Обобщение опыта работы по теме: "Обучение деловой письменной речи в коррекционной школе"
статья по теме

Коррекционная школа  должна подготовить своих выпускников к практической жизни. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению деловому письму. Необходимость составлять различные деловые бумаги возникает у учащихся сразу же как только они закончат школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc214.42 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы учителя письма и чтения Мостовой Н.В. по теме:

Обучение деловой письменной речи в коррекционной школе

Введение.

Речь учащихся коррекционных школ VIII вида примитивна, шаблонна, недос таточно точна. Особенно беден, ограничен их словарь. Речи  учащихся не свойственны слова различных грамматических катего рий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют на речия, глаголы с приставками, союзы, особенно подчинительные, предлоги, «избегают» употреблять имена прилагательные, но зато часто повторяют слова он, она, тут, там, вот и т.п.

Подобное несовершенство речи вызывается недостаточным развити ем различных анализаторов у школьников,а мы тем самым спо собствуем развитию и корригированию их познавательной деятельности.

Для того чтобы учащиеся более успешно овладели языком, необхо димо обучение грамматике и правописанию тесно связать с развитием речи учащихся, с развитием их логического мышления.

Обучение деловой письменной речи.

Коррекционная школа  должна подготовить своих выпускников к практической жизни. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению деловому письму. Необходимость составлять различные деловые бумаги возникает у учащихся сразу же как только они закончат школу. В са мостоятельной жизни им потребуется умение писать заявления, автобиогра фии, доверенности, расписки, адреса на почтовых конвертах, письма, поздра вительные открытки, заполнять анкеты, бланки телеграмм.

Программа  требует, чтобы учитель познако мил учеников с формой составления вышеуказанных документов. Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что она приучает  писать точно, ясно, коротко.

Для работы над деловым письмом следует завести особую тетрадь, в которой можно собирать образцы деловых бумаг. Учитель должен предупре дить учащихся о необходимости аккуратного ведения этой тетради и береж ного отношения к ней, так как она понадобится им в дальнейшей самостоя тельной жизни. Эту тетрадь должен периодически проверять учитель и вы ставлять оценку за самостоятельную работу над составлением деловых бумаг в классный журнал.

Необходимо, чтобы образцы деловых бумаг были вывешены в кабинете русского языка или в уголке русской речи.

Каждый вид деловой бумаги имеет свои специфические особенности и состоит из обязательных элементов, присущих данному документу, без ко торых он не сможет выполнить своего назначения.

В работе над любым видом деловых бумаг можно выделить следую щие этапы:

  1. Твердое усвоение, в каких случаях данная деловая бумага при меняется.
  2. Анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа.
  3. Подражание образцу. Эта работа имеет несколько вариантов:

а)        анализ по вопросам учителя документа с новым содержани ем;

б)        коллективное составление документа после разбора образца;

в)        составление документов самостоятельно (на темы, данные учителем или предложенные учениками).

На этом этапе работы можно использовать упражнения разной степе ни сложности: составление документа из деформированного текста; исправ ление неправильно составленных документов; переделка одного вида дело вой корреспонденции в другой (например, по письму составить телеграмму и наоборот); составление документов по аналогии с литературным материалом; самостоятельное составление документа на заданную тему.

В данном разделе пособия мы остановимся на некоторых из преду смотренных программой  школы видах деловых бумаг.

Письмо.

Программа  школы VIII вида предусматривает обучение всем основным видам делового письма, связанного с почтой: письмо, телеграмма, денежный перевод и др. Но, даже уяснив, как заполнять бланки телеграмм, переводов и пр., учащиеся в конкретной обстановке теряются, так как не знают, куда им надо обратиться для получения, например, письма до востре бования, как отправить ценное или заказное письмо, обычную или на худо жественном бланке телеграмму, где взять бланк денежного перевода и т.д. Поэтому для закрепления практических навыков совершенно обязательна экскурсия на почту для знакомства с ее работой.

Может быть, в результате такой экскурсии кто-нибудь из учащихся решит в дальнейшем стать почтальоном, чья работа, в общем является по сильной для многих учеников  вышеуказанной школы.

Полезно после экскурсий прочитать о работе почты статьи и рассказы и написать сочинение.

Письма являются широко распространенным средством общения лю дей. Письма могут носить различный характер в зависимости от того, кому они адресованы и какую информацию несут.

Но, несмотря на все различия, письма имеют некоторые общие струк турные особенности. Например, письмо обычно начинается с обращения, за канчивается подписью автора письма. Кроме сообщения о главном, в письме могут быть и второстепенные детали, попутные замечания адресата, выраже ния своего отношения к предметам, явлениям, фактам.

Необходимо объяснить учащимся, как пишется обращение к близким людям (со словом дорогой), к официальным лицам (со словами уважаемый, глубокоуважаем ый).

Следует обратить внимание детей на то, что и подписывать письма нужно по-разному. В одних случаях при подписи принято ставить слово с уважением, или уважающий Вас, а в других случаях — твой, твоя.

Необходимо обращать внимание учащихся не только на содержание письма, но и на его внешнее оформление. Грязное, неряшливо написанное и неграмотное письмо не только плохо характеризует писавшего, но и показы вает, что он недостаточно уважает того, кому пишет.

Навыки составления письма, полученные на уроках, необходимо ук реплять и развивать. Для этого полезно установить регулярную переписку с другими школами. Из такой переписки дети смогут узнать много интересно го для себя.

В коррекционной школе начинают обучать писать письма с V класса. Следовательно, работа по составлению писем периодически повторя ется, непрерывно усложняясь. В связи с этим предлагаю некоторые виды ра бот, которые можно использовать на разных годах обучения. Упражнения 1, 2 рекомендую . для учащихся V класса. Упражнения 3,4- для учащихся VI класса, упражнение 5 - для учащихся VII-VIII классов.

  1. По плану разделить письмо на части. Каждую часть начинать с красной строки. Объяснить постановку знаков препинания в конце каждого предложения.

Дорогой Саша!

Вчера получил от тебя письмо и был рад ему. Постараюсь ответить на все твои вопросы. Учусь я на «хорошо» и «отлично». В нашей школе много кружков. Я занимаюсь в драматическом кружке. Вместе со мной посещает кружок Толя Андреев. Мы с ним часто вспоминаем тебя. Он шлет тебе боль шой привет. Саша, какие кружки есть в вашей школе? В каком кружке зани маешься ты? Напиши, как ваш класс готовится  к встрече Ново'го' Года.

18/Х 2012 г.        Твой друг Валя.

План

  1. Обращение.
  2. Сообщение о чем-либо.
  3. Просьба или пожелание.
  4. Дата.
  5. Подпись.
  1. Расположить части письма в нужной последовательности.

Письмо из Москвы.

Напиши какое впечатление произвел на тебя город Петербург. Где ты успел побывать? Советую тебе посетить Русский музей и Петропавловскую крепость.

Вот уже три дня, как я живу в Москве. Москва все хорошеет. Вчера посетил Кремль. Теперь нужно побывать в музее  и в Большом

театре.

Дорогой друг Юра! Желаю тебе интересно провести оставшиеся дни каникул. 25/III 2012 г.        

Володя.

  1. Написать письмо товарищу по данному началу, опорным словам и слово сочетаниям. В письме следует дать совет заниматься лыжным спортом.

Дорогой друг!

Получил от тебя письмо. Рад, что первое полугодие ты закончил с хо рошими оценками, но очень сожалею о том, что ты не катаешься на лыжах. Как я люблю лыжный спорт! Выйдешь...

Опорные слова и словосочетания: скользить, любоваться, дышать, до леса, сесть на пень, прислониться к дереву, отдохнуть, снова трогаться в путь, набегаться, надышаться, устать, возвращаться, прилежно зани маться, ждать выходного дня, снова отправиться, здоровье.

  1. Прочитать телеграмму.

Задержись приездом деревню я уезжаю несколько дней подробности пись мом.

Андрей.

Переделать телеграмму от Андрея в письмо. В письме сообщить причину отъезда Андрея и время его возвращения.

  1. Прочитать письмо. Переделать его в телеграмму.

Дорогой Витя!

Завтра выезжаю из лагеря. Очень грустно расставаться с морем, но я соскучился о ребятах и жду с нетерпением встречи с ними. Впечатлений очень много. При встрече обо всем расскажу.

Витя со мной много вещей. Встреть меня, пожалуйста, на вокзале. Поезд приходит в Москву 28 августа в 12 часов дня. До свидания.

28/VIII 2012 г.        Твой друг Николай.

Привожу- примерный образец урока по составлению письма в VII

классе.

Тема урока. Письмо подруге (2 часа).

Оборудование, репродукция картины художника Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы», плакат с текстом письма.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа учителя в связи с экскурсией на почту и про читанным рассказам М. Ильина и Е. Сегал «Путешествие писем».

Куда вы ходили на экскурсию?

Для чего служат почтовые отделения связи?

Почему в крупных городах имеется несколько почтовых отделений?

На каких видах транспорта доставляются письма адресату?

Проследите путь письма от почтового ящика до адресата в другом го роде.

Какие машины используются в почтовых отделениях связи?

Каково их назначение?

Затем учащимся следует задать вопросы:

В каких случаях люди пишут друг другу письма?

Кому и о чем они пишут?

  1. Чтение письма, написанного на плакате. Сначала письмо ученики читают про себя. Затем сильный ученик читает его вслух. После этого пись мо пересказывают несколько учащихся.

Дорогая Наташа!

У нас в школе был праздник, посвященный Международному жен скому дню. На наш праздник мы пригласили своих мам. Для них был дан праздничный концерт. В концерте выступали лучшие танцоры и певцы.

В фойе школы была организована выставка лучших работ кружка «Умелые руки». В конце школьного праздника мы преподнесли своим мамам и учителям подарки, сделанные в кружке. Классному руководителю Зинаиде Сергеевне девочки подарили фартук. который они сами сшили и вышили.

Наташа, напиши нам. Как прошел праздник 8 Марта в вашей школе. Какие подарки вы приготовили своим мамам и учителями? С какими номе рами вы выступили на праздничном концерте?

До свидания.

10/111 2002 г.        Твои друзья, ученики 7 класса А.

  1. Составление плана-схемы письма и запись его на доске.

С чего обычно начинаются письма?

Каким будет первый пункт плана-схемы письма?

О чем рассказывают ребята во второй части письма?

Как можно озаглавить второй пункт плана?

Что выражается в третьей части письма?

Каким будет третий пункт плана?

Как озаглавим четвертый пункт плана?

Какой пункт плана мы не должны забыть? Почему?

План-схема

  1. Обращение.
  2. Сообщение о чем-либо.

Просьба и пожелание.

Дата.

  1. Подпись.
  1. Сообщение учителем темы урока, запись ее на доске и в тетрадях.
  2. Молчаливое рассматривание репродукции картины художника Ф. Решетникова «Прибыл на каникулы».
  3. Свободное высказывание учащихся по содержанию картины.
  4. Коллективное составление письма подруге от лица сестры суво ровца.

С чего вы начнете писать письмо?

К кому будет обращаться сестра суворовца в своем письме?

Как пишется обращение к близким людям? Дайте имя подруге.

Составьте начало письма (обращение).

Подумайте и скажите, о чем хочет сообщить (рассказать) сестра суво ровца своей подруге? Передайте рассказ сестры, используя содержание кар тины. (Ученики под руководством учителя составляют рассказ сестры).

Как вы думаете, о чем хочет попросить подругу сестра суворовца? Что ее интересует?

Что она хочет пожелать под Новый год своей подруге?

Какой это пункт плана?

Какие пункты плана остались?

Как вы подпишете письмо сестры суворовца? Дайте ей имя.

При составлении устного письма учитель выписывает на доске про тив каждого пункта плана-схемы слова и словосочетания. В результате чего на доске получается следующая запись:

  1. Обращение. (Дорогая подруга Марина)
  2. Сообщение о чем-либо. (Наконец-то дождались, если бы ты ви дела, каким стал, вырос, шинель, погоны, пуговиц(ы, пряжка, на чищена до блеска, набор разноцветных лампочек).

Просьба и пожелание (Как закончила четверть, как думаешь провести каникулы, с наступающим Новым годом!)

  1. Дата.
  2. Подпись.
  1. Пересказ содержания письма одним-двумя лучшими учениками класса. При этом нужно обратить внимание учащихся на построение предло жений, объяснить знаки препинания в предложениях с обращением.

Привожу - примерный текст письма.

Дорогая подруга Марина!

Спешу тебе сообщить о большом событии в нашей семье. Наконец-то мы дождались приезда Сережи. Он приехал из суворовского училища на зимние каникулы. Если бы ты видела, каким он стал! Брат вырос, возмужал. Как красиво сидит на нем шинель!  Пуговицы и пряжка от ремня начищены до блеска, на брюках красные лампасы. При встрече Сережи все мы очень волновались. Особенно волновался дедушка.

К приезду Сережи мы нарядили большую елку. Она была вся укра шена разноцветными лампочками.

Мы все очень рады! Сережа вместе с нами встретит Новый год.

Как закончила вторую четверть? Как думаешь провести зимние кани кулы?

Поздравляю тебя с Новым годом!

Желаю быть тебе здоровой и весело провести каникулы. 30/ХН 2012 г. Лена

  1. Самостоятельная запись текста письма учащихся. Со слабыми учащимися проводится индивидуальная работа. Они получают задание рас положить части письма в нужной последовательности.

Поздравляю тебя с Новым годом!

А как ты закончила вторую четверть? Как думаешь провести зимние каникулы?

Желаю тебе быть здоровой и весело провести каникулы.

Спешу тебе сообщить о большом событии в нашей семье. Наконец-то мы дождались приезда Сережи. Он приехал из суворовского училища на зи мние каникулы. Если бы ты видела, каким он стал! Брат вырос, возмужал. Как красиво сидит на нем шинель! 1 Пуговицы и пряжка от ремня начищены до блеска, на брюках красные лампасы. При встрече Сережи все мы очень волновались. Особенно волновался дедушка.

К приезду Сережи мы нарядили большую елку. Она была вся укра шена разноцветными лампочками. Мы все очень рады! Сережа вместе с нами встретит Новый год.

Дорогая подруга Марина!

30/X1I 2012 г.        Лена.

  1. Подведение итогов урока.

Учащихся  необходимо научить правильно писать адрес на конверте, показать правила написания городского и сельско го адреса.

Адрес начинают писать с указания индекса, который облегчает рабо ту почты и позволяет ускорить доставку корреспонденции. Индекс пишется на специально отведенном месте в левом нижнем углу конверта. Затем ука зывается название города, куда посылается письмо, и номер почтового отде ления, которому принадлежит данная улица. Ниже пишут название улицы, номер дома и квартиры.

Еще ниже пишут фамилию, имя и отчество человека, которому посы лается письмо. (Фамилия, имя и отчество адресата пишется в дательном па деже).

Заканчивается заполнение конверта обратным адресом отправителя - человека, который посылает письмо, и его фамилией.

Отправляя письмо в сельскую местность, необходимо указать допол нительно: название области и района; название ближайшего почтового отде ления; название села или деревни, где живет адресат.

Еще раз подчеркиваю. необходимость взаимосвязи уроков развития речи и грамматики. Покажу на примере, как при прохождении грамматиче ской темы «Имена существительные собственные и нарицательные» в V классе можно закрепить умение учащихся писать адрес на конверте.

Тема урока: Адрес (1 час).

Оборудование: плакат с образцом надписи на конверте, почтовые конверты (открытки).

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение учителем темы урока. Запись ее на доске и в тетрадях.

С помощью вопросов учителя учащиеся вспоминают, как делается

надпись на конвертах.

С чего начинают писать адрес?

Где указывается индекс?

На какой строчке пишется название города?

Что пишется после названия города?

Что пишется затем?

Где пишется номер дома и квартиры?

Что указывается в последнюю очередь?

В каком падеже пишется фамилия адресата?

Что вы будете писать на второй половине конверта?

Как вы расположите обратный адрес?

  1. Работа с плакатом. Сначала адрес на плакате читают молча, затем его читает вслух хороший ученик. Затем учитель задает вопросы, связанные с изучаемой грамматической темой.

Назовите имена существительные собственные, которые употреблены на конверте. С какой буквы они написаны?

Перечислите именр существительные нарицательные. С какой буквы они написаны?

  1. Самостоятельная письменная работа. На индивидуальных конвер тах учащиеся пишут свой домашний адрес, указывая фамилию своих родите лей. Предварительно нужно дать задание ученикам узнать индекс своего почтового отделения. В качестве адреса отправителя можно указать школь ный адрес.
  2. Домашнее задание. Пользуясь в качестве образца только что запол ненным конвертом, написать на почтовых открытках адрес родственников (друзей, знакомых), проживающих в другом городе. Как адрес отправителя указать домашний адрес ученика, выполняющего домашнее задание.
  3. Подведение итогов урока.

Чем занимались на уроке?

Как нужно заполнять адрес на конверте?

Что необходимо указать в адресе?

Можно прочитать отрывок из рассказа А. Чехова «Ванька» (как Вань ка писал адрес на конверте) и спросить у ребят, получит ли дедушка письмо внука.

Прохождение тем «Обращение», «Повелительная форма глагола» можно связать с обучением писать письмо. В некоторых случаях написание письма можно усложнить грамматическим заданием, например, включить в письмо слова с безударными гласными в корне слова.

Заявление.

Заявление - самая распространенная деловая бумага, в которой изла гается просьба, ходатайство о чем-либо (например, о принятии на работе, в учебное заведение, о предоставлении очередного отпуска, о выдаче денежно го пособия и т.д.).

Учащимся необходимо напомнить, что заявление, как и любой другой документ, имеет свою установленную форму, которой необходимо всегда придерживаться.

Предлагаем примерную разработку урока по теме «Заявление» в VII

классе.

Тема урока. Заявление (1 час).

Оборудование: плакат с текстом заявления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.

а)        назначение заявления, как документа;

б)        требования к составлению и оформлению документа;

в)        необходимые пункты заявления :

кому адресуется заявление (отделу кадров, должностному лицу);

чье заявление (фамилия, имя, и отчество подателя заявления, иногда указывается домашний адрес);

текст заявления; .

что прилагается к заявлению (свидетельство об окончании школы, характеристика, справка о состоянии здоровья, справка с места жительства, автобиография);

дата заявления (слева);

подпись.

  1. Сообщение учителем темы урока, запись ее на доске и в тетерадях.
  2. Разбор образца заявления.

При этом внимание учащихся следует обратить на то, что:

а) в заявлении наименование адресата располагается по всей ширине первой строки;

б)        с правой стороны указывается, чье заявление (в родительном паде же без предлога), иногда пишется домашний адрес;

в)        ниже следует написать слово заявление, затем сам текст заявления;

г)        если к заявлению прилагаются какие-либо документы, то они пере числяются под номерами после слова Приложение, которое пишется с крас ной строки;

д)        далее следуют дата и подпись.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что вся «шапка» до кумента, включая слово заявление, представляет собой одно предложение, чем и объясняется то, что слово заявление пишется со строчной буквы.

Привожу примерный текст заявления.

Директору  школы № 15 г. Славянска на Кубани

                                               Бутко Т. М.

                                               ученика VIII класса А Сергеева Виктора

заявление.

Ввиду болезни матери прошу разрешить мне не посещать школу с 1/II по 4/II 2012 г.

31/1 2012 г.        Сергеев.

  1. Коллективное составление заявления.

Составляется заявление от имени каждого из учеников на имя дирек тора швейной фабрики «Рассвет» Сизова И. П. С просьбой принять на работу в качестве швеи.

Учитель указывает, что к заявлению нужно приложить следующие документы:

  1. Свидетельство об окончании  школы.
  2. Справку о состоянии здоровья.

.              3  .Справку с места жительства.

Что нужно написать в первой строке?

Как располагается наименование адресата?

Что следует писать с правой стороны листа? В каком падеже пишется фамилия, имя и отчество подателя заявления?

Нужно ли в данном заявлении указывать домашний адрес подателя заявления? Почему?

Где следует писать слово заявление? С какой буквы вы его напишете? Почему?

Как нужно изложить текст просьбы?

Что нужно указывать в заявлении?

Где пишется слово Приложение?

Какие документы нужно приложить к заявлению?

Где пишется дата и подпись?

  1. Запись текста заявления на доске и в тетрадях.

Директору швейной фабрики «Рассвет»

                                                                      Сизову В. П.

Соловьевой И. С.

заявление.

Прошу принять меня на работу на фабрику  по специальности швея.

Приложение:

  1. Свидетельство об  образовании.
  2. Справка о состоянии здоровья

.                  3.Справка с места жительства.

12/VIII 2012 г.        Соловьева.

7. Подведение итогов урока.

Что вы делали на уроке?

В каких случаях пишется заявление?

Как должно быть написано заявление?

В какой последовательности пишется заявление?

О чем необходимо помнить при составлении заявления?

Заметка.

По характеру изложения заметка в стенгазету примыкает к сочине нию с элементами описания. Например, рассказывая о каких-нибудь случаях из жизни школы, о событиях общественной жизни («Хороший поступок», «Правильно ли поступил...» и т.п.), ученик описывает события и выражает свое отношение к ним.

Однако, заметка - это особый вид сочинения. Заметка - это небольшая статья, которая посвящена отдельному положительному или отрицательному конкретному факту. Поэтому от сочинения заметку должна отличать, во- первых, краткость, во-вторых, острота, меткость языка, в-третьих, злобо дневность проблемы, которая часто выливается в обобщенный призыв к чи тателям (например, быть дисциплинированным, бороться за чистоту и т.д.). Существует и такая форма заметки, которую можно назвать информацион ной, которая содержит только сообщение о каком-нибудь происшествии.

Прежде чем начинать работу над составлением заметок, необходимо дать учащимся образцы. Лучшими образцами являются заметки, выбранные из газеты. Прочитав заметки, нужно коллективно обсудить их содержание, обратить внимание на основные части заметки (заголовок, изложение  основного вопроса, выводы, предложения).

Следующим этапом работы является коллективное составление заме ток на выбранную всем классом тему. Приведу, в качестве примера вопросы учителя для коллективной работы и готовую заметку «Пусть будет для нас примером 7 класс Б».

  1. Как проводят свободное время ученики 7 класса Б?
  2. Как относятся к сбору металлолома и макулатуры ученики 7 клас са А и 7 класса Б?
  3. Как относятся к отстающим учащимся ученики обоих классов?

4. Хотелось бы вам, чтобы жизнь в вашем классе была такой же ин тересной как в 7 классе Б?

Мне очень нравится, как дружат ученики 7 класса Б. Они вместе хо дят в походы, музеи, встречаются с ветеранами войны и труда, собирают ма териалы о героях Великой Отечественной войны. Ученики 7 класса Б дружно выходят на сбор металлолома и макулатуры. Их не надо уговаривать, как ре бят из нашего 7 класса А. И учатся они лучше, потому что отличники помо гают отстающим, а не смеются над ними, как в нашем классе.

Мне очень хочется, чтобы жизнь в нашем классе была такой же инте ресной, как и в 7 классе Б.

Маслова.

Затем можно предложить такой вид работы - написать заметку по об разцу. В этом случае учитель читает вслух готовую заметку.

ТАК ВЕСТИ СЕБЯ НЕЛЬЗЯ!

Раздается звонок, и Коля с Толей вскакивают с места. Как будто они не знают, что урок еще не закончен.

На перемене эти мальчики носятся, что есть мочи.

Вот девочки собрались в кружок, и обсуждают просмотренный фильм. Но Толя и Коля врываются в середину круга и устраивают «кучу малу».

На следующий урок эти мальчики приходят взъерошенными, с крас ными лицами, перепачканные. Они и сами не отдохнули, и помешали отдох нуть другим ребятам.

Мы надеемся, что Коля с Толей изменят свое поведение. Нам очень хотелось бы написать не о плохом поведении, а о хороших делах и поступ ках, которые они совершили.

Топчина, Кожухова.

После того как эта заметка будет проанализирована, учитель предла гает учащимся самостоятельно написать заметку о том, как ведут себя учени ки их класса на перемене.

При умело подобранной тематике написание заметок может явиться стимулом для побуждения детей выказывать свои чувства. Ведь очень важ но, чтобы  учащиеся испытывали потребность высказывать в письменной форме свои мысли. А это возможно лишь в том случае, если дети пишут на интересные темы, на темы, близкие им. М. Ф. Гнездилов указывал, что работа по составлению заметок окажется более содержательной и инте ресной, если будет использована тематика собственного трудового опыта учащихся.

Предлагаю некоторые виды работ, которые могут быть использова ны учителем при написании заметок.

  1. Прочитать заметку.

МОЯ МЕЧТА.

Сейчас я учусь в восьмом классе. После окончания школы мне бы очень хотелось работать портнихой. Мне нравится шить платья и костюмы. Приятно видеть, когда люди ходят хорошо и красиво одетые. Ведь красивая одежда украшает жизнь человека, поднимает у него настроение. Но чтобы стать хорошей портнихой, надо много знать и многому научиться.

Сейчас я уже умею шить платья простого фасона по готовой выкрой ке.

Чтобы сшить хорошее платье. Надо не только хорошо шить, но и кроить по выкройке, сделанной самой по нужным размерам. Я думаю, что сумею этому научиться. Как приятно, когда красиво сшитым платьем ты да ришь людям хорошее настроение, и они уходят от тебя с благодарностью! Как приятно быть нужной людям!

Написать заметку на тему «Кем я хочу быть», используя план.

План.

  1. В какой мастерской ты учишься ?
  2. Кем ты хочешь стать после окончания школы?
  3. Чем тебе нравится эта профессия?
  4. Что нужно сделать, чтобы приобрести эту специальность?
  1. Прочитать заметку в стенгазету.

ЧЕМ НРАВИТСЯ МНЕ РАБОТА В СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Я люблю смотреть на красивую мебель, сделанную из различных по род дерева. С детства я хотел научиться делать красивую мебель. И вот теперь я учусь в столярной мастерской уже четвертый год.

Свое обучение в столярной мастерской мы начали со знакомства с инструментами, которые необходимы в работе, с их назначением.

Потом начали изготовлять несложные изделия: указку, линейку. Нау чились распиливать шипы, долбить гнезда. Были мы в   производственной мастерской. Видели там станки: рейсмусный, токарный, фуговочный. Были на экскурсии, на мебельной фабрике.

За четыре года я многому научился. Сейчас мы делаем столы для школы и другую мебель. Научились мы, и ремонтировать мебель. Всему нас научил учитель столярного дела Василий Федорович.

Мне нравится работа в столярной мастерской. После окончания шко лы я мечтаю стать квалифицированным мастером по изготовлению мебели.

По аналогии с этой заметкой написать о том, чем нравится нам работа в вашей мастерской.

  1. Написать по этому плану заметку в стенгазету о том, как прошла в школе читательская конференция.

План.

  1. Когда состоялась читательская конференция?
  2. Где она проходила?

Как ученики готовились к конференции?

Что понравилось в обсуждаемой книге?

  1. Какие герои книги вам понравились? Почему?
  2. Кто выступал на конференции?
  3. Чьи выступления вам особенно понравились?
  4. Что было решено на конференции?
  1. Написать по плану заметку «Вечер вопросов и ответов».

План.

  1. Когда и кто предложил устроить «Вечер вопросов и        отве тов»?
  2. Как готовились к вечеру?
  3. Как проходил вечер? Какие вопросы задавали, кто   отвечал на вопросы?
  4. Какие призы давали лучшим?
  5. Кто получил первый приз?
  6. Понравился ли вам «Вечер вопросов и ответов»?
  7. Что бы вы хотели услышать и увидеть на следующем      «Ве чере вопросов и ответов»?
  1. Прочитать заметку.

РАЗВЕ ТАК ПОМОГАЮТ ДРУГУ? Костя и Петя считаются друзьями. Они всегда вместе на перемене, вместе ходят на каток и в кино. Но Костя отличник, а Петя с трудом тянется на «тройки». Почему же Костя не помогает другу в учебе? У доски Петя не может решить простейшую задачу, а в тетради у него самые трудные задачи решены, верно. Почему? Потому что Петя все списывает у Кости. Разве так надо помогать товарищу?

Федосеев.

Составить и написать заметку по такому плану:

  1. Случай или событие, о котором ты хочешь написать.
  2. Твое отношение к этому.
  3. Твои предложения.
  4. Подпись.
  1. Написать заметку в стенгазету о том, как ты учишься, какие пред меты тебе наиболее трудны, кто тебе помогает в трудных случаях, какие предметы наиболее интересны и почему. Чем ты занимаешься в свободное от школьных занятий время, где бываешь?

                                Специфика построения и проведения урока делового письма в специальной коррекционной школе определяется особенностями психофизического развития учащихся и их особыми образовательными потребностями.                                                                                                                             Бедность словарного запаса у учащихся и трудности усвоения ими основных грамматических понятий требуют тщательной работы на уроке: теоретико-практическое пояснение, многократное проговаривание про себя и вслух, запоминание, многократное использование понятия в разных частях урока, закрепление игровыми методами и приемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

Обобщение опыта работы по теме: "Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ".

Стратегия рассуждения - это убеждение. Какими способами реализовать ее, какую тактику избрать - вот главный вопрос процесса обучения аргументации. В ходе аргументации каждое следующее суждение вытекае...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Обобщение опыта работы по литературе УМК под редакцией Р.Н. Бунеева " Школа 2100" статья "Читать значит мыслить"

Статья из опыта работы  опубликована  в сборнике материалов региональной научно-практической  конференции ВИПКРО  по теме:  "Профилизация школьного языкового и литератур...

Из опыта работы по теме "Обучение иностранному языку на I ступени общего среднего образования".

Эта статья  о приёмах и методах обучения иностранному языку учащихся начальных классов . Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение ш...

Обобщение опыта работы по теме "Преодоление нарушений письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью".

Цель работы:  разработка и апробация альбома коррекционно-развивающих упражнений по  преодолению нарушений письменной речи у  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью....

Обобщение опыта работы. Применение информационно-компьютерных технологий как эффективное средство коррекционно-развивающей работы учителя надомного обучения

В данное время происходит переосмысление коррекционно-развивающей работы в свете новых федеральных государственных требований. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный ...