Сотрудничество школьного музея с библиотекой
методическая разработка по краеведению по теме
Методические рекомендации из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii.docx | 197.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Потемкина Светлана Николаевна
МОУ «Борчанская СОШ» Валуйского района Белгородской области
Методические рекомендации из опыта работы
ПОТЕМКИНА Светлана Николаевна
Библиотекарь
МОУ «Борчанская средняя
общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
Село Борки
2012
Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Д.С.Лихачев
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети – наше будущее. От того, каким сформируется нынешнее поколение, зависит завтра нашего государства.
Поэтому воспитание гражданина и патриота своего Отечества – первостепенная задача современной школы.
Осознание своей причастности к Родине, ее истории, культуре начинается у ребенка с любви к своим родным, семье, очагу.
Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, нормами этики и этикета, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан "вирус сопричастности" любви к Родине и гордость за принадлежность к великому, мудрому, трудолюбивому русскому народу.
Человеку дорого место, где он родился, откуда начался его собственный путь в жизнь, все дела, что оставили после себя его предки. Все это бережет память земли в именах, названиях, словах, преданиях, легендах.
Краеведческая работа всегда была и будет актуальной.
Поэтому важнейшими задачами школы являются сохранение национального духовного богатства, традиций и обычаев предков, сбор и изучение документов об истории, экономике, культуре и природе края, воспитание национального самосознания, любви к родному краю, сохранение его природных богатств.
Несомненно, главную роль в решении этих задач играет школьный музей.
Но огромное значение играет и школьная библиотека, так как является информационным центром. Поэтому целесообразно объединить усилия и работать в тесном сотрудничестве.
Предлагаемые методические материалы помогут в работе с учащимися 2-11 классов библиотекарям и сотрудникам школьных музеев.
МЕТОДИКА РАБОТЫ
Все материалы по краеведению необходимо собирать в папки-накопители, где хранятся вырезки из газет, ксерокопии статей, фотографии («Прошлое Валуек », «Н. Ф. Ватутин », «Знаменитые земляки», «Курская дуга» и т.д.). Вместе с учащимися можно оформить рукописные альбомы «След на земле», «Память не знает забвения», «Их именами названы улицы города Валуйки» и др. Всё это помогает учащимся и учителям быстро подобрать нужный материал.
Необходимо работать также в тесном сотрудничестве с учителями – предметниками и классными руководителями. Так совместно с учителями истории можно подготовить тематические часы истории, циклы бесед, с учителями литературы и музыки - литературно-музыкальные композиции. Вместе с классными руководителями проводятся классные часы.
Ежегодно в рамках Недели детской книги и Недели юношеской книги проводятся Дни краеведения. Читателям можно предложить обзоры литературы, беседы у книжной выставки, премьеры книг, литературные вечера, различные игры и викторины.
Библиотекарь может оказать неоценимую помощь музею - помогать собирать информацию, разрабатывать и проводить музейные уроки, экскурсии, внеклассные мероприятия (часы истории, устные журналы, готовить мультимедийные презентации).
На базе библиотеки учащиеся ведут исследовательскую работу. Библиотекарь помогает им подобрать материал, оформить работу, правильно написать библиографический список, подготовиться к защите.
В работе по краеведению можно использовать разные формы работы – от индивидуальных бесед до крупных мероприятий.
С учащимися 1-4 классов лучше проводить беседы, игры-викторины, краеведческие часы, коллективное чтение книг. Очень нравятся ребятам цикл бесед и музейных уроков «Преданья старины глубокой», во время которых они знакомятся с обычаями, народными приметами, бытом, народным творчеством, прошлым Белгородского края.
Учащиеся средних классов любят не только узнавать что-то новое, но и показывать свои знания. Поэтому им больше подходят такие мероприятия, как библиографические игры, игры-викторины, турниры знатоков, Поле чудес.
Старшеклассники охотно участвуют в литературных вечерах, часах поэзии, литературно-музыкальных композициях, устных журналах, экологических беседах, информинах.
Помогают учащиеся 10-11 классов и в работе с другими учащимися. Например, готовят и проводят беседы на классных часах.
Очень нравятся учащимся любого возраста встречи с интересными людьми. И младшие, и средние, и старшие школьники с интересом слушают как воспоминания участников боевых действий, так и рассказы земляков-поэтов или ветеранов труда.
Любое событие, любая книга становится детям ближе и понятнее, если их связать с родным краем, с тем, что хорошо знакомо. Нужно только постараться найти эту связь. Например, во время читательской конференции по произведению Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» можно особо акцентировать внимание учащихся на том, что А.Маресьев уже после возвращения в строй участвовал в Курской битве. А разрабатывая урок мужества «Набат войны нам вновь стучит в сердца» по роману А.Фадеева «Молодая гвардия», нужно включить в него материал о подпольных комсомольских организациях Белгородчины.
Не должны оставаться без внимания и родители учащихся. Нужно чаще проводить Дни семейного отдыха, игры «Папа, мама и я – читающая семья». А на них обязательно затрагивать и вопросы краеведения, и вопросы изучения истории своей семьи.
РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОЛЕ ЧУДЕС
«Земля Российского подвига»
Оформление: книжная выставка. После объявления отгаданного слова демонстрируется книга, в которой рассказывается о данном событии или человеке.
Библиотекарь:
Сегодня мы будем говорить о Курской битве, 65-летие которой отмечаем в этом году. И, конечно же, будем говорить о книгах – книгах, посвященных этому великому сражению. Ответы на все вопросы игры можно найти в книгах, представленных на книжной выставке.
50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. на сравнительно небольшом участке фронта шли беспримерные по своей ожесточённости и упорству бои. Более 4 млн. человек участвовали в сражении.
Название Курская дуга золотыми буквами вписано в анналы всемирной истории. Наша армия одержала блестящую победу. И недаром свыше 180 солдат и офицеров, участвовавших в этих боях, получили высшую награду – звание Героя Советского Союза, свыше 100 тысяч награждены орденами и медалями.
Если помнят еще
о погибших,
Если помнят еще
об убитых –
Память чище огня…
Память крепче гранита.
И.Чернухин
Первый тур
Задания 1-го тура связано с именами полководцев, сыгравших важную роль в подготовке и осуществлении Курской битвы. Это Г. К. Жуков, наш земляк Н. Ф. Ватутин и другие.
Назовите фамилию одного из этих полководцев.
( РОКОССОВСКИЙ)
Он уже командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года (А принимал парад Г. Жуков).
(«Роман – газета» Номер «Полководцы»
«Полководцы и военачальники Курской битвы»)
Второй тур
Самым крупным сражениям на Курской дуге было танковое сражение под Прохоровкой, которое состоялась 12 июля 1943 года. Об этом написано много стихов, рассказов, очерков. А есть одно крупное художественное произведение, повесть, которая называется «Танки идут ромбом».
Назовите фамилию автора этой повести.
( АНАНЬЕВ)
(А.Ананьев «Танки идут ромбом»)
Третий тур
Вечером 5 августа 1943года в Москве был произведен победный салют в честь воинов, освободивших в этот день города Белгород и Орел. В Белгороде есть много памятников погибшим воинам, и один из них – памятник танкисту, первым ворвавшемуся в город.
Назовите фамилию этого танкиста.
( ПОПОВ)
/Ему было 22 года, и в этом бою он погиб. Его именем названа одна из улиц города./
(«Земля Российского подвига: фотоновеллы»)
Запасное слово
После освобождения Белгородской и Курской областей на полях осталось много мин, снарядов и других взрывоопасных предметов. Мало кто знает, что разминированием занимались наскоро обученные мальчики-подростки. На счету у каждого – около 1000 разминированных снарядов.
В одних районах особо опасных мест было мало, в других – много.
Назовите особо опасный в этом отношении районов нашей области.
( ШЕБЕКИНСКИЙ)
(В.Черкесов «Минерам было по 16»)
ФИНАЛЬНЫЙ ТУР
3 мая 1995 года – знаменательный день в истории нашей области. На Прохоровском поле были открыты и освящены величавые символы народной памяти – храм святых апостолов Петра и Павла и памятник Победы.
Строился храм в основном на пожертвования различных организаций и отдельных людей. Для сбора средств организовывались и благотворительные концерты.
Назовите фамилию инициатора первого такого концерта.
( АРХИПОВА)
/Ирина Константиновна Архипова, народная артистка СССР, президент Международного союза музыкальных деятелей./
(«Святое Белогорье»,
«Сотворение чуда»)
Победители каждого тура награждаются призами.
Урок мужества
«Набат войны нам вновь стучит в сердца»
по роману А.Фадеева «Молодая гвардия»
Библиотекарь:
Сегодня мы с вами поговорим о романе Александра Александровича Фадеева «Молодая гвардия».
В основе романа лежат действительные события, которые происходили в 1942-I943годах на Донбассе, в оккупированном фашистами г.Краснодоне. Здесь велась героическая подпольная борьба. Арестами и казнями гитлеровцы пытались сломить волю и мужество советских людей. Живьём были закопаны в землю 32 краснодонских шахтёра, которые умерли с пением «Интернационала». Но борьба продолжалась. А в сентябре 1942г. была создана тайная комсомольская организация «Молодая гвардия». Именно об этой организации и рассказывает в своём романе А.Фадеев.
Ведущий:
Молодогвардейцы... Это были не картинные герои, а жизнелюбивые с ребячьими недостатками и проказами мальчишки и девчонки, только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти, о героизме такой ценой? Но как порой думаем мы, с тревогой и смутной надеждой: «А мы смогли бы?» И, может быть, главный их подвиг в том, что они сумели повзрослеть, когда пришло время.
Не все они были пай-мальчиками. Мы видим Сергея Тюленина, которого посетил директор школы с угрозой исключить его за озорство и хулиганство. Да, с ним пришлось хлебнуть родителям и учителям. Но видимо неплохие педагоги были а этой краснодонской школе, если смог этот «не то мальчик, не то маленького роста паренёк» отойти от детства, пойти на шахту, а потом стать отчаянным подпольщиком.
Литературоведы:
1. «Сергей Тюленин. Небольшого роста паренёк, худенький, цепкий. Быстро оглядывал всё, что ему предстало. Движения его были необыкновенно быстрыми и ловкими. У него были чуть курчавые, жесткие волосы, сильная, грубоватая складка губ, тонких, немного выдающихся вперёд, словно под ними немного припухло. Быстрый взгляд его был озорной, но проницательный».
2. «Ульяна Громова. Девушка с чёрными волнистыми косами, с повлажневшими чёрными глазами, сама походила на лилию, отразившуюся в тёмной воде»
1. «Любовь Шевцова. Девушка кружилась на сцене и пела, кружилась в зале и пела, она кружилась до утра, и голубые её глаза сверкали от счастья! За розовое личико, которое она всегда оберегала от солнца, аккуратно подвитые и уложенные волосы, маленькие точеные ручки с блестящими ноготками, стройные ножки в туфлях на высоких каблуках и за постоянную готовность петь и танцевать, мальчишки её прозвали Любкой-артисткой!»
2. «Иван Земнухов. Ваня смотрел на Клаву сверху своими близорукими глазами. Он стоял спиной к парку. Вся перспектива улицы открывалась
перед ним. Многие из проходящих людей были ему знакомы, но он, в озарении своей первой любви, ничего и никогда не видел... Строка за строкой, рождались в его душе новые стихи.»
1. «Высокий, светловолосый юноша, с непокрытой головой, протянул сильную загорелую руку, поднял большие, в тёмных ресницах глаза, простодушно и весело улыбнулся. Весь он дышал силой и здоровьем. «Олег Кошевой», - чуть заикаясь, назвал он себя.»
Ведущий:
Они были разными, эти люди, которым к войне исполнилось 16-17 лет. Хорошо о них сказал поэт военного поколения Павел Коган.
Чтец 1:
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас,
Мы наших девушек любили,
Волнуясь, мучаясь, горячась.
Мы были всякими, но, мучаясь,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Историк:
Перед молодыми людьми, которые готовили себя к мирным делам на благо страны, с приходом в Краснодон немцев встал вопрос: что делать? Они понимают, что сидеть, сложа руки, преступно. И, наученные опытом отцов и дедов, создают подпольную организацию. Дети перенимают революционный опыт отцов. Недаром Олег Кошевой, став руководителем «Молодой гвардии», взял в качестве подпольного псевдонима фамилию покойного отчима Кашука, участника гражданской войны на Украине.
Литературовед:
Клятва: «Я, вступая в ряды членов Молодой гвардии, перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей родной многострадальной земли, перед лицом всего народа, торжественно клянусь: беспрекословно выполнять любые задания организации; хранить в глубочайшей тайне всё, что касается моей работы в Молодой гвардии. Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разорённые города и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть героев-шахтёров. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебаний. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть моё имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь, смерть за смерть!»
Ведущий:
Недаром они клялись перед лицом всего народа. Слова клятвы крепко связали их. Фадеев пишет, что «вчера они были просто школьниками, школьными товарищами, беспечными и озорными. Но с того дня, как они дали клятву, каждый из них словно простился с собой прежним». Старшему из тех, кто давал клятву, было 19 лет. А вдохновителю и организатору — всего 16.
Историк:
Юные патриоты свято выполняли клятву. Они в бою добывали оружие, уничтожали врага и технику; писали листовки, в которых рассказывалось о том, какие потери несет враг, какие города освобождены и развешивали их в городе. Организовывали диверсии на складах с оружием. Взлетали на воздух фашистские машины, пропадали без вести гитлеровские солдаты и офицеры. Боевая группа под руководством Сергея Тюленина уничтожила вражескую автоколонну. Из Волченского концлагеря молодогвардейцы освободили более 70 пленных. Фашистские грабители пытались угнать скот в 500 голов в Германию. По указанию командира «Молодой гвардии» Ивана Туркенича боевая группа расстреляла за городом охрану, скот разогнала по ближайшим сёлам.
7 ноября 1942г. над городом реяли красные флаги. Целый день фашисты не могли их снять, так как молодогвардейцы повесили табличку «Заминировано». Юные патриоты сожгли «биржу труда», там находились списки тех, кого должны были угнать в Германию. От немецкой неволи молодогвардейцами были спасены более тысячи людей. Их героизм вселял уверенность советским людям. Те видели, что врага уничтожают, и верили в победу.
Во второй половине декабря 1942г. началось отступление немецких войск, разгромленных на Волге, день и ночь через Краснодон тянулись длинные обозы. Радость переполняла сердца краснодонцев, близился конец «нового порядка». Немцы всячески пытались скрыть свои поражения на фронте.
Молодогвардейцы готовились к самой важной операции — вооруженному восстанию, чтобы прийти на помощь нашим войскам во время освобождения Краснодона. Но не пришлось юным мстителям встретить освободителей, потому что в их рядах оказался предатель, и начались массовые аресты. Гестаповцы подвергали арестованных молодогвардейцев нечеловеческим пыткам.
Литературоведы:
1. . . . Гитлеровцев раздражала поэтическая приподнятость Вани Земнухова и они старались вытравить её особо зверскими пытками...
2. . . .Их раздражала яркая красота Ульяны, и они изощрялись в
уничтожении этой красоты.. . «С запрокинутым бледным лицом и
волочащимися по полу косами Улю швырнули к стене. Она застонала,
и попросила Лилю Иванихину поднять кофточку, очень жгло. Лиля в
ужасе отпрянула и заплакала: на спине Ули горела пятиконечная звезда.»
1. . . .Их раздражал презрительный взгляд Олега Кошевого, поседевшего от мук, но не сдавшегося.
2. . . .Их раздражали крепко сжатые, чуть выдающиеся вперед губы худенького Сергея Тюленина, которого пытали вместе с матерью.
1. . . . Их раздражала Любка-артистка и её песни, звучавшие в камере, на допросах, во время пыток — и её пытали дольше всех.
Историк:
После страшных пыток и мучений, несломленные, гордые, они были казнены.
Родина не забыла о подвигах своих сыновей и дочерей. 13 сентября 1943г. руководителям штаба «Молодой гвардии» Олегу Кошевому, Ивану Земнухову, Сергею Тюленину, Ульяне Громовой, Любови Шевцовой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий:
Подвиги молодогвардейцев... Вся их жизнь — подвиг. И вершиной его явилась мученическая смерть, принятая гордо и мужественно. Давайте друзья всегда помнить об этом.
В романе А.Фадеева торжествует нравственная сила, торжествует жизнь. Поэтому его книга — книга большого жизнелюбия, веры в жизнь, гордости. Но это и книга большого гнева и скорби.
Библиотекарь:
Большую помощь писателю оказали рассказы краснодонцев о погибших героях, фотографии, ученические тетради, дневники молодогвардейцев, встречи с родными и друзьями.
По роману «Молодая гвардия» были созданы театральные постановки, кинофильм режиссером С. Герасимовым, опера композитором Ю. Мейтусом, «Песня о краснодонцах» поэтом С.Островским и композитором В. Соловьёвым-Седым.
Это было в Краснодоне,
В грозном зареве войны.
Комсомольское подполье
Поднялось за честь страны...
Краевед 1:
Подобная подпольная комсомольская организация действовала у нас на Белгородчине, в селе Кубраки. В неё входили 16-18-летние ребята. Подпольщики держали связь с действующей армией, не раз переходя линию фронта. Они писали и развешивали листовки, разоблачающие ложь фашистов о взятии Москвы, Сталинграда. Уничтожали гитлеровцев и полицаев, отбивали угоняемый скот, возвращая его владельцам.
Немцы долго не могли напасть на след подпольщиков, пока не нашли провокаторов. Тогда и начались аресты комсомольцев. Схвачены были
братья Колесник, арестовали Петрова, Кравченко, Колчанова, Игнатова, Горишняка. Первые допросы немцы провели в Кубраках. Зверски избили и, ничего не добившись, увели всех в Вейделевку.
Краевед 2:
Вспоминает чудом оставшийся в живых Николай Колесник:
«Допрашивали каждую ночь с 20 до 6 утра. Жестоко избивали. Рукоятками пистолетов, прикладами автоматов, плетьми со свинцом на конце. Палачи менялись через сутки, допрашиваемые превращались в кровавое месиво. Чтобы не пачкаться кровью, немцы придумали желоба спуски из пыточных камер.
Нужных показаний от пленных враги не добились. А Красная Армия уже приближалась. Подпольщиков повели на расстрел. Убивали в карьере. Перед расстрелом заставили всех раздеться. Одежду потом забрали полицаи. Один из подпольщиков попытался бежать. Его догнали и стали грызть овчарки...»
Краевед 1:
И ещё одна подпольная комсомольская организация существовала на территории нашей области — в с.Мясоедово под Белгородом. Её возглавили Мария Ушакова и Андрей Золотухин. Члены этой группы были тесно связаны с партизанским отрядом, собирали нужные для партизан сведения о фашистах, писали и развешивали листовки об истинном положении на фронте.
Гитлеровское командование решило уничтожить Мясоедово. Ночью 13 января 1 942г.каратели выгоняли людей в поле, поджигали дома, расстреливали сопротивляющихся. В ту страшную ночь погибли многие:
одни под пулями, другие замёрзли среди поля в сугробах. Погибли и почти все подпольщики.
Ведущий:
Молодёжных подпольных организаций было немало. Но только одна стала широко известна — «Молодая гвардия», благодаря писателю А.Фадееву и его роману.
После войны из этого поколения осталось всего несколько процентов.
Чтец 2:
Мы были большими, как время,
Мы были живыми, как время.
Теперь — мы в легендах прославленных дней,
Теперь — мы в граните и в бронзе,
Теперь — мы в поэмах и в прозе,
Теперь — мы в безмолвье могильных камней..
Спасибо за память, потомки,
Спасибо за верность, потомки,
Спасибо за то, что алеет заря.
Не зря мы над смертью смеялись,
Не зря наши слёзы и ярость,
Не зря наши песни и клятвы не зря.
А вы оставайтесь живыми,
Прекрасно и долго живите.
Мы знаем, дорога у вас не проста.
А вы — продолжение наше,
А вы — утешение наше,
А вы — наша память и наша мечта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
Роль музея и библиотеки в нравственном воспитании учащихся
Статья об интеграции литературного и музейного пространства. Из опыта внеклассной работы и творческого объединения ""Облик"...
«Электронный ресурс в деятельности школьного музея как место сотрудничества педагогов, родителей, учащихся»
Статья о создании и функционировании сайта музея гимназии...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.
laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...
«Разработки интегрированных уроков и внеклассных мероприятий с применением ресурсов школьного музея Дениса Давыдова и музеев Ульяновской области»
В проекте представлены разработки двух интегрированных уроков математики и истории и одного музейного часа с презентациями к ним.Особенностью разработанных уроков и музейного часа является сочет...