Воспитание историей
статья по краеведению на тему
Предварительный просмотр:
Тюменский областной государственный институт развития регионального образования
Кафедра дошкольного и начального образования
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ
2 ноября 2011
МАТЕРИАЛЫ
Региональной научно-практической конференции педагогов
Тюменской области
Прощенко Ольга Романовна
Воспитание историей
Согласно толковому словарю Даля «музей – собрание редкостей или замечательных предметов по какой – либо отрасли наук и искусств; хранилище», следовательно, главное назначение музея – быть хранилищем различных предметов. В настоящее время предназначение школьного музея изменилось, он должен перестать быть вспомогательным средством реализации школьных образовательных и воспитательных программ, «для наглядности», а должен стать местом постоянных контактов детей с культурой, историей. В школьной образовательной среде важно создать условия для системного использования потенциала музейной педагогики в учебно-воспитательной среде. Музейная среда и музейная деятельность – это те механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его наследником многовековой культуры, социализируя личность, расширяя познавательные горизонты, при этом превращая школу из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры.
Маслянский школьный краеведческий музей, созданный в 1967 году, располагается в двух смежных помещениях, имеет в фондах 10000 экспонатов, значительная часть которых оформлена в 22 экспозициях. Большой вспомогательный фонд позволяет организовать занятия с применением интерактивных методик основанных на деятельном, культуротворческом и личностно-ориентированном подходах.
В 2010-2011 учебном году школьный музей принял участие в апробации ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа воспитательного модуля 1 класса «Секреты школьного музея» историко-патриотического клуба «Мы – россияне» содержала следующие направления занятий: культурологическое: «Куклы наших бабушек», «Русской печки нет добрее», «Как учился Филиппок?» и др. – краеведческое: «Символы моей Родины», 108 озер – рыбаку простор» и др. – военно-историческое: «Солдат близко – кланяйся ему низко», «Боевой орден», «Мой папа – солдат».
Занятия основаны на применении игровых технологий, где каждый ученик находится в ситуации созидания, и важно было не столько обогатить знаниями, сколько оказать эмоциональное воздействие. Вживание в предмет, «познание через руки» создавали ситуацию приобщенности к историческому наследию.
Модульное включение музейной педагогики в организацию внеурочной деятельности первоклассников позволило решить ряд важнейших воспитательных задач: во-первых, это значительно расширило «территорию» малышей, посчитавших музей обязательной частью своего школьного детства; во-вторых, работа с экспонатами стала основой некоторых исследовательских и проектных работ первоклашек, в том числе успешно защищенных на конкурсе проектов Маслянской школьной сети «За страницами школьных учебников» и районной конференции «Шаг в будущее»; в-третьих, произошло осознание причастности к истории хотя бы на уровне необходимости сохранить и беречь старинные вещи и документы. А для педагогов, причастных к созданию и функционированию музея, без сомнения, бесценной оказалась практика работы «с чистого листа», ставшая основой планирования школьной музейной педагогики для всех возрастных категорий обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание историей
Проблема воспитательного воздействия школьных краеведческих музеев – одно из важных и перспективных направлений в исторических исследованиях сегодняшнего дня. Настоятельная не...
Программа по патриотическому воспитанию "Воспитание историей"
Эта программа нацелена на воспитание патриотизма средствами краеведения.В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно...
Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"
В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории
Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...
ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ
СТАТЬЯ О ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Проект духовно-нравственного воспитания "История семьи в истории школы"
Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественностью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящей перед школой...