Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5-9 классы) линейного курса УМК «Живой организм» (составленной на основе документов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для основной школы) и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии для основной школы, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass_.docx | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
- Нормативно-правовые документы
Преподавание биологии в 2020-2021 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
9.. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями, от 18.05.2020 №249).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
11. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
12.Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов, реализующих ФГОС НОО, ООО в МБОУ «СОШ №36»
13.Учебный план МБОУ «СОШ №36» для учащихся.
Концепции:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.06.2016 № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационнобиблиотечных центров».
На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з).
Для методического обеспечения реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рекомендуем использовать следующие пособия:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 -233с.
2. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по учебнику В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Животные». 8 класс, издательства «Дрофа», 2014 года, Москва (линейный курс). Программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
Программа рассчитана на 68 ч, 2 ч в неделю; Основана на применении системно-деятельностного подхода к обучению.
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей,
обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Курс предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать универсальными учебными действиями: работать с различными источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать, обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.
Программа подразумевает овладение ИКТ-компетентностями. Это поиск информации в электронных ресурсах, владение работой на компьютере, умение работать в сети Интернет, создание презентаций, работа с интерактивной доской и другие.
Большое внимание в программе уделяется исследовательской деятельности учащихся: лабораторным и практическим работам, учебному исследованию, созданию проектов.
Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом.
Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированностьметапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Авторская программа соответствует условиям обучения в нашей школе.
Результаты освоения курса «Многообразие животного мира»: личностные, метапредметные, предметные
Изучение в 8 классе курса «Многообразие животного мира» основной школы даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
• эстетического отношения к живым объектам;
• освоение социальных норм и правил поведения;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения курса «Многообразие животного мира» в 8 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать. проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметными результатами освоения в8 классе курса «Многообразие животного мира» основной школы являются (ученик получает возможность):
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
• ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика видов деятельности | Педагогические средства | Домашнее задание | Дата |
Раздел 1. Царство Животные (54 часа) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — признаки организма как целостной системы; — основные свойства животных организмов; — сходство и различия между растительными и животными организмами; — что такое зоология, какова её структура; — признаки одноклеточного организма; — основные систематические группы одноклеточных и их представителей; — значение одноклеточных животных в экологических системах; — паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики; — современные представления о возникновении многоклеточных животных; — общую характеристику Типа Кишечнополостные; — общую характеристику Типа Плоские черви; — общую характеристику Типа Круглые черви; — общую характеристику Типа Кольчатые черви; — общую характеристику Типа Членистоногие; — современные представления о возникновении хордовых животных; — основные направления эволюции хордовых; — общую характеристику Надкласса Рыбы; — общую характеристику Класса Земноводные; — общую характеристику Класса Пресмыкающиеся; — общую характеристику Класса Птицы; — общую характеристику Класса Млекопитающие; — гипотезу о возникновении эукариотических организмов; — основные черты организации представителей всех групп животных; — крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных; — значение животных в природе и жизни человека; — воздействие человека на природу; — сферы человеческой деятельности, в которых используются животные; — методы создания новых пород сельскохозяйственных животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства; — особенности жизнедеятельности домашних животных. Учащиеся должны уметь: — объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории; — представлять эволюционный путь развития животного мира; — классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам; — применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций; — объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных; — использовать знания по зоологии в повседневной жизни; — работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы; — распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека; — раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека; — применять полученные знания в практической жизни; — наблюдать за поведением животных в природе; — определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе; — работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; — использовать меры профилактики паразитарных заболеваний; — характеризовать экологическую роль хордовых животных; — характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных; — наблюдать за поведением животных в природе; — оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным; — характеризовать основные направления эволюции животных; — объяснять причины возникновения и вымирания отдельных групп организмов; — описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни; — анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир; — выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе; — обращаться с домашними животными; — разрабатывать режим кормления и условия содержания для разных домашних животных; — оказывать первую помощь при травмах и отравлениях. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — давать характеристику методам изучения биологических объектов; — наблюдать и описывать различных представителей животного мира; — находить в различных источниках необходимую информацию о животных; — избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации; — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой; — использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; — выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий; — выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге; — выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны; — находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов; — находить в словарях и справочниках значения терминов; — выделяют тезисы и делают конспект текста. Тема 1.1 Введение. Общая характеристика животных. | ||||||
1 | Среда обитания животных. Основные признаки животных | Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных. Нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания | Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые группы животных и их потомков. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и объясняют причины их взаимоотношений. Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению с презентацией «Мир животных» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику | Стр.5 | |
Тема 1.2 Подцарство Одноклеточные животные | ||||||
2 | Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика | Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды | Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, микроскопы | Стр.9 | |
3 | Тип Саркожгутиконосцы | Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. | Дают развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей Саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. Выполняют практические работы «Строение амёбы, эвглены зелёной» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, микроскопы | Стр.13 | |
4 | Тип Споровики. Тип Инфузории, или Ресничные | Тип Споровики. Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах | .. Дают характеристику типа Споровики. Распознают и описывают представителей Споровиков, вызывающих заболевания у человека. Зарисовывают цикл развития малярийного плазмодия и объясняют причины заболевания малярией. Отмечают меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками. Дают характеристику типа Инфузории. Распознают и описывают отдельных представителей. Выполняют практическую работу «Строение инфузории туфельки» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, микроскопы | Стр.18 | |
5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «ПодцарствоОдноклеточные» | Материал темы | Составляют таблицу «Сравнительная характеристика Простейших». | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, микроскопы | Повт. Стр.9-20 | |
Тема 1.3 Подцарство Многоклеточные животные | ||||||
6 | Подцарство Многоклеточные | Общая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. | Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Объясняют значение дифференцировки клеток в многоклеточных организмах и появление первых тканей. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, микроскопы | Стр 21 | |
7 | Тип Губки | Простейшие многоклеточные — Губки. Распространение и экологические значение губок | Кратко описывают представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр 23 | |
Тема 1.4. Тип Кишечнополостные | ||||||
8 | Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные | Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. | Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности Кишечнополостных. Объясняют значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивают функции каждого клеточного типа. Выполняют практические работы по изучению плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику | Стр 26 | |
9 | Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы. | Многообразие и распространение кишечнополостных. Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах | Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр 30 | |
Тема 1. 5.Тип Плоские черви | ||||||
10 | Тип Плоские черви | Особенности организации плоских червей. Приспособления к паразитизму у плоских червей. | Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют систематику типа. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | Стр 36 | |
11 | Класс Ресничные черви | Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. | Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр 38 | |
12 | Класс Сосальщики | Класс Сосальщиков. Понятие о жизненном цикле. Цикл развития печеночного сосальщика | Характеризуют представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков на примере печёночного сосальщика, выделяя инвазивные стадии. Готовятся к устному выступлению и презентации на тему: «Плоские черви — паразиты человека. Профилактика паразитарных заболеваний» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр 40 | |
13 | Класс Ленточные черви | Циклы развития бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний | Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к паразитизму в их организации. Характеризуют паразитизм как форму взаимоотношений организмов, жизненные циклы паразитов. Зарисовывают жизненные циклы ленточных червей — паразитов человека и животных, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека (инвазивные стадии). | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику | Стр 41 | |
Тема 1.6 Тип Круглые черви | ||||||
14 | Тип Круглые черви | Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). | Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере человеческой аскариды. Зарисовывают цикл развития аскариды и характеризуют инвазивные стадии. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр 44 | |
15 | Экология и значение круглых червей | Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза | Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр 49 | |
Тема 1.7 Тип Кольчатые черви | ||||||
16 | Тип Кольчатые черви. Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки | Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Многощетинковые и Малощетинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах | Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей, результаты заносят в таблицу. Оценивают значение возникновения вторичной полости тела — целомы. Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты Многощетинковых, Малощетинковых и Пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах, медицинское значение пиявок. Выполняют практическую работу «Внешнее строение дождевого червя» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику | Стр 51 | |
17 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику | Стр 36-58 повторить | |||
Тема 1.8 Тип Моллюски | ||||||
18 | Тип Моллюски | Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. | Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков, результаты заносят в таблицу. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.59 | |
19 | Класс Брюхоногие моллюски | Многообразие моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности | Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. Выполняют практическую работу «Внешнее строение моллюсков» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.63 | |
20 | Класс Двустворчатые моллюски | Многообразие моллюсков. Класс Двустворчатые моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности | Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты двустворчатых моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.65 | |
21 | Класс Головоногие моллюски | Многообразие моллюсков. Класс Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности | Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты головоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.68 | |
Тема 1.9 Тип Членистоногие | ||||||
22 | Тип Членистоногие | Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножких. | Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику членистоногих и их происхождение. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.72 | |
23 | Класс Ракообразные | . Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценоза | Дают общую характеристику класса Ракообразных, анализируют особенности организации речного рака. Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие. Распознают представителей высших и низших ракообразных, приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.74 | |
24 | Класс Паукообразные | Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. | Дают общую характеристику класса Паукообразных, анализируют особенности организации паука-крестовика. Характеризуют разнообразие, распознают представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.81 | |
25 | Класс Насекомые | Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых | Дают общую характеристику класса Насекомых, анализируют особенности организации таракана. Различают типы развития насекомых. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.88 | |
26 | Размножение и многообразие насекомых | Отряды насекомых с полным и неполным превращением.Многообразие насекомых в биоценозах. Отряды насекомых. Класс Многоножки | Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие, сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов, приводят примеры. Описывают представителей класса Многоножки и приводят примеры представителей | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, коллекции | Стр.95 | |
27 | Экология и значение насекомых | Экология насекомых и их роль в биоценозах и жизни человека | Оценивают роль насекомых в приводе и значение для человека. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | Стр.97 | |
Тема 1.10 Тип Иглокожие | ||||||
28 | Тип Иглокожие. | Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение | Дают общую характеристику типа Иглокожие. Характеризуют основные группы иглокожих, приводят призеры представителей. Анализируют значение иглокожих в биоценозах | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.101 | |
29 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы Моллюски, Членистоногие, Иглокожие» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.59-107 повторить | |||
30 | Контрольная работа по теме «Моллюски и Членистоногие» | |||||
Тема 1.11 Тип Хордовые | ||||||
31 | Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные, Личиночно-хордовые, Позвоночные | Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения | Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Описывают систематику хордовых, давая оценку главным направлениям развития группы | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.108 | |
Тема 1.12. Надкласс Рыбы | ||||||
32 | Надкласс Рыбы | Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. | Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыбы. Выполняют практическую работу «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.113 | |
33 | Внутреннее строение рыб | Особенности внутреннего строения рыб | Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации ланцетников и рыб, результаты заносят в таблицу. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.115 | |
34 | Класс Хрящевые рыбы | Класс Хрящевые (акулы и скаты) рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. | Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.121 | |
35 | Класс Костные рыбы | Класс Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. | Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышашие и лучеперые рыбы. Анализируют особенности приспособления к среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.123 | |
36 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Рыбы». Экология и значение рыб | Экологическое и хозяйственное значение рыб | Характеризуют среду обитания рыб и их значение в биоценозах и для человека | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.119 | |
Тема 1.13 Класс Земноводные | ||||||
37 | Класс Земноводные, или Амфибии | Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. | Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации земноводных, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику земноводных и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.127 | |
38 | Размножение, многообразие, экология и значение земноводных | Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Экологическая роль и многообразие земноводных | Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности, связанные с околоводной средой обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение амфибий. Готовят презентацию «Древние Земноводные. Выход земноводных на сушу» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.134 | |
Тема 1.14 Класс Пресмыкающиеся | ||||||
39 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. | Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации амфибий и рептилий, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.138 | |
40 | Многообразие, экология и значение пресмыкающихся | Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся | Характеризуют многообразие пресмыкающихся, а также особенности приспособления к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий. Готовят презентацию «Древние Рептилии. Господство в воде, воздухе и на суше» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.144 | |
Тема 1.15 Класс Птицы | ||||||
41 | Класс Птицы | Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы. Покровы тела, скелет и мускулатура | Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации птиц, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и птиц, результаты заносят в таблицу. Отмечают приспособления птиц к полёту. Характеризуют систематику птиц, их происхождение и связь с первоптицами. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.147 | |
42 | Внутреннее строение птиц | Внутреннее строение птиц | Описывают строение, связывают с приспособленностью к полету | Стр. 152 | ||
43 | Многообразие птиц.Экология и значение птиц | Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности | Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.158 | |
44 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы Земноводные, Пресмыкающиеся и Птицы» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Повт. Стр. 127-166 | |||
Тема 1.16 Класс Млекопитающие | ||||||
45 | Класс Млекопитающие, или Звери. Покровы тела, скелет | Происхождение млекопитающих. Настоящие звери (плацентарные). Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. | Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.167 | |
46 | Внутреннее строение млекопитающих | Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. | Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих, результаты заносят в таблицу. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.172 | |
47 | Размножение и многообразие плацентарных млекопитающих | Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. | Характеризуют многообразие млекопитающих, описывают основные отряды. Приводят примеры представителей разных групп, характеризуют особенности приспособления к разным средам обитания. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.178 | |
48 | Сумчатые и Однопроходные | Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). | Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.184 | |
49 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие» | Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные) | Оценивают экологическое и хозяйственное значение млекопитающих. Объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку. Готовят презентации «Древние млекопитающие», «Основные отряды млекопитающих. Господство в воде, воздухе и на суше» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Повт. Стр.167-186 | |
Тема 1.17 Основные этапы развития животных | ||||||
50 | Основные этапы развития животных | Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечно-полостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. | Определяют и анализируют основные понятия: «эволюция», «естественный отбор», «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами развития Земли как космического тела. Анализируют родословное древо царства Животные. Прослеживают основные этапы развития животных, отмечая предковые формы и характеризуя потомков. Составляют сводную таблицу «Развитие животных по эрам и периодам» | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.187 | |
51 | Основные направления эволюции животных | Основные направления эволюции животных | Характеризуют ароморфоз, идиоадаптацию и дегенерацию как три направления эволюции | Учебник, рабочая тетрадь, презентация | Лекция и стр.189 | |
Тема 1.18 Животные и человек | ||||||
52 | Животные и человек | Значение животных для человека. История взаимоотношений человека и животных: охота и рыбная ловля древних людей. | Характеризуют значение разных групп животных для человека. Сравнивают, как менялись формы взаимоотношений человека и животных на протяжении человеческой истории. Оценивают экологическую роль диких и домашних животных в биоценозах | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.190 | |
53 | Домашние животные | Значение сельскохозяйственного производства для обеспечения человечества пищей. Роль животных в экосистемах. Домашние животные | Объясняют причины одомашнивания диких животных и возникновения животноводства. Характеризуют процесс одомашнивания и селекционную работу по выведению новых пород домашних, в том числе и сельскохозяйственных, животных. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Лекция, сообщения | |
54 | Контрольная работа по теме «Тип Хордовые» | |||||
Раздел 2. Вирусы (2 ч.) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий; — пути проникновения вирусов в организм; — этапы взаимодействия вируса и клетки; — меры профилактики вирусных заболеваний. Учащиеся должны уметь: — выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов; — объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток; — характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.); — осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации и использовать возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. | ||||||
Тема 2.1 Общая характеристика и свойства вирусов | ||||||
55 | Общая характеристика вирусов | Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. | Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, знакомятся с историей их открытия. На конкретных примерах показывают особенности организации вирусов как внутриклеточных паразитов на генетическом уровне. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.194 | |
56 | Свойства вирусов | Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов | Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных. Учатся применять необходимые меры профилактики вирусных заболеваний. Знакомятся с гипотезами возникновения вирусов | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.195, лекция | |
Раздел 3. Экосистема (12 часов) Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определение науки экологии; — абиотические и биотические факторы среды; — определение экологических систем; — определение биогеоценоза и его характеристики; — учение В. И. Вернадского о биосфере; — биотические круговороты; — характер преобразования планеты живыми организмами. Учащиеся должны уметь: — характеризовать взаимоотношения между организмами; — анализировать последствия деятельности человека на животных и природу в целом; — выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения; — приводить примеры цепей и сетей питания; — давать определение понятию экологическая пирамида; — характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления; — описывать круговороты основных химических элементов и воды; — сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; — устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов; — приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов; — выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы; — находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений; — находить значения терминов в словарях и справочниках; — выделять тезисы и делать конспект текста; — делать выводы из непосредственного наблюдения. Личностные результаты обучения — проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; — осознание ответственности и долга перед Родиной; — проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию; — формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии; — построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений; — формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; — соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности; — осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы; — умение реализовывать теоретические познания на практике; — осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами; — признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение; — проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранительном поприще; — умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения; — критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты; — осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; — формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Тема 3.1 Среда обитания. Экологические факторы | ||||||
57 | Абиотическиефакторы | Понятие среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. | Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещённость, температурный режим и др. Характеризуют интенсивность действия разных абиотических факторов. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.198 | |
58 | Биотические факторы. Формы взаимоотношений между организмами | Взаимоотношения между организмами. | Описывают биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.201 | |
59 | Антропогенные факторы. | Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения | Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.203 | |
Тема 3.2 Экосистема | ||||||
60 | Структура экосистемы | Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. | Определяют и анализируют понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Характеризуют компоненты биоценоза, дают характеристику продуцентам, консументам и редуцентам. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.206 | |
61 | Цепи и сети питания. Экологическая пирамида | Цепи и сети питания. Экологическая пирамида | Формулируют представления о цепях и сетях питания. Описывают и приводят примеры пирамид энергии, чисел и биомассы | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.208 | |
62 | Экскурсия в природу. Изучение структуры экосистем | |||||
Тема 3.3 Биосфера – глобальная экосистема | ||||||
63 | Понятие о биосфере. Границы биосферы. | Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. | Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.210 | |
64 | Экологические проблемы современности | Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления. Экологические проблемы | Характеризуют компоненты биосферы и влияние на них антропогенных факторов | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.211, лекция | |
Тема 3.4 Круговорот веществ в биосфере | ||||||
65 | Главная функция биосферы. Биотический круговороты воды и углерода. | Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. | Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода. | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.214 | |
66 | Круговорот азота, серы и фосфора | Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы | Характеризуют круговороты: азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.216 | |
Тема 3.5 Роль живых организмов в биосфере | ||||||
67 | Роль живых организмов в биосфере | Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд | Характеризуют преобразования планеты живыми организмами: изменение состава атмосферы, возникновение осадочных пород и почвы. Описывают процессы, приводящие к образованию полезных ископаемых | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы | Стр.219 | |
68 | Сохранение биологического разнообразия – условие устойчивости биосферы | Охрана видов. Нейтрализация негативного воздействия человека на природу | Объясняют причины исчезновения видов и смены экосистем | Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Учебно-методическое обеспечение
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров «Многообразие живых организмов.
Дополнительная литература для учителя и учащихся: 1)Пепеляева О.А. Сунцова И.В. Поурочное планирование по биологии 7-8 класс. М.: «ВАКО»2004. 2)Бровкина Е.Е. Рабочая тетрадь для 7-8 классов общеобразовательных заведений. М.: изд.дом «Генжер» 1995 3)Суматохин С.В., Сивоглазов В.И. Книга для учителя. Биология. Раздел «Животные». Методическое пособие для учителя. М.: 2000. 4)Никишов А.И. Дидактический материал по зоологии. Пособие для учителя и учащихся по биологии. М.: «РАУБ» «Цитадель» 1997. 5)Фросин В.Н.. Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ биология. Животные. М.: Дрофа, 2003 6) Гекалюк М.С. Биология 8 класс Тесты Саратов: Лицей, 2012 7) ) Гекалюк М.С. Биология 8 класс Промежуточный Экзамен. Саратов: Лицей, 2014 Материально-техническое обеспечение Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение соответствует перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет. Комплекты печатных демонстрационных пособий Коллекции Чучела позвоночных животных Скелеты позвоночных животных Комплекты микропрепаратов Мультимедийные средства обучения Инфо-уроки. 7 класс7класс
Интернет ресурсы : http://bio/1september.ru - газета «биология»,приложение к « 1 сентября» www.bio.natur.ru- научные новости биологии www.eidos.ru- Эйдос, центр дистанционного образования www.km.ru/education- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://www.ebio.ru/index-1.html
http://www.polezen.ru/interes/anatomy.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии "Многообразие живых организмов" 7 класс
Рабочая программа для 7 класса по биологии по линии Н.И.Сонина (УМК)Рабочая программа по биологии линии УМК Н.И.Сонина составлена на основе Федерального государственного образовательного ...
Рабочая программа учебного курса" Биология Живой организм" . 5 кл
Учебный курс « Живой организм» составлен с учетом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников...
Рабочая программа элективного курса "Многообразие живых организмов"
Элективный курс "Многообразие живых организмов" дает возможность наиболее тщательной обработке знаний по многообразию организмов, углублению знаний. Углубление и расширение знаний учащихся происходит ...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 2 класса на основе авторской программы: О.В Афанасьевой, И.В. Михеевой
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начальн...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 5 класса на основе авторской программы: О.В Афанасьевой, И.В. Михеевой
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начальн...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа
КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа...