Использование информационных технологий на уроках этнокультурной направленности
статья по краеведению по теме

Распространение опыта работы по использованию информационных технологий по предметам этнокультурной направленности (ИКН и марийскому (государственному) языку).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий

на уроках этнокультурной направленности

(Внедрение информационных технологий)

Кармазикова Марина Леонидовна

Учитель марийского (государственного) языка и ИКН

МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл

ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа, глобальные и локальные образовательные сети, информационно-поисковые и информационно-справочные системы.

Современный учитель сегодня должен уметь организовать процесс обучения с использованием новых информационных технологий, которые дают учащимся возможность развить свой интеллект, проявлять активную жизненную позицию, помочь выпускникам в самоопределении и личностно-профессиональном ориентировании.  

Новые информационные технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, тем самым помогают учителю поддерживать устойчивый интерес к своему предмету, развивают мыслительную деятельность, учат самостоятельности в приобретении знаний.

В современной школе все учителя владеют новыми информационными технологиями. Для этого они прошли курсы повышения квалификации по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность учителя-предметника.

По предметам этнокультурной направленности мало готовых методических пособий, разработок, наглядностей, нет хороших учебников по «Истории и культуре народов» и «Марийскому (государственному) языку», поэтому предметы требуют постоянного самосовершенствования, саморазвития учителя. Приходится искать материал из других источников (газет, журналов, книг, разных брошюр, радио и телепередач), систематизировать, раскладывать по темам. Компьютер в этом поиске облегчает работу учителя. В своей работе учитель использует такие программы, как Microsoft Word, Power Point, Excel.

В программе Microsoft Word учителями ИКН и марийского (государственного) языка создаются конспекты уроков и мероприятий, раздаточные дидактические материалы, наглядные пособия, тесты и другие виды работ, которые  предлагаются учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такие виды работ не только помогают закрепить знания, но и детям нравятся, и время экономят. Информационно-коммуникационные технологии помогают разнообразить работу ученика не только на уроке, но и при выполнении домашнего задания. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад или сообщение.

Программа Excel при изучении предметов этнокультурной направленности в основном используется при составлении таблиц, кроссвордов и диаграмм.

По программе этнокультурного компонента трудно найти готовый материал к урокам и в Интернет-ресурсах. Поэтому к урокам ИКН, совместно с учащимися, учителем создаются компьютерные презентации в программе Power Point. Были  созданы презентации:  «Современная Йошкар-Ола», «Марийский национальный театр драмы им. Шкетана», презентации по творчеству земляков-марийцев этнографа Тимофея Евсеева, поэта и киноактера Йывана Кырли, поэта Ивана Светлова, Героя Советского Союза Феофана  Радугина и многих других. Дети активно принимают участие в такой деятельности, получают новые навыки и умения анализировать, сопоставлять и находиться в постоянном поиске. Такая  деятельность способствует развитию творческой, познавательной, созидательной активности учащихся, воспитанию патриотизма, бережного отношения к традициям, достижениям народов Республики и своего района.

Программа Power Point позволяет учителю воздействовать на ученика путем визуальных средств. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается. Учеными установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Иллюстрации, особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

На тех уроках, где используются информационно-коммуникационные технологии, развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию. У учащихся повышается уровень  информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, им прививаются навыки самообразования, у них повышается интерес к учебе. Например, на уроках изучения истории и культуры финно-угорских народов учащиеся получают возможность совершить виртуальные экскурсии по финно-угорским странам, знакомиться с их культурой и бытом. Изучение истории и культуры других народов позволяет более внимательно всмотреться в собственную историю, культуру, свое окружение, свою природу.

Систематическое использование персонального компьютера при изучении предметов этнокультурной направленности  приводит к ряду  выводов:

  1. Развитие познавательного  интереса, творческих способностей   учащихся.
  2. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  3. Установление метапредметных связей.
  4. Организация исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя ИКН.
  5. Использование информационных технологий в  изучении предметов этнокультурной направленности.
  6. Развитие умений и навыков информационно-поисковой деятельности.

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке этнокультурной направленности было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

Таким образом, новые информационные технологии дают возможность учителю активно использовать современные педагогические технологии, ставить проблемные задачи, организовать исследования на основе поиска, сопоставлять разнообразнейший материал, создавать собственные образовательные ресурсы.

Список используемой литературы

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.– М.: изд-во РАО, 1994.- 228 с.

2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии.- М., 1993

3. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие /Под ред. Д.Ш. Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004.– 384 с.

4. Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1.

5. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет-ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

6. Мазилкина И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся./ Сетевой журнал "Интернет и образование",  Июль, Том 2009, № 10/ И.В. Мазилкина – Интернет-ресурс http://www.openclass.ru/io/10/mazilkina


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий при организации военно-патриотической деятельности краеведческой направленности в школьном музее

Статья отображающая опыт использования информационных технологий при организации научно-исследовательской работы учащихся, посвященной истории Великой Отечественной войны....

Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Методика использования информационных технологий в рамках работы в гимназии с русским этнокультурным компонентом.

Методика использования информационных технологий  в рамках работы в гимназии с русским этнокультурным компонентом....

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...

Выступление на тему«Этнокультурная направленность уроков русского языка в школе»

Выступление на тему "Этнокультурная направленность уроковрусского языка в школе"...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...