Обобщение опыта.Краеведение и школа.
проект по краеведению (7 класс) по теме

Любовь Александровна Кирейшина

Материал представляет собой обобщение опыта по интеграции краеведения и образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль краеведческого компонента в интеграции учебной и   внеучебной деятельности учителя и учащихся

                «МЫ ИЗ КРОНШТАДТА!»

Вольтер, французский философ и писатель, утверждал: «Видеть и делать новое – большое удовольствие». А когда новое связано с познанием своего любимого города - тем более!

Школьная жизнь может протекать по-разному. И от нас, взрослых, зависит, сможем ли мы наполнить её чем-то интересным, ярким, выходящим за рамки урока. Мне, учителю русского языка и литературы и классному руководителю тридцати «горячих» сердец теперь уже 7 «А»,  осуществить сказанное помогают Шлендова Майя Александровна, руководитель школьного музея и краеведческого клуба «Кронштадт – вчера, сегодня, завтра», и уникальное учреждение Кронштадта - клуб «Юный моряк». На его базе уже  в течение многих  лет  проходят интереснейшие краеведческие конкурсы.

Сам дух здания с низкими арочными потолками, волнение ребят-конкурсантов и их учителей настолько сливаются воедино, что не победить – просто стыдно и горько. К играм надо серьёзно готовиться, только тогда можно понять, что такое радость заслуженной победы. А подготовка  требует времени, сил учителя и учеников. Именно в этот период и проявляется роль краеведческого компонента в интеграции учебной и внеучебной деятельности учителя и учащихся.

Мой класс на протяжении двух лет участвовал в конкурсах КЮМа, и мы все с радостью, волнением и гордостью вспоминаем  то время, а теперь  решили обобщить материалы, собранные нами, в проект     «Кронштадт. Война. Блокада…». Тема  была выбрана в рамках подготовки к урокам  внеклассного чтения и развития речи, участия в районных  играх  «Мой родной город- Кронштадт» и «Кронштадт – город воинской славы», а также в связи с желанием учащихся  узнать историю города,  его роль в защите страны от фашизма.

Годы Великой Отечественной войны всё дальше и дальше от современных школьников. Всё реже  мы встречаем ветеранов тех лет, но забывать историю родной страны, города нельзя. Именно поэтому ребята вместе с учителем пробуют ответить на многие вопросы, связанные с обороной Ленинграда и Кронштадта в 1941-1944-х годах. В этом помогают  материалы, собранные из различных источников. Следует сказать, что в процессе подготовки к играм материал собирал весь класс, все 30 ребят. А выступали в КЮМе, защищая проект, только 8-12 человек.

Цель проекта: привлечь  внимание учащихся к истории  России, Ленинграда, Кронштадта -  города воинской славы, к  людям, пережившим Великую Отечественную войну, защищавшим родной город, страну.

Состав 5-и  групп:

исследователи,  мыслители, художники, фоторепортёры, исполнители- члены команды «Мы из Кронштадта».

Продолжительность проекта  - длительный:

  1. 1 год  разработки и реализации проекта, итоговый продукт – презентация и литературно-музыкальная композиция  «Героика моря»,
  2. 2 год разработки  реализации проекта, итоговый продукт – презентация и литературно-музыкальная композиция   «Кронштадт в годы Великой Отечественной войны.  События,  факты, люди».

Проблемное задание по группам:

  1. 1 группа – исследователи:  изучение, исследование  литературных, документальных источников, содержащих информацию о Кронштадте в 1941-1945 годах;
  1. 2 группа – мыслители: осмысление собранного материала и обработка его с целью создания презентаций « Героика моря» и «Кронштадт в годы Великой Отечественной войны. События, люди, факты»;  подготовка к созданию текстовой части  презентации, литературной композиции, подбор музыки;
  2. 3 группа – художники: создание  рисунков по теме «Кронштадт в годы Великой Отечественной войны. События, люди, факты»;
  3. 4 группа – фоторепортёры: создание фотовыставки рисунков, подбор фотографий по теме проекта, оформление мультипрезентации;
  4. 5 группа – исполнители: выступления с музыкально-литературной композицией перед ветеранами войны, участие в праздничных мероприятиях гражданско–патриотического характера.

Ожидаемые результаты успешно реализованы в жизнь:

  1. привлечение  внимания учащихся к истории города воинской славы, людям, пережившим Великую Отечественную войну, защищавшим родной город, страну;
  1. обобщение собранного  материала;
  2. создание литературно-музыкальных композиций   «Героика моря», «Кронштадт в годы Великой Отечественной войны. События, люди, факты» на базе собранных учащимися материалов,
  3. создание фотовыставки  ученических рисунков, посвящённых легендарным страницам защиты Кронштадта и Санкт-Петербурга  в годы Великой Отечественной войны.

       Хочется отметить, что краеведческая работа  Шлендовой М.А., конкурсы  в КЮМе стали своеобразной стартовой площадкой, школой исследовательской деятельности учителя и учеников. Всё это  подтолкнуло нас к участию в городских детско-юношеских     творческих   конкурсах сразу по завершении туров краеведческого :

  1. «Уроки верности и любви»,  конкурс посвящён Ксении Петербургской,  номинация -  «Фильмы и компьютерные  презентации» - 1 место в Санкт-Петербурге;
  2. «Уроки святости и чистоты»,  конкурс посвящён Серафиму Вырицкому,  номинация «Фильмы и компьютерные  презентации» -    1 место в Санкт-Петербурге.

И к названным  конкурсам информацию собирал весь класс, представлял её на уроке внеклассного чтения в конце мая, так как  городской тур  проходит в конце учебного года. Самые интересные находки легли в основу презентаций – победительниц. А их создатели  - члены команды «Мы из Кронштадта», причём девочки.

      В  наших победах заслуга всех, о ком я сегодня говорила. Спасибо КЮМу и Майе Александровне! Так держать! Удачи всем коллегам!

Кирейшина Л.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 422 Кронштадтского района Санкт- Петербурга, классный руководитель 7 «А» класса



Подписи к слайдам:

Кронштадт в годы Великой Отечественной войны
«ОГНЕННЫЕ МИЛИ ВОЙНЫ»,Таганов Руслан
«Защитим Кронштадт!»,Бойцов Коля
«Непокорённый рубеж», Лебедева Настя
«Легендарная К-21», Дойников Денис
Форт «Чумной», Сизов Егор
«После бомбардировки», Лавренченко Илья
«Дорога жизни», Смирнов Алексей
«Защитим сердце Кронштадта!»Смирнов Юра
«Мы победим!», Хохлов Ярослав

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Обобщение опыта работы по теме: " Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"

Презентация обобщения опыта работы по теме: "Зачётная система как одно из условий оптимизации процесса обучения в вечерней школе"...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение деловой письменной речи в коррекционной школе"

Коррекционная школа  должна подготовить своих выпускников к практической жизни. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению деловому письму. Необходимость составлять различные деловые б...

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)

Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока  - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями  ФГОС втор...