Цикл классных часов по теме "Здоровый образ жизни"
классный час (9 класс) на тему
Данный цикл был разработан специально для обучающихся 9-го класса. Тема вредных привычек и борьбы с ними весьма актуальна для подростающего поколения и мы с ребятами на классных часах вместе находим ответы на интересующие их вопросы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл классных часов по теме «Здоровый образ жизни»
в 9-А классе
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»
Цель: Пропаганда здорового образа жизни Формирование отрицательного отношения к курению и употреблению алкоголя и наркотиков
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием “ здоровый образ жизни”.
- Вместе с учащимися разобрать основные аспекты ЗОЖ.
- Познакомить с негативными последствиями для здоровья табакокурения, алкоголизма, наркомании
- Формировать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью
Наглядность:
- Сопровождение беседы - мультимедиа презентация
- Анкета «Мое здоровье»
- Пословицы о здоровье
- Высказывания различных авторов о здоровье
- Рисунки (пазлы) человека в разной стадии опьянения
- Картинки с ситуациями «Из жизни подростков»
- У каждого ученика листочек и ручка
Эпиграф: Самое дорогое у человека – это жизнь
(Н. Островский)
(Дети сидят по группам вокруг столов, каждый ряд – это группа)
Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. Сегодня мы поговорим о том, как сделать нашу жизнь полноценной и что нам в этом мешает. Работать будем по группам, самая активная группа получит приз!.
А тема нашего кл. часа: ЗОЖ. Кто знает, что это?
Я думаю, что в конце занятия все это будут знать и даже смогут говорить об этом со своими друзьями и родителями.
Жизненные ценности
Поразмышляйте об этом, пожалуйста, и назовите их. Есть такая наука – социология. Социологи проводят опросы общественного мнения, чтобы узнать,что думают рядовые люди о разных вещах. Мы проведём в нашем классе мини-опрос на тему «Главные жизненные ценности». Выберите 5 главных составляющих счастливой жизни, запишите на листочке. Назовите их. В разном возрасте у человека ценности бывают разные. По данным социологов это:
- Семья
- Работа, учёба
- Здоровье
- Материальное благополучие
- Любовь и дружба
Теперь в каждой группы расставьте эти понятия в порядке значимости для человека.
А вот как выглядят данные опросов (Диаграмма)
То есть, по мнению большинства людей, главное в нашей жизни – это здоровье.
Поработайте в группах и составьте из разрезанных карточек пословицы о здоровье. Прочитайте их.
- В здоровом теле – здоровый дух
- Было бы здоровье – остальное будет
- Где здоровье – там и красота
- Здоровому всё здорово
- Береги здоровье смолоду
- Здоровье всего дороже
- Здоровому бедняку и богачи завидуют
- Первое богатство – это здоровье
А знаете ли вы?
Человеческое сердце имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни.
Легкие – на 200 лет и примерно на столько же лет все внутренние органы.
Средняя продолжительность жизни человека должна составлять как минимум 150 лет.
В эпоху античности предельный возраст жизни был равен 36 годам, в средние века – 40 лет, в середине XIX века – 48 лет. В конце XX века в России продолжительность жизни у мужчин – 57 лет, женщин – 71 год. В Японии, Исландии люди живут в среднем 80 лет и более.
Почему же в нашей стране такая низкая продолжительность жизни и особенно у мужчин? Что же помогает нам укрепить здоровье, а что наоборот вредит здоровью? В ходе нашей беседы будем оформлять на доске
Здоровье
+ | |
Выполните на листочке тест «Моё здоровье» (около каждого утверждения поставьте «да» или «нет»)
Тест
- У меня плохой аппетит.
- Мне трудно сосредоточиться во время занятий.
- Часто бываю усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
- Почти каждую четверть я болею и пропускаю уроки
- Я не занимаюсь спортом.
- Я провожу за компьютером более 1 часа в день
- У меня часто болит голова.
- В настоящее время я курю.
- Я бываю на свежем воздухе менее 1 часа в день
- У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
А теперь посмотрите на слайде свой результат.
Поговорим о том, чего нам часто не хватает – о здоровье.
Пирамида здоровья
- 20% – Медицина
- 20% – Экология
- 10% – Наследственность
- 50% – ?
Нам потребуются новые слова.
Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья
Гиподинамия – ограничение двигательной активности
ЗОЖ - ? дайте ответ
Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Сейчас модно говорить: «Я веду здоровый образ жизни». А что это значит?
А теперь снова поработайте: запишите составляющие ЗОЖ
- Физкультура и спорт
- Закаливание
- Рациональное питание
- Режим труда и отдыха
- Личная гигиена
- Отказ от вредных привычек
- Психическая и эмоциональная устойчивость
Правильное питание—основа здорового образа жизни.
А что вы любите поесть? Чипсы, газировка, сухарики, … Все эти продукты содержат консерванты. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию. Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.
Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле. Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет. Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.
Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока-кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.
Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов. Все они также являются химическими соединениями, и негативно влияют на организм.
Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма.
Физкультура и спорт продлевают жизнь
“Хочешь быть красивым – бегай,
Хочешь быть умным – бегай,
Хочешь быть здоровым – бегай!” Н.М. Амосов
“Слабеет тело без дела”. По мнению учёных ежедневные упражнения замедляют старение организма на 6-9 лет жизни! До нас дошли папирусы из Древней Греции с комплексом упражнений. Физическая нагрузка - наилучший “эликсир молодости”. Учёные считают, что упражнения принесут пользу, если они выполняются постоянно по 1 часу 6 раз в неделю
Режим - это правильное чередование периодов работы и отдыха.
С первого класса учителя говорят и вам и вашим родителям о режиме дня. Если у вас есть свой режим дня , то вы всё всегда успеете сделать.
Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта – продлевают жизнь. Светлые мысли и доброта – это сильный фактор здоровья. Мысли направленные на сохранение или улучшение здоровья, создают в коре головного мозга “план” оздоровления, схему положительных ожидаемых результатов и на подсознательном уровне происходит воспроизведение «запланированного» выздоровления. Психологи предлагают мыслить позитивно и видеть себя в мыслях таким, каким хотелось бы быть – здоровым, красивым и счастливым.
А кто у нас сегодня «встал с левой ноги» и всем недоволен?
Пирамида здоровья
- 50% –Образ жизни
- 20% – Медицина
- 20% – Экология
- 10% – Наследственность
Почему же все-таки люди имеют разное здоровье и не все доживают до старости?
Что вредит здоровью? (поработайте в группах)
- Курение
- Алкоголь
- Наркотики
- Неправильное питание
- Плохая экология
- Гиподинамия
- Стресс
Курение, алкоголь встречаются в нашей жизни часто. А как себя вести, если и вам предложат покурить, выпить, попробовать травку? Каждой группе нужно составить диалог по картине.
Табачный туман обмана
«Кто курит табак – тот себе враг»
Он, выпуская дым пахучий,
Себе солидность придает.
А запах от него вонючий,
Но он того не признает.
Твой дым, курилка, неприятен,
Я не боюсь тебе сказать!
Опомнись! Ты же одурачен,
Невинных можешь наказать!
И чтоб не ждал тебя могильщик
И чтоб не звали дураком,
Одумайся быстрей, курильщик,
И кончи дружбу с табаком!
Табак – самый распространенный легальный наркотик
Как к любому наркотику, к табаку легко привыкнуть, а вот бросить курить удаётся не всем.
Почему учащиеся начинают курить? Я уже много лет работаю в школе, и опрашивая курящих школьников, пришла к выводу, что школьников привлекло в курении:
- Любопытство
- Пример друзей
- Желание выглядеть взрослым
- От нечего делать
- чтобы успокоится
- Для установления контакта со сверстниками
- За компанию
- Уйти от проблем
- Для удовольствия
Самое страшное, что курят девочки и женщины.
Исследования вреда табака
В течение нескольких лет учёные наблюдали 200 курящих и 200 некурящих школьников. А теперь посмотрите, какими оказались сравнительные результаты
Болезни | Курящие | Некурящие |
Понижение слуха | 13% | 1% |
Плохое физическое состояние | 12% | 2% |
Плохое умственное состояние | 18% | 1% |
Как вы думаете, отличается ли внешне курящий человек от некурящего?
- Цвет кожи
- Цвет зубов
- Белки глаз
- Кашель
- Грубый голос
Это только внешние отличия, а теперь посмотрите, что же внутри (легкие)
А знаете ли вы?
- В России только 50% молодых людей доживут до 60 лет .
- Длительность жизни человека, выкуривающего пачку сигарет в день уменьшается на 7 лет по сравнению с некурящими.
- За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек.
- Сейчас в Америке считается курить “немодным”.
- Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.
Что такое, по-вашему, «Пассивное курение»?
Некоторые взрослые, не задумываясь, курят в присутствии женщин, детей и просто некурящих людей. Они не задумываются о том, что присутствующие так же становятся «курильщиками», только пассивными. При курении 25% вредных веществ табачного дыма сгорают, 25% поглощает сам курильщик, 50% отравляют воздух в помещении. Дым, которым вынуждены дышать некурящие, содержат больше вредных веществ, чем дым, вдыхаемый самим курильщиком. Это - преступление! Часто можно видеть такую картину: идут парень с девушкой, он курит ей прямо в лицо, а девушка позволяет ему это, не делая замечания.
- Дети курящих родителей в 4 раза чаще болеют, отстают в росте
- Некурящий человек, находясь 1 час в прокуренном помещении, вдыхает столько же вредных компонентов, сколько и сам курильщик от 1 сигареты
Курить или не курить? Выбор за тобой!
Алкоголь – шаг в пропасть
У вас на столе пазлы. Соберите из них 3 портрета. Что можно по ним рассказать? Это пьяный. Вы, наверняка, встречали такие лица на улицах города, а может и дома.
Пьянство – это добровольное сумасшествие Сенека.
А с чего все начинается? За компанию выпить пива – ничего страшного?
Пиво вовсе не безобидно:
- 0,5 л пива соответствуют 60-80 г водки
- Увеличивается риск алкоголизма
Основным составляющим веществом большинства алкогольных напитков является этиловый спирт. Принятый внутрь, через 5–10 минут он всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени. Кровеносные сосуды под действием алкоголя сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, – вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека. Опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке»
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
Если табакокурение воздействует на внутренние органы человека. То главной мишенью алкоголя становится мозг!
А знаете ли вы?
- Продолжительность жизни алкоголика сокращается примерно на 20 лет.
- В России по причине употребления алкоголя умирает около 900 тыс. человек в год.
- В подростковом возрасте алкоголизм формируется в течение 2 - 4 лет.
Про пьянство в нашей стране ходят анекдоты, выступают юмористы, артисты, но в России по-прежнему много пьют. В России в год на душу населения приходится 15-16 литров чистого алкоголя!!! Эксперты ВОЗ считают, что более 8 литров – это уже опасность генофонда нации!!! А кто же будет двигать вперёд нашу Россию? Какое будущее нас ждёт?
Ещё раз посмотрите на эти лица. Мальчики, хотите быть такими? А девочки хотят такого мужа?
Наркотики - война без взрывов
Если табак и алкоголь вошли в жизнь человека довольно давно, то наркотики стали «чумой» 20 века. Наркомания - это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определённое вещество. Синонимом термина наркомания является понятие "зависимость". Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна. В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.
Наркоман постоянно думает о том, как достать наркотики, он начинает испытывать болезненное, трудно переносимое состояние своеобразного голодания, называемого абстиненцией. Она проявляется общим недомоганием, сниженной работоспособностью, головной болью, ознобом, дрожанием конечностей, сильными болями в теле и т.д. Пагубное влечение полностью подчиняет себе действия больного.
Наркоман - социальный труп. Он ко всему равнодушен. Его ничего не интересует. Его смыслом жизни становится приобретение и употребление наркотиков. К наркотикам привыкают очень быстро, а зависимость вылечить очень трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая галлюцинации, бред, иллюзии. Больной наркоманией ради зелья идет на преступления: кражи, взломы, нападения и даже убийства.
2-3 года употребления наркотиков ведут к общему истощению организма.
«Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом»
Л.Н.Толстой
Повторим ещё раз основные заповеди ЗОЖ
Как видите, ребята, вредные привычки наносит человеку большой вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься: “А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?”
У человека всегда есть выбор: вредные привычки или жизнь?
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я ХОЧУ ПРОЧИТАТЬ ВАМ СТИХИ
Для чего мы в жизнь приходим?
Кто ответит?
Как сложатся наши судьбы?
Нет ответа.
Как достигнуть совершенства
в этом мире?
Быть в гармонии с природой
И с своей душою
А душа непостижима,
Словно море.
И сомненья, и исканья,
И тревоги.
Для чего мы в жизнь приходим?
Ради жизни!
Как сложатся наши судьбы?
Сами сложим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа " За здоровый образ жизни"
Содержание разработки направлено на выработку у учащихся навыков здорового образа жизани, привычки к правильному питанию...
Презентация к классному часу "За здоровый образ жизни"
Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное – научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Тема "Здоровый образ жизни" очень акту...
сценарий классного часа о здоровом образе жизни
В старших классах очень сложно подобрать материал о здоровом образе жизни, правильном питании, который бы был интересен детям и соответствовал возрастным особенностям.Материал сценария классного часа ...
Презентация к классному часу "За здоровый образ жизни!"
Презентация к классному часу посвященному здоровому образу жизни....
Классные часы по здоровому образу жизни
2 классных часа о вреде алкоголя и инфекциях, передаваемых половым путем...
Методическая разработка классного часа по здоровому образу жизни
Представляю методическую разработку классного часа,посвященного здоровому образу жизни. Данная разработка предполагает исследовательскую деятельность учащихся. Классный час проводится в игровой форме:...
Методическая разработка классного часа «За здоровый образ жизни!»
Методическая разработка классного часа «За здоровый образ жизни!»...