Сценарий урока "Международные отношения XVI-XVII веков в Европе"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Загуменнов Дмитрий Александрович

Урок разработан для 7 класса с учетом перспективы введения ФГОС II поколения. На уроке предполгается самостоятельная работа обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka_zagumennova_d.a.doc68.5 КБ
Office presentation icon zagumennovda.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение тем международных отношений, связанных с военными действиями и заключенными мирными договорами, воспринимаются обучающимися с определенными трудностями: трудностями запоминания самих боевых действий, а также территориальных изменений после окончания военных конфликтов. Этим продиктован выбор темы конкурсной работы.

Темой урока является «Международные отношения в Европе в XVI – XVII веках» для 7 класса.

Методические материалы разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по истории. Учебник: Дмитриева О.В. Новая история. Конец XV – XVIII век. М., Русское слово, 2011г.

Сценарий урока разработан с использованием системно-деятельностного подхода в обучении. Как известно, системно-деятельностный подход предполагает нацеленность на формирование универсальных учебных действий обучающихся, основанных на самостоятельной деятельности, на получении знаний самостоятельно, где учитель является лишь ассистентом, помощником. В связи с этим, ход урока выстроен таким образом, что самостоятельная работа обучающихся занимает большее количество времени занятия, где им предоставляется возможность самим «открыть» неизвестные им знания, достичь их собственными усилиями, от чего ценность полученного знания становится максимально высокой. Вместе с тем, занятие направлено на перспективную подготовку к сдаче государственной итоговой аттестации по истории, формируя у обучающихся навыки самостоятельной работы с исторической картой и использования ее в качестве самостоятельного источника информации.

В разработке урока использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает постановку проблему занятия собственно обучающимися и решения этой проблемы в рамках самостоятельной работы. Причем в ходе решения задач ребятам приходится высказывать и отстаивать свою точку зрения, что так же повышает значимость их персональной работы на уроке, полученного знания.

Сценарий урока предполагает смену учебной деятельности, чередование самостоятельной деятельности обучающихся и восприятия информации от учителя, что соответствует психологическим особенностям и потребностям указанного возраста (7 класс).

Дополнительные технические средства: мультимедийный проектор, мультимедийный экран.

Учебное занятие проводилось в первом полугодии 2012/2013 учебного года в 7 А и 7 Б классах МОУ лицея № 2. Занятие предполагает его использование среди обучающихся, подготовленных к самостоятельной работе с текстом учебника и исторической картой. Обучающиеся должны уметь читать историческую карту, правильно использовать легенду исторической карты.


Сценарий урока

Тема урока: «Международные отношения в Европе в XVI – XVII веках». 7 класс.

По окончании урока обучающийся должен:

1.Предметные умения:

- называть причины обострения международных отношений в XVI-XVII веках;

- знать события Итальянских войн;

- называть причины и знать ход Тридцатилетней войны;

- называть последствия Тридцатилетней войны и ее значение.

2.Познавательные умения:

- извлекать информацию из текста параграфа и исторической карты;

- систематизировать информацию, представляя ее в виде таблицы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

3.Регулятивные умения:

- ставить цель и достигать результат;

4.Коммуникативные умения:

- аргументировать свое мнение;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Материалы и оборудование:

  1. Презентация «Международные отношения в Европе в XVI-XVII веках».
  2. Историческая карта «Европа на рубеже XVI-XVII веков».
  3. Историческая карта «Италия во второй половине XVI века».
  4. Историческая карта «Тридцатилетняя война в Европе».
  5. Историческая карта «Вестфальский мир в Европе».
  6. Атласы по истории Нового времени (у обучающихся).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Изучение нового материала

(35 мин.)

1.Карта Европы в начале XVI века.

Посмотрите, пожалуйста, на две исторических карты: «Карта Европы в начале XVI века» и «Карта Европы в середине XVII века». Есть ли какие-нибудь изменения на них? Если есть, то какие?


Это две карты показывают развитие Европы на протяжении полутора столетий. Возникает вопрос, почему они произошли. Что послужило причиной таких изменений. Как вы считаете?

Хорошо. Тогда, на ваш взгляд, каков будет главный вопрос сегодняшнего урока? Какова цель нашего сегодняшнего урока? (постановка проблемы).

Главный вопрос записывается на доске.



2.Причины обострения международных отношений в XVI-XVII веках.

Мы с вами уже изучили историю отдельных государств в XVI веке, рассмотрели некоторые стороны их взаимодействия. И, возвращаясь, к главному нашему вопросу, вернее, к вашему ответу на причины изменения карты Европы, нам предстоит ответить на вопрос, почему же возникали войны в XVI-XVII веках.

Давайте попробуем ответить на вопрос, в чем же были причины войн и конфликтов XVI-XVII веков. (постановка проблемы).

Ответы обучающихся записываются на доске.















3. Итальянские войны 1494-1559 гг.

Итак, первыми крупными конфликтами в начале XVI века стали Итальянские войны 1494-1559 гг.

Давайте вместе проследим по карте события Итальянских войн. Слайд № 3.

Главной причиной Итальянских войн стало стремление расширить территории отдельных итальянских княжеств.

В 1494 году Франция, претендовавшая на престол в Неаполетанском королевстве, вторглась в Флоренцию и заняла Неаполь. В войну против Франции вступили Испания и Австрия, Венеция, которые изгнали французов.

В 1499 году Франция вторглась в Милан, захватив его, Ломбардия перешла под власть Франции. Франция и Испания вторглись в Неаполь, который перешел под власть Испании. Папы Римские отвоевали соседние провинции, где было создано крупное Папское государство. В 1510 году Папского государство захватило часть североитальянских владений Венеции. В 1513 году Милан перешел под протекторат Швейцарии. В 1517 году Франция и Венеция поделили Северную Италию. В итоге Итальянских войн Испания захватила большие территории в Италии (Неаполь, Сицилию и др.), Франция заняла лишь небольшие территории на Западе Италии.

4. Тридцатилетняя война (1618-1648).

Следующей крупной войной в Европе стала Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.). Слайд № 4.

Я предлагаю вам самостоятельно посмотреть основные события Тридцатилетней войны и зафиксировать ход войны в таблице (организация самостоятельной работы обучающийся).

Слайд № 5,6.

По окончании работы над таблицей обучающиеся зачитывают получившийся результат.















5. Вестфальский мир 1648 года.

Итак, мы с вами определились, что в 1648 году Тридцатилетняя война завершилась подписанием Вестфальского мира. Давайте снова обратимся к исторической карте и посмотрим, какие территориальные изменения произошли после ее окончания (организация самостоятельной работы обучающихся).

Слайд № 7.

По окончании работы над таблицей обучающиеся зачитывают получившийся результат. Результат показывают по карте.



Исходя из результатов Тридцатилетней войны, давайте сделаем вывод о ее итогах и значении для стран Европы.







Есть. Изменения в размерах государств (территориальные изменения).

Войны между государствами, переход территорий от одних государств к другим, возникновение новых государств.

Обучающиеся формулируют цель: Выяснить причины территориальных изменений XVI - середины XVII веков и их значение. (решение проблемы)













Причины международных конфликтов XVI-XVII веков:

1.Создание крупных национальных государств (Франция, Испания, Англия).

2.Противоречия в торговле, «торговые войны» (Англия-Испания, Франция-Испания, Франция-Англия).

3.Религиозный вопрос: католичество (Габсбургская империя, Франция) – протестантизм (Англия, Дания, Швеция, Германские княжества).

4.Создание новых государств (Нидерланды). (решение проблемы)

Причины конфликтов записываются в тетрадь.

Слайд № 2.
























Запись в тетради:

Итальянские войны 1494-1559гг. Результат: Испания захватила большие территории в Италии (Неаполь, Сицилию и др.), Франция заняла лишь небольшие территории на Западе Италии, Папское государство стало сильным и влиятельным.





Запись в тетради:

Тридцатилетняя война (1618-1648)


Таблица: Тридцатилетняя война

Дата

Событие

Результат

1618г.

Восстание в Чехии.

Складывание союзов, начало войны.

1620г.

Битва у Белой горы.

Католики воюют в Германии.

1630г.

Вступление в войну Швеции.

Высадка швецкого десанта в Германии.

1632г.

Битва у г.Лютцен.

Победа Швеции.

1634г.

Вступление в войну Фрацнии, Нидерландов.

Незначительные бои, мародерство, народное сопротивление.

1648г.

Заключение Вестфальского мира.

Окончание войны.


Вестфальский мир 1648г.

Страна

Территория

Швеция

Бремен, Западная Померания.

Франция

Эльзас, Лотарингия.

Бранденбург

Мангдебург, Восточная Померания.

Саксония

Лужицы.

Бавария

Верхний Пфальц.

Брауншвейг

Оснабрюк.

Гессен

Херсфельд.

Нидерланды

Получили независимость.

Швейцария

Получила независимость.




Укрепили свои позиции и стали главными странами Европы Франция и Швеция, а также укрепили положения некоторые германские государства. Нидерланды и Швейцария получили независимость. (вывод записывается в тетрадь)

Закрепление

(3 мин.)

Итак, давайте вернемся к главному вопросу нашего урока (записан на доске). Получили ли мы ответ на него в ходе урока? Если получили, давайте его озвучим.


Да. Причинами территориальных изменений в Европе в XVI-XVII веках стали войны европейских государств по ряду причин, результатом которых (войн) стало укрепление Франции и Швеции, а также обретение независимости Нидерландов и Швейцарии. (вывод записывается в тетрадь)

Домашнее задание

(2 мин.)

Учить записи в тетради, читать параграф № 18, выполнение контурной карты.

 

        В ходе урока обучающиеся проявляли активность в выполнении предложенных учителем заданий. Ребята сами формулировали цели урока, выявляли проблему занятия. Самостоятельная работа ребят проходила абсолютно осознанно и была нацелена на решение поставленной проблемы. Обучающиеся активно высказывали свою позицию, при необходимости доказывали ее, приводили аргументы. Большой интерес вызвало задание описания результатов Тридцатилетней войны по исторической карте.

        Таким образом, по результатам занятия, возможно сделать вывод о том, что все поставленные цели учителем при составлении сценария урока достигнуты. Обучающиеся не только смогли назвать основные события и провести причинно-следственные параллели, но и продемонстрировали умения работать с различными источниками информации, а также организовывать самостоятельную деятельности, высказывать свою позицию, аргументируя ее конкретными фактами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература и искусство стран Европы в XVII веке

Данная мктодическая разработка урока предназначена для учащихся 7 кл., изучающих историю Нового времени....

Управление краем и развитие феодальных отношений в XVII веке

В конспекте представлен урок по ИКМК, в котором рассматривается административно-территориальное деление и управление мордовским краем, развитие феодальных отношений и их последствие....

Курс дополнительного образования "История искусства Западной Европы XV-XVII веков"

Программа, календарно-тематическое планирование и пояснительная записка к курсу "История западноевропейского искусства XV-XVII веков"...

Борьба за господство в Европе в XV-XVII веках

Цели урока по линиям развития личности.1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Сформировать представление о событиях в Европе в XVIII веке.3 ЛР. Историческое мышление. Учить выделять причины, ...

Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс

Тест по истории России Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века 7 класс...

Презентация "Международные отношения XVI-XVII века

ПРезентация по всеобщей истогрии 7 класс...

Россия в системе международных отношений в XVII веке

презентация  по истории России для 7 класса Россия в системе международных отношений  в XVII веке соответствует обновленному ФГОС...