят имена героев войны. С нашей малой родины, нашего дома начинается
Осознание и понимание сопричастности к великому наследию страны.
Ребята писали рассказы, брали интервью, приносили фронтовые фотографии. Учителя редактировали, делали макет, искали спонсора. Результат нашей совместной работы был достойным!
Первая книга вышла к 60- летию Великой Победы. В лицее состоялась
презентация книги.
На ней присутствовали герои книги, ветераны войны их внуки . Слёзы радости и благодарности были на лицах участниках этой незабываемой встречи. Выход первой книги вызвал огромный интерес к проекту, привлекая всё больше и больше ребят.
К 65 -летию Победы вышла вторая книга и в неё вошли
очерки об учителях лицея, участниках войны, уже учителя подготовил рассказы о своих родных и близких. Я написала о своём отце, который в блокадном Ленинграде был бойцом комсомольского- противопожарного полка, и сейчас, экземпляр этого издания бережно хранится в нашей семье, как реликвия, вместе с военными медалями и орденами.
Это наша маленькая частица выполненного долга перед памятью погибших в годы войны и низкий поклон тем, кто и сейчас в строю.
Этот проект мы посветили и нашим родным и близким. Книга используется на уроках мужества, экземпляр этого издания есть в каждом классном кабинете.
Работа эта, труд души, тесное общение со старшим поколением, сопереживание и соучастие в общем культурном наследии. Она безусловно формирует у ребёнка гордость за свою семью, своё Отечество, любовь к Родине, городу, патриотизм и гражданственность.
Нет забвенья памяти и героям Великой Отечественной войны! И так сложилось, что и проект наш не завершился.
С Большим желанием новое поколение лицеистов и авторский коллектив учителей работают над третьей книгой, которая будет представлена к 70-летию Победы в Великой Отечественной Воины.
Городское общественное движение «Юные за возрождения Петербурга», стало для нас, ребят лицея № 395, Красносельского района, частью жизни. Вот уже более десяти лет разные поколения лицеисты участвуют в этом патриотическом движении, организаторами которого стали: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, Клуб петербуржцев, музеи города. Это движение имеет ряд проектов. Один из них «Святыни Петербурга» . Мы включились в этот проект в конце девяностых, когда храмы города, только начали передавать церковной общине. Храмы находились в плачевном, полуразрушенном состоянии, а небольших деревянных церквей, в плотной застройки наших микрорайонов ещё не было.
Стремление к возрождению духовности, православной культуры у самых разных людей было столь высоко, что мы соприкоснувшись с этой темой чувствовали, как этот проект меняет нас, наше мировоззрение, мироощущение, а я с радостью в душе видела, как меняются ребята участники проекта.
Но работа, тем более исследовательская, с таким объектом, особенная. Храм это не музей, не достопримечательность, поэтому, прежде всего мы получали благословение (разрешение) настоятеля храма на нашу работу. На начальном этапе, информации о церквях на нашей Красносельской земле было крайне мало, тем более, что большинство храмов было разрушено. Но работа эта была очень благодатная. Выезжая с ребятами в храмы, приходы, воскресные школы, я работала в историческом архиве, где по возрасту не могли работать мои подопечные, возрождали утерянные станицы истории. Свои работы мы представляли на районных и городских краеведческих чтениях, оставляли храмах, библиотеках. Несколько исследовательских работ были напечатаны в книге «Столетие петербургского дома». С материалом о церкви митрополита московского Св. Алексия в Тайцах выступали на Православном радио. Старались помочь, по мере наших сил: убирали, мыли, красили, печатали.
Это был один из интереснейших проектов. А сколько нового мы узнали!
О вере, духовности, религиозной жизни человека, как важно хранить и передавать наследие петербургской духовной культуры.
Мы восстанавливали историю, писали о сегодняшнем дне многих храмов. Вот культурно-исторические объекты наши исследовательских работ: Троицкий Красносельский собор-1999год,
Православные храмы посёлка Тайцы и усадьба Демидова 2001- 2003 год, 2012-2013гг.
Храм Андрея Критского в посёлке Володарский 2005 год,
Храм Святых апостолов Петра и Павла в Петергофе- 2006 ,
Храм Преображения господня на Новых местах ( в Лигово) -2008-2011 год.
Вся эта работа на протяжении многих лет, посильное служение, конкретная помощь в храме, возрождение духовно-нравственных традиций нашего отечества, нашей православной, петербургской духовной культуры и есть суть и основа духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Недавно мы уже с новой группой семиклассников, выезжали в посёлок Тайцы и были в нашем храме Св. Алексия, он преобразился: новый золочёный иконостас, великолепные красивого рисунка мозаичные полы, моим ребятам очень понравилось, а это значит проект продолжается!
Во время великой Отечественной войны Тайцы были оккупированы немцами. Один из немецких солдат, Йоган Бертельсман, был художникам и оставил не мало рисунков этого посёлка и его жителей…
Так мы вошли в тему иностранцы в Петербурге, проект «Многонациональный Петербург», «Европейская культура на берегах Невы». В рамках этого проекта пересеклось прошлое Петербурга 18 века, история Великой Отечественной войны и современность. Исследовательская работа о И. Бертельсмане была удостоена диплома на городских краеведческих чтениях. Однако, самой большой наградой для нас стала благодарность Татьяны Варечевны, организатора выставки рисунков художника в Тайцах, на которой местные жители узнавали свой посёлок и себя.
Эти проекты соединяли в себе как индивидуальную так и групповую работу.
Проект «Европейская культура на берегах Невы» знакомил нас культурном наследии различных государств, внёсших значительный вклад в развитие города, и наследием Петербурга. Ребята изучали национальные особенностями французов, проживающих в Петербурге, их вклад в строительство и развитие нашего города. Игра во Францию, доставляла ребятам огромное удовольствие. Подготовка к конкурсу, экскурсии, выполнение творческих домашних заданий развивало у ребят познавательный интерес, толерантное сознание, стремление к диалогу и взаимопониманию разных культур и религий. Наше выступление на конкурсе было весьма успешным, мы были удостоены диплома победителей и Золотой лиры.
Тема толерантности, столь активная в современном обществе, для нас не нова.
Мирное сосуществование, Единая Европа, эти темы интересовали нас и стали мотивацией активного участия в проекте «Европа в школе».
Это был международный конкурс. Он проходил в течении 10 лет под эгидой Совета Европы, Европейской Комиссии Европарламента и Европейского культурного фонда. Цель конкурса развитие европейского сознания, гражданского общества. Он способствовал формированию всеобщего демократического мировоззрения направленного на понимание и уважение различных национальных культур. В Петербурге кураторами конкурса стали кафедры РГПУ им АИ Герцена: педагогики и ЮНЕСКО. К 2005 году в конкурсе приняло участие более четырёх тысяч ребят, 11 наших учеников стали победителями и были награждены серебряными медалями и дипломами от Совета Европы.
Каждый год Европейский комитет конкурса объявлял тему, и ребята разных Европейских стран представляли свои самые разнообразные аналитические и творческие работы.
У наших лицеистов наибольший интерес вызвали темы: « Гражданин объединённой Европы, каков он?», «Какой быть культуре Европы 21 века?», «Наши истории – наше Европейское будущее».
И самое интересное - встреча в международном молодежном лагере в одной из европейских стран: Германия, Италия, Франция, Турция. Особенно интересным было представление традиций и культуры свей страны в первые дни знакомства и конечно же знакомство с культурным наследием других европейских стран. Общение было на английском языке. Эти поездки, наши выпускники вспоминают, как прекрасный опыт межнационального общения.
Участие в конкурсе формирует в юном поколении гражданскую позицию, социальная солидарность, открытость к международному сотрудничеству.
Проектной деятельности в современной школе является, безусловно, самой востребованной и мне хочется представить межпредметный двухгодичный проект «Бородинское сражение». Посвящался героям Отечественной воны 1812 года.
Тема проекта была выбрана не случайно, в этом учебном году мы отметили 200-летие со дня Бородинского сражения. Нам, хотелось сделать что-то необычное, и мы решили – это будет макет Бородинской битвы! После выбора темы была определена группа среди учеников 7 класса, намечены цели, задачи, этапы. А результатом работы должен был стать задуманный макет Бородинского сражения. Результат данного проекта – макет сражения. Погружение в историю России, изучение карт, схем Бородинского сражения, экскурсии в музее Петербурга, личная кропотливая работа над макетом на уроках и после, осмысление и сопереживание, были прекрасным условием для духовно-нравственного воспитания ребят. Сегодня макет находится в кабинете истории и является важным экспонатам
на уроках и тематических экскурсий. Презентация проекта прошла на лицейском празднике посвященной этой важной дате истории нашего Отечества.
Следует отметить, что работали мы в сотрудничестве с родителями класса.
Когда проект был закончен, ребята поделились своими впечатлениями:
- «мы думали, что это не возможно, что это под силу только взрослым…»
- «мы чувствовали гордость за нашу страну, за наших героев Отечественной войны 1812 года..»
- «эта работа подружила меня с классом…»
- «я пыталась вложить всю душу в работу…»
- «мы могли углубится в историю нашего народа…»
- «удивило, что девочки тоже проявили большой интерес к проекту…»
- «мы молодцы, мы сделали это!!!»
Подводя промежуточный итог многолетней работе в деле образования и духовно-нравственного воспитания, хочу поблагодарить моих коллег кафедру истории лицея 395 и , прежде всего, Вершанскую Ж.И., которая на протяжении всех этих лет была методистом истории в нашем лицее. Хочется отметить, что учителя, особенно учителя, гуманитарного цикла, всегда , вне зависимости от решений правительства, главным своим делом считали воспитание нравственности, высокой духовности, гражданственности и патриотизма своих питомцев. Занимаясь со свои учениками в школе и продолжая общение после, я вижу, как из тех ребят, которые учувствовали в наших проектах формируются или уже сформировались хорошие, порядочные люди, с гражданской позицией и ответственностью за свою родину большую и малую, любящие и заботящиеся о своих близких и это радует больше всего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Статья о применении ИКТ в процессе обучения детей начальной школы...
Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключев...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
«Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого компонента»
Первостепенной задачей объединения «Краеведения» становится сегодня, духовно-нравственное развитие и воспитание, и это не случайно. Краеведение — по мнению академика Дмитрия Сер...
Модель формирования духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности
Особое место в многообразии форм воспитательной работы, видов деятельности школьников, направленных на всестороннее и гармоничное развитие личности, занимает туристско-краеведческая деятельность. Прак...