Разработка серии уроков с презентациями по Экологии Южного Урала , 11 класс
план-конспект урока по экологии (11 класс) на тему
Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 11 классы или группы изучающие раздел "Экология"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Охраняемые территории Южного Урала
Пайко Галина Александровна
учитель биологии, МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 1»
Место урока: данный бинарный урок (90 минут) рассчитан на профильные 11 биологические классы или группы, изучающие раздел «Экология».
Цели:
- Обучающие:
- закрепить знания учащихся об охраняемых территориях;
- сформировать представление об охраняемых территориях Южного Урала;
- расширить представления о природы Южного Урала.
- Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,
- продолжать формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации и применять их;
- способствовать воспитанию культуры общения.
- Развивающие:
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
- продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
- продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,
- продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Оборудование: компьютерный класс, видеопроектор, карта Челябинской области, открытки и фотографии с видами заповедных мест Южного Урала, научно-популярная литература и вырезки из периодической печати о природе и охраняемых территориях Южного Урала.
Тип урока: урок (90 мин.) с использованием ресурсов Интренет-сети.
Актуализация:
Изведать то, чего не видел сроду, -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
В.Высоцкий
- Что такое охраняемые территории?
- Чем отличаются заповедники от заказников?
- Сколько заповедников насчитывают на территории России?
- Назовите самые первые заповедники, организованные в России?
- С какой целью создаются национальные парки?
- Сколько национальных парков существует в России?
- Что такое памятники природы?
- Сколько памятников природы насчитывают на территории России?
- А что вы можете сказать об охраняемых территориях Южного Урала?
- Какие заповедники находятся на территории Южного Урала? Когда и почему они были созданы?
- Какие заказники Южного Урала вы знаете, и каковы их особенности?
- Есть ли национальные парки на Южном Урале? И почему один из них называют уральской Рицей?
- Известны ли вам памятники природы Южного Урала?
Вот на эти вопросы мы и должны ответить в ходе этого урока.
Изучение нового материала:
I. Охраняемые территории Челябинской области
На территории Челябинской области находятся:
Три государственных природных заповедника:
- Ильменский имени В.И.Ленина (филиал: Серпиевская (Игнатьевская) пещера),
- Восточно-Уральский
- Аркаим;
Два национальные природные парки: «Таганай» и «Зюраткуль» и Тургоякский ландшафтный парк;
Троицкий государственный природный ботанический заказник;
22 государственных природных зоологических заказника;
38 ботанических, 69 гидрологических, 73 геологических (скалы, пещеры, обнажения различных пород и руд) памятника природы;
3 природно-историчеких (места, связанные с историческими событиями и именами знатных граждан) памятника природы.
Также утверждены зеленые зоны вокруг 13 городов (общая площадь 164,7 тыс. га) и зоны округов санитарной охраны курортов на озерах Увильды и Кисегач.
Особо охраняемые территории призваны обеспечить экологическую безопасность, поддерживать экологический баланс при использовании природных ресурсов и создать среду, благоприятную для обитания человека. В Челябинской области заповедники и национальные парки занимают 193,1 тыс. гектаров, охотничьи и ботанические (участки леса, степи, луга, болот) заказники – 564,2 тыс. га; ботанические памятники природы, в том числе 20 островных и ленточных боров общей площадью 184 тыс. га; гидрологические (ключи, малые реки, участки больших рек, водоемы) памятники природы – 39 тыс. га. Всего охраняемые территории занимают 904 тыс. га – десятую часть области. Ученые считают, что для нормализации экологической обстановки площадь охраняемых территорий необходимо увеличить.
Чтобы более подробно познакомиться с заповедниками, заказниками, национальными парками и памятниками природы Южного Урала вы должны представить себя журналистами крупного журнала о природе, например «GEO». Итак, вы получили заказ на статью, например об Ильменском заповеднике или об Аркаиме, или памятниках природы Южного Урала.
II. Задание учащимся: (учащиеся работают в парах)
- Выберите тему своего проекта:
- Ильменский заповедник;
- Заповедник Аркаим;
- Национальный парк «Таганай»;
- Национальный парк «Зюраткуль»;
- Тургоякский ландшафтный парк;
- Троицкий государственный природный ботанический заказник;
- Памятники природы Южного Урала.
- Используя Интернет-ресурсы, соберите необходимый материал для проекта и сохраните его в отдельной папке.
- Создайте свой раздел общей презентации по выбранной проблеме 4 – 5 слайдов.
- Созданный вами раздел презентации по локальной сети отправьте на головной компьютер (№ 1), для включения вашего материала в общую презентацию.
Рекомендуемые адреса в Интернете:
- http://greenbook.ru/album/index.php - Особо охраняемые природные территории Челябинской области
- http://www.uralgeo.net/vuz.htm - сайт Челябинская область. Заповедники, заказники и памятники природы
- http://www.ilmeny.zapoved.ru/oopt_foto/ - сайт Особо охраняемые территории России
- http://www.ilmeny.ru/ - Ильменский заповедник
- http://www.museum.ru/M3104 - сайт Естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника им. В.И. Ленина Уральского отделения РАН
- http://igz.ilmeny.ac.ru/Default.asp?IdM=3 – сайт ИЛЬМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
- http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/ecopravo/32722 -Заповедник для АЭС
- http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ozersk/ecologe_oz.html#met7 Экология Озерска
- http://www.southural.ru/photos/show_theme.html?theme_id=25&position=0 – заповедник Аркаим
- http://www.redbook.ru/foto/thumbnails.php?album=17&page=2&sort=na - Красная Книга Южного Урала. Флора и фауна
- http://www.mig19.edu.ru/herbarium/ - Гербарий растений Южного Урала
- http://www.redbook.ru/redbook114.html - Красная Книга, флора, фауна и ООПТ Челябинской области и Южного Урала
- http://www.nr2.ru/chel/134447.html - Сайт Новый регион
- http://www.chodb.uu.ru/InfBankData/BibPosob/Trevogi.htm - Экология южного Урала
- http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ecolog/index_ec.html - сайт Природа и экология
- http://www.tourism.ru/docs/report/ski/1/47/444/ - Клуб туристов «Романтик»
- http://www.priroda-rb.info/uzhno_uralsky.html - Южно-Уральский государственный природный заповедник
- http://www.rpnrb.ru/?part_id=41,170,171 - ФГУ "Южно-Уральский государственный природный заповедник"
III. Самостоятельная работа учащихся над проектами.
IV. Доработка общей презентации ( включение материала созданного учащимися)
V. Виртуальной экскурсии по заповедным местам Южного Урала с использованием созданной учащимися совместной презентации.
VI. Обсуждение презентации.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Почему Ильменский заповедник сначала создавался как минералогический?
- Какие из минералов встречаются только на территории Ильменского заповедника?
- Аркаим называют музей-заповедник с чем это связано?
- В чем состоит уникальность заповедника Аркаим?
- Где находится самая высокая точка Южного Урала и как ее называют?
- Почему озеро Зюраткуль называют уральской Рицей?
- Какой уголок Южного Урала называют «Русской Швейцарией" и почему?
- Почему Таганай выделен в охраняемые территории?
- Почему Троицкий заказник носит название ботанического?
- С какими памятниками природы Южного Урала вы познакомились?
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание:
В программе Publisher, создайте быструю публикацию по выбранной теме (минимальное количество страниц – 2).
Рекомендуемая литература:
- Пономарев В. Заповедник атомных катастроф // Юность. - 1990 -№ 7. - С. 80-S2.
- Кучеров Е, Мулдашев А. Охрана редких видов растений на Южном Урале. - М.: Наука, 1987.-203с.
- Животные, обитающие на территории Челябинской области, занесенные в Краевую кишу России // Веч. Челябинск. -1995. - 31 июля.
- Иванова Т. Прощай, гвоздика! :( О судьбе редких растений в Челябинском бору) // Челяб.рабочий. - 1991. - 29 нюня.
- Матвеев А. С. Улетит ли серый гусь в Красную книгу? // Веч.Челябинск. - 1995. - 26 июня.
- Меньшиков Н. Растения нуждаются в нашей зашите // Челяб.рабочий. -1991. - 6 июня.
- Миленушкин В. Природоохранители Челябинской области // Природа и мы. - Челябинск, 1984
- Особо охраняемые природные территории Челябинской области / Сост. В.А.Бамутин. -Челябинск: Челяб. обл. комитет по экологии и природопользованию, 1993.
- Седякин В. А. Заповедник-полигон?: ( О проблемах Южно-Уральского заповедника) // Экол. вестник.-1993.-№2
- Гроденский Г.П. Уральская кладовая. - Изд-е 2-е, переработ-ое, доп. - Л.: Детгиз, 1962. –
- Ильменский заповедник / Сост. ЛА.Бугорина, В А.Поляков. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991
- Буторина Л. Приглашение в Ильмены: Рек. библиогр. указ./ Ильмен. гос. заповедник им. В.И.Ленина. - Миасс, 1990.
Край наш Южноуральский.Челябинск. 1994. Зданович Г. Аркаим // Рифей: Урал. краеведческий сборник, 1990. - Челябинск. -1990. - С. 229-243
-Иванов И. Аркаим заповедный, Аркаим научный // Хроника. - 1995. - 25 мая.
Предварительный просмотр:
Охраняемые территории Южного Урала
Пайко Галина Александровна
учитель биологии, МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 1»
Место урока: данный бинарный урок (90 минут) рассчитан на профильные 11 биологические классы или группы, изучающие раздел «Экология».
Цели:
- Обучающие:
- закрепить знания учащихся об охраняемых территориях;
- сформировать представление об охраняемых территориях Южного Урала;
- расширить представления о природы Южного Урала.
- Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,
- продолжать формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации и применять их;
- способствовать воспитанию культуры общения.
- Развивающие:
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
- продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
- продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,
- продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Оборудование: компьютерный класс, видеопроектор, карта Челябинской области, открытки и фотографии с видами заповедных мест Южного Урала, научно-популярная литература и вырезки из периодической печати о природе и охраняемых территориях Южного Урала.
Тип урока: урок (90 мин.) с использованием ресурсов Интренет-сети.
Актуализация:
Изведать то, чего не видел сроду, -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
В.Высоцкий
- Что такое охраняемые территории?
- Чем отличаются заповедники от заказников?
- Сколько заповедников насчитывают на территории России?
- Назовите самые первые заповедники, организованные в России?
- С какой целью создаются национальные парки?
- Сколько национальных парков существует в России?
- Что такое памятники природы?
- Сколько памятников природы насчитывают на территории России?
- А что вы можете сказать об охраняемых территориях Южного Урала?
- Какие заповедники находятся на территории Южного Урала? Когда и почему они были созданы?
- Какие заказники Южного Урала вы знаете, и каковы их особенности?
- Есть ли национальные парки на Южном Урале? И почему один из них называют уральской Рицей?
- Известны ли вам памятники природы Южного Урала?
Вот на эти вопросы мы и должны ответить в ходе этого урока.
Изучение нового материала:
I. Охраняемые территории Челябинской области
На территории Челябинской области находятся:
Три государственных природных заповедника:
- Ильменский имени В.И.Ленина (филиал: Серпиевская (Игнатьевская) пещера),
- Восточно-Уральский
- Аркаим;
Два национальные природные парки: «Таганай» и «Зюраткуль» и Тургоякский ландшафтный парк;
Троицкий государственный природный ботанический заказник;
22 государственных природных зоологических заказника;
38 ботанических, 69 гидрологических, 73 геологических (скалы, пещеры, обнажения различных пород и руд) памятника природы;
3 природно-историчеких (места, связанные с историческими событиями и именами знатных граждан) памятника природы.
Также утверждены зеленые зоны вокруг 13 городов (общая площадь 164,7 тыс. га) и зоны округов санитарной охраны курортов на озерах Увильды и Кисегач.
Особо охраняемые территории призваны обеспечить экологическую безопасность, поддерживать экологический баланс при использовании природных ресурсов и создать среду, благоприятную для обитания человека. В Челябинской области заповедники и национальные парки занимают 193,1 тыс. гектаров, охотничьи и ботанические (участки леса, степи, луга, болот) заказники – 564,2 тыс. га; ботанические памятники природы, в том числе 20 островных и ленточных боров общей площадью 184 тыс. га; гидрологические (ключи, малые реки, участки больших рек, водоемы) памятники природы – 39 тыс. га. Всего охраняемые территории занимают 904 тыс. га – десятую часть области. Ученые считают, что для нормализации экологической обстановки площадь охраняемых территорий необходимо увеличить.
Чтобы более подробно познакомиться с заповедниками, заказниками, национальными парками и памятниками природы Южного Урала вы должны представить себя журналистами крупного журнала о природе, например «GEO». Итак, вы получили заказ на статью, например об Ильменском заповеднике или об Аркаиме, или памятниках природы Южного Урала.
II. Задание учащимся: (учащиеся работают в парах)
- Выберите тему своего проекта:
- Ильменский заповедник;
- Заповедник Аркаим;
- Национальный парк «Таганай»;
- Национальный парк «Зюраткуль»;
- Тургоякский ландшафтный парк;
- Троицкий государственный природный ботанический заказник;
- Памятники природы Южного Урала.
- Используя Интернет-ресурсы, соберите необходимый материал для проекта и сохраните его в отдельной папке.
- Создайте свой раздел общей презентации по выбранной проблеме 4 – 5 слайдов.
- Созданный вами раздел презентации по локальной сети отправьте на головной компьютер (№ 1), для включения вашего материала в общую презентацию.
Рекомендуемые адреса в Интернете:
- http://greenbook.ru/album/index.php - Особо охраняемые природные территории Челябинской области
- http://www.uralgeo.net/vuz.htm - сайт Челябинская область. Заповедники, заказники и памятники природы
- http://www.ilmeny.zapoved.ru/oopt_foto/ - сайт Особо охраняемые территории России
- http://www.ilmeny.ru/ - Ильменский заповедник
- http://www.museum.ru/M3104 - сайт Естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника им. В.И. Ленина Уральского отделения РАН
- http://igz.ilmeny.ac.ru/Default.asp?IdM=3 – сайт ИЛЬМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
- http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/ecopravo/32722 -Заповедник для АЭС
- http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ozersk/ecologe_oz.html#met7 Экология Озерска
- http://www.southural.ru/photos/show_theme.html?theme_id=25&position=0 – заповедник Аркаим
- http://www.redbook.ru/foto/thumbnails.php?album=17&page=2&sort=na - Красная Книга Южного Урала. Флора и фауна
- http://www.mig19.edu.ru/herbarium/ - Гербарий растений Южного Урала
- http://www.redbook.ru/redbook114.html - Красная Книга, флора, фауна и ООПТ Челябинской области и Южного Урала
- http://www.nr2.ru/chel/134447.html - Сайт Новый регион
- http://www.chodb.uu.ru/InfBankData/BibPosob/Trevogi.htm - Экология южного Урала
- http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ecolog/index_ec.html - сайт Природа и экология
- http://www.tourism.ru/docs/report/ski/1/47/444/ - Клуб туристов «Романтик»
- http://www.priroda-rb.info/uzhno_uralsky.html - Южно-Уральский государственный природный заповедник
- http://www.rpnrb.ru/?part_id=41,170,171 - ФГУ "Южно-Уральский государственный природный заповедник"
III. Самостоятельная работа учащихся над проектами.
IV. Доработка общей презентации ( включение материала созданного учащимися)
V. Виртуальной экскурсии по заповедным местам Южного Урала с использованием созданной учащимися совместной презентации.
VI. Обсуждение презентации.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Почему Ильменский заповедник сначала создавался как минералогический?
- Какие из минералов встречаются только на территории Ильменского заповедника?
- Аркаим называют музей-заповедник с чем это связано?
- В чем состоит уникальность заповедника Аркаим?
- Где находится самая высокая точка Южного Урала и как ее называют?
- Почему озеро Зюраткуль называют уральской Рицей?
- Какой уголок Южного Урала называют «Русской Швейцарией" и почему?
- Почему Таганай выделен в охраняемые территории?
- Почему Троицкий заказник носит название ботанического?
- С какими памятниками природы Южного Урала вы познакомились?
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание:
В программе Publisher, создайте быструю публикацию по выбранной теме (минимальное количество страниц – 2).
Рекомендуемая литература:
- Пономарев В. Заповедник атомных катастроф // Юность. - 1990 -№ 7. - С. 80-S2.
- Кучеров Е, Мулдашев А. Охрана редких видов растений на Южном Урале. - М.: Наука, 1987.-203с.
- Животные, обитающие на территории Челябинской области, занесенные в Краевую кишу России // Веч. Челябинск. -1995. - 31 июля.
- Иванова Т. Прощай, гвоздика! :( О судьбе редких растений в Челябинском бору) // Челяб.рабочий. - 1991. - 29 нюня.
- Матвеев А. С. Улетит ли серый гусь в Красную книгу? // Веч.Челябинск. - 1995. - 26 июня.
- Меньшиков Н. Растения нуждаются в нашей зашите // Челяб.рабочий. -1991. - 6 июня.
- Миленушкин В. Природоохранители Челябинской области // Природа и мы. - Челябинск, 1984
- Особо охраняемые природные территории Челябинской области / Сост. В.А.Бамутин. -Челябинск: Челяб. обл. комитет по экологии и природопользованию, 1993.
- Седякин В. А. Заповедник-полигон?: ( О проблемах Южно-Уральского заповедника) // Экол. вестник.-1993.-№2
- Гроденский Г.П. Уральская кладовая. - Изд-е 2-е, переработ-ое, доп. - Л.: Детгиз, 1962. –
- Ильменский заповедник / Сост. ЛА.Бугорина, В А.Поляков. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991
- Буторина Л. Приглашение в Ильмены: Рек. библиогр. указ./ Ильмен. гос. заповедник им. В.И.Ленина. - Миасс, 1990.
Край наш Южноуральский.Челябинск. 1994. Зданович Г. Аркаим // Рифей: Урал. краеведческий сборник, 1990. - Челябинск. -1990. - С. 229-243
-Иванов И. Аркаим заповедный, Аркаим научный // Хроника. - 1995. - 25 мая.
Предварительный просмотр:
Экологические проблемы Челябинской области
Пайко Галина Александровна
учитель биологии, МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 1»
Место урока: данный бинарный урок (90 минут) рассчитан на профильные 11 биологические классы или группы, изучающие раздел «Экология».
Цели:
- Обучающие:
- закрепить знания учащихся об экологических проблемах;
- сформировать представление об экологических проблемах Южного Урала;
- расширить представления о родном крае.
- Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,
- способствовать воспитанию культуры общения.
- Развивающие:
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
- продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
- продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,
- продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Оборудование: компьютерный класс, видеопроектор, карта Челябинской области, научно-популярная литература и периодическая печать со статьями об экологических проблемах Челябинской области.
Тип урока: комбинированный урок (90 мин.).
Актуализация:
«Немного найдётся таких уголков на Руси… где бы перед вашими глазами в такой величайшей панораме развёртывались удивительные картины гор, равнин и скал… Урал-это сокровищница России, это природная крепость, «жемчужина будущего». «Урал! Опорный край державы, его добытчик и кузнец».
Изучение нового материала
I. Вводная лекция с элементами беседы:
Мы много берём у природы, и нам труднее жить, чем в иных краях. Металлургические заводы загрязняют воздух и реки, рудники заваливают землю отвалами, наш Атомград оставил радиоактивный след ядерной аварии.
Превращение нашего края в гигантский промышленный бастион, не сопровождалось защитой окружающей среды от загрязнения промышленными выбросами в атмосферу и сбросов загрязнённых вод в водные объекты области, от уничтожения и засыпки плодородной земли карьерами, отвалами и свалками, от варварского истребления лесных ресурсов.
По состоянию окружающей среды Челябинская область одна из самых неблагополучных среди регионов России, уступая лишь Кемеровской и Свердловской. областям.
Территория с наиболее напряжённой экологической ситуацией показана на карте вишнёвым цветом. Здесь находятся объекты, пострадавшие в результате взрыва
1957 г. на химическом комбинате «Маяк».
Эта загрязнённая территория получила название ВУРС (Восточно-Уральский Радиоактивный след). В зоне следа расположены г. Озёрск (Челябинск-65), озёра Карачай, Иртяш, Шаблиш, Кызылташ, река Теча, пос. Муслюмово и др. Рядом находится г. Карабаш, объявленный зоной экологического бедствия.
Загрязнение атмосферного воздуха
Челябинская область занимает третье место в России по объёмам выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.
Преобладающая часть их приходится на предприятия черной и цветной металлургии (около 50%), энергетики (33%), и машиностроения (10%).
- Какие химические соединения выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу?
Химические соединения, выбрасываемые предприятиями области:
- сернистый ангидрид и окись углерода ;
- окиды азота;
- фтористые и хлористые соединения;
- медь, цинк, свинец, никель, железо, мышьяк, молибден и др.
На предприятиях области находится в эксплуатации свыше 6000 очистительных установок, но 40% физически и морально устарели, 12% эксплуатируются в неисправном состоянии.
Наиболее загрязнён воздух крупнейших промышленных центров: Челябинска, Магнитогорска (превышение ПДВ – предельно – допустимых выбросов – 158%), Аши (246%), В. Уфалея (72%).
- Какие предприятия Челябинской области по вашему мнению выбрасывают в атмосферу наибольшее количество вредных веществ?
Предприятия, загрязняющие атмосферу:
- ОАО «ЧЭМК» (Челябинский электро – металлургический комбинат)
- ОАО «ММК» (Магнитогорский металлургический комбинат)
- АО «Карабашский медеплавильный комбинат»
- АО «Златоустовский металлургический завод»
- ОАО «Мечел»
- Челябинские ТЭЦы (№ 1,2,3)
Проблемы поверхностных водных ресурсов
Одна из острейших проблем Челябинской области – нехватка воды.
Суммарное потребление воды очень велико, так как отрасли специализации очень водоемки.
В пересчете на одного жителя области ресурсы поверхностных вод в 16 раз меньше, чем в среднем по России.
Основными потребителями водных ресурсов являются:
- промышленность – 611 млн. куб. м (48%);
- коммунальное хозяйство - 538 млн. куб. м (42%);
- сельское хозяйство– 99 млн. куб. м (10%).
По объемам сброса загрязненных сточных вод в реки и озера наша область занимает 8 место в стране.
Основную массу загрязненных веществ в водные объекты дают предприятия металлургического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, машиностроение, животноводческие фермы, горюче-смазочные пункты.
Основная экологическая проблема, связанная с промышленным водопотреблением, - очистка использованной воды и промышленных стоков.
Из 174 очистных сооружений только 7 обеспечиваю очистку сточных вод до нормативных показателей.
- Назовите самые загрязненные реки Челябинской области? Какие предприятия способствуют их загрязнению?
Загрязнение рек
Река Ай – В районе города Златоуста происходят сбросы металлургического и машиностроительных заводов, предприятий и коммунальных служб. В речной воде содержатся соединения азота, фосфатов, нефтепродуктов и тяжелых металлов (медь, цинк). Участок от Златоуста до Кусы относится к территориям с чрезвычайной экологической ситуацией.
Реки бассейна Урала – К бассейну относятся Малый Кизил, Большой Кизил, Янгелька, Гумбейка, Зингейка, Большая Караганка. Наибольшее загрязнение вод происходит в черте Магнитогорского металлургического комбината, здесь сбрасывается 180 млн куб. м. сточных вод, со сточными водами в Урал поступает более 5000 тонн загрязняющих веществ (нитриты, нитраты, взвешенные частицы и биологически активные вещества, растворенные соли, сульфат-иона и тяжелые металлы).
Река Миасс бассейн реки Тобол – Река является главной водной артерией области. Она в последние 10 – 20 лет является самой грязной рекой области. Превышение предельно допустимых концентраций по отдельным веществам до 10 – 18 раз. Способность реки к самоочищению практически исчерпана. Ее воды используют предприятия Миасса, Карабаша, Челябинска, Копейска, Коркино, Аргаяшского, Сосновского и Красноармейского районов.
Предприятия, загрязняющие р. Миасс
- Карабашский медеплавильный комбинат;
- Карабашская обогатительная фабрика;
- Челябинский электролитный цинковый завод;
- ОАО «ЧЭМК» (Челябинский электро – металлургический комбинат);
- ОАО «Мечел»;
- Челябинский завод «Оргстекло»;
- Челябинский лакокрасочный завод «Челак».
Радиационное загрязнение
- С чем связано радиационное загрязнение Челябинской области?
- Что вы знаете об аварии на ПО «Маяк» и ее последствиях?
Резкое ухудшение экологической ситуации связано с деятельностью химкомбината «Маяк» в городе Озерске, где подвергается переработке ядерное топливо АЭС, в том числе зарубежных, и ядерных установок Российского флота.
Наиболее крупные загрязнения произошли в период с 1949 по 1957 гг., когда в результате несовершенства технологического цикла было сброшено 3 млн. кюри радионуклидов (главным образом в реку Теча).
Радиоактивные вещества по рекам Теча, Исеть, Тобол, Иртыш дошли до Северного Ледовитого океана.
В результате термического взрыва 29 сентября 1957 г. в хранилище жидких радиоактивных отходов химкомбината «Маяк» было выброшено в атмосферу более 20 млн. кюри.
Из них 90 % осело вблизи источника, а 2 млн. рассеяно в виде облака (ВУРС). В зону загрязнения попало 217 деревень и поселков, облучено более 270 тыс. человек.
В 1967 году произошла ещё одна катастрофа, которая была следствием пересыхания из-за необычайно жаркого лета хранилища радиоактивных отходов – озеро Карачай. Обнаженные радиоактивные иловые отложения озера ветром были разнесены на расстояние 75 км.
След этой аварии наложился на след аварии 1957 года. Облучению подверглись еще 42 тыс. человек.
В результате загрязнения территории для населения Челябинской области характерна повышенная поражаемость различными заболеваниями. Так, если заболеваемость раком по стране в среднем составляет 129 случаев на 100 тыс. человек, в Челябинской области 291, а в Карабаше 338 случаев.
II. Задание:
- Используя Интернет-ресурсы, соберите необходимый материал для альманаха «Экология и мы» .
- В программе Publisher, создайте быструю публикацию (минимальное количество страниц – 2).
Рекомендуемые адреса в Интернете:
- http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ozersk/ecologe_oz.html#met7 Экология Озерска.
- http://www.nr2.ru/chel/134447.html - Сайт Новый регион
- http://www.chodb.uu.ru/InfBankData/BibPosob/Trevogi.htm - Экология южного Урала
- http://ch-lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/enc/ecolog/index_ec.html - сайт Природа и экология
III. Самостоятельная работа учащихся.
IV. Просмотр и обсуждение созданных публикаций и объединение работ учащихся в один альманах.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание:
Завершить работу над публикацией, учитывая замечания и пожелания, полученные при обсуждении.
Рекомендуемая литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"
Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии, воспитание моральных качеств, соч...
Разработка конспекта урока с презентацией по географии в 7 классе на тему "Климат Евразии"
Данный урок является комбинированным и помогает обобщить знания о климате на всех материках Земли и конкретизировать в области Евразии. Включена практическая работа с климатограммой в учебнике, работа...
Презентация "Драгоценные камни Южного Урала"
Материал может быть использован на уроке краеведения в 6 классе...
Методическая разработка серии уроков по теме "ДРУЖБА" в 7 классе с использованием игр.
Представляю вашему вниманию методическую разработку серии уроков по теме "ДРУЖБА" в 7 классе. Спецификой данной разработки является большое количество игр, которые на уроке выступают в качестве ...
Разработка серии уроков по технологии 7 класс по теме "Объемный коллаж"
На уроках технологии в разделе "Рукоделие" учащиеся выполняют объемные коллажи. В данной технике используется много направлений: лепка, роспись, шитье, вышивка, аппликация и др....
методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Дисципли...
Разработка серии уроков по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе"
Разработка уроков "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в 11 классе " Автор: Кутнева Олеся Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ &q...