ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д. КВАРСА
статья по краеведению по теме
Проблемы социально-экономического развития сельских поселений сегодня как никогда актуальные и острые.
Чтобы лучше разобраться и глубже понять их, обратимся к истории образования и развития деревни Кварса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapin_o_kvarse.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Д. КВАРСА.
Капин А.П.
преподаватель ГОУ НПО
«Профессиональное училище №14»
Удмуртская Республика
Проблемы социально-экономического развития сельских поселений сегодня как никогда актуальные и острые. Чтобы лучше разобраться и глубже понять их, обратимся к истории образования и развития деревни Кварса.
Объясняют, что название села Кварса появилось потому, что на нашей горе "Горемыка" искали кварцевый песок, который нужен был заводу. Позднее жители села назвали речку, вытекающую из-за горы, Кварсушкой, смягчив слово "кварц". А затем и появилось название села Кварса. Есть и второе объяснение названия села: от слова "куарса" - родоплеменные удмуртские племена, которые жили здесь давно.
Первые упоминания о Кварсе встречаются в 1716 году. По данным Ландранской переписи этого года, упоминается починок Кварсинская Гарь по реке Сива: «Число дворов - 2, людей мужского пола - 6, женского пола - 5, национальность - русские, вера -православная»
К концу XIX Кварсинская Гарь была достаточно весомой административной единицей. В переписи 1892 года она описана следующим образом: «Общество Кварсинское расположено на реке Кварсушка, в 60 верстах от уездного города, 7 верстах от волостного управления и в 10 верстах от школы и церкви. Населяют деревню русские, православные. Первые переселенцы приехали сюда из-под Сарапула… Всего в Кварсинской Гари было 203 двора, общая численность населения составляла 1024 человека». Основными профессиями людей были: поденщик (среди местных) и дровосеки (среди отхожих). Занимались выращиванием зерновых, растениеводством, многие держали пчел, практически все имели огородные наделы. Среди жителей деревни не было очень бедных и очень богатых - крепких хозяйств было достаточно много.
Близость Кварсы к Воткинскому заводу сыграла для деревни решающую роль. По данным архива жители Кварсы были непременными работниками Камско-Воткинского завода (в 1807 году вышел закон «О замене крепостных крестьян на непременных работников»). Непременные работники Кварсы выполняли самые разные вспомогательные работы: рубили дрова для обжига на уголь, вывозили землю при строительстве плотины, доставляли чугун, сплавы железа, деготь по Сиве, Вотке, за что получали они заработную плату гораздо меньшую, чем рабочие, которые работали на самом заводе. Лишь некоторые кварсинцы работали на заводе, но жили в своей деревне и ездили каждый день на работу.
Постепенно деревня росла, вырастали и ее потребности. В 1895 году было открыто учебное заведение Кварсинско-Гарьинское училище, которое готовило рабочих для Воткинского завода.
Знаменательное событие произошло в 1914 году, когда началось строительство ширококолейной железной дороги сообщением Ижевск-Воткинск. С постройкой железной дороги жизнь в Кварсинской Гари заметно оживилась. Некоторые жители деревни поступили на службу по обслуживанию железной дороги.
Тяжело перенесли жители Кварсы период гражданской войны, особенно осень 1918 года. Много мужчин было мобилизовано в отряды белой гвардии, чтобы защищать Воткинский завод.
Серьезно поколебал традиционный устой деревни процесс коллективизации. В 1929 году в Кварсе была организована колхоз имени «Семнадцатой партконференции». Коренные жители Кварсы не участвовали в организации колхоза. Они относились к колхозу негативно, так как процесс раскулачивания коснулся почти всех жителей деревни, которые имели крепкие хозяйства, недвижимость (кузницы, мельницы, зерносушилки и др.). Кто сопротивлялся, того выселяли из деревни целыми семьями. Но все-таки многие середняки шли на сотрудничество с новой властью и вступали в колхоз, которая стала основанием для колхоза «Двигатель».
В годы Великой Отечественной войны многие кварсинцы ушли защищать свою Родину и не все вернулись обратно живыми. На территории Кварсы в военные годы была размещена войсковая часть с центральным авиационным складом наркома обороны, которая занималась приемом боеприпасов, их доработкой и отправкой на передовую. Несколько взрывов тогда потрясли Кварсу и до сих пор жители еще находят опасные снаряды и бомбы. Об этом подробно рассказывал бывший начальник службы войсковой части Н.Д. Фонарев в статье «Рвались бомбы в Кварсе…» газеты «Воткинские вести».
Послевоенное время, как и для всех жителей нашей страны, было для кварсинцев тяжелое. Но труд и вера людей в светлое будущее, подняли деревню и колхоз на более высокий уровень. Особенно с середины 50-х годов ситуация в Кварсе начинается меняться в лучшую сторону.
Во-первых, вблизи города Чайковского в 1957 году начинается строительство ГЭС. Основной базой переправки приезжающих на место строительства была ж/д станция и деревня Кварса. Именно сюда прибывали молодые строители со всей страны, здесь их формировали в рабочие бригады и отправляли в район ГЭС. Многие жители Кварсы тоже уехали на стройку. Строительство ГЭС дало для Кварсы еще одно дополнительное удобство - асфальтированная шоссейная дорога сообщением Ижевск-Воткинск-Чайковский, которая проходила по центральной улице Кварсы - улице Советской.
Во-вторых, начало 50-х годов связано с бурным экономическим ростом колхоза «Двигатель». Особенно много для расцвета хозяйства сделал ее председатель - Алексей Гаврилович Кашин. С его приходом хозяйство уже в 1954 году первым в республике получило доход более 1 млн. рублей. Хозяйство специализировалось на выращивании зерновых культур и животноводстве, выращиванием огородных и садовых культур. Богатело хозяйство - богатели колхозники. Это позволило «Двигателю» вести большое капитальное строительство, в том числе и социальной сферы.
В развитой социальной инфраструктуре кроется третья причина массовой миграции людей в Кварсу. Кто-то ехал в богатый колхоз, а для кого-то важным было то обстоятельство, что в деревне есть школа, детский сад, Дом культуры, сеть магазинов и в любое время года можно было выехать в города: Ижевск, Воткинск, Чайковский.
Близость к Воткинску делала Кварсу не только сельскохозяйственным, но и промышленным центром. В 1956 году в Кварсу была переведена Воткинская нефтебаза. В 1961 году из Воткинска в Кварсу было переведено ремесленное училище № 1 механизации сельского хозяйства. В 1978 году на территории Кварсы была создана организация «Сельхозхимия», в начале 80-х — асфальтный завод, затем цех по выпуску минерального волокна для утеплителя.
Самый большой прирост населения пришелся на 1979-82 гг. Связано это обстоятельство с массовым строительством домов серии №25 и домов на территории нефтебазы и профессионально-технического училища. Сфера услуг представляла три магазина, столовая общепита, дом культуры, медицинская амбулатория, сельская библиотека, детский сад, школа, училище, сельский совет.
Сегодня, в 21 – веке, резко обострились многие проблемы, в том числе и продовольственная проблема. Поможет решить эту проблему рост социально-экономического развития сельских поселений. Что касается нашего поселения, то в Кварсе есть все возможности для развития сельского хозяйства: наличие промышленного потенциала, выгодное транспортно-географическое положение, хорошая освоенность территории, близость к городам, газификация села и промышленных предприятий, наличие квалифицированных кадров.
Транзитное положение села усиливает его экономико-географическое положение, создает условия для появления здесь относительно крупных сельскохозяйственных и промышленных предприятий района, что видно из истории развития деревни. Из всех населенных пунктов Воткинского района Кварса имеет одно из самых выгодных положений для успешного социально-экономического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...
Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России
Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...
Практическая работа "Изучение по столбиковым диаграммам социально-экономических особенностей развитых и развивающихся стран мира"
Данная практическая работа способствует развитию у обучающихся практических компетенций анализа данных представленных в виде гистограмм (столбиковых диаграмм), а также позваляет ознакомиться с со...
Динамика развития ситуации выбора профессии под влиянием социально-экономических условий развития общества.
Выбор профессии – важный шаг, обеспечивающий личное счастье человека. Для определения времени реального возникновения в истории культуры профессиональной ориентации необходимо выделить критерий,...
Элективный курс "Социально-экономические аспекты развития мира"
Социально-экономические аспекты развития мира...
XVII Всероссийская научная конференция «История мировых цивилизаций: Образование как фактор социально-политического развития» Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка.
Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка....
Исторический опыт развития культурно-просветительских учреждений новых городов Бурятии в 1950—1980-е годы
Рассмотрены особенности формирования и развития культурно-просветительских учреждений новых городских поселений Бурятии в 1950—1980-е годы....