Разработка урока "Кубань моя- степная дочь России"
план-конспект занятия по краеведению (7 класс) по теме
Разработка урока "Кубань моя- степная дочь России" , урок гражданственности и патриотизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuban_moya-stepnaya_doch_rossii.docx | 54.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Урок гражданственности и патриотизма»
Учитель Е.В. Копачевская
с. Отрадо-Кубанское
Тип урока: комбинированный.
Занятие проводится с использованием презентации (показ слайдов)
Цели:
- формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани;
- формировать целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии части Российской Федерации;
- формировать уважительное отношение к трудовым и ратным подвигам старшего поколения;
- расширить представления о государственной символике Кубани;
- содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государства малой родины;
- обобщить знания детей о родном крае, показать красоту природы, разнообразие растительного и животного мира;
- развивать познавательный интерес к предмету, формировать способности к поисковой деятельности;
- воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек.
Предварительная подготовка и оборудование:
● оформлена выставка рисунков учащихся на тему: «Моя любимая Кубань»;
● аудиозапись гимна Кубани;
● на столе у каждого учащегося имеется кроссворд, жетоны трёх цветов для оценки урока;
● жетоны у учителя для поощрения за правильный ответ, медали «Лучшим знатокам края»;
● карта Кубани;
Компьютер.
Мультимедиа.
Компьютерная презентация.
Музыкальный центр.
Содержание урока.
1. Организационный момент.
Звучит аудиозапись1 куплета Гимна Кубани. (Учащиеся стоя его слушают).
2. Основная часть.
Учитель: Прослушайте стихотворение (рассказывает ученик):
Степное раздолье –
родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя
О славе и мужестве нашем.
Виктор Подкопаев
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю. Каждый город, край, страна, как и человек, имеют свой день рождения. В этом году исполняется 70 лет со дня образования Краснодарского края и 215 лет со дня освоения казаками кубанских земель. Давайте с вами вместе вспомним и узнаем самые интересные события, которые происходили на Кубани.
Тем, кто будет мне помогать, получит жетоны. У кого жетонов будет больше, тот самый лучший и знающий путешественник.
1 станция «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь».
Появляются слайды с картинами природы и стихотворениями кубанских поэтов (слайды 2-5). (Учащиеся на фоне слайдов рассказывают стихи).
1.Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной.
Привет тебе, мой край родной!
2.Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнёт –
И в поле оживает,
И гром земной плывёт,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветёт.
3.Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдёт.
Омытая морями,
Укрытая лесами,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины.
4.Кубань – земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветёт в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски,
Застыли тополя.
5.Кубань – земля такая:
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна
Казачка огневая,
Красива, молода.
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда!
6.Тобой живу, тобой горжусь я
Земля, где дед и прадед жил.
В твои поля не нагляжусь я,
И не остудит время пыл.
Не воду черпаю Кубани –
Живую силу для себя.
Горит во мне звездою ранней
Её нелёгкая судьба.
7.О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она моя отрада и ограда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе Всевышней мир хранить,
Дай сил нам жить,
Не мудрствуя лукаво,
И пред тобой себя не уронить!
Кубань – моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно.
Да будет прошлое твоё непепеленно,
В трудах своих ты будь благословенна,
Кубань – моя родная сторона, -
Пусть новые взрастают семена
И вечно житница твоя полна!
2 станция «Символы нашего края».
Учитель: В каком крае мы живём? (слайд 6)
Какой главный город в Краснодарском крае? (слайд 7,8)
Каждый город, край, страна имеет свои символы.
Что такое «символ»?
Какие государственные символы вы знаете?
Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
Герб
К государственным символам любой страны относятся: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн.
Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» - наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Герб Краснодарского края в основе имеет изображение исторического герба Кубанской области.
На зелёном щите изображена крепость, говорящая о военных заслугах казачества. Над башней золотой пернач между двумя серебряными бунчуками с золотистыми остриями на золотых древках. В золотой верхней части щита чёрный возникающий орёл, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт с навершием в виде орла и буквами РФ в центре штандарта.
Чем необычно изображение орла? (У орла две головы, которые смотрят в разные стороны. Крылья его подняты, как будто он хочет взлететь или кого-то защитить)
Вы правильно отметили, что головы орла смотрят в разные стороны, одновременно на Запад и Восток – это символ единства страны. Поднятые крылья орла говорят о его силе и мощи, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.
Щит украшен золотыми дубовыми листьями, соединёнными алой лентой. За щитом накрест расположены 4 лазоревых знамени, украшенных золотой бахромой, с такими же вензелями, окружёнными дубовыми и лавровыми ветвями.
Герб был принят 24 марта 1995 года Законодательным собранием Краснодарского края. (Слайды 9, 10)
Гимн
Учитель: Сейчас мы прослушаем до конца гимн Кубани. (Звучит аудиозапись и показ слайда 11 с изображением природы Краснодарского края)
Ещё одним символом Краснодарского края является гимн. Он был написан вдали от дома полковым священником Константином Образцовым около 100 лет тому назад. Каждая строка гимна проникнута бесконечной любовью к земле Кубани и гордостью за её славу.
Музыка народная, была обработана руководителем Кубанского казачьего хора Виктором Захарченко. Гимн принят 24 марта 1995 года Законодательным собранием края.
Флаг
Учитель: Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Вот одна из версий того, что обозначают цвета флага: верхний – синего цвета (символизирующего донцев, заселивших Кубань); средний – малиновый (символизирующего черноморцев) и нижний – зелёного (символизирующего горцев). Вторая версия такова:
Синий – небо, целомудрие, верность, духовность, вера. Символизирует донских казаков.
Малиновый – символизирует запорожских казаков и кубанских казаков, положивших начало освоению и развитию края.
Зеленый – символ плодородия и богатства Кубанской земли.
Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. В центре флага расположен герб краснодарского края. Принят флаг 24 марта 1995 года Законодательным собранием Краснодарского края. (Слайд 12, 13)
Учитель: Сейчас мы путешествуем дальше. Мы видим, какая красивая наша Кубань.
(слайды 14-17)
А всегда ли она была такой? Об этом нам расскажет следующая станция.
3 станция «Историческая» (Слайд 18)
Учитель: Ребята, кого вы видите на слайде? (Слайд 19 с изображением Екатерины ІІ)
Почему мы вспоминаем о ней?
Вот об этом мы сейчас и узнаем.
Рассказ учащихся, заранее подготовленных: Екатерина ІІ знала о Запорожской Сечи, вольном казачьем «государстве». Казаки славились отвагой, были хорошими воинами. Ученые полагают, что само слово «казак» заимствовано из тюркских языков, где «казак» значит «вольный человек». В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы на Руси. В 1775 году русские войска заняли Запорожскую Сечь и положили конец её существованию. Большая часть казаков осталась под властью России. Казалось, всё кончено: ушли в прошлое и слава, и громкое имя запорожцев. Однако надвигалась война с Турцией. Тогда мудрый политик Г. А. Потёмкин понимал, какую пользу могут принести запорожские казаки. В 1787 году по приказу Потёмкина из бывших запорожских казаков стали набирать команды. (Слайд 20)
Ученик: За отличную службу Потёмкин назначил казакам для поселения землю между Бугом и Днестром, по берегу Чёрного моря. Для осмотра назначенной земли «выслали» на Кубань есаула. Одновременно в феврале 1792 года направили в Петербург депутатов во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым, с тем, чтобы испросить грамоту на вечное владение «назначенными» землями и больше никуда не переселяться.
Ученик: В конце февраля 1792 году делегация во главе с войсковым судьей А.А. Головатым прибыла в Санкт Петербург на прием к императрице. “Складчатые шаровары, широкие пояса, увешанные ремешками и украшениями, высокие шапки с ярким расшитым верхом, блестящие сабли и пистолеты, отделанные чеканкой” - весь облик казаков говорил о беспокойной жизни и героизме и произвел впечатление на императрицу (слайд 21).
Ученик: 30 июня 1792 года, особой грамотой Черноморскому казачьему войску было пожаловано около 3-х млн. десятин земли между реками Кубанью и Еей, Черным и Азовским морями и устьем р. Лабы. (Слайд 22)
Ученик: При этом подчеркивалось, что за “усердную и ревностную службу, за нерушимую верность, строгое повиновение, за храбрые и мужественные подвиги на суше и водах”, казаки получают земли “в полное владение и распоряжение”, и потому должны ревностно охранять южнорусские границы и заселить пустующие земли.
Переселение черноморских казаков из-за Буга на Кубань осуществлялось несколькими партиями. Точной цифры переселившихся в 1792-1793 гг. нет, но считается, что их число составило 17 тыс. мужчин и 8 тыс. женщин. Черноморское войско имело гребную флотилию, артиллерию, административные службы, архив.
Казаки по старому запорожскому обычаю называли своих атаманов «батьками»: А. А. Головатого и З. А. Чепегу (Чепигу). (Слайд 23)
Ученик: Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!»
Сразу же по приезду казаков на Кубань 15 августа 1793 г. войсковое правительство решило заложить на месте Карасунского Кута “главный войсковой град”, названный в честь императрицы – Екатеринодаром.
Основание любого поселения - “коша” в Запорожской Сечи начиналось с выбора места для церкви, а потом уже осуществлялось строительство остальных жилищ. Эта традиция сохранилась и на Кубани. (Слайд 24-26)
Ученик: На протяжении XIX в. в Черномории катастрофически не хватало людей. “Малые силы казаков истощались в постоянных стычках с закубанскими горцами, в походах, куда их требовало правительство….”, а так же из-за неприспособленности населения к климату, частых эпидемий, крайней бедности. Чтобы решить проблему малочисленности Черноморского войска, правительство, признавая тяжелое положение в нем, начинает проводить организованные массовые переселения казаков и государственных крестьян из Малороссийских губерний: Полтавской, Черниговской, а позднее и из Харьковской, Киевской, страдавших в то время от малоземелья. (Слайд 27)
Материал для учителя.
Жилища казаков (Слайд 28, 29)
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.
Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур различных народов.
Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «куткa» , станицы.
Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой».
Общественные здания - атаманское правление, школы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.
Обряды при строительстве жилья
«На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.
После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.
Внутреннее убранство казачьей хаты (слайд 30)
Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме бы «красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.
Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.
Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты – фотографии на стене – традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.
Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.
Казачий костюм (Слайд 31)
Мужской костюм
Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVHI, и в XIX вв. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не живет. Сверху - сукно, а на теле – шелк! Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку.
От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрет, он не впитается в одежду и не превратится в лед.
Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук - «спиногрей» - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон - валеный из овечьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор – башлык.
Сапог было великое множество - без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков - ичиги и чирики - туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак – теленок).
Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и еще раньше - скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству.
Но казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за ее удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма.
Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно – бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX в.: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.
Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», Т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина.
Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед богом за тебя не ответчик».
Кровопролитные войны начала ХХ в. показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 г. в ходе Первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.
Женскuй косmюм (Слайд 31)
Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX в. Он состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.
Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре – учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по – русски - «подол», по – украински «спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.
Праздничную одежду шили из шелка или бархата. 3начение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.
Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и сколько у женщины детей – это определялось по одежде.
Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки, а в XIX в. - колпаки, файшонки от немецкого слова «файн» - прекрасный), наколки и токи. Носились они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показывалась без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.
Необходимо отметить возрастные различия в одежде.
Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест – молодых женщин. Рукава рубах в них богато украшались растительным и геометрическим орнаментом. Свадебный костюм полагалось бережно хранить в сундуке: очень часто его использовали в качестве погребального костюма «одежда на смерть»), а в случае надобности – как средство лечебной магии. На Кубани существует поверье, что если завернуть в него больного ребенка, он выздоровеет.
К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную, однотонную одежду упрощенного покроя.
Дети получали минимум одежды, часто донашивали старую. Рубаха считалась домашней одеждой. В бедных семьях рубаха с юбкой могли быть и свадебным костюмом.
Шилась она из домотканого конопляного холста. Основным материалом для изготовления домотканого полотна служила конопля, реже шерсть. Изготовленное полотно отбеливалось в специальных долбленных бочках – буках подсолнечной или древесной золой. В кубанских станицах изготовлялись из конопляного полотна предметы убранства жилища. Изделия из домотканого полотна входили в девичье приданое, которые украшались вышивкой. Это рубахи, подзоры, юбки – спидницы. По поверью, вышивка обладала магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовала благополучию, счастью и богатству.
Казачья пища (Слайд 32)
Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, мясо, рыба, овощи и фрукты. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни – с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.
На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.
Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом – в летней кухне или в летней печи во дворе). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты – рогачи, чаплейки, кочерги.
Казаки верно и честно сражались за свою землю. (Слайд 33) Среди них была и казачка Елена Чоба. В 1916 году газета «Кубанские областные ведомости» напечатала заметку «Доброволец-казачка»: «Казачка Елена Чоба, снарядивши за свой счёт полное казачье обмундирование, отправилась добровольцем в действующую армию». О подвигах Елены писали журналисты и газеты того времени: «Глядя на молодую, безусую и неустрашимую фигуру своего храброго соратника, неутомимо шли на врага его товарищи. Шли, не подозревая, что за черкеской кроется роговская казачка Елена Чоба. (Слайд 34)
4 станция «Традиции казаков»
В марте 1894 года на сходе казаков станицы Таманской атаман В. И. Толстопят предложил станичникам построить памятник в честь 100-летия высадки на берегу Тамани первых переселенцев. Но денег не хватало. Лишь спустя 11 лет, 20 марта 1908 года, в войсковом штабе набралось достаточно денег, тогда приступили к исполнению замысла. В 1911 году памятник был открыт. На лицевой стороне памятника сделана надпись: «Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года». (Слайд 35)
На Кубани казаки традиции не забывают. Проводятся казачьи съезды. (Слайд 36)
А какой казак не знает песен? Казачий хор своими выступлениями показывает единство и дружбу между казаками. (Слайд 37)
Казачество и православная вера неразделимы. ( Слайды 38-40)
В мире, полном бед, страданий,
В повседневной суете
Среди серых скучных зданий
Храмы встретятся тебе.
Ярким отблеском сияют
Нам они сквозь тьму времён.
Светом истин озаряют
Нашу жизнь, покой и сон.
●Минутка отдыха «Времена года в Краснодаре» (Слайд 41-46)
Дети по лесу гуляли, (маршировать на месте)
За природой наблюдали. (ладонь прикладывается к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы вверх)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (маршируют вдох-выдох),
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)
5 станция. Викторина «Как я знаю свой край?»
Учитель: Назови, кто изображён возле Екатерины ІІ? (Слайд 47)
- Назови край, в котором мы живём? (Слайд 48)
- Назови столицу Кубани. (Слайд 49)
- Укажи герб Екатеринодара. (Слайд 50)
- Покажи герб Краснодара. (Слайд 51)
- Откуда эти строки? (Слайд 52)
Ты, Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
- Как раньше назывался Краснодар? (Слайд 53)
- Каких птиц на Кубани называют так? (Слайд 54)
Пивень – (петух)
Горобець – (воробей)
Зозуля – (кукушка)
6 станция «Игра»
- Чтение правил игры (Слайд 55)
- Назови животных и скажи какое животное лишнее, объясни свой выбор. (Слайд 56)
Медведь, ёж, волк, бегемот.
- Разгадывание анаграмм (Слайд 57)
Такс – скат
Калуа – акула
Брак – краб
Медзау – медуза
Шкогербе – гребешок
Финдель – дельфин
Лубега – белуга
Кёнок – конёк
- Назови животных и определи, кто лишний. (Слайд 58)
Собака, кролик, сова, корова.
- Назови растения края (Слайд 60)
- Назови животных края (Слайд 61)
Расскажи с помощью картинок, чем занимаются люди на Кубани. (Слайд 62)
7 станция «Загадки»
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) (Слайд 63)
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Колосится в поле рожь,
Там, во ржи, цветок найдётся
Ярко-синий и пушистый
Только жаль, что не душистый. (Василёк) (Слайд 64)
Белая корзинка
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце. (Ромашка) (Слайд 65)
Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица,
Что это за диво?
Это же … (Крапива) (Слайд 66)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза) (Слайд 67)
3. Итог урока
Путешествие наше подошло к концу. Посчитайте свои жетоны. Награждение медалями «Лучший знаток края».
А теперь посмотрите на карту Краснодарского края и прикрепите жетон к любому из населённых пунктов на карте выбранного вами цвета:
Красный – вам понравился урок.
Синий – хороший урок, но что-то не понравилось.
Чёрный – урок не понравился.
4.Домашнее задание
Нарисовать рисунок «Краснодарскому краю-70 лет» или сочинить стихотворение о Кубани.
Литература, используемая для подготовки урока:
Бодяев Ю. М. История Кубани. – Краснодар, 1997.
Бондарева. Н.А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. – Армавир, 2006.
Гринь Л. Природа родного края.-Краснодар, 2005.
Лотышев И. П. Путешествие по родному краю.- Краснодар, 1999.
Маслов. А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс.- Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006.
Мирук М. В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000.
Очерки традиционной культуры казачеств России. /Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т. 1. – Москва-Краснодар, 2002.
Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли.- Кранодар, 2005.
Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. – Краснодар, 1994.
Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией В. Н. Ратушняка/.- Краснодар, 2003.
Б.А. Трехбратов. Новая история Кубани. – Краснодар, 2001.
Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках.- Краснодар, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель
Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...
Методическая разработка военно-тематической игры "Служу России"
Военно-тематическая игра «Служу России» рассчитана на юношей 16-18 лет, что соответствует возрасту учащихся старших классов или обучающихся учреждений НПО, СПО. Желательно, чтобы в игре п...
Разработка урока по теме "Регионы России".
Урок обобщения учебного материала для 8-ых классов. Проводится в форме игры....
Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"
Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....
"Кубань моя-степная дочь России"
Разработка урока кубановедения, в котором раскрывается история переселения казаков на Кубань....
Мероприятие "Кубань моя -степная дочь России"
Цель мероприятия:- укрепление единства и дружбы народов, проживающих на территории Краснодарского края;- формирование уважительного отношения к трудовым и ратным подвигам старшего поколения....
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....