Кубань - перекресток цивилизаций
учебно-методический материал по краеведению по теме

Панченко Венера Леонидовна
Урок кубановедения в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

КУБАНЬ – ПЕРЕКРЕСТОК ЦИВИЛИЗАЦИЙ

5 класс

МБОУСОШ № 8

Учитель ИЗО, кубановедения Панченко В.Л.

Кубань – перекресток цивилизаций

5 класс

Цель: показать историческую преемственность поколений; познакомить с народами, проживавшими на территории Кубани в античный период.

Задачи:

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Кубани;

- формирование умений работать с исторической картой и историческими источниками;

- сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

- повышение интереса к древней истории родного края.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, атлас по истории Кубани, карта Краснодарского края.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Слайд № 1

С древних времен люди объединялись в племена, создавали государственные образования.

Кубань не была исключением. Одни племена формировались здесь, другие приходили издалека. Возникали и исчезали государства. Раскопки дали нам представление о высокой культуре живших на Кубани скифов, меотов, боспорцев, сарматов. Мы знаем теперь, что они умели не только воевать, но и помогать друг другу, производили товары, вели торговлю.

Запись на доске: КИММЕРИЙЦЫ.

Во время рассказа ведется показ презентации. По ходу презентации ведется словарь на доске. Учащиеся записывают в тетради.

Переход от эпохи бронзы  к железному веку на Кавказе связан с появлением ираноязычных кочевников – киммерийцев и скифов. Наиболее древнее племя киммерийцев известно нам по греческим и ассирийским источникам. Заселявшие в IX – VIII в. до н.э. степи Северного Причерноморья киммерийцы были вытеснены в Малую Азию скифскими племенами. Киммерийцы оказали заметное влияние на древнемеотские племена, свидетельством чего являются предметы конской сбруи и вооружения из могильников Прикубанья. 

Наиболее древнее племя киммерийцев известно нам по греческим и ассирийским источникам. Заселявшие в IX – VIII в. до н.э. степи Северного Причерноморья киммерийцы были вытеснены в Малую Азию скифскими племенами. Киммерийцы оказали заметное влияние на древнемеотские племена, свидетельством чего являются предметы конской сбруи и вооружения из могильников Прикубанья.

Запись на доске: СКИФЫ.

Во время рассказа ведется показ презентации. По ходу презентации ведется словарь на доске. Учащиеся записывают в тетради.

Слайд №2-5

В VII в.до н.э. в степях Северного Причерноморья появляются скифы.

Геродот приводит три легенды об их происхождении. Две из них говорят о том, что скифы жили здесь издревле, то есть были местными племенами. По третьей легенде, скифы пришли в Северное Причерноморье из Азии.

VII в. до н.э. в истории скифов отмечен походами в страны Передней Азии (путь туда шел через Кавказ). Мобильные, хорошо вооруженные скифские конники, не знавшие себе равных в стрельбе из лука, были желанными союзниками и страшными соперниками для многих правителей Древнего Востока. Даже фараон Псамметрих I вынужден был откупаться от скифов дарами. В 612 г. до н.э. скифы совместно с воинами Мидии и Вавилона уничтожили столицу Ассирии Ниневию. По словам Геродота, 28 лет скифы господствовали в Азии и в 585 г. до н.э. в соответствии с договором между Мидией и Лидией вернулись в степи Северного Причерноморья.

Свои походы в Закавказье и Переднюю Азию скифы совершали из предкавказских степей. Одним из плацдармов для набегов было Закубанье с его прекрасными предгорными пастбищами. Сюда же возвращались скифы из дальних походов с награбленным золотом и другими ценностями. Самые древние скифские курганы, относящиеся к середине VII в. до .н.э., обнаружены у станицы Келермесской.

В курганах скифских вождей были найдены уникальные золотые вещи, выполненные в зверином стиле, ручки трона, ножны акинака.

Памятники скифского времени в Прикубанье отражают сосуществование и взаимовлияние меотских и скифских племен. Высший слой общества, по-видимому, был скифским. Не исключено, что существовало военное объединение под началом скифской знати. Влияние скифской культуры заметно сказывалось на меотских племенах в течение VII – IV в. до н.э.

Запись на доске: МЕОТЫ.

Во время рассказа ведется показ презентации. По ходу презентации ведется словарь на доске. Учащиеся записывают в тетради.

Слайд № 6-7

Основным оседлым населением Кубани в это время являлись меоты, которые известны по греческим письменным источникам. Меоты – собирательное название племен, в состав которых входили дандарии, досхи, псессы, синды и многие другие. К меотам относятся и некоторые племена Черноморского побережья: керкеты, тореты, зихи и ряд других. Территория заселения меотских племен – это нижнее и среднее течение Кубани, от станицы Прочноокопской до устья, на севере – до реки Кирпили, на западе – Восточное Приазовье, а южная граница проходит по северному склону Кавказского хребта

Период становления меотской культуры приходится на конец IX-VII в. до н.э.

С VI в. до н.э. меоты освоили новые территории на правом берегу Кубани. Это связано с ростом населения и развития производительных сил. На первых стадиях существования меотской культуры хозяйство носило комплексный характер – земледельческо – скотоводческий. Были развиты металлургия бронзы и железа, керамическое ремесло.

До второй половины VIв. до н.э. кубанские меоты не имели непосредственных контактов с центрами цивилизаций. Появление греков на берегах Черного и Азовского морей нарушило эту изолированность. Установились тесные экономические и политические связи греков с меотскими племенами. Это стало важным фактором взаимовлияния, взаимопроникновения культур.

Интересна судьба одного из меотскимх племен – синдов. Они первыми вступили в контакт с греками. Синды оказались очень восприимчивы к незнакомой культуре и быстро эллинизированы. Проявилось это в заимствовании греческих обрядов и культов, языка и имен, одежды и украшений.

Расцвету экономики способствовала торговля с греками. Главной статьей экспорта меотов было зерно, продавали также соленую рыбу, скот и рабов. К меотам поступало вино, оливковое масло, дорогая посуда, предметы роскоши. На Елизаветинском городище, как считают, находился греческий торговый пункт (эмпорий), а река Кубань была дорогой вглубь территории меотов, главной житницы Боспора. Торговля носила натуральный характер, т.е. представляла собой обмен.

Из ремесел дальнейшее развитие получили металлообработка и производство керамики – глиняной посуды. Уже в V в. до н.э. у меотов появился быстровращающийся гончарный круг. Его использование привело к огромному разнообразию форм посуды, повышению ее качества. Гончарное ремесло стало самостоятельной отраслью производства.

Запись на доске: САРМАТЫ.

Слайд № 8-10

В результате социально-экономического развития в IV в. до н.э. меотское общество вплотную подошло к созданию государства. Этому помешало появление в это же время в степях к северу от Кубани ираноязычных кочевников – сарматов. Главную роль среди этих племен играли сираки, которые переселились сюда из Поволжья.

Этнический состав кочевников уже в ранний период их расселения в северокавказских степях не был однороден. Вместе с потомками савроматов сираками перекочевали и представители других сарматских племен.

Бурные события IVв. до н.э. в степях от Дона до Урала, связанные с образованием новых союзов племен, не остались без внимания со стороны оседлых племен меотов Прикубанья. Вокруг меотских поселений на правом берегу Кубани возводятся укрепления в одну-три линии рвов и валов.

Союз племен играл важную роль в политике всего региона. Расширение территории этого союза происходило в основном  в южном направлении, за счет проникновения кочевников в Закубанье, в междуречье Лабы и Кубани. В результате сираки получили возможность выхода к летним горным пастбищам и перевалам, открывающим путь в страны Закавказья и Малой Азии.

Запись на доске: БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО.

Слайд № 11-14

На северном побережье Черного моря в VI веке до нашей эры образовались

древнегреческие колонии. Наиболее густо были заселены берега Керченского

пролива, в древности называвшегося Боспором Киммерийским. Здесь возникли

города: Пантикапей (на месте теперешней Керчи), Фанагория (на юго-восточном

берегу Таманского залива), Гермонасса  (на месте нынешней станицы Тамань) и др.

Вначале они были самостоятельными  городами-государствами,  а в V веке до нашей эры объединились в одно крупное рабовладельческое государство — Боспорское царство. На западе граница его доходила до г. Феодосии, на востоке  боспорские правители подчинили меотские племена нижнего течения р. Кубани и Восточного Приазовья. Столицей  государства  стал  город Пантикапей. Вторым крупным городом была Фанагория.

Закрепление материала.

1.Отметить в атласе территорию проживания племен, населявших Кубань.

2. Показать эту территорию на карте Краснодарского края.

Обобщение знаний, полученных на уроке.

Слайд № 15

  1. Когда в Северном Причерноморье появляются скифы?
  2. Какие племена входили в состав меотов?
  3. Как происходило проникновение сарматов на территорию Кубани?
  4. Что являлось основным занятием кочевников?
  5. Где образовалось Боспорское царство?

Итог урока.

Слайд № 1

Слово учителя: А теперь вернемся к теме нашего урока. Как вы понимаете выражение «Кубань – перекресток цивилизаций»?

           Домашнее задание.

Выполнить зарисовки представителей племен. Составить анаграммы по

теме: «Население Кубани в эпоху раннего железа».

Пример: САРМАТЫ - АСТАРЫМ

Список использованной литературы

  1. Трехбратов Б.А. «Кто есть кто в кубановедении». Библиографический словарь-справочник. Издательство «Традиция», 2007.
  2. Бардадым В.П. «Радетели земли кубанской». Краснодар: «Советская Кубань», 1998.
  3. Дольмены. Туристический путеводитель.
  4. Под редакцией В.Н Ратушняка «Родная Кубань. Страницы истории». Краснодар, 2004.
  5. http://kubangori.narod.ru
  6. http://www.istmira.com
  7. http://www.rasl rule.reskurs\Arxeologia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка вводного урока по кубановедению для учащихся 5-ых классов "Кубань -перекрёсток цивилизаций"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с методическими рекомендациями к тематическому блоку "Кубань -многонациональный край" для учащихся 1-11- ых  классов  общеобразовател...

классный час "Перекресток"

Классные часы по изучению ПДД часто вызывают затруднения у меня и моих коллег. Данная  разработка классного часа с презентацией может быть использована в младших классах школы....

урок по обществознанию в 11 классе Цивилизация эпохи цивилизации

Это 4-й урок по теме «Цивилизация прошлого»;на уроке отрабатывается знания по курсам истории древнего мира и средних веков, умение сопоставлять и анализировать, навыки аналитического мышления; отрабат...

Презентация "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Майя"

Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....

Презентация по английскому языку "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Викингов"

Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы по английскому языку "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....