Урок в курсе ОРКСЭ "Религии и храмы Южного Урала"
методическая разработка по краеведению на тему
Новый курс ОРКСЭ уже пользуется заслуженной популярностью и требует новых уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Религии ихрамы Южного Урала | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Петухов Сергей Юрьевич – учитель биологии-краеведения МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша
Методическая разработка урока «Религии и храмы Южного Урала» - краеведение 8 класс.
Цель урока: познакомить учащихся с основными религиями Южного Урала, историей и архитектурными особенностями храмовых религиозных зданий.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с основными религиями Южного Урала
- Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством храмовых религиозных зданий.
- Развивать мотивацию к изучению культуры края, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
- Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Ориентировочно-мотивационный этап | Современная Челябинская область – многоконфессионный регион, где проживают приверженцы различных религий. Первоначально среди степных народов Южного Урала в средние века распространился ислам. Позднее с началом русской колонизации в нашем крае распространяется православие, католицизм, протестантизм, иудаизм. Приверженцы различных религий живут в нашем крае в мире и согласии. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными религиями Южного Урала. Разберем какие функции выполняет религия. Рассмотрим самые достопримечательные храмовые здания нашего края. Задание: Работа по учебному тексту «Религия и её функции» | Мотивация учащихся к изучению темы урока. Словарная работа и выполнение заданий в рабочих листах, работа с учебным текстом. |
II Операционно-исполнительный этап. | Составление схемы. Религии Южного Урала Христианство Ислам Иудаизм
Православие Суннизм Католицизм Шиизм Протестантизм В России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Также, согласно основным принципам законодательства о свободе вероисповедания, все религии равны перед законом. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания. Право на свободу вероисповедания также поддерживает устойчивость российской политической системы, способствует поддержанию общественного порядка и сдерживает религиозный экстремизм, поскольку российская государственность изначально складывалась со множеством религий, и безопасность можно поддерживать только совместными усилиями. Задание: Работа в группах. Выписать основные особенности одной из мировых религий, распространенных на Южном Урале. Обобщение работы групп. Сообщения учащихся:
г. Челябинск
| Усвоение новых знаний. Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах, работа с учебным текстом. |
III. Рефлексивно-оценочный этап. | Как вы думаете могут ли следующие поэтические строчки относиться к людям разного вероисповедания? Бог повсюду. Он - везде: В небе, воздухе, воде. Всё Он видит, всё Он знает, Всех на свете понимает. Он - Спаситель мой и твой. Он повсюду. Он - живой! Чем запомнится вам сегодняшний урок? Поговорите со своими родителями, бабушками, дедушками: к какой религии они относят себя? Есть ли у вас дома предметы культа той или иной религии? Что вы можете рассказать о них? | Личностная значимость новых знаний. |
Учебный текст
«Вера. Религия и её функции»
Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.
Верующий — представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира. Для многих верующих их вера является конкретным руководством к действию, опорой, критерием в ситуациях выбора.
Вера является универсальным свойством человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения человека; она проникает во все элементы жизни. Даже самые ранние находки творений человека подразумевают существование веры. Вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку доверяют опыту соплеменников, как прошлому, так и настоящему. Поэтому вера — это коллективное представление о мире.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозной общине)
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.
Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.
В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).
В структуре религии выделяют следующие компоненты:
- религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
- религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
- религиозные отношения (культовые, внекультовые),
- религиозные организации.
Основные функции религии
- Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
- Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
- Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
- Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
- Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
- Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
- Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
- Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.
Конфе́ссия или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённой формы религии.
Рабочий лист ученика(цы)____________________________________________________________________
Дайте определение терминам.
Вера -_______________________________________________________________________________________________
Религия - ____________________________________________________________________________________________
Конфессия - __________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу
Функции религии | Сущность функции | Сущность функции |
Мировоззренческая | ||
Дает возможность возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удаляет ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. | ||
Общение верующих между собой, общение с богами, душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. | ||
Регулятивная | ||
Позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями. | ||
Воздействует на распространение культуры группы-носителя, выражаясь в особенностях письменности, музыки, этикета, морали | ||
Дезинтегрирующая |
Укажите особенности одной из мировых религий, распространенных на Южном Урале.
Название религии | Особенности религии |
Иудаизм.
Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины (Земли Израильской). Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, т.е. веру в одного бога, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека. Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти.
Для иудаизма характерно:
- Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека
- Учение об абсолютной ценности Человека
- Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу. При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди.
- Учение о воскресении из мёртвых в конце дней, то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены в плоти и будут снова жить на земле.
Для иудаизма характерно наличие двух главных, священных книг – Торы и Талмуда. В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона, а Талмуд - свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Религиозные службы совершаются в специальном здании, которое называется синагога.
Ислам
Ислам - мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение». Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.
Ислам — сравнительно молодая религия. Согласно преданиям , когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот (610 год) год можно считать годом возникновения ислама.
В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вел тайную проповедь среди своих друзей и близких. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.
В настоящее время, ислам является сейчас «наиболее быстро растущей религией в мире».
Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность.
В исламе существует ряд обязательных для каждого мусульманина ритуалов.
- Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы. Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела.
- Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам.
- Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры.
Семья в исламе — это основной элемент общества. Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов.
Религиозные службы совершаются в мечети. Мечеть — сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети — это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами.
Христианство
Христианство - самая многочисленная религия в мире. Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.
С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В то же время современные историки не отрицают того, что существовал Христос-проповедник (но не Бог) и что его проповедническая деятельность была одним из факторов формирования новой религии.
В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение.
Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили Новым Заветом, а вместе они составили Библию.
Главным автором Библии является Бог. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Согласно вероучению официального христианства основной является идея учения о Троице, которая состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства. Христианство существует в форме церковной общины, которая имеет своё здание для совершения богослужений – храм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка серии уроков с презентациями по Экологии Южного Урала , 11 класс
Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 11 классы или группы изучающие раздел "Экология"...
Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала"
Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала" . Стихи и песни о городах Южного Урала....
Урок-творческая мастерская "Литература Южного Урала".
Цели урока: 1.Формирование знаний о богатстве недр Южного Урала.2.Развитие познавательного интереса к родному краю.3.Воспитание любв...
Конспект урока "Главные достопримечательности Южного Урала", 7 класс. Автор: Сорокина Г.В.
7 классРаздел: НРЭО Россия в фокусе.Тема: Главные достопримечательности Южного Урала. Дата: 20.09.17Цели:1. Развитие языковой компетенции:- введение новых лексических един...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культурологическое краеведение Южного Урала" 9 класс
Программа по курсу «Культурологическое краеведение Южного Урала» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом...
Материалы открытого урока в 8 классе на тему «Заповедные места Южного Урала»
Урок в 8 классе на тему «Заповедные места Южного Урала» направлен на формирование знаний об особо охраняемых природных территориях Южного Урала: Ильменский заповедник, заповедник «Ар...
рабочая программа элективного курса "История Южного Урала"
Рабочая программа элективного курса "История Южного Урала" для 10-11 классов....