Цикл классных часов по теме «Родной край в творчестве А.Л. Решетова»
план-конспект занятия (краеведение, 6 класс) по теме
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Реализация этой задачи начинается с малого: с воспитания любви к своей семье, к своему жилищ?, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Для полноценной жизни человеку очень важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его нравственной самодисциплины и социальности.
Произведения А.Л.Решетова дают ученикам возможность приобщиться к культурной среде Пермского края. Они несут в себе глубокую и искреннюю любовь и уважение к культуре, традициям и истории Прикамья. Причем авторская позиция в стихах выражена прямо, открыто. Пишет ли Решетов о природе или о войне, рассуждает ли о Родине, он всегда предельно тактичен и правдив. Конкретные детали действительности, всегда подмеченные зорким поэтическим глазом, становятся размышлением, обретают философскую глубину. Передавая бесконечные оттенки человеческого состояния, состояния природы Алексей Леонидович дает возможность читателю переосмыслить свое отношение к родным людям, к родному городу, к человеческой жизни в целом. Решетов - мастер лирической миниатюры. Он густо пишет, а происходит это благодаря тому, что весьма выразительны образы его стихотворений и сила их умножается посредством взаимодействия и четкой композиционной связи.
Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Улицы, площади, дома, парки напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. Этому же учат и произведения АРешегова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshetov.rar | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43 с углубленным изучение предметов художественно-эстетического цикла »
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО Заместитель директора по НМР
учителей русского языка ____________________________
и литературы «___»___________2012г.
Протокол №___________
«___»___________2012
Цикл классных часов по теме
«Родной край в творчестве А.Л. Решетова»
(для 6 класса)
Программа составлена Е.Ф.Дорошенко учителем русского языка и литературы
г.Пермь, 2012
Классный час №1
Тема: «Слово о родном крае в творчестве Алексея Леонидовича Решетова».
Цель. Воспитание любви к родному краю, к его природе.
Задачи:
- Познакомить с творчеством Решетова о родном крае
- Рассказать об истории родного города
- Воспитывать любовь к родной природе через красоты стихов
Форма проведения: Литературная гостиная.
Используемые технологии: проектный метод, ИКТ.
Предварительно учитель проводит подготовительную работу.
Вечер проводится в кабинете русского языка и литературы. Здесь оформлена выставка рисунков и сочинений о родной природе, фотографии уральской природы. На стенде портреты знаменитых людей – уроженцев Пермского края. В том числе портрет Алексея Решетова. Учитель заранее подбирает из числа учеников ведущих, а также готовит музыкальное оформление.
Содержание классного часа
- Организационный момент
- Вступительное слово
Гаснет свет, звучит музыка П.И. Чайковского (фрагмент из Первого концерта для фортепиано с оркестром). С помощью проектора преподаватель показывает учащимся картины родной природы.
Первый ведущий открывает вечер стихами А.Л. Решетова:
Эти тихие речки
Под тонкой слюдой,
Это пламя осин
При клубящейся мгле,
Этот смог на лугу,
Как с нехитрой едой
Чугунок на шершавом
Крестьянском столе…
Далеко-далеко,
Далеко мое детство,
Сколько зим,
Сколько лет у меня на счету!-
А на русский простор
Не могу наглядеться,
Все гляжу и гляжу
На его красоту…
В путь-дорогу пора
Перелетному клину.
Полегли камыши
На глухих рукавах…
Не печалься, мой край,
Я тебя не покину,
Я в России живу
Не на птичьих правах.
Второй ведущий:
Проснулся я от солнечных лучей,
Цвела трава, в России было лето.
Как хорошо, что этот мир – ничей:
Живи. Дыши, и нет тебе запрета.
Как хорошо, что кто-то нам сберег
Земной простор – леса, озера, тучи.
Любимая не пустит на порог –
Неплохо и на камушке горючем.
Спешу к земле, как к матери родной
От всех своих досад и треволнений
И возле первой нивушки ржаной
Надолго опускаюсь на колени.
Демонстрация видеоролика об истории города Перми (10 минут).
Второй ведущий:
Я жил далеко на Урале,
В почти недоступной дали.
То льдины у ног проплывали,
То сено на лодках везли.
То, словно разрытая яма,
То, словно поверхность стекла, -
То злая, то добрая Кама,
Как совесть людская была…
Я плыл в сентябре на пароме,
Открытом, без теплых кабин,
И все человечьи пороки
Казались мне пеной глубин.
Несколько ребят рассказывают о географии родного края: географическом положении, природе, полезных ископаемых, демонстрируются фильм «Народные промыслы Пермского края».(6 минут)
Первый ведущий:
Земля
В ней золотые жилы не устали
Ждать, что за ними дерзкие придут.
В ней кости и зеленые медали
Солдат, которых девушки не ждут.
В ней все, в земле: начало радуг, хлеба,
Тонюсенькой черемухи, ручья…
И эту землю на седьмое небо,
Живой и мертвый, не сменяю я.
Затем слово предоставляется одному из учащихся, который вкратце рассказывает некоторые моменты биографии и творчества Алексея Решетова.(Презентация Алексей Леонидович Решетов.ppt)
Второй ведущий:
Наше богатство – леса. Сосновые, березовые, еловые. Леса очень красивы. Это любимые места отдыха многих из нас. Чистый смолистый воздух, тишина, густая зелень привлекают своей свежестью. Под ногами в лесах и на болотах встречаются очень редкие теперь растения: венерин башмачок, росянка… Осторожно! Не наступи! Обойди их!
Скромный наряд лесных цветов очаровывает, но не спеши рвать их, им здесь так хорошо! Особенно красива природа золотой осенью, когда желтеют листья березы, краснеют у осины и клена, буреют у рябины и дуба. Сказочно красивы леса зимой. На опушке можно увидеть следы лисицы и лося, волка и зайца. Ученые следят за численностью животных, стараясь как можно меньше их тревожить. Как же важно в наше время сохранить этот чудесный уголок природы!
После выступления ведущего ученики выразительно читают стихотворения А. Решетова о природе.
В ходе вечера проводится викторина:
- Что вы знаете об истории своего родного края? (Демонстрация фотографий зданий города прошлых лет)
- Назовите видных ученых, известных уроженцев Пермского края (Кто больше назовет таких людей)
- Назовите самые старинные здания нашего города
- Назовите наиболее значительные памятники нашего родного края
- Назовите писателей, которые воспевали Пермский край
- Эти портреты изображают наших знаменитых земляков. Кто изображен на них?
- С творчеством какого поэта мы познакомились? Что вы можете рассказать о нем?
Подведение итогов классного часа, награждение участников и победителей викторины. Вывод.
- Рефлексия.
Было интересно…
Особенно понравилось…
Нужно выучить или запомнить…
Классный час №2
Тема: природа в произведениях А.Л. Решетова.
Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе Пермского края
Задачи:
- Познакомить учащихся с творчеством поэта, посвященной родной природе
- Формировать интерес к окружающему миру
- Воспитывать любовь и уважение к родной природе
Форма проведения: Литературная гостиная.
Используемые технологии: проектный метод, ИКТ.
Ход классного часа
- Организационный момент
- Вступительная беседа.
Учитель напоминает, что на первом классном вечере ребята уже познакомились с творчеством пермского поэта. Ученики называют имя поэта, вспоминают тему классного вечера, высказывают предположения, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе. Учитель объясняет учащимся, что сегодня они продолжат знакомство с творчеством Алексея Решетова, посвященной природе Пермского края, им представится возможность побыть в роли художника (нарисовать рисунок)
Учитель делит класс на группы (по 4 – 5 человек). Каждой группе предлагается стихотворение А. Решетова о природе. Ученикам предлагается нарисовать пейзаж к своему стихотворению, а затем представить его классу. Представление рисунка происходит следующим образом:
- Выразительное чтение стихотворения
- Демонстрация пейзажа (рисунка)
- Объяснение всех деталей пейзажа, соотношение его со стихотворением
- Рассказ о том, почему возникли именно такие образы и ассоциации
Учитель сообщает ученикам, что в их выступлениях приветствуется оригинальность и активность.
В качестве критиков выступает другая группа учеников. Они задают вопросы и оценивают все выступления, объясняя выбор оценки.
Задача класса во время выступления какой-либо группы определить тему и главную мысль рассматриваемого произведения и выяснить, соответствуют ли им размышления выступающих учеников.
После того, как критики оценили работы всех выступивших участников, учитель с классом определяет, что же общего между изученными на уроке стихотворениями А. Решетова о природе они заметили? С каким чувством автор пишет стихи о родной природе? Чему учат его произведения?
Учащиеся должны прийти к выводу, что произведения А. Решетова полны любвии уважения к природе, что они учат видеть в ней прекрасное, учат беречь ее красоту.
- Рефлексия.
Было интересно…
Особенно понравилось…
Нужно выучить или запомнить…
Тема: Война и военное детство в творчестве Алексея Леонидовича Решетова.
Цель: воспитание любви и уважения к родному краю
Задачи:
- Рассказать о войнах – освободителях, уроженцах Пермского края
- Познакомить с биографией А.Л. Решетова
- Расшифровать смысл строк «Раньше думай о Родине, а потом о себе.»
Форма проведения: Литературная гостиная.
Используемые технологии: проектный метод, ИКТ.
Предварительная работа. Учитель оформляет в классе выставку фотографий и рисунков, посвященных теме войны. Несколько учеников готовят сообщения и выразительное чтение стихов А. Решетова.
Ход классного часа
- Организационный момент
- Звучит музыка В. Баснера на стихи М. Матусовского «На безымянной высоте». Учитель читает стихотворение:
Когда стою у Вечного огня,
Когда читаю имена и даты,
Мне кажется – погибшие солдаты
Чего-то ожидают от меня.
Что ж я скажу им – слабый человек, –
Жизнь за меня отдавшим добровольцам?
Что я в долгу у них на весь свой век?
Что мне пред ними совестно и больно?
Как надо стойко, мужественно жить,
не поддаваясь злу ни на мгновенье,
Чтоб высшую награду заслужить –
Убитых молчаливое прощенье.
Это стихотворение А.Л. Решетова посвящено Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, – говорит учитель. Далее он рассказывает учащимся моменты биографии поэта, связанные с войной. После чего выступают ученики, которые готовили выразительное чтение стихов поэта.
Выступает первый ученик:
Я из черного теста, из пепла войны,
И стихи мои, как погорельцы, грустны.
Лишь закрою глаза, и опять я – малец,
В неокрепшее темечко метит свинец.
И несет почтальон на потертом ремне
Безотцовщину черную брату и мне.
После того, как класс выслушал выступающего, учитель спрашивает о том. Как это стихотворение связано с жизнью поэта. Какие строки указывают на моменты из биографии поэта? Какое настроение возникает после прочтения стихотворения? С какими цветами оно ассоциируются?
Выступает второй ученик:
Никогда не забуду, как во время войны
Из картошки из мерзлой мать пекла деруны.
Деруны на олифе и сластят, и горчат,
Но и этому рады я и старший мой брат.
Мы сидим в одеялах, за окошком мороз.
Письмоносец соседке «смертью храбрых…» принес.
И она прибежала к нам – белее стены.
Мать ее утешает… и горят деруны.
После прослушивания этого стихотворения ведется беседа об особенностях жизни людей во время войны. О голоде, холоде, о постоянной борьбе за выживание людей в тылу. А главное – о взаимопомощи, о сострадании ближнему. Учитель говорит о том, что. Несмотря на все беды и несчастья, которые обрушились на людей, они не озлобились, не стали черствыми, а, напротив, сплотились и, забывая о себе, помогали ближнему пережить его горе.
Война прошла, прошла война.
Но барабанным перепонкам
Казалась странной тишина,
Обманчивой, чрезмерно полной.
На кровью политых полях
Уже пшеницу убирали,
Но все еще в госпиталях
Солдаты наши умирали.
Обсуждая стихотворение, дети делают выводы, что война оставила неизгладимый след в сердцах тех, кто прошел через нее. И что очень долго, с большим трудом люди оправлялись от войны, как от тяжелой болезни.
Сравнивая стихи, ученики говорят о том. Что они узнали об авторе. Отмечают автобиографичность этих произведений.
Затем преподаватель предлагает детям дать заглавие этим трем стихотворениям.
Чтение стихотворения учителем:
Ищите без вести пропавших,
Ищите древних, молодых,
Полотна дивные создавших,
В боях Россию отстоявших –
Ищите их! Ищите их!
На душных стенах одиночек,
В полуистлевших письменах
Ищите днем, ищите ночью
Их золотые имена…
Ищите их по белу свету.
Ищите мертвых и живых!
И если всюду скажут: «Нету!», –
Найдите их в себе самих.
Учитель: 40% погибших в годы Второй Мировой войны приходятся на долю России. Прямые потери, по официальным данным, составили 27 миллионов человек, из них 10 миллионов пало на полях сражений, 4 миллиона погибло в плену. Общие потери России, по приблизительным подсчетам, составляют 50 миллионов человек. Кроме этого, более 18 миллионов военнослужащих получили ранения или заболевания, выполняя свой воинский долг, многие из них стали инвалидами.
Как вы понимаете слова А. Решетова: «Ищите их по белу свету.Ищите мертвых и живых!И если всюду скажут: «Нету!», – Найдите их в себе самих»? (Нельзя забывать о войне, нужно вспомнить о том, что солдаты погибали за нас, за наше будущее).
Учитель:
Я был пацаном голопятым,
Но память навек сберегла,
Какая у нас в сорок пятом
Большая победа была.
Какие стояли денечки,
Когда, без вина веселя,
Пластинкой о синем платочке
Вращалась родная земля.
Сразу после выступления учителя к доске выходят несколько учеников, которые подводят итог занятию чтением размышлений старшеклассников на тему войны, патриотизма, вечной памяти и вечной благодарности защитникам Отечества.
- Рефлексия.
Было интересно…
Особенно понравилось…
Нужно выучить или запомнить…
Классный час №4
Тема: Матушка-Земля в творчестве А. Решетова.
Цель: Воспитание любви к Пермскому краю через творчество поэта
Задачи:
- Пояснить какими способами рисует поэт красоты Урала.
- Учить оформлять мысли в стиле эссе о родной природе
- Рисовать природу родного края
Форма проведения: Литературная гостиная.
Используемые технологии: проектный метод, ИКТ.
Предварительная работа: Оформление фотовыставки достопримечательностей г. Перми. Ученики готовят рассказы о различных достопримечательностях нашего города.
Ход занятия
- Организационный момент
- Эпиграф к началу урока – стихотворение А. Решетова:
Зеница ока – Родина моя,
Что без тебя на белом свете я?
Без белых рощ, без пушкинской строки
Я не жилец, я сгину от тоски.
Включение видеозаписи о музее под открытым небом – Хохловке. Ученик рассказывает об истории этого музея. После чего он читает стихотворение:
На берегу дороги дальней,
Седой бродяга, блудный сын,
За голос матушки печальной
Я принимаю шум осин.
Я в черный день не без призора
И в чистом поле небеса,
И во сыром бору озера –
Ее усталые глаза.
Я глажу реденькие злаки,
Внимаю шороху ветвей,
И хорошо мне, бедолаге,
С бессмертной матушкой моей.
Чтение стихотворения может предварить как показ видеозаписи, так и рассказ ученика. Ученикам предлагается несколько стихотворений с тем, чтобы они решили, какое из них больше подходит к тому или иному памятнику архитектуры.
Знакомство с Камой, «речными вратами города»:
На траве золотистые блики,
Ствол сосновый в душистой смоле...
И румяной щекой земляника
Прикоснулась к прогретой земле.
И над Камой, жарой опаленные,
Низко-низко склонились кусты.
Им бы сбросить рубашки зеленые
И поплыть, догоняя плоты…
- Практическая часть
Учащимся предлагается описать в стихотворной форме или эссе Пермскую природу в разные времена года.
- Рефлексия.
Было интересно…
Особенно понравилось…
Нужно выучить или запомнить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом"
В сентябре 2012 года исполняется 75 лет Алтайскому краю, в котором я живу, поэтому я подготовила для своих учеников презентацию к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом". В данной презент...
Цикл классных часов по теме "Психология общения"
Цикл внеклассных занятий «Психология общения» призван облегчить социализацию подростка, помочь ему разобраться в себе, окружающих, найти ответы на волнующие вопросы. Предлагаемый материал поможет сфор...
«Что? Где? Когда?» познавательно - развлекательная игра цикла занятий «Я шагаю по родному краю»
Предлагаемая игра «Что? Где? Когда?»: раскрывает формы и методы работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в развитии, по обобщению знаний учащихся о малой родине: городе Гурьевске и о Кузбассе....
Цикл классных часов по теме "Здоровый образ жизни"
Данный цикл был разработан специально для обучающихся 9-го класса. Тема вредных привычек и борьбы с ними весьма актуальна для подростающего поколения и мы с ребятами на классных часах вместе находим о...
Цикл классных часов по кубановедению для 5 классов Тема: Новороссийск: история и современность
Цикл классных часов по кубановедению для 5 классовТема: Новороссийск: история и современностьУчитель: Дукко Ирина АлександровнаМБОУ лицей "Технико - экономический"Г. Новороссийск2011 годТема: Новоросс...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
сценарий классного часа "Люблю тебя, мой край родной"
Классный час направлен на формирование гражданственности и патриотизма;-воспитание чувства гордости за родную Ростовскую область и за тех, кто её прославляет...