Анализ работы школьного музея
учебно-методическое пособие (краеведение) на тему
В статье размещён анализ работы школьного историко-краеведческого материала з апоследние три года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Ярковская средняя общеобразовательная школа
Номинация: «Организация деятельности музея»
Видикер Любовь Михайловна,
Учитель химии и биологии
МКОУ ЯСОШ
Адрес: 632472, Новосибирская область
Доволенский район
Село Ярки, ул. Северная 37
Анализ деятельности школьного историко-краеведческого музея за 2008-2012 учебный год
5 августа 2011 года школьному историко - краеведческому музею исполнилось 6 лет со дня официального открытия согласно сертификату № 35 Департамента образования Москвы. В 2011 года, успешно пройдя повторную аттестацию, музей получил новый сертификат за № 60 от 10.02.2011 Департамента образования Москвы о соответствии статусу «историко-краеведческий музей образовательного учреждения». Деятельность музея за шесть лет (2005-2011 гг.) в основном имеет положительную динамику:
Школьный историко – краеведческий музей МОУ Ярковской средней общеобразовательной школы, как форма образовательной и воспитательной работы, создался по инициативе Видикер Л.М и бывшего директора школы, преподавателя истории Калюжного Г.Н.
Краеведческий музей Ярковской средней общеобразовательной школы имеет небольшую историю, но уже со сложившимися традициями. Основная деятельность требует планомерного характера.
Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе. В школе имеется программа патриотического воспитания учащихся средствами школьного историко-краеведческого музея, спецкурса «Моя малая Родина. Ярки.380 лет» и программы «Я – Сибиряк»
В ближайших планах музея, обмен опытом с другими школьными музеями района и области.
Главной целью создания музея было оказание помощи учителям и классным руководителям в проведении уроков и классных часов, а также воспитание молодёжи, которая должна любить свою Родину, знать настоящее и её прошлое. Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Целевые установки школьного музея ЯСОШ:
- сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
- воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
- развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
- превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
- создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
- формирование у учащихся исследовательских навыков, научного мышления;
- развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
- развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.
укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, свой район, край, за свою Отчизну.
Школьный историко-краеведческий музей выполняет следующие функции:
- Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;
- Методическая работа с педагогическим коллективом;
- Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.
Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это поисковые задания для классов как разовых, так и долгосрочных в виде направления поиска на несколько лет, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.
Методическая функция музея тесно связана с первой функцией и объединяет педколлектив школы и учащихся в общем деле. На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея, руководителя краеведческого кружка обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.
Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, экологии, рисования, спецкурса «Моя малая Родина». Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.
Музей поддерживает связь с музеем района и музеями других школ, а так же общественными организациями. Руководитель музея и краеведческого кружка организует участие детей в различных конкурсах и конференциях, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.
Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Совет музея организует встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, заседания краеведческого кружка, экскурсии и беседы в музее.
Деятельность школьного историко-краеведческого музея Ярковской средней общеобразовательной школы за последние три года велась в соответствии с концепцией развития музея, программой развития музея, разработанными планами работы на каждый год.
Написана программа развития музея. Данная программа была направлена на областной конкурс методических материалов (диплом 1 степени, 2009 год) и всероссийский конкурс (диплом 2 степени, 2009 год).
Разработан рабочий план по реализации программы, который выполняется полностью.
Рабочий план по реализации программы
№№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Укрепление материально-технической базы школьного музея | |||
1 | Пополнение фонда музея | Постоянно | Руководитель музея |
2 | Реставрация музейной комнаты | 2009 год | Администрация, руководитель музея |
3 | Расширение экспозиции «Совхоз «Сибирский»» | 2009 | Администрация, руководитель музея |
4 | Открытие экспозиции «История школы» | 2009 | Администрация, руководитель музея |
5 | Открытие экспозиции «Они стали офицерами», | 2010 | Администрация, руководитель музея |
6 | Открытие экспозиции «Умельцы и замечательные люди села». | 2012 | Администрация, руководитель музея |
Мероприятия в рамках учебного процесса | |||
1 | Районная научно практическая конференция школьников | Ежегодно | Руководитель краеведческого кружка |
2 | Тематическое планирование спецкурса «Моя малая Родина. Ярки. 380 лет» | Ежегодно | Видикер Л.М |
3 | Создание виртуального школьного музея | 2010 год | Руководитель музея |
4 | Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея: - история школы; - нематериальное культурное наследие; - замечательные люди села; - родословная семи Андреевых, Видикер, Мартюхиных, -они стали офицерами | 2009-2011 | Учитель истории, рук. краеведческого кружка |
Внеклассные мероприятия | |||
1 | Организация экскурсий в школьный музей | ежегодно | Совет музея |
2 | Выпуск информационных листков о работе музея | По мере необходимости | Совет музея |
3 | Организация экскурсий в районный краеведческий музей для членов совета музея, по классам. | Ежегодно | Руководитель музея |
4 | Мастер-класс для экскурсоводов (с приглашением работников районного краеведческого музея) или выезд в районный музей | Ежегодно | Руководитель музея |
5 | Поисковая работа историко- краеведческого направления | Постоянно | Совет музея |
6 | Просветительская и пропагандистская работа с населением через средства массовой информации по патриотическому воспитанию | Постоянно | Совет музея |
7 | Организация встреч с ветеранами войны и труда, со старожилами поселка | Ежегодно | Совет музея |
8 | Переписка музея: с выпускниками школы: Кайгородцевым Н. Е другими выпускниками. | Ежегодно | Совет музея |
Исследовательская деятельность учащихся | |||
1 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «История школы» | 2009 | Видикер Л.М |
2 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Что бы сохранилась на свете память» | 2009 | Видикер Л.М |
3 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Валентин о Валентине» | 2009 | Видикер Л.М |
4 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Солдаты моей династии» | 2009 | Видикер Л.М |
5 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Детство, опалённое войной: дети - сироты» | 2010 | Видикер ЛМ |
6 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Учителями славиться Россия» | 2010 | Видикер Л.М |
7 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «История пионерской организации школы» | 2011 | Видикер Л.М. |
8 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Генерал-майор Кайгородцев Н.Е.-мой земляк» | 2011 | Видикер Л.М. |
9 | Подготовка и написание научно-исследовательского проекта «Мой самый близкий человек» | 2011 | Видикер Л.М |
Разработки данных мероприятий хранятся в музее.
Выполнены все пункты плана в разделе:
- Укрепление материально-технической базы школьного музея
- Мероприятия в рамках учебного процесса
- Внеклассные мероприятия
- Исследовательская деятельность учащихся
Музей состоит из экспозиций:
освоение Сибири Ермаком: русская изба: войны XX века:
уголок боевой славы:
совхоз «Сибирский»: история школы;
По каждой экспозиции музея разработана инструкция для экскурсовода. Материалы экспозиций меняются и дополняются постоянно. В 2010 году открылась экспозиция: «Они стали офицерами», планируется открытие экспозиции «Умельцы и замечательные люди села». В 2009 году музей расширился, добавилась ещё одна комната, где разместились экспозиции «История школы», «Совхоз Сибирский».
За 3 года музей посетило более 400 человек: учащиеся школы и их родители, учащиеся других школ, представители общественных организаций, жители села, выпускники школы и различные гости школы.
Работа в школьном историко-краеведческом музее велась согласно следующих принципов:
- Постоянная связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- Проведение учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, встреч с жителями села и др.;
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
- Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны администрации школы, учительского коллектива, ветеранов педагогического труда, жителей села, территориального местного самоуправления.
- Связь с общественностью, с ветеранами и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
Деятельность музея
Организация поисковой деятельности:
- - походы по Доволенскому району;
- -участие в конкурсах, проектах;
- - поиск новых экспонатов и исторических фактов, предметов материальной и духовной культуры;
- - переписка с интересными людьми, земляками, проживающими за пределами села, района, области;
- - работа с библиотечно-архивными документами, периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей о б интересных людях села, событиях.
- консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
Работа с фондом музея включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции.
Основные формы и методы деятельности:
- поисковые выезды и выходы на местность (походы, экскурсии), совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями села по сбору музейных предметов;
- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.
В этом учебном году более детально обучающимися вместе с руководителем краеведческого кружка Видикер Л.М. были изучены следующие музейные предметы и экспонаты:
-вышивки местных умельцев;
-солдатская форма одежды (советское и российское время);
-сувениры советского времени;
-открытки советского времени к различным праздникам.
Планируется продолжение изучения данных музейных предметов с написанием исследовательских работ.
За отчётный период музей пополнялся новыми экспонатами: шкатулка из открыток 1967 г, картины вышитые крестом (подарены Аборневым В.И.) открытки к советским праздникам (Петров В.С.), значки советского времени (Кайгородцева Н.), документы ветерана труда Небольсиной А.А.(Небольсина А.А.), учебники советской школы (Видикер Л.М.) и др.
Музейные предметы основного фонда собираются целенаправленно согласно основной краеведческой теме и названию музея, а также темам индивидуальных краеведческих исследований обучающихся. Для экспонирования музейных предметов организуются постоянные и временные тематические выставки. За три года было оформлено:
- 2 постоянные выставки, которые стали разделами музейной экспозиции («Они стали офицерами», «История школы»);
- 3 временных выставок, из которых:
«Генерал-майор Кайгородцев Н.Е.»:
А так же: «Вышивки ярковских умельцев»:
«Праздники советского времени в открытках».
Вспомогательный фонд музея пополняется поделками и макетами, иллюстрирующими ученическое краеведческое исследование и сделанными школьниками на уроках трудового обучения и совместно с родителями: поделки из дерева, пряжи, бумаги.
Вспомогательный фонд музея, который широко используется при проведении педагогами школы различных образовательных форм деятельности с детьми, пополнился в этом учебном году 4 компьютерными дисками: с презентациями краеведческих исследовательских работ обучающихся; фотографиями различных мероприятий, проводившихся в музее и в школе, презентациями к вечеру встречи, 9 мая, Дню Защитника Отечества, истории пионерской организации, Дню матери и т. д. Внедрение новых информационных технологий (ИКТ) нашло отражение в нескольких направлениях работы школьного историко-краеведческого музея:
- На новостной ленте школьного сайта регулярно помещаются материалы, отражающие деятельность музея.
- В рублике «Творческие работы учащихся» постоянно помещаются достижения учащихся, членов краеведческого кружка школы.
- В практике музейной работы за истёкший период продолжена работа по созданию различной видеопродукции с использованием ИКТ
- В практике музейной работы продолжена работа по накоплению компьютерных презентаций в программе Microsoft Office Power Point. Они пополнили видеотеку музея.
Как было указано выше, любой поступающий в музей предмет основного и вспомогательного фондов (в общей сложности в 2008-2012 учебном году их поступило более 100) требует четкой фиксации в книге учета с его описанием, нередко реставрационными работами, их изучением и т.п. Это трудоемкое направление деятельности, обладающее огромным образовательным потенциалом.
Просветительская деятельность музея включает в себя:
- - встречи со знаменитыми и интересными людьми села, участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;
- - публикации в СМИ заметок о музее и об истории села;
- - использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;
- написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в НОУ, конкурсах, семинарах и т.п. на уровне района, республики.
- ведение летописи школы и села.
- выступления на районных, областных семинарах руководителя краеведческой работы;
Участие учащихся в проектной деятельности
Год | ФИО | Конкурс | Тема работы | Районный | Областной | Всероссий- ский | н/п конференция |
2008 | Карлов Артём | Солдаты моей династии | Диплом | III областная научно-практическая конференция школьников в ГАНО | |||
2008 | Черкашина Даша | конкурс юнкоров «Журналина – 2008». | «Счастье-горе моей бабушки» | 1-е место | |||
2008 | Черкашина Даша | Семья | «Счастье-горе моей бабушки» | Диплом I I степени | |||
2008 | Карлов Артём | «Солдат великой Победы» | Гражданин и армия | Диплом III степени | |||
2008 | Карлова Кристина | конкурс юных исследователей | Экология села Ярки | Диплом II степени | |||
2008 | Черкашина Даша | областной конкурс юных корреспон дентов «Журналина | Моя семья | Диплом I I степени | |||
2008 | Карлов Артём | межрегиональная научно-практическая конференция школьников «Эврика» | История школы | Лауреат | |||
2009 | Якушенко В., Сопов Е. | конкурс виртуальных музеев | «Мой музей» | Диплом I I степени | |||
2009 | Альбах Сергей | районный конкурс «Человек в в истории» | Моя династия | Диплом I I степени | |||
2009 | Карлов Артём | районный конкурс «Человек в в истории» | Солдаты моей династии | Лауреат | |||
2009 | Сопова Анастасия | «Солдат великой Победы» | «Чтобы сохранилась на свете память» | Лауреат | |||
2009 | Якушенко Валентин | Районный конкурс «Старожилы- Хранители Истории» | Судьба человеческая | Лауреат | |||
2010 | Якушенко Валентин | Областной конкурс «Жемчужина родного края» | «И это всё о нём» | Лауреат | |||
2010 | Якушенко Валентин | Районный конкурс «Молодёжь НСО -65-летию Победы» | Литературное творчество | Грамота | |||
2011 | Якушенко Валентин | Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век» | Поощрит ельная грамота | ||||
2011 | Якушенко Валентин | Районный конкурс «Родная семья» | «Мой самый близкий человек» | Грамота | |||
2012 | Сопова Кристина | Областной конкурс «Герои среди нас» | «Генерал-майор Кайгородцев Н.Е.-мой земляк» | Лауреат | |||
2012 | Якушенко Валентин | XXXI н/п конференция Юных исследователей | |||||
2012 | Сопова Кристина | Диплом участника | V н/п конференция | ||||
2012 | Сопова Кристина | Всероссийский конкурс исследо- вательских краеведческих работ «Отечество» | |||||
2012 | Сопова Кристина | Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век» | |||||
2012 | Альбах С. | Конкур виртуальных музеев | Победитель |
Учащиеся, победители конкурсов
Карлов Артём
Якушенко Валентин Шнейдер Анастасия
Экскурсионная работа заключалась в:
- - подготовке экскурсоводов из состава учащихся школы;
- - проведение экскурсий в музее;
За последние три года было проведено более 15 самостоятельных (обзорных) экскурсий для школьников, родителей учащихся, гостей из соседних школ (учащиеся Утянской и Красногривенской школ, учителя кустового РМО), выпускников школы и т. д.
Темы экскурсий:
- Освоение Сибири Ермаком;
- Золотая стружка;
- История школы
- Посиделки у бабы Дуни;
- О чём рассказывает лучина;
- Русская изба
- Обзорная экскурсия
- 65-летию Победы посвящается
Реставрационно-оформительская:
- - оформление экспозиций, стендов и витрин, выставок;
- - уход за экспонатами и их реставрация;
- - ведение учетной документации музея;
- - открытие новых экспозиций.
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- создание рукописной Книги Памяти: «Учитель, перед именем твоим…»
В 2011 году был выигран грант «Не померкнет былая слава». Деньги, полученные на грант, пошли на приобретение стеллажей, витрин, столов для музея.
Окрыты новые экспозиции «Они стали офицерами»:
«История школы»:
Началось создание рукописной Книги Памяти: «Учитель, перед именем твоим…», куда войдёт материал об учителях, работавших и работающих в школе. Данный материал пополнит экспозицию «История школы».
За последние три года прошли внеклассные мероприятия и музейные уроки:
-Праздник «Весёлая масленица»;
«Святочные гадания»
Устный журнал «О чем рассказали награды»;
-Офицер -профессия героическая;
-Урок конференция по краеведению «Страницы истории села»
-Урок по рисованию «Война глазами детей».
Для работы музея необходим краеведческий материал, собранный учителями и учащимися школы. Он используется для проведения экскурсий, для занятий на спецкурсе «Моя малая Родина», который проводится в музее с учащимися 6-7 классов вот уже на протяжении 5 лет.
- Видикер Л.М. «Моя малая Родина. Ярки. 380 лет» - 2005, Новосибирск, издательство «Печатник».
- «Великая Отечественная война», 17 видеофильмов о событиях 1941-1945 гг, ООО «Видеостудия «Кварт»
- «Государственная символика России», видеофильм, Центр наглядных средств обучения Минобразования России.
- Летопись участников ВОВ села Ярки.
- Научно-исследовательские работы учащихся школы по патриотическому воспитанию:
- Гельд Ира «Чужой среди своих», Карлов Артём «История школы», «Гражданин и армия», Черкашина Даша «Счастье горе моей прабабушки», «Последний солдат села», Рагулина Кристина «Бабушка партизанка», Архипова Алёна «Потомки австрийского солдата», Якушенко валентин «Валентин о Валентине», Сопова Кристина «Генерал-майор Кайгородцев Н.Е. выпускник моей школы»
- «Отчий мир» 2, 3, 4 выпуск, издательский дом «Сибирская горница».
- Видеофильмы школьной видеотеки (военно-патриотическая декада, конкурс «А, ну-ка, парни», встречи с курсантами и офицерами Р.А., игра «Зарница», русские традиции, музей и т. д.).
- Кроме обычных реферативных работ, сообщений учащимися выполнены проекты в виде слайд-презентаций с применением компьютерных технологий: «Мой музей», «Великая Отечественная», «Нематериальное культурное наследие», «История школы», «Армия в судьбе моей династии», «Учителя – ветераны» и многие, многие другие. Данные работы используются всеми классными руководителями в своей работе по патриотическому воспитанию.
- Диски и кассеты с песнями на военную тематику (Гражданская война, ВОВ, Афганская война, солдатские песни).
- Диск: «Наши выпускники – курсанты Высшего командного училища»
Выводы:
1. Утвержденный план работы школьного музея выполнен в полном объёме;
2. Музей школы - составляющая часть открытого воспитательного пространства образовательного учреждения МКОУ ЯСОШ;
3. Деятельность музея осуществляется на основе принятых и утвержденных нормативных документов;
Рекомендации:
1. Использовать для повышения эффективности работы школьного музея новые информационные технологии;
2. Активизировать работу по улучшению материально – технической базы школьного музея в новом учебном 2011-2012 году;
3. Активизировать работу Совета школьного музея, заинтересовать учащихся музейной деятельностью по разным направлениям – работа с фондами, исследовательская и поисковая работа и др.
4. Спланировать активные формы работы с жителями села Ярки по дарению музейных предметов;
5. Активизировать работу по пополнению фондов музея;
6. Обновить экспозиции музея, вместо устаревших и утративших свою значимость стендов, переведя их содержимое в основные фонды музея;
7. популяризировать деятельность школьного музея в селе для привлечения жителей и обучающихся нашей школы.
8. Активизировать работу по накоплению материала о преподавателях нашей школы, привлекать обучающихся школы, их родителей (бывших выпускников школы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школьного музея "Живая нить истории"
из опыта работы школьного музея...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/23/picture-74251-1645607125.jpg)
Проектное задание на тему "Экскурсия как важная форма работы школьного музея"
В данной работе рассказано об опыте проведения экскурсий в музее школы №1 г. Сясьстрой Ленинградской области. Музей функционирует более десяти лет, и за этот период нак...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-115328-1349107692.jpg)
Анализ работы школьного краеведческого музея
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направляющим центром этой работы стал школьный краеведческий ...
Анализ работы школьногокраеведческого музея за 2014-2015 учебный год
Анализ работы музея школы за 2014-2015 учебный год: цель, задачи, направления работы с учащимися, педагогами, родителями....