"Работа с картой на занятиях кружка "Удивительный Петербург"
статья на тему

Егорова Елена Александровна

Статья-презентация личного опыта работы с картой на занятиях кружка "Удивительный Петербург"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_kartoy_na_urokakh_istorii_i_kultury.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с картой на уроках Истории и Культуры Санкт-Петербурга Выполнила учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ № 461 Егорова Елена Александровна

Слайд 2

Карты дают цельную систему знаний, представляя продуманный изобразительный ряд, содержат все необходимые для урока материалы и много дополнительных сведений, в виде разнообразных иллюстраций: схемы, диаграммы, фотографии, делающие освоение картографической информации более простым и увлекательным . Что такое историческая карта? С методической точки зрения это – опорный конспект, развертывающий события в пространстве и во времени с помощью условных знаков. Все задания связаны с формированием картографических знаний и умений, пространственной ориентации, развитием памяти, образного мышления.

Слайд 3

Классификация Карты Картосхемы

Слайд 4

Классификация Локальные планы Планы на местности

Слайд 5

Классификация Контурные карты

Слайд 6

Карты По охвату территории (муниципальные, районные, города, карта области)

Слайд 7

Карты По содержанию Обзорные (отражают ряд последовательных моментов в развитии изучаемых явлений и состоянии их в определенный момент)

Слайд 8

Карты Обобщающие

Слайд 9

Карты 3. Тематические посвящены отдельным историческим событиям и явлениям, многие из них разгружены от лишних деталей и обозначений, но содержат наглядно-художественные символы раскрываемых событий.

Слайд 10

Одним из важнейших направлений в работе с картой является обучение школьников умению ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание. В качестве ориентиров при показе по карте нужно использовать знакомые детям объекты -- города, реки, моря, части суши. Полезным методическим приемом в этой работе является «путешествие по карте» : ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах. Работа с картой

Слайд 11

Работа с картой Проблема: усвоение сторон горизонта, как вспомогательного способа нахождения и локализации исторического объекта. При этом можно использовать заранее изготовленные ребятами «компасы» со сторонами света из бумаги : регулярное их наложение способствует преодолению трудности и препятствует появлению негативных формулировок в обозначении объекта типа: «выше--ниже», «вправо--влево»

Слайд 12

Работа с картой Приём «живая» карта или « оживление» карты наглядными средствами . Прикрепление силуэтов, фигурок, значков, символов, аппликаций способствует запоминанию мест исторических событий. Полезно также их передвижение по карте. Например , передвигать фигурку ладьи по пути «Из Варяг в Греки» или туриста по центру города.

Слайд 13

Работа с картой Сравнение географической и исторической карт

Слайд 14

Работа с картой Целенаправленное обучение детей умению ориентироваться по карте возможно на основе тренировочных заданий в рабочей тетради. Школьникам предлагаются целые циклы заданий по локализации памятников культуры, мест, связанных с деятельностью исторических лиц, религиозных центров, а также маршруты путешествий и торговых путей

Слайд 15

Работа с картой Умение ориентироваться по карте предполагает оценку взаимного расположения объектов, расстояний, площадей. Для этого надо обучать школьников пользоваться масштабом карты. Умение ориентироваться по карте включает в себя и умение пользоваться ее легендой. Расшифровка картографической информации достигается в результате длительных упражнений.

Слайд 16

Работа с картами Работа с легендой карты. Чтение и составление легенды карты. Например, придумать условные знаки для игрового сюжета по карте. Вычеркивать или нарисовать и подписать объекты на карте. Или школьникам предлагаются две одинаковые карты или картосхемы, но с условными знаками разных легенд. Им нужно подписать города, страну, определить время, озаглавить карту. Одинаковые по контурам карты представляют разные экономические процессы, поэтому легенды карт также различны. Работа с ними убеждает детей в разных подходах к составлению легенд. ВАЖНО!!!! согласование различных легенд карт, масштабов, тематических акцентов, цветовых решений.

Слайд 17

Работа с картой Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, т.к. она является важным источником знаний о прошлом. На основе, извлекаемой из карты информации, учитель учит детей анализировать, сравнивать карты и выполнять преобразующие задания.

Слайд 18

Работа с картой Ещё один приём при работе с картами - это выполнение творческих образных заданий . Например, составление собственных маршрутов, проложение путей и т.п.

Слайд 19

Задания на анализ содержания карты с привлечением знаний из других источников

Слайд 20

Работа с картой Особый вид творческих картографических заданий, способствующих обогащению исторических представлений учащихся, - это задания на выяснение происхождения топонимов и этнонимов .

Слайд 21

В 2013 году в контрольные измерительные материалы по истории добавлены блоки заданий на работу с исторической картой (В8–В11) и иллюстративным материалом (В12–В13). позволяют проверить умение работать с картографической информацией, а также устанавливать контекстные связи в рамках эпохи, события которой отражает историческая карта (схема). Вот перечень умений, которые могут проверяться с помощью заданий к исторической карте: 1) узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; 2) определять последовательность и время, отображенных на карте событий; 3) правильно читать отраженную на карте действительность; 4) сопоставлять обозначенные на карте явления; 5) сравнивать размеры территорий; 6) находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; 7) выделять изменения в территории; 8) применять карту при анализе исторической информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия: "Работа сердца"

Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на Э...

Конспект занятия "Санкт-Петербург. Сенатская площадь. Памятник Петру I"

Тематическое интегрированное  занятие «Сенатская площадь. Памятник Петру I» адресовано учащимся младшего школьного возраста (8-9 лет), обучающимся по дополнительной общеобразовательной программе ...

Рабочая программа групповых занятий по географии. 7 класс «Работа с картой»

Программа факультатива «Работа с картой» предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Цель организации факультатива: повышение интереса к изучению географии, расширение и...

технологическая карта учебного занятия "Ручные работы"

Данное занятие разработано в рамках изучения темы "Ручные работы" в разделе "Создание изделий из текстильных материалов"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема: « Санкт-Петербург: визитная карточка. Чем известен Петербург»

В данной  работе предложена технологическая карта урока по ОДНКНР для программы "Санкт-Петербург- хранитель духовных традиций народов России". Тема Тема: « Санкт-Петербург: в...

Технологическая карта открытого занятия на тему:"Постановочная работа. Кульминация". Объединение "Pallete-Balet"

Технологическая карта открытого занятия на тему:"Постановочная работа. Кульминация". Объединение "Pallete-Balet"...

Технологическая карта дистанционного занятия с практической работой

Программа: РобоМирГод обучения: 2Тема занятия: Понятие алгоритма. Свойства. Виды алгоритмовТип занятия: Изучение нового материалаЦель: познакомить обучающихся с понятием «Алгоритмы».Задачи...