Подборка материалов к уроку географии в 9 классе.Транспорт России. Виды транспорта.
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Подборка материалов к уроку географии в 9 класса по теме "Транспорт России". Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс» курса географии России 9 класс «Население и хозяйство». Урок тесно связан с предыдущими уроками, так как продолжает формирование у учащихся понятий о межотраслевых комплексах России, их составе, географии, проблемах.Урок построен в форме изучения нового материала, поиска информации о различных видах транспорта и решения проблемных вопросов, поставленных перед учащимися.
Особенностью данного урока является сочетание современных педагогических технологий: кейс технологии и проектного метода с традиционными методами ведения урока: отработка практических умений и навыков работы с картами атласа, текстом, содержащим необходимую информацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transport.rar | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Панова С.С., учитель географии МБОУ Лежневская СОШ №11
Аннотация урока.
Тема: «Транспорт России. Виды транспорта»
Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс» курса географии России 9 класс «Население и хозяйство». Урок тесно связан с предыдущими уроками, так как продолжает формирование у учащихся понятий о межотраслевых комплексах России, их составе, географии, проблемах.
Задача учителя: сформировать у учащихся представление о транспортной системе, её главных задачах, познакомить с видами транспорта, их особенностями и недостатками. Обратить внимание на вопросы влияния разных видов транспорта на здоровье человека и экологические последствия влияния их работы на географические оболочки. Урок сопровождается презентацией
Урок построен в форме изучения нового материала, поиска информации о различных видах транспорта и решения проблемных вопросов, поставленных перед учащимися.
Особенностью данного урока является сочетание современных педагогических технологий на примере ИКТ с использованием компьютерной презентации (выполненной в программе PowerPoint) и проектного метода (в ходе урока представлен результат работы над информационным проектом «Транспорт Ивановской области»), так и традиционных методов ведения урока: отработка практических умений и навыков работы с картами атласа, текстом, содержащим необходимую информацию. По ходу урока учитель демонстрирует слайды презентации, на которых представлена информация с основными понятиями по теме урока: состав и задачи транспортного комплекса, виды транспорта, даётся определение понятий «грузооборот» и «пассажирооборот» и т.д.
Обратная связь на уроке выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию памяти, мышления, сенсорных сфер в области глазомерного ориентирования. Класс разделен на 4 группы, каждая группа будет заниматься изучением отдельного вида транспорта. В ходе урока предполагается использование различных заданий, ориентированных на учащихся с разным типом восприятия информации. Основной упор делается на то самостоятельную деятельность учащихся (работа в группах по поиску информации, работа над индивидуальным информационным проектом).
Конспект урока «Транспорт России. Виды транспорта».
Цель урока: познакомить учащихся с особенности работы транспорта России.
Задачи урока:
1.Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения.
2. Изучить состав транспортного комплекса.
3. Познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот».
4.Познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития.
5.Проанализировать географию ведущих видов транспорта России.
6.Рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, экономические, социальные, экологические.
7.Продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебно-наглядный комплекс и оборудование:
- Карты России: экономическая, политико-административная;таблицы, схемы, хрестоматии, справочники.
- Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер).
Методы:
Словесные: рассказ с элементами беседы; выступления учащихся.
Наглядные: демонстрация карт, таблиц,схем, компьютерных презентаций.
Практические: составление синквейна, применение кейс-технологий: работа учащихся с различными источниками информации (диаграммой, схемой, картой, справочной литературой),работа с разноуровневыми тестовыми заданиями, работа над информационным проектом,
Ход урока:
I .Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слова учителя: «Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать со следующего задания. Закончите фразу « Кровеносной системой экономики, позволяющей связывать производителей и потребителей является - ……………(транспорт)»
Деятельность учащихся:
Составление синквейна к слову «транспорт»
2 слова – прилагательных ( важный, быстрый)
3 слова – глаголы (перевозить, доставлять, работать)
Предложение с термином «транспорт» (Транспорт занимается перевозкой грузов и пассажиров)
Слова, связанные с первым термином (груз, пассажир, железная дорога)
Многие слова, названные вами при составлении синквейна, будут часто звучать на сегодняшнем уроке, тема которого «Транспортный комплекс».
Презентация «Транспорт России. Виды транспорта»
(Слайд №1, №2)
Слова учителя:
«В этом году мы много работаем с тестами, готовясь к ГИА. Я предлагаю вам несколько тестовых вопросов по теме транспорт из сборника по подготовке к ГИА».
(Слайд №3)
«Скажите, сможете ли вы сейчас справиться с этими вопросами?
Правы те, кто объективно оценивая свои знания, говорит, что не может правильно ответить на все вопросы, ведь мы только начинаем изучать тему «Транспорт России». Надеюсь, что в конце урока вы сможете справиться с этими вопросам, но для этого нам необходимо получить информацию о транспортном комплексе. Это и будет целью сегодняшнего урока. А для того, что бы определить, какая именно информация о транспортном комплексе нам нужна, давайте сформулируем задачи урока. Я предлагаю каждой группе сформулировать и записать на листе вопрос или вопросы по теме «Транспорт России», на которые вы хотели бы получить ответ в ходе сегодняшнего занятия. Помните, что транспортный комплекс это не первый межотраслевой комплекс, который мы изучаем. Вспомнив, алгоритм изучения межотраслевого комплекса, сформулируйте задачи урока».
Деятельность учащихся:
В течение 2 минут учащиеся формулируют вопросы и записывают их на листе формата А-4,при этом они пользуются фломастерами разного цвета, что бы
в последствие сформулированные и закрепленные на магнитной доске вопросы каждой группы легко можно было выделить. Представитель каждой группы озвучивает свою задачу и прикрепляет лист с записанной задачей на магнитную доску.
III. Изучение нового материала.
Слайд № 4.
Слова учителя: «Движение — это жизнь. Если бы люди не могли двигаться, то вряд ли жизнь вообще имела бы смысл. В наш век скоростей расстояния уменьшились и продолжают уменьшаться благодаря развитию транспорта. В древности, чтобы преодолеть расстояние от поля битвы до своего замка, рыцарь должен был проделать верхом на коне долгий и опасный путь. Сейчас же, купив билет на самолет, за один день можно проделать такое расстояние, на какое рыцарю и его коню пришлось бы потратить несколько месяцев, а может быть, и лет.
Транспорт претерпел долгий процесс развития и совершенствования — от использования естественных водных коммуникаций (рек, озер ) и элементарного транспорта до создания транспортных артерий (железные и автодороги), что оказало колоссальное влияние на расселение людей по земному шару. Сильное воздействие на работу транспорта оказал научно-технический прогресс».
Слайд № 5
«Без транспорта невозможно развитие экономики. Транспорт обеспечивает производственные связи промышленности с сельским хозяйством, обмен продукцией между различными районами страны и ее внешнюю торговлю. Освоению новых территорий предшествует проведение транспортных путей. Без него не возможна жизнь современных городов. Велико оборонное значение транспорта. Транспорт не только обслуживает экономику, но и потребляет много электроэнергии, топлива металла и древесины.
Транспорт разделяют на сухопутный, водный, воздушный, электронный и трубопроводный».
Слайд № 6.
«Транспортный комплекс России осуществляет связь между отдельными отраслями и районами страны и занимается своевременным обеспечением потребностей хозяйства и населения в перевозках
Особенности транспортного комплекса России:
- сам не производит продукцию, а только участвует в её создании
- резкие различия западной и восточной частей страны по транспортной обеспеченности
- широтное направление для сухопутных видов транспорта и меридиональное направление речных путей».
Слайд №7.
«При выборе транспорта учитывают себестоимость перевозок его грузоподъемность скорость доставки и местные условия. Иногда, целесообразно сочетание нескольких видов транспорта».
Слайд № 8.
«О работе транспорта можно судить по его грузообороту, который измеряется тонно-километрами. Грузооборот - это количество перевозимого груза, за определенный период на определенное расстояние».
Слайд № 9
«Когда речь идет о перевозке пассажиров используется другой термин- пассажирооборот. Он рассчитывается с учетом числа перевезенных пассажиров на определенное расстояние».
Слайд № 10
«В местах, где смыкаются несколько транспортных путей, образуются транспортные узлы. В них осуществляют перевалку грузов с одного вида транспорта на другой. Наибольшее число транспортных узлов сосредоточено в Центральной России. Крупнейшим транспортным узлом России является Москва. Когда-то наш с вами поселок находился на перекрестке торговых путей. Не зря его называли «привал для путников семи дорог». Здесь перекрещивались сухопутные и водные торговые пути. Ведь наша Ухтохма раньше была судоходной рекой».
Слайд № 11
«Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Перемещение грузов по транспортным магистралям измеряется их стоимостью. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий».
Слайд № 12.
«Сегодня мы более подробно рассмотрим автомобильный, железнодорожный , трубопроводный и электронный виды транспорта. Каждая группа будет рассматривать определенный вид транспорта».
Деятельность учащихся.
В течение 7 минут каждая группа работает со своим «кейсом», в котором содержится лист - задание, статистические данные о виде транспорта, карты, диаграммы. В каждой группе есть «спикер» он организует работу группы и докладывает о результатах работы, «секретарь» фиксирует выводы, формулируемые в ходе работы группы, «тайм - менеджер», следит за соблюдением регламента работы и выступления группы. Работа учащихся в группах -7 минут.
Учащиеся работают над сбором и обобщением информации по различным видам транспорта и представляют результаты работы (выступление спикеров 3 мин.) В ходе работы групп и выступления «спикеров» учитель по мере необходимости осуществляет коррекцию.
После того как выступили спикеры каждой группы учитель обращается к классу: «Мы узнали много интересных особенностей автомобильного, железнодорожного, электронного и трубопроводного видов транспорта . На следующем уроке нам предстоит познакомиться с водным и воздушным транспортом. А сейчас давайте обратим внимание на развитие транспорта Ивановской области»
Проектная деятельность: за две недели до урока учащимся было предложено выполнить информационный проект на тему «Транспорт Ивановской области». Условием представления проекта было использование мультимедийной презентации и соблюдение регламента выступления -5 минут. Работу над проектом выбрал один из учеников класса (индивидуальный проект).
Учащиеся знакомятся с результатами работы своего одноклассника (презентация «Транспортный комплекс Ивановской области»)
Слова учителя:
«Теперь обратимся к тем вопросам о транспортном комплексе, которые вы сформулировали в начале урока. Получили ли вы ответ на интересовавшие вас в начале урока вопросы? Что бы проверить это обратимся к тестовым вопросам».
Деятельность учащихся:
Учащиеся получают тестовые вопросы и работают с ними в течение 5 мин.
После того как работа закончена учитель оглашает правильные ответы, учащиеся проверяют себя и оценивают правильность выполнения работы по критериям озвученным учителем.
Слова учителя:
«В ходе сегодняшнего урока вы ответили на вопросы, поставленные в начале урока, успешно справились с тестовыми заданиями, а значит - цель урока выполнена».
Домашнее задание: параграф 13 (по учебнику А.И. Алексеева).
Изучить карту в атласе «Транспорт России»
Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»
IV. Подведение итогов урока, рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К слову о бабочках... (подборка материалов к урокам или занятиям о бабочках)
При подготовке к урокам мы тратим большое время на поиски необходимых материалов,чтобы внести "изюминку" в ход урока,привлечь внимание наших слушателей. В цикле занятий "Природа и культура" мне пригод...
Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.
Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....
Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.
Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой. (По материалам Интернета)...
Урок географии в 9 классе по теме « Транспорт России».
Урок географии в 9 классе по теме« Транспорт России»....
Проверочная работа по географии 9 класс "Транспорт России"
Тестовая работа по теме "Транспорт России" состоит из 15 заданий. Состоит из заданий с выбором одного ответа, работой с картой....
Презентация к уроку биологии 9 класса "Транспорт веществ в клетке"
Презентация к уроку биологии 9 класса "Транспорт веществ в клетке"...
География. 10 класс. Транспорт мира.
Урок географии в 10 классе, тема "Транспорт мира" . Урок усвоения новых знаний....