Образовательная программа «Многообразие живых организмов степной зоны Октябрьского района»
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Образовательная программа «Многообразие живых организмов степной зоны Октябрьского района» содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии. Она базируется на материале учебников биологии, изучающих многообразие растительного и животного мира, и является их логическим дополнением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа «Многообразие живых организмов степной зоны Октябрьского района» содержит в себе краеведческий материал к курсу биологии. Она базируется на материале учебников биологии, изучающих многообразие растительного и животного мира, и является их логическим дополнением.
Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет биологию, географию, экологию и краеведение. Изучая местную фауну и флору, памятники природы октябрьского района, экологическое состояние местного природного ландшафта, учащиеся расширяют свои знания о многообразии организмов степного биотопа.
Особое внимание обращено на антропогенный фактор воздействия на окружающую среду, предусмотрены меры по охране природы.
Изучение курса направленно воздействует на формирование экологической культуры учащихся, способствует образованию у них умений и навыков по сохранению природных богатств.
Знания о своём крае положительно скажутся на развитии у школьников уважительного отношения ко всему живому, будут способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к малой Родине.
Программа предусматривает самостоятельную творческую деятельность учителя, направленную на применение различных методов и приёмов в обучении учащихся. Значительное место отводится наблюдениям, экскурсиям, практикумам и малым исследованиям.
Программа курса рассчитана на 34 часа учебного времени, 1 час в неделю.
Цели программы:
- ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы, влиянием естественной среды на здоровье человека;
- формирование знаний о степном ландшафте Октябрьского района как одном из крупных природных регионов Оренбуржья;
Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:
- Расширение знаний о многообразии живых организмов степного ландшафта, о геологической истории родного края.
- Формирование целостного научного мировоззрения и экологического мышления учащихся, понимания истоков экологических проблем родного края, их значимости в настоящее время.
- Воспитание нравственного и гуманистического отношения к природе и культурным ценностям родного края.
- Развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, проводить исследования, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении природы родного края.
- Развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, способностей к самообразованию, трансформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.
- Расширение кругозора учащихся, повышение научного и культурного уровня.
В итоге изучения данной программы школьники должны:
- Получить представление о многообразии живых организмов фауны и флоры Илекского района, геологической истории, особенностях гидрогеологии и почвообразования, о памятниках природы, источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение влияния окружающей среды, на здоровье человека.
- Научиться узнавать и определять растения и животных родного края, проводить простейшие исследования и правильно действовать в конкретной ситуации; соблюдать правила по охране окружающей среды.
3. Результаты работы представлять в виде сообщений, докладов,
рефератов, исследовательских работ и презентаций.
Содержание программы.
Общее количество часов- 34 .
- Введение- 1 ч.
- Географическое положение Октябрьского района -4 ч.
Географическое положение Октябрьского района. Геология и рельеф. Климатические условия и общая гидрогеологическая характеристика района. Особенности степного почвообразования и основные типы почв. Геологическая история края. Памятники природы.
- Антропогенный фактор воздействия на ландшафт степей-3 ч.
Экологическая оценка геологической среды и состояния природного ландшафта Октябрьского района. Влияние деятельности человека на степь. Освоение целины. Загрязнение человеком окружающей среды и его последствия. Природа для отдыха и туризма.
- Флора родного края-10 ч.
Многообразие цветковых растений. Характеристика отдела
Покрытосеменных на примере растений Октябрьского района. Основные виды и биологические особенности растений.
Класс Двудольные растения.
Семейства: Бобовые, Розоцветные, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Гречишные, Лютиковые, Подорожниковые, Вьюнковые, Губоцветные, Гвоздичные, Зверобойные, Гераниевые, Колокольчиковые, Норичниковые, Подмаренниковые, Зонтичные.
Класс Однодольные растения.
Семейства: Злаки и Лилейные.
Лекарственные растения Октябрьского района. Редкие и исчезающие виды. Охрана растительного мира.
Лабораторные работы:
«Изучение представителей и выявление признаков семейства по внешнему строению растений».
«Составление простейших определителей».
Экскурсии:
1. Многообразие растений конкретной местности.
2. Лекарственные растения конкретной местности.
- Фауна родного края-13 ч.
Особенности животного мира степей. Животные Октябрьского района.
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.
Лабораторная работа:
«Знакомство с разнообразием ракообразных».
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.
Лабораторная работа:
« Знакомство с разнообразием паукообразных».
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.
Лабораторная работа:
« Изучение представителей отрядов насекомых».
Тип Хордовые.
Класс Рыбы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.
Класс Млекопитающие. Многообразие. Среда обитания, образ жизни. Значение в природе и жизни человека. Охраняемые и редкие виды.
Экскурсии:
1. Представители Типа Членистоногие конкретной местности.
2. Представители Типа Хордовые конкретной местности.
IV. Итоговое занятие-3 ч.
Календарь природы. Фенологические наблюдения. Подведение итогов изучения курса. Летние задания.
Экскурсия:
«Степной ландшафт Октябрьского края - неотъемлемый природный компонент биосферы»
Тематическое планирование.
№ | Наименование тем уроков. | Кол-во Часов |
I. | Введение | 1 |
1.1 | Красота и величие Октябрьских степей и пойменных лесов. | 1 |
II. | Геологическая история и природные памятники района. | 4 |
2.1. | Географическое положение района. | 1 |
2.2. | Климатические условия и гидрогеологическая характеристика района. | 1 |
2.3. | Особенности степного почвообразования и основные типы почв. | 1 |
2.4. | Памятники природы. | 1 |
III. | Антропогенный фактор воздействия на степной ландшафт. | 3 |
3.1. | Экологическая оценка геологической среды. Экологическое состояние природного ландшафта Октябрьского района. | 1 |
3.2. | Влияние деятельности человека на степь и освоение целины. | 1 |
3.3. | Загрязнение человеком окружающей среды. Природа для отдыха и туризма. | 1 |
IV. | Флора родного края. | 10 |
4.1. | Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Лабораторные работы. Изучение представителей и выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Составление простейших определителей. | 4 |
4.2. | Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. Лабораторные работы. Изучение представителей и выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Составление простейших определителей. | 2 |
4.3. | Лекарственные растения Октябрьского района. | 1 |
4.4. | Охрана растительного мира. | 1 |
4.5. | Экскурсия «Многообразие растений конкретной местности». | 1 |
4.6. | Экскурсия «Лекарственные растения конкретной местности». | 1 |
V. | Фауна родного края. | 13 |
5.1. | Животные. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. Лабораторная работа. Знакомство с разнообразием ракообразных и паукообразных. Лабораторная работа. Изучение представителей отрядов насекомых. | 3 |
5.2. | Животные. Надкласс Рыбы. | 1 |
5.3. | Животные. Класс Земноводные. | 1 |
5.4. | Животные. Класс Пресмыкающиеся. | 1 |
5.5. | Животные. Класс Птицы. | 2 |
5.6. | Млекопитающие, их многообразие. | 2 |
5.7. | Охрана растительного мира. | 1 |
5.8. | Экскурсия «Представители Типа Членистоногие конкретной местности». | 1 |
5.9. | Экскурсия «Представители Типа Хордовые конкретной местности | 1 |
VI. | Итоговые занятия. | 3 |
6.1. | Экскурсия «Степной ландшафт Октябрьского края - неотъемлемый природный компонент биосферы». | 1 |
6.2. | Календарь природы. Результаты фенологических наблюдений. Подведение итогов изучения курса. Летние задания. Презентации учащихся. | 2 |
Литература для учителя:
- Биология. Животные: Учеб. Для 7-8 Кл. Общеобраз. учрежд. Б. Е.
Быховский, Е. В. Козлова и др.; Под ред. М. А. Козлова. — М.:
Просвещение, 1998. - Гавлюк Э. В., Давыгора А. В., Руди В. Н. Животный мир
Оренбургской области. - Оренбург, ОГПИ, 1993. - Геологические памятники природы Оренбургской области. Под ред. А.
А. Чибилёва: Оренбургское книжное издательство, 2000. - Красная книга Оренбургской области - Оренбург, 1998.
- Наумов С. П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов. Пед.
институтов по биол. Спец. 4 изд., перераб. М: Просвещение, 1982 - Ни Г. В., Краснова О. И. Редкие и малочисленные виды насекомых
Оренбургской области - Оренбург, 1989. - Райков Б. Е., Римский - Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии. -
М: Топикан, 1994. - Природа и мы: (Сборник) Сост.: М. Е. Николаева, А. П. Моисеев. -
Челябинск, 1984. - Чибилёв А. А. Зелёная книга степного края. Челябинск, ЮУКИ, 1983.
10.Чибилёв А. А. Дорога к Каспию. Алма- Ата « Кайнар», 1988.
11. Чибилёв А.А. Краеведческий атлас. Октябрьский район. – ОРО ВОО «Русское географическое общество», 2007.
1 2 .Чибилёв А. А. Природное наследие Оренбургской области. — Учебное
пособие. - Оренбург, 1996.
13.Чибилёв А. А. Природа Оренбургской области. Оренбургский филиал
русского географического общества. Оренбург, 1995.
14.Экологическая тропа. - Оренбург, ОСЮН,1989.
15.Энциклопедия «Оренбуржье» том 1 гл. ред. И. А. Бехтерев.«3олотая
аллея» Оренбургское литературное агентство, 2000.
Грубская Татьяна Александровна, учитель биологии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая программа по биологии "Многообразие живых организмов" 7 класс
Рабочая программа для 7 класса по биологии по линии Н.И.Сонина (УМК)Рабочая программа по биологии линии УМК Н.И.Сонина составлена на основе Федерального государственного образовательного ...
Рабочая программа по учебному курсу "Биология. Многообразие живых организмов" для 7 класса
Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов...
Многообразие живых организмов. чем живое отличается от неживого. 6 класс
Конспект урока + презентацияМногообразие живых организмов. Чем живое отличается от неживого. Данный материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для 6 класса по теме "Многообразие ж...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...