Программа кружка «Моя малая родина. Кайбицкий район - Надеждино»
рабочая программа (география, 8 класс) по теме
Программа географического кружка "Моя малая Родина. Кайбицкий район - Надеждино" предназначена для учащихся 8-9 класса, рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением, нацеливает учащихся на активное познание родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа имеет большое значение в формировании личности учащихся, воспитания гражданственности и патриотизма. Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание патриотизма – самая высокая задача любой системы воспитания, являющаяся особо актуальной в современное время. Изучение родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает изучение особенностей географического положения, характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики своего района и села. Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики изучают особенности географии своей местности (района, села) с помощью наблюдений, сравнений, проведения практических работ, экскурсий, высказывания собственных гипотез, как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, обогащаются знания о своем районе, селе (своей «Малой Родине») он также имеет подлинно страноведческий характер.
Программа географического кружка «Моя малая родина» предназначена для учащихся 8-9 класса, рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением, нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программа была апробирована в процессе дополнительного образования учащихся МБОУ «Надеждинская СОШ» Кайбицкого муниципального района в 2010-2011 учебном году. Учащиеся с интересом посещали занятия кружка, работали над созданием фотопрезентаций, творческих проектов. К 20-ти летию Кайбицкого муниципального района был создан видеоролик «Кайбицы – край мой родной» (http://www.youtube.com/watch?v=8LjEpv-feng)
Основные цели: -создание позитивного образа территории района и села; -расширение и углубление знаний краеведческого характера, кругозора учащихся, развитие любознательности, формирование познавательных интересов, навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; -воспитание социальной активности школьников
Задачи кружка. 1) Общеобразовательные задачи: 1. обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
2. способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
3. способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
4. развивать гибкость мышления и поведения.
2) Предметные задачи:
1. сформировать системное представление о Кайбицком районе, селе Надеждино как географическом регионе;
2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;
3. сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего района и своего населенного пункта;
4. развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
3)Воспитательные задачи: 1. формирование личности учащихся 2.воспитание гражданственности и патриотизма 3.воспитание любви к окружающей природе 4.воспитание бережного отношения к природе
Содержание программы
«Моя малая родина. Кайбицкий район – Надеждино.» (35 часов)
1. Введение (1 час)
2.Общий обзор (4 ч.)
Географическое положение, история возникновения Кайбицкого района, с. Надеждино . Первые упоминания о нашем селе. Происхождение названия села. История заселения и хозяйственного освоения территории села. Практическая работа. Составление плана-схемы района и села. Выделение соседей, главных географических объектов. Оценка экономико-географического положения по картам и типовому плану. 3. Природа своего края (12 ч.)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые , климат и агроклиматические ресурсы, внутренние воды, почвы, земельные ресурсы, растительный и животный мир Кайбицкого района и с. Надеждино Практические работы : Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата района, составление климатических диаграмм. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных угодий. Описание экосистемы р. Кубня. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз.
4. Общая характеристика населения и хозяйства района и села (8 ч.).
Население, демографическая ситуация села, социальный состав, обычаи и традиции, предприятия Кайбицкого района, АПК села, его особенности . Практические работы : Характеристика демографической ситуации населения района и села. Характеристика агрофирмы ООО «Золотая нива», филиал «Надеждино»
5. Экологические проблемы населенного пункта ( 8 ч. )
Виды загрязнений. Экологические проблемы села. Экология человека, воспитание экологической культуры 6. Итоговое занятие ( 1ч )
Тематический план:
№ | Тема | Колич. часов | Теоретич. | Практич. | Экскурсии | Творч. раб. |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Общий обзор | 4 | 2 | 1 | 1 |
3 | Природа своего края | 12 | 6 | 5 | 1 |
4 | Общая характеристика населения и хозяйства | 8 | 3 | 2 | 1 | 2 |
5 | Экологические проблемы населенного пункта | 8 | 3 | 2 | 1 | 2 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Резервное время | 1 |
Итого | 35 | 16 | 10 | 2 | 6 |
Способы реализации программы:
- теоретические занятия по изучению особенностей природы, населения и хозяйства района и села; - сбор и обработка статистических материалов; - организация экскурсий на предприятия района и села; - экскурсии на природу; - посещение музеев; - оформление стендов о природе своего края; - создание фотоальбомов, фотопрезентаций
Прогнозируемые результаты:
Ожидается развитие и укрепление у учащихся чувства любви к родному краю, формирование личности патриота и гражданина своей страны, развитие творческих способностей в различных видах деятельности. Овладение краеведческими знаниями поможет учащимся шире познакомиться с родным краем, с особенностями культуры населения родного края. Приобретенные знания о природе, населении и хозяйстве родного края учащиеся смогут применить на уроках географии, истории.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- площадь территории села;
- особенности физико- и экономико-географического положения населенного пункта;
- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;
- зависимость рельефа территории села от тектонического строения и действия внешних процессов;
- основные формы рельефа;
- факторы, формирующие климат;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
- особенности поверхностных вод территории;
- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование; - основные типы почв, меры по их охране;
- представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга Республики Татарстан;
- численность населения;
- особенности демографической ситуации;
- развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства;
- народные промыслы, их особенности;
- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- основные экологические проблемы, пути их решения. Учащиеся должны уметь:
- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории населенного пункта;
- определять размеры, протяженность территории;
работать с различными географическими источниками
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;
- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;
- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;
- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.
- оценивать демографическую ситуацию населения;
- составлять характеристику одного из звеньев АПК
- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;
- описывать ПТК по предложенному плану;
- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;
Литература для учителя: 1.Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ; 2.Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. От 07.12.2006 №752) 3.Письмо Минобразования России от 11.12.2006 №061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» 4.Л.Н.Буйлова, Н.В.Кленова, А.С.Постников. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей. 5.Б.Ф.Султанбеков. Татарстан. 20 век. Личности, события, документы. Книга для учителя. Казань. «ТаРИХ».2003г.
Литература для учащихся:
1.А.С.Тайсин. География Республики Татарстан. 8-9 класс. Учебное пособие для средних общеобразовательных школ. Казань. «Магариф». 2009г. 2. Р.А.Гарафетдинов. Кайбицы – край мой родной. Казань. « Идел – Пресс». 2007г. 3.И.И.Рахимов, К.К.Ибрагимова. Растительный и животный мир Татарстана. Казань. «Магариф». 2006г. 4.Атлас Республики Татарстан .М. «Картография». 2005г. 5.Красная Книга Республики Татарстан. Казань. «Идел – Пресс».2006г.
Интернет-ресурсы:
1.Кайбицы – край мой родной.(видео)
http://www.youtube.com/watch?v=8LjEpv-feng
2.Видео «Вести.Татарстан.»
-- http://www.youtube.com/watch?v=0RHYfISo5zc&feature=relmfu ,
--http://www.youtube.com/watch?v=lMK7--_ANWE&feature=relmfu
--http://www.youtube.com/watch?v=c0UOhapOPm4&feature=related
3.Герб и флаг Кайбицкого муниципального района (http://tatarstan.ru/about/symbol_msu/kaybici.htm)
4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E9%E1%E8%F6%EA%E8%E9_%F0%E0%E9%EE%ED
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы экологии моей малой Родины- Апшеронский район.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии....
Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"
Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...
Программа краеведческого кружка "Моя малая Родина"
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся, изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции на...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
Программа «По малой Родине моей» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего ма...
Программа краеведческого кружка «Моя малая Родина» (учащиеся 5-7 класса)
Цель программы: Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Демидовского района, сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности....
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...