Воспитание историей
статья (краеведение, 7 класс) по теме

Горкуша Алла Николаевна

 

    Проблема воспитательного воздействия школьных краеведческих музеев – одно из важных и перспективных направлений в исторических исследованиях сегодняшнего дня. Настоятельная необходимость таких исследований обуславливается общим ходом исторического развития нашего общества. Без знания исторических фактов, краеведческих, без интереса к истории своей семьи, местности, обычаям, традициям, народной культуре, не может быть полноценной  и нравственной личности, гражданина, патриота, не может быть уважения к своему народу и стране. Краеведение способствует выработке научно-образовательных перспектив развития конкретного региона, оно обогащает и одухотворяет людей, учит их любить свою родину, свой край, свое социальное и природное окружение. «Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что краеведение не только было и есть, но и будет стержнем патриотического воспитания… Пока в школе есть хотя бы один педагог, “болеющий” краеведением, из ее стен будут выходить патриоты малой и большой Родины». Сама краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать музейные уроки с учебными занятиями и факультативными мероприятиями с различными учреждениями культуры и образования.

      В XXIвеке  музейное дело России переживает глубокий кризис. Остро поставлен вопрос о самом существовании музеев – уникальных хранилищ человеческой памяти и культуры. Оказавшись во власти рыночных отношений, они вынуждены приспосабливаться к системе «общества потребления», для которого характерно максимальное расширение доступа к товарам и услугам.Назрела необходимость разработки новой концепции школьного краеведческого музея. Просвещение, воспитание молодого поколения всегда рассматривалось  как важнейшие стороны преобразования любого общества. В нашей стране эти процессы осложнены коренными изменениями, вызванными социальными преобразованиями. Совершенствование музейной деятельности – актуальная задача современности. Возврат к правдивому, бесстрастному отражению истории со всеми сложностями и противоречиями развития общества, опора на культурные традиции, признание самостоятельного значения духовных ценностей, неприятие отрицания культурного потенциала прошлого – вот основные принципы современного музееведения. Краеведение  становится  школой познания, методикой  освоения научного мышления, возможностью  использования   научных  знаний в практической  деятельности, воспитанием  культуры.  А основа культуры – память. «Формирование у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма является одним из ведущих направлений современной историко-краеведческой работы. Допущенные в последние годы послабления, а порой и отказ от воспитательной работы, привели к тому, что молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как долг перед Родиной, честь, любовь к своему народу и своей истории, стали забываться. Все это накладывает на педагогов огромную ответственность: ведь духовно-нравственное воспитание направлено на формирование и развитие личности ребенка, будущего гражданина – патриота своей страны». Потому-то  можно  говорить об актуальности «воспитания историей».


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по патриотическому воспитанию "Воспитание историей"

Эта программа нацелена на воспитание патриотизма средствами краеведения.В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно...

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Воспитание историей

Мои публикации...

ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ

СТАТЬЯ О ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Проект духовно-нравственного воспитания "История семьи в истории школы"

Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественностью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящей перед школой...