элективный курс "Русская ономастика"
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему
Элективный курс предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных классов. Программа курса рассчитана на 12 часов, ориентирована на привлечение внимания к изучению вопросов родного края по топонимике, ономастике и антропонимике. В процессе работы по изучению данного курса учащиеся ознакомятся не только с основами знаний об ономастике и топонимике, но и получат практические навыки и умения в сборе, анализе и обработке полученных сведений и материала о своем родном городе, сле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская ономастика
Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ с. Новополеводино»
Балаковского района Саратовской области
Коннова Н.Б.
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных классов. Программа курса по выбору для учащихся 8-9-х классов рассчитана на 12 часов, ориентирована на актуализацию и привлечение внимания к изучению вопросов родного края по топонимике и ономастике, антропонимике.
В процессе работы по изучению данного курса школьники ознакомятся не только с основами знаний об ономастике и топонимике, но и получат практические умения и навыки в сборе, анализе и обработке антропонимического и топонимического материала о своем родном городе, селе. Учащиеся научатся составлять именник мужских и женских имен, сравнивать, обобщать и делать выводы, а также смогут заняться интересной исследовательской работой по данной теме, что необходимо уметь самостоятельно каждому человеку в современном обществе, чтобы стать гармонически развитой личностью. Этот курс сможет вовлечь ребенка в удивительный мир русской ономастики, позволяющий сформировать ценностные ориентиры, осознанное отношение к исследованиям и жизненным реалиям.
Кроме того, эти знания, умения и ценности раскрываются также через следующие компетенции:
- обсуждение актуальных общественных проблем;
- формирование умения выявлять топонимы, которые, как правило, присутствуют в каждой среде, и обучение работе с ними;
- приобретение навыков исследовательской работы.
Предлагаемый элективный курс «Русская ономатсика» направлен на приобщение учащихся к культуре родного края, воспитание чувства патриотизма.
В значительной степени этому способствуют предлагаемые методы обучения. Основу занятий курса составляют интерактивные методы, среди которых стоит выделить:
- ролевые игры и имитации;
- деловые игры и моделирование (упрощенные судебные разбирательства);
- анализ казуса (элементы юридического дела).
Это обусловлено целями, задачами и содержанием курса, его практической направленностью. Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем («На приеме у юриста»), что способствует не только усвоению знаний, но и овладению умениями и навыками, формированию жизненной позиции, создают атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Такая атмосфера и есть настоящая суть права.
Ожидаемые учебные результаты
знания
- объяснять базовые и правовые понятия (ономастика, топонимика, именник, антропонимы, топонимы, гидронимы)
- умения и навыки
- использовать различные способы проектно-исследовательской работы отношения, качества, ценности
- задуматься и выразить свое отношение к культуре родного края,;
- задуматься и выразить свое отношение к проблеме патриотизма;
- задуматься о своих месте и роли в жизни своего села и государства.
Структура курса « Русская ономастика»
Вводное занятие | 1ч. | |
Тема 1. Введение в ономастику | 4 ч. | |
Тема 2. Топонимика | 6 ч. | |
Повторительно-обобщающий урок. Конференция « Русская ономастика прежде и теперь. Перспективы ее развития» | 1 ч. | |
занятие 1 | Вводное | 1 ч. |
Тема 1. Введение в ономастику | 4 ч. | |
занятие 2 | Что такое ономастика? | 1 ч. |
занятие 3 | Исследования В. А. Никонова по ономастике | 1 ч. |
занятие 4 | Дореволюционная ономастическая наука | 1 ч. |
занятие 5 | Советская ономастика | 1 ч. |
Тема 2. Топонимика | 6 ч. | |
занятие 6 | Антропонимика | 1ч. |
занятие 7 | Топонимика-язык земли | 1ч. |
занятие 8 | Русский именник прежде и теперь | 1 ч. |
занятие 9 | Именник села Новополеводино | 1 ч. |
занятие 10 | Микротопонимия г. Балакова | 1 ч. |
занятие 11 | Названия населенных пунктов отантропонимического происхождения Балаковского района | 1 ч. |
занятие 12 | Повторительно-обобщающий урок. Конференция « Русская ономастика прежде и теперь. Перспективы ее развития» | 1 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч).
Основные вопросы: Что изучает ономастика, топонимика. Знакомство с трудами ученых. Развитие русской ономастики .Цели и задачи курса «Русская ономастика»
Практические умения, опыт деятельности. Поиск ответов на проблемные вопросы, участие в свободной дискуссии.
Тема 1. Введение в ономастику 4 ч).
Основные вопросы: Ономастика как наука. Знакомство с трудами В.А. Никонова. «Профессия - ученый». Развитие ономастики как науки. Дореволюционная ономастическая наука. Советская ономастика. Исследования в области ономастики. Перспективы развития российской ономастической школы. Конгрессы по ономастике.
Практические умения, опыт деятельности. Применять знания и умения, полученные в результате изучения на практике, а также понятия по ономастике при анализе конкретных ситуаций, явлений, исследовательских работ, аргументировать точку зрения, формулировать и обобщать, делать выводы, проводить микроисследования по данным темам, сопоставлять и анализировать факты, явления, представленные в русской ономастической науке.
Тема 2. Топонимика (6 ч).
Основные вопросы: Топонимика как наука, язык земли. Антропонимика и ее роль в развитии названий, имен, фамилий. Русский именник. Именник села и города. Частота употребления имен. Сквозные имена. Топонимика сел, городов и населенных пунктов.
Практические умения, опыт деятельности. Работать в парах и группе, публично выступать с темой, четко формулировать свою точку зрения, аргументировать и описывать ее; уметь слушать других и воспринимать точку зрения, отличную от своей; сравнивать и оценивать названия населенных пунктов антропонимического происхождения; проводить микроисследования по данной проблеме, составлять именник села, микротопонимию села и города, обрабатывать научную информацию, полученную из различных источников, составлять микротопонимию населенных пунктов пунктов.
Литература
- В.Д. Бондалетов. Русская ономастика, Рязань, 1977
- И.Г. Добродомов. Новые книги по ономастике, 1974.
- В.А. Никонов. Имя и общество. Москва., 1974
- История Саратовского края, 1994 г.
- История Саратовского края. 1590 – 1917: Хрестоматия. Саратов. 1983.
- Казаков Б.И., Казакова Г.Д., Любимирова Л.И. Страницы летописи Саратова. Саратов: Приволж. кн. изд-во. 1987.
- Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. Саратов. 1988.
- Балаково 235 лет, Саратов «Светопись», 1997 г.,
- Энциклопедия Саратовского края (). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002. Бротлей Ю.В. Этнография в системе краеведения. – М., 1988.
- Два века губернии». – Саратов, 1997.
- Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М., 1995.
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Русская ономастика»
№ п | Тема занятия | Тип занятия | Содержание занятия (основные вопросы) | Структура занятия, формы деятельности Тема1.Введение в ономастику -5 часов | Литература: «Живое право» том 1 | |
Книга для ученика | Методические материалы для преподавателя | |||||
1. | Введение в курс «Русская ономастика» | Сообщения новых знаний |
|
| с. 14 -18 | с. 14 – 17 |
2. | Что такое ономастика? | Сообщения новых знаний |
| Работа с текстом учебника на тему: «Выдающиеся мыслители о Сообщение учащегося: «Знаменитые ученые ономасты» дискуссия «Шкала мнений» - | с. 27 - 42 | с. 20 - 25 |
3. | Исследования В. А. Никонова по ономастике | Сообщения новых знаний и развития общеучебных умений |
| Рассказ учителя. Анализ учащимися выдержек из работ В. А. Никонова. Выполнение учащимися практических заданий. | с. 53 - 73 | с. 38 – 39 |
4. | дореволюционная ономастическая наука | Сообщения новых знаний |
| Лекция учителя. Дискуссия (в.4). | с. 95-105 113-126 | |
5. | Советская ономастика | Закрепления и проверки знаний, умений и навыков |
| Беседа. Ролевая игра « Я ученый!» | с.101-110 | с. 57 - 63 |
Тема 2. Топонимика- 6 часов | ||||||
6. | Антропонимика | Сообщение новых знаний |
| Лекция, беседа, ролевая игра | с. 169, 178, 185 | |
7. | Топонимика-язык земли | Сообщения новых знаний и развития практических умений |
| Урок-конференция: слушание и выступления с сообщениями учащихся. Демонстрация Презентации | с. 142, 152-163, 165 | с. 82 – 84 |
8. | Русский именник прежде и теперь | Формирования практических умений |
| Ролевая игра «На необитаемом острове». Анализ полученных данных, расчет % имяносителей Сообщения учащихся, доклады | с. 164 | |
9. | Именник села Новополеводино | Сообщения новых знаний, формирования практических умений |
| Рассказ-беседа. Игра «Пиктограммы», практическая работа с именами Анализ записанных данных, исследовательская работа | ||
10. | Микротопонимия г. Балакова | Получение новых знаний и развития практических умений. |
| «Если бы я был ученым…». Недописанный тезис, виртуальная экскурсия Игра «Пиктограммы» | с. 276-278 354 412 - 413 | |
11. | Названия населенных пунктов отантропонимического происхождения Балаковского района | Сообщения новых знаний |
| Работа с названиями улиц, классификация, анализ, исследовательская деятельность учащихся Презентация «Села Балаковского района» | с. 137, 287, 321 - 323 | |
12. | Повторительно-обобщающий урок. Конференция « Русская ономастика прежде и теперь. Перспективы ее развития» | Повторительно-обобщающее | 1. Русская ономастика сегодня, ее достижения, проблемы, перспективы развития. Выдающие русские ученые по ономастике: цели, задачи на будущее | Деловая игра « Симпозиум по ономастике» Или можно провести пресс-конференцию с учеными по ономастике. | с. 283-287, 473-474 | с. 135 - 138 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы ономастики"
Автор: Голайденко А.Г. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№14 г.Губахи Пермского края Элективный курс по русскому языку в 10 классе «О...
Элективный курс "Тайны ономастики"
Этот курс предназначен для учащихся 9 класса....
Устный журнал "Ономастика"
http://zalil.ru/32857338...
Ономастика
Фольклорная ономастика....
Элективный курс "Ономастика. История имен и названий"
История имен и названий...
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Внеклассное мероприятие по русскому языку ( ономастика) "Что в имени тебе моём или ономастика - искусство давать имена".
Внеклассное мероприятие по русскому языку охватывает раздел ономастики. Форма мероприятия - конференция. В мероприятии освящаются вопросы связанные с происхождением имён, названий, «Имя и история...