Изучение проблем краеведения как фактор духовного развития личности
статья (краеведение) по теме
В условиях многонационального региона задача воспитания школьников состоит в том, чтобы целенаправленно формировать патриотизм, национальное самосознание, эталоны и нормы общения, этнокультурную компетентность личности, межнациональное согласие, отражающее специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих на территории Астраханского края.
Поэтому одной из актуальнейших проблем современности является возрождение национальных традиций с учетом всех достижений культуры. Разрешение данной проблемы немыслимо без ориентации системы образования на культурные ценности своего народа, на осмысление, сохранение и передачу следующим поколениям основ национального мировоззрения.(4, С.34)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_problem_kraevedeniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение проблем краеведения как фактор духовного развития учащихся.
Кибкало Н.Г учитель истории
МБОУ г. Астрахани «СОШ №61» г. Астрахани.
В условиях многонационального региона задача воспитания школьников состоит в том, чтобы целенаправленно формировать патриотизм, национальное самосознание, эталоны и нормы общения, этнокультурную компетентность личности, межнациональное согласие, отражающее специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих на территории Астраханского края.
Поэтому одной из актуальнейших проблем современности является возрождение национальных традиций с учетом всех достижений культуры. Разрешение данной проблемы немыслимо без ориентации системы образования на культурные ценности своего народа, на осмысление, сохранение и передачу следующим поколениям основ национального мировоззрения.(4, С.34)
В рамках реализации программы модернизации муниципальной системы образования г. Астрахани был разработан ряд новых учебных программ по краеведению, однако положение дел в области краеведения на сегодняшний день это не изменило. Существующие учебные пособия по краеведению, ориентированные на школу, не связаны между собой ни концептуально, ни структурно. Некоторые из них не адаптированы к разным возрастным группам учащихся, в них слабо отражен этнический компонент программы организации вариативной деятельности учеников. Вместе с тем Астраханский край как полиэтнический регион на протяжении веков демонстрирует опыт созидательной деятельности представителей разных этнических групп. Этот опыт необходимо изучать и использовать для прогнозирования развития полиэтнических регионов. К сожалению, этот опыт мало представлен в учебном материале по краеведению, изучение которого способно воздействовать на сферу сознания, мировоззренческие структуры молодых людей – будущего нашего края. (2, С.60)
Однако рост интереса к изучению своего края не прекращается. Краеведение становится неотъемлемой частью педагогической деятельности любого учителя, не зависимо от того, какой предмет он преподает, так как способствует духовному обогащению ребенка и проявлению его лучших качеств: отзывчивости, доброты, милосердия.(5,С.34)
Многие творчески настроенные учителя пытаются самостоятельно решать эти проблемы: выходят на своих занятиях за рамки существующих программ и учебников, применяют оптимальную методику, дополняя и заменяя программный материал региональным компонентом.
Исходя из вышеизложенного, в условиях многообразия национальных культур народов, населяющих Астраханскую область, одной из приоритетных задач становится сохранение культурного единого и образовательного пространства, которое призвано воспитывать учащихся в духе толерантности, помогать адаптироваться в новых условиях современного общества.
Большую роль в достижении целей и задач краеведческого образования играет целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Такой подход пробуждает интерес учащихся к своему городу, к памятникам его истории и культуры способствует как осознанию учащимися своего места в окружающем мире, так и выявлению значения своего края в истории и культуре России, содействует у школьников духовного развития.
Список литературы:
1. Астрахань. Литературно-художественный сборник. Астрахань: Издат. «Волга», 1958.- С.55-67.
2.Жарков А.С. История Астрахани в событиях и фактах. Астрахань: Издат. «Волга», 1996. .- С. 60-65.
3. Попова Н.В. Концепция краеведческого образования в образовательных учреждениях Астрахани. Астрахань: Издат. АГПУ, 2003.- С. 78-88.
4. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Астраханский край: история и современность. Астрахань: Издат. АГПУ, А., 1997.-
С.34-35.
5. Якушенков С.Н. Астрахань многонациональная. Астрахань: Издат. «Волга», 1996.- С. 34-65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства, как один из факторов всестороннего развития личности»
Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя п...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»...
Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности подростка
Выступление на районном заседании учителей иностранного языка...
Выступление на школьном методическом совете на тему: "Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности"
Среди критериев эффективности школьного образования особо выделяется обеспечение выпускникам готовности и умения активно включаться во все сферы социальной жизни. В связи с этим, как отмечает И.Л. Бим...
«Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства как один из факторов всестороннего развития личности»
Если ученик не научится в школе сам ничего творить,то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,так как мало таких, которые, научившись копировать,умели делать самостоятельное приложение ...
Доклад "Интеграция изобразительного искусства и информационных технологий как фактор творческого развития личности школьника"
В условиях модернизации системы школьного образования одной из актуальных задач, диктуемых социальным заказом общества, является развитие творческих способностей ребенка. Действенным средством решения...
"Творчество как фактор социального развития личности"
Пленарное заседание общественно-просветительского проекта городского уровня "Правовая школа"...