элективный курс "Русская ономастика"
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

Элективный курс предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных классов. Программа курса рассчитана на 12 часов, ориентирована на  привлечение внимания к изучению вопросов родного края по топонимике, ономастике и антропонимике. В процессе работы по изучению данного курса учащиеся ознакомятся не только с основами знаний об ономастике и топонимике, но и получат практические навыки и умения в сборе, анализе  и обработке полученных сведений и материала о своем родном городе, сле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русская   ономастика

Учитель  истории  и обществознания                                                                                          МБОУ «СОШ с.  Новополеводино»

Балаковского района Саратовской области

Коннова Н.Б.

Пояснительная  записка

Элективный  курс  предназначен   для  учащихся  8-9  классов  общеобразовательных  классов. Программа курса по выбору  для учащихся   8-9-х классов рассчитана на 12 часов, ориентирована на  актуализацию  и привлечение внимания к изучению вопросов   родного  края   по топонимике  и ономастике,  антропонимике.

В процессе работы по изучению данного курса школьники ознакомятся не только с основами знаний об ономастике и топонимике, но и получат практические умения и навыки в сборе, анализе  и обработке  антропонимического и топонимического материала  о своем родном  городе, селе.  Учащиеся научатся  составлять  именник  мужских  и женских  имен, сравнивать, обобщать  и делать выводы, а также  смогут заняться  интересной  исследовательской  работой по данной теме, что необходимо уметь самостоятельно каждому человеку в современном обществе, чтобы  стать гармонически  развитой  личностью.  Этот курс сможет   вовлечь ребенка  в удивительный  мир  русской ономастики, позволяющий сформировать  ценностные  ориентиры, осознанное отношение  к   исследованиям  и   жизненным реалиям.

Кроме того, эти знания, умения и ценности раскрываются также через следующие компетенции:

  • обсуждение актуальных общественных проблем;
  • формирование умения выявлять топонимы, которые, как правило, присутствуют в каждой среде, и обучение работе с ними;
  • приобретение навыков  исследовательской работы.

Предлагаемый элективный курс «Русская  ономатсика» направлен на  приобщение  учащихся  к  культуре  родного края,  воспитание  чувства  патриотизма.

В значительной степени этому способствуют предлагаемые методы обучения. Основу занятий курса составляют интерактивные методы, среди которых стоит выделить:

  • ролевые игры и имитации;
  • деловые игры и моделирование (упрощенные судебные разбирательства);
  • анализ казуса (элементы юридического дела).

Это обусловлено целями, задачами и содержанием курса, его практической направленностью. Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем («На приеме у юриста»), что способствует не только усвоению знаний, но и овладению умениями и навыками, формированию жизненной позиции, создают атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Такая атмосфера и есть настоящая суть права.

Ожидаемые учебные результаты

знания

  • объяснять базовые и правовые понятия (ономастика, топонимика, именник, антропонимы,  топонимы,  гидронимы)
  • умения и навыки
  • использовать различные способы проектно-исследовательской  работы отношения, качества, ценности
  • задуматься и выразить свое отношение к     культуре  родного  края,;
  • задуматься и выразить свое отношение к проблеме патриотизма;
  • задуматься о своих месте и роли в жизни  своего села и государства.

Структура  курса  « Русская ономастика»

Вводное занятие

1ч.

Тема 1. Введение в ономастику

4 ч.

Тема 2. Топонимика

6 ч.

Повторительно-обобщающий урок. Конференция « Русская ономастика прежде и теперь. Перспективы  ее развития»

1 ч.

занятие 1

Вводное

1 ч.

Тема 1. Введение в ономастику

4 ч.

занятие 2

Что такое  ономастика?

1 ч.

занятие 3

Исследования   В. А. Никонова  по ономастике

1 ч.

занятие 4

Дореволюционная  ономастическая  наука

1 ч.

занятие 5

Советская  ономастика

1 ч.

Тема 2. Топонимика

6 ч.

занятие 6

Антропонимика

1ч.

занятие 7

Топонимика-язык  земли

1ч.

занятие 8

Русский  именник прежде и теперь

1 ч.

занятие 9

Именник  села Новополеводино

1 ч.

занятие 10

Микротопонимия г. Балакова

1 ч.

занятие 11

Названия населенных пунктов  отантропонимического происхождения  Балаковского района

1 ч.

занятие 12

Повторительно-обобщающий урок. Конференция « Русская ономастика прежде и теперь. Перспективы  ее развития»

1 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 ч).

Основные вопросы: Что изучает  ономастика, топонимика. Знакомство с трудами ученых. Развитие  русской ономастики .Цели и задачи курса «Русская ономастика»

Практические умения, опыт деятельности. Поиск ответов на проблемные вопросы, участие в  свободной дискуссии.

Тема 1. Введение в  ономастику 4 ч).

Основные вопросы: Ономастика как наука. Знакомство с трудами  В.А. Никонова. «Профессия - ученый». Развитие ономастики как науки. Дореволюционная  ономастическая наука. Советская ономастика. Исследования в области ономастики. Перспективы  развития российской ономастической  школы. Конгрессы по ономастике.

Практические умения, опыт деятельности. Применять  знания и умения, полученные в результате изучения на практике, а также понятия  по ономастике при анализе конкретных   ситуаций, явлений, исследовательских работ, аргументировать  точку зрения, формулировать и обобщать,  делать выводы, проводить микроисследования  по данным темам, сопоставлять и анализировать факты,  явления, представленные в русской ономастической науке.

Тема 2.   Топонимика (6 ч).

Основные вопросы: Топонимика как наука, язык земли. Антропонимика и ее роль  в развитии названий, имен, фамилий. Русский именник. Именник села и города. Частота употребления имен. Сквозные имена. Топонимика  сел, городов и населенных пунктов.

Практические умения, опыт деятельности. Работать в  парах и группе, публично выступать с темой,  четко формулировать свою точку зрения, аргументировать  и описывать ее; уметь слушать других и воспринимать точку зрения, отличную от своей; сравнивать и оценивать  названия  населенных пунктов антропонимического  происхождения; проводить микроисследования по данной проблеме, составлять именник  села, микротопонимию села и города, обрабатывать научную информацию, полученную из различных источников, составлять микротопонимию населенных пунктов пунктов.

Литература

  1.  В.Д. Бондалетов. Русская ономастика, Рязань, 1977
  2. И.Г. Добродомов. Новые  книги  по ономастике, 1974.
  3. В.А. Никонов. Имя и общество. Москва., 1974
  4.  История Саратовского края, 1994 г.
  5. История Саратовского края. 1590 – 1917: Хрестоматия. Саратов. 1983.
  6. Казаков Б.И., Казакова Г.Д., Любимирова Л.И. Страницы летописи Саратова. Саратов: Приволж. кн. изд-во. 1987.
  7. Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. Саратов. 1988.
  8. Балаково 235 лет, Саратов «Светопись», 1997 г.,
  9. Энциклопедия Саратовского края  (). – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002.       Бротлей Ю.В. Этнография в системе краеведения. – М., 1988.
  10. Два века губернии». – Саратов, 1997.
  11. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М., 1995.

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Русская ономастика»

№ п

Тема занятия

Тип занятия

Содержание занятия

(основные вопросы)

Структура занятия, формы деятельности




Тема1.Введение в ономастику -5 часов

Литература:

«Живое право» том 1

Книга для ученика

Методические материалы для преподавателя

1.

Введение в курс «Русская ономастика»

Сообщения новых знаний

  1. Роль ономастики в жизни человека.
  2. Что изучается в курсе?
  3. Практическая направленность курса.
  4. Как работать с текстом?
  1. Рассказ учителя.
  2. Игра «Эстафета».
  3. Работа с текстом учебного пособия.
  4. Дискуссия «Для чего нужна ономастика?».

с. 14 -18

с. 14 – 17

2.

Что такое  ономастика?

Сообщения новых знаний

  1. Ономастика, ее виды.
  2. Отличительные признакиономастики.
  3. Понятие «ономастика
  4. Как возникла ономастика?Взаимосвязь ономастики с нашей жизнью

Работа с текстом учебника на тему: «Выдающиеся мыслители о Сообщение учащегося: «Знаменитые  ученые ономасты»

дискуссия «Шкала мнений» -

с. 27 - 42

с. 20 - 25

3.

Исследования   В. А. Никонова  по ономастике

Сообщения новых знаний и развития общеучебных умений

  1. Понятие «ономастика»
  2. «Исследования по ономастике»

Рассказ учителя.

Анализ учащимися  выдержек из работ В. А. Никонова.

Выполнение учащимися практических заданий.

с. 53 - 73

с. 38 – 39

4.

дореволюционная  ономастическая  наука

Сообщения новых знаний

  1. Что представляла собой ономастика до революции? Какие исследования проводились по ней?
  2. .

Лекция учителя.

Дискуссия (в.4).

с. 95-105 113-126

5.

Советская  ономастика

Закрепления и проверки знаний, умений и навыков

  1. Как развивалась советская ономастика? Ее достижения, задачи, цели, проблемы.

Беседа.

Ролевая игра « Я ученый!»

с.101-110

с. 57 - 63

Тема 2. Топонимика- 6 часов

6.

Антропонимика

Сообщение новых знаний

  1. Знакомство с понятием «антропонимика».

Лекция, беседа, ролевая игра

с. 169, 178, 185

7.

Топонимика-язык  земли

Сообщения новых знаний и развития практических умений

  1. Что такое топонимика? Почему её называют языком земли?

Урок-конференция: слушание и выступления

с сообщениями учащихся. Демонстрация Презентации

с. 142, 152-163, 165

с. 82 – 84

8.

Русский  именник прежде и теперь

Формирования практических умений

  1. Что такое именник? Каков он был в 19 и 20 веках? Что изменилось сейчас в русском именнике?

Ролевая игра «На необитаемом острове».

Анализ  полученных данных, расчет % имяносителей

Сообщения учащихся, доклады

с. 164

9.

Именник  села Новополеводино

Сообщения новых знаний, формирования практических умений

  1.  Как составляется именник села? Как вычислить% имяносителей? Какие имена часто употребительны, какие реже? Почему?

Рассказ-беседа.

Игра «Пиктограммы», практическая работа с именами

Анализ записанных данных, исследовательская работа

10.

Микротопонимия г. Балакова

Получение новых знаний и развития практических умений.

  1. Из чего состоит микротопонимия г.Балакова? Какие онп имеет названия? Почему?

 «Если бы я был ученым…».

Недописанный тезис, виртуальная экскурсия

Игра «Пиктограммы»

с. 276-278

354

412 - 413

11.

Названия населенных пунктов  отантропонимического происхождения  Балаковского района

Сообщения новых знаний

  1. Как называются населенные пункты, села Балаковского района? От чего они берут своё название? Объясните их происхождение.

Работа с названиями улиц, классификация, анализ,

исследовательская деятельность учащихся

Презентация «Села Балаковского района»

с. 137, 287,

321 - 323

12.

Повторительно-обобщающий урок. Конференция « Русская ономастика прежде и теперь. Перспективы  ее развития»

Повторительно-обобщающее

1. Русская ономастика сегодня, ее достижения, проблемы, перспективы развития. Выдающие русские ученые по ономастике: цели, задачи на будущее

Деловая игра «  Симпозиум  по ономастике»

Или можно провести пресс-конференцию с учеными                    

по ономастике.

с. 283-287,

473-474

с. 135 - 138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы ономастики"

Автор: Голайденко А.Г. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№14 г.Губахи Пермского края Элективный курс по русскому языку в 10 классе «О...

Элективный курс "Тайны ономастики"

Этот курс предназначен для учащихся 9 класса....

Ономастика

Фольклорная ономастика....

Авторская программа "Ономастика родного края"

Аңлатма язуы. Кешеләрнең  фикерләү  һәм  үзара  аңлашу-аралашу  чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...

Внеклассное мероприятие по русскому языку ( ономастика) "Что в имени тебе моём или ономастика - искусство давать имена".

Внеклассное мероприятие по русскому языку охватывает раздел ономастики. Форма мероприятия - конференция. В мероприятии освящаются вопросы связанные с происхождением имён, названий, «Имя и история...