Анализ работы школьного музея
учебно-методическое пособие (краеведение) на тему
В статье размещён анализ работы школьного историко-краеведческого материала з апоследние три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_istoriko.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Ярковская средняя общеобразовательная школа
Номинация: «Организация деятельности музея»
Видикер Любовь Михайловна,
Учитель химии и биологии
МКОУ ЯСОШ
Адрес: 632472, Новосибирская область
Доволенский район
Село Ярки, ул. Северная 37
Анализ деятельности школьного историко-краеведческого музея за 2008-2012 учебный год
5 августа 2011 года школьному историко - краеведческому музею исполнилось 6 лет со дня официального открытия согласно сертификату № 35 Департамента образования Москвы. В 2011 года, успешно пройдя повторную аттестацию, музей получил новый сертификат за № 60 от 10.02.2011 Департамента образования Москвы о соответствии статусу «историко-краеведческий музей образовательного учреждения». Деятельность музея за шесть лет (2005-2011 гг.) в основном имеет положительную динамику:
Школьный историко – краеведческий музей МОУ Ярковской средней общеобразовательной школы, как форма образовательной и воспитательной работы, создался по инициативе Видикер Л.М и бывшего директора школы, преподавателя истории Калюжного Г.Н.
Краеведческий музей Ярковской средней общеобразовательной школы имеет небольшую историю, но уже со сложившимися традициями. Основная деятельность требует планомерного характера.
Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе. В школе имеется программа патриотического воспитания учащихся средствами школьного историко-краеведческого музея, спецкурса «Моя малая Родина. Ярки.380 лет» и программы «Я – Сибиряк»
В ближайших планах музея, обмен опытом с другими школьными музеями района и области.
Главной целью создания музея было оказание помощи учителям и классным руководителям в проведении уроков и классных часов, а также воспитание молодёжи, которая должна любить свою Родину, знать настоящее и её прошлое. Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Целевые установки школьного музея ЯСОШ:
- сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
- воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
- развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
- превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
- создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
- формирование у учащихся исследовательских навыков, научного мышления;
- развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
- развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.
укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, свой район, край, за свою Отчизну.
Школьный историко-краеведческий музей выполняет следующие функции:
- Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;
- Методическая работа с педагогическим коллективом;
- Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.
Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это поисковые задания для классов как разовых, так и долгосрочных в виде направления поиска на несколько лет, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.
Методическая функция музея тесно связана с первой функцией и объединяет педколлектив школы и учащихся в общем деле. На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея, руководителя краеведческого кружка обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.
Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, экологии, рисования, спецкурса «Моя малая Родина». Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.
Музей поддерживает связь с музеем района и музеями других школ, а так же общественными организациями. Руководитель музея и краеведческого кружка организует участие детей в различных конкурсах и конференциях, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.
Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Совет музея организует встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, заседания краеведческого кружка, экскурсии и беседы в музее.
Деятельность школьного историко-краеведческого музея Ярковской средней общеобразовательной школы за последние три года велась в соответствии с концепцией развития музея, программой развития музея, разработанными планами работы на каждый год.
Написана программа развития музея. Данная программа была направлена на областной конкурс методических материалов (диплом 1 степени, 2009 год) и всероссийский конкурс (диплом 2 степени, 2009 год).
Разработан рабочий план по реализации программы, который выполняется полностью.
Рабочий план по реализации программы
№№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Укрепление материально-технической базы школьного музея | |||
1 | Пополнение фонда музея | Постоянно | Руководитель музея |
2 | Реставрация музейной комнаты | 2009 год | Администрация, руководитель музея |
3 | Расширение экспозиции «Совхоз «Сибирский»» | 2009 | Администрация, руководитель музея |
4 | Открытие экспозиции «История школы» | 2009 | Администрация, руководитель музея |
5 | Открытие экспозиции «Они стали офицерами», | 2010 | Администрация, руководитель музея |
6 | Открытие экспозиции «Умельцы и замечательные люди села». | 2012 | Администрация, руководитель музея |
Мероприятия в рамках учебного процесса | |||
1 | Районная научно практическая конференция школьников | Ежегодно | Руководитель краеведческого кружка |
2 | Тематическое планирование спецкурса «Моя малая Родина. Ярки. 380 лет» | Ежегодно | Видикер Л.М |
3 | Создание виртуального школьного музея | 2010 год | Руководитель музея |
4 | Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея: - история школы; - нематериальное культурное наследие; - замечательные люди села; - родословная семи Андреевых, Видикер, Мартюхиных, -они стали офицерами | 2009-2011 | Учитель истории, рук. краеведческого кружка |
Внеклассные мероприятия | |||
1 | Организация экскурсий в школьный музей | ежегодно | Совет музея |
2 | Выпуск информационных листков о работе музея | По мере необходимости | Совет музея |
3 | Организация экскурсий в районный краеведческий музей для членов совета музея, по классам. | Ежегодно | Руководитель музея |
4 | Мастер-класс для экскурсоводов (с приглашением работников районного краеведческого музея) или выезд в районный музей | Ежегодно | Руководитель музея |
5 | Поисковая работа историко- краеведческого направления | Постоянно | Совет музея |
6 | Просветительская и пропагандистская работа с населением через средства массовой информации по патриотическому воспитанию | Постоянно | Совет музея |
7 | Организация встреч с ветеранами войны и труда, со старожилами поселка | Ежегодно | Совет музея |
8 | Переписка музея: с выпускниками школы: Кайгородцевым Н. Е другими выпускниками. | Ежегодно | Совет музея |
Исследовательская деятельность учащихся | |||
1 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «История школы» | 2009 | Видикер Л.М |
2 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Что бы сохранилась на свете память» | 2009 | Видикер Л.М |
3 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Валентин о Валентине» | 2009 | Видикер Л.М |
4 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Солдаты моей династии» | 2009 | Видикер Л.М |
5 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Детство, опалённое войной: дети - сироты» | 2010 | Видикер ЛМ |
6 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Учителями славиться Россия» | 2010 | Видикер Л.М |
7 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «История пионерской организации школы» | 2011 | Видикер Л.М. |
8 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Генерал-майор Кайгородцев Н.Е.-мой земляк» | 2011 | Видикер Л.М. |
9 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Мой самый близкий человек» | 2011 | Видикер Л.М |
Разработки данных мероприятий хранятся в музее.
Выполнены все пункты плана в разделе:
- Укрепление материально-технической базы школьного музея
- Мероприятия в рамках учебного процесса
- Внеклассные мероприятия
- Исследовательская деятельность учащихся
Музей состоит из экспозиций:
освоение Сибири Ермаком: русская изба: войны XX века:
уголок боевой славы:
совхоз «Сибирский»: история школы;
По каждой экспозиции музея разработана инструкция для экскурсовода. Материалы экспозиций меняются и дополняются постоянно. В 2010 году открылась экспозиция: «Они стали офицерами», планируется открытие экспозиции «Умельцы и замечательные люди села». В 2009 году музей расширился, добавилась ещё одна комната, где разместились экспозиции «История школы», «Совхоз Сибирский».
За 3 года музей посетило более 400 человек: учащиеся школы и их родители, учащиеся других школ, представители общественных организаций, жители села, выпускники школы и различные гости школы.
Работа в школьном историко-краеведческом музее велась согласно следующих принципов:
- Постоянная связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- Проведение учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, встреч с жителями села и др.;
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
- Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны администрации школы, учительского коллектива, ветеранов педагогического труда, жителей села, территориального местного самоуправления.
- Связь с общественностью, с ветеранами и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
Деятельность музея
Организация поисковой деятельности:
- - походы по Доволенскому району;
- -участие в конкурсах, проектах;
- - поиск новых экспонатов и исторических фактов, предметов материальной и духовной культуры;
- - переписка с интересными людьми, земляками, проживающими за пределами села, района, области;
- - работа с библиотечно-архивными документами, периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей о б интересных людях села, событиях.
- консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
Работа с фондом музея включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции.
Основные формы и методы деятельности:
- поисковые выезды и выходы на местность (походы, экскурсии), совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями села по сбору музейных предметов;
- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.
В этом учебном году более детально обучающимися вместе с руководителем краеведческого кружка Видикер Л.М. были изучены следующие музейные предметы и экспонаты:
-вышивки местных умельцев;
-солдатская форма одежды (советское и российское время);
-сувениры советского времени;
-открытки советского времени к различным праздникам.
Планируется продолжение изучения данных музейных предметов с написанием исследовательских работ.
За отчётный период музей пополнялся новыми экспонатами: шкатулка из открыток 1967 г, картины вышитые крестом (подарены Аборневым В.И.) открытки к советским праздникам (Петров В.С.), значки советского времени (Кайгородцева Н.), документы ветерана труда Небольсиной А.А.(Небольсина А.А.), учебники советской школы (Видикер Л.М.) и др.
Музейные предметы основного фонда собираются целенаправленно согласно основной краеведческой теме и названию музея, а также темам индивидуальных краеведческих исследований обучающихся. Для экспонирования музейных предметов организуются постоянные и временные тематические выставки. За три года было оформлено:
- 2 постоянные выставки, которые стали разделами музейной экспозиции («Они стали офицерами», «История школы»);
- 3 временных выставок, из которых:
«Генерал-майор Кайгородцев Н.Е.»:
А так же: «Вышивки ярковских умельцев»:
«Праздники советского времени в открытках».
Вспомогательный фонд музея пополняется поделками и макетами, иллюстрирующими ученическое краеведческое исследование и сделанными школьниками на уроках трудового обучения и совместно с родителями: поделки из дерева, пряжи, бумаги.
Вспомогательный фонд музея, который широко используется при проведении педагогами школы различных образовательных форм деятельности с детьми, пополнился в этом учебном году 4 компьютерными дисками: с презентациями краеведческих исследовательских работ обучающихся; фотографиями различных мероприятий, проводившихся в музее и в школе, презентациями к вечеру встречи, 9 мая, Дню Защитника Отечества, истории пионерской организации, Дню матери и т. д. Внедрение новых информационных технологий (ИКТ) нашло отражение в нескольких направлениях работы школьного историко-краеведческого музея:
- На новостной ленте школьного сайта регулярно помещаются материалы, отражающие деятельность музея.
- В рублике «Творческие работы учащихся» постоянно помещаются достижения учащихся, членов краеведческого кружка школы.
- В практике музейной работы за истёкший период продолжена работа по созданию различной видеопродукции с использованием ИКТ
- В практике музейной работы продолжена работа по накоплению компьютерных презентаций в программе Microsoft Office Power Point. Они пополнили видеотеку музея.
Как было указано выше, любой поступающий в музей предмет основного и вспомогательного фондов (в общей сложности в 2008-2012 учебном году их поступило более 100) требует четкой фиксации в книге учета с его описанием, нередко реставрационными работами, их изучением и т.п. Это трудоемкое направление деятельности, обладающее огромным образовательным потенциалом.
Просветительская деятельность музея включает в себя:
- - встречи со знаменитыми и интересными людьми села, участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;
- - публикации в СМИ заметок о музее и об истории села;
- - использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;
- написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в НОУ, конкурсах, семинарах и т.п. на уровне района, республики.
- ведение летописи школы и села.
- выступления на районных, областных семинарах руководителя краеведческой работы;
Участие учащихся в проектной деятельности
Год | ФИО | Конкурс | Тема работы | Районный | Областной | Всероссий- ский | н/п конференция |
2008 | Карлов Артём | Солдаты моей династии | Диплом | III областная научно-практическая конференция школьников в ГАНО | |||
2008 | Черкашина Даша | конкурс юнкоров «Журналина – 2008». | «Счастье-горе моей бабушки» | 1-е место | |||
2008 | Черкашина Даша | Семья | «Счастье-горе моей бабушки» | Диплом I I степени | |||
2008 | Карлов Артём | «Солдат великой Победы» | Гражданин и армия | Диплом III степени | |||
2008 | Карлова Кристина | конкурс юных исследователей | Экология села Ярки | Диплом II степени | |||
2008 | Черкашина Даша | областной конкурс юных корреспон дентов «Журналина | Моя семья | Диплом I I степени | |||
2008 | Карлов Артём | межрегиональная научно-практическая конференция школьников «Эврика» | История школы | Лауреат | |||
2009 | Якушенко В., Сопов Е. | конкурс виртуальных музеев | «Мой музей» | Диплом I I степени | |||
2009 | Альбах Сергей | районный конкурс «Человек в в истории» | Моя династия | Диплом I I степени | |||
2009 | Карлов Артём | районный конкурс «Человек в в истории» | Солдаты моей династии | Лауреат | |||
2009 | Сопова Анастасия | «Солдат великой Победы» | «Чтобы сохранилась на свете память» | Лауреат | |||
2009 | Якушенко Валентин | Районный конкурс «Старожилы- Хранители Истории» | Судьба человеческая | Лауреат | |||
2010 | Якушенко Валентин | Областной конкурс «Жемчужина родного края» | «И это всё о нём» | Лауреат | |||
2010 | Якушенко Валентин | Районный конкурс «Молодёжь НСО -65-летию Победы» | Литературное творчество | Грамота | |||
2011 | Якушенко Валентин | Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век» | Поощрит ельная грамота | ||||
2011 | Якушенко Валентин | Районный конкурс «Родная семья» | «Мой самый близкий человек» | Грамота | |||
2012 | Сопова Кристина | Областной конкурс «Герои среди нас» | «Генерал-майор Кайгородцев Н.Е.-мой земляк» | Лауреат | |||
2012 | Якушенко Валентин | XXXI н/п конференция Юных исследователей | |||||
2012 | Сопова Кристина | Диплом участника | V н/п конференция | ||||
2012 | Сопова Кристина | Всероссийский конкурс исследо- вательских краеведческих работ «Отечество» | |||||
2012 | Сопова Кристина | Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век» | |||||
2012 | Альбах С. | Конкур виртуальных музеев | Победитель |
Учащиеся, победители конкурсов
Карлов Артём
Якушенко Валентин Шнейдер Анастасия
Экскурсионная работа заключалась в:
- - подготовке экскурсоводов из состава учащихся школы;
- - проведение экскурсий в музее;
За последние три года было проведено более 15 самостоятельных (обзорных) экскурсий для школьников, родителей учащихся, гостей из соседних школ (учащиеся Утянской и Красногривенской школ, учителя кустового РМО), выпускников школы и т. д.
Темы экскурсий:
- Освоение Сибири Ермаком;
- Золотая стружка;
- История школы
- Посиделки у бабы Дуни;
- О чём рассказывает лучина;
- Русская изба
- Обзорная экскурсия
- 65-летию Победы посвящается
Реставрационно-оформительская:
- - оформление экспозиций, стендов и витрин, выставок;
- - уход за экспонатами и их реставрация;
- - ведение учетной документации музея;
- - открытие новых экспозиций.
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- создание рукописной Книги Памяти: «Учитель, перед именем твоим…»
В 2011 году был выигран грант «Не померкнет былая слава». Деньги, полученные на грант, пошли на приобретение стеллажей, витрин, столов для музея.
Окрыты новые экспозиции «Они стали офицерами»:
«История школы»:
Началось создание рукописной Книги Памяти: «Учитель, перед именем твоим…», куда войдёт материал об учителях, работавших и работающих в школе. Данный материал пополнит экспозицию «История школы».
За последние три года прошли внеклассные мероприятия и музейные уроки:
-Праздник «Весёлая масленица»;
«Святочные гадания»
Устный журнал «О чем рассказали награды»;
-Офицер -профессия героическая;
-Урок конференция по краеведению «Страницы истории села»
-Урок по рисованию «Война глазами детей».
Для работы музея необходим краеведческий материал, собранный учителями и учащимися школы. Он используется для проведения экскурсий, для занятий на спецкурсе «Моя малая Родина», который проводится в музее с учащимися 6-7 классов вот уже на протяжении 5 лет.
- Видикер Л.М. «Моя малая Родина. Ярки. 380 лет» - 2005, Новосибирск, издательство «Печатник».
- «Великая Отечественная война», 17 видеофильмов о событиях 1941-1945 гг, ООО «Видеостудия «Кварт»
- «Государственная символика России», видеофильм, Центр наглядных средств обучения Минобразования России.
- Летопись участников ВОВ села Ярки.
- Научно-исследовательские работы учащихся школы по патриотическому воспитанию:
- Гельд Ира «Чужой среди своих», Карлов Артём «История школы», «Гражданин и армия», Черкашина Даша «Счастье горе моей прабабушки», «Последний солдат села», Рагулина Кристина «Бабушка партизанка», Архипова Алёна «Потомки австрийского солдата», Якушенко валентин «Валентин о Валентине», Сопова Кристина «Генерал-майор Кайгородцев Н.Е. выпускник моей школы»
- «Отчий мир» 2, 3, 4 выпуск, издательский дом «Сибирская горница».
- Видеофильмы школьной видеотеки (военно-патриотическая декада, конкурс «А, ну-ка, парни», встречи с курсантами и офицерами Р.А., игра «Зарница», русские традиции, музей и т. д.).
- Кроме обычных реферативных работ, сообщений учащимися выполнены проекты в виде слайд-презентаций с применением компьютерных технологий: «Мой музей», «Великая Отечественная», «Нематериальное культурное наследие», «История школы», «Армия в судьбе моей династии», «Учителя – ветераны» и многие, многие другие. Данные работы используются всеми классными руководителями в своей работе по патриотическому воспитанию.
- Диски и кассеты с песнями на военную тематику (Гражданская война, ВОВ, Афганская война, солдатские песни).
- Диск: «Наши выпускники – курсанты Высшего командного училища»
Выводы:
1. Утвержденный план работы школьного музея выполнен в полном объёме;
2. Музей школы - составляющая часть открытого воспитательного пространства образовательного учреждения МКОУ ЯСОШ;
3. Деятельность музея осуществляется на основе принятых и утвержденных нормативных документов;
Рекомендации:
1. Использовать для повышения эффективности работы школьного музея новые информационные технологии;
2. Активизировать работу по улучшению материально – технической базы школьного музея в новом учебном 2011-2012 году;
3. Активизировать работу Совета школьного музея, заинтересовать учащихся музейной деятельностью по разным направлениям – работа с фондами, исследовательская и поисковая работа и др.
4. Спланировать активные формы работы с жителями села Ярки по дарению музейных предметов;
5. Активизировать работу по пополнению фондов музея;
6. Обновить экспозиции музея, вместо устаревших и утративших свою значимость стендов, переведя их содержимое в основные фонды музея;
7. популяризировать деятельность школьного музея в селе для привлечения жителей и обучающихся нашей школы.
8. Активизировать работу по накоплению материала о преподавателях нашей школы, привлекать обучающихся школы, их родителей (бывших выпускников школы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школьного музея "Живая нить истории"
из опыта работы школьного музея...
План работы школьного музея
план работы школьного музхея...
Проектное задание на тему "Экскурсия как важная форма работы школьного музея"
В данной работе рассказано об опыте проведения экскурсий в музее школы №1 г. Сясьстрой Ленинградской области. Музей функционирует более десяти лет, и за этот период нак...
Анализ работы школьного краеведческого музея
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направляющим центром этой работы стал школьный краеведческий ...
Анализ работы школьногокраеведческого музея за 2014-2015 учебный год
Анализ работы музея школы за 2014-2015 учебный год: цель, задачи, направления работы с учащимися, педагогами, родителями....
Анализ работы школьного музея
Анализ работы школьного музея...