Учебно-исследовательская деятельность учащихся
материал по краеведению по теме
Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках кубановедения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya_na_mo_obnovlennyy.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская деятельность учащихся
на уроках кубановедения.
Куба И. А., учитель кубановедения
МОУ ООШ № 99 г. Сочи
имени Героя России Д. Д. Тормахова
Введение предмета «Кубановедение» в школах Краснодарского края было вызвано насущной потребностью в формировании активной гражданской позиции молодежи. Всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками природы, населения, хозяйства своего края, своей местности, готовит школьников к активной социальной позиции и деятельности по возрождению и развитию родного края, своей малой Родины.
Поэтому сегодня недостаточно того, чтобы преподаватель просто объяснял материал, а учащийся запоминал и применял знания на практике. Хочу, чтобы мои ученики прониклись вечными ценностями добротой, гуманностью, милосердием, увидели вокруг себя мир гармонии и красоты, что очень трудно в нашей противоречивой жизни. Для этого необходимо растить личность, которая сможет самостоятельно открывать что-то новое, развивать свои творческие способности и самостоятельное мышление. Я считаю, что этому может способствовать применение учебно-исследовательской технологии на уроках и во внеурочное время при изучении предмета «Кубановедение».
Что это дает?
- Значительное повышение качества знаний учащихся.
- Повышение уровня активности школьников на уроке,
- Интеграцию между предметами различных образовательных областей.
- Умение работать с различными источниками информации, в том числе электронными, и анализировать ее.
- Профессиональное самоопределение учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся помогает увидеть красоту изучаемого предмета, ощутить радость от процесса исследования, научиться обнаруживать знакомое в незнакомом.
Исследовательская культура школьников формируется поэтапно, учитываются возрастные особенности детей, так как мыслительные умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи, навыки работы с книгой и другими источниками информации (у 5-классника и 9-классника они существенно отличаются).
Три уровня реализации учебно-исследовательского обучения
1 уровень – 5-6 кл. – педагог ставит проблему и намечает пути ее решения, само решение учащийся находит самостоятельно;
2 уровень – 7 – 9 кл. – педагог ставит проблему, пути, и методы решения проблемы ученик ищет самостоятельно;
3 уровень – 10-11 кл. – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.
Учебно-исследовательская деятельность имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы. Такая деятельность нацелена на учащегося, который сам овладевает понятиями и способом решения проблемы в процессе познания, под руководством учителя.
Для этого я помогаю ученику:
1) увидеть новую проблему в изучаемом материале, определить ее характер;
2) совместно с ребенком мы подбираем необходимые способы для решения проблемы и систематизируем их;
3) я показываю, как строится доказательная база в процессе выполнения задания на основе найденных фактов;
4) мы вместе формулируем выводы на основе решения проблемы, определяем возможное их количество.
В моей практике темы исследовательских работ учащихся были часто подсказаны ситуациями на уроках. На мой взгляд, выбор темы должен подчиняться правилам:
- быть интересной ученику, увлекать его;
- соответствовать возрастным особенностям учащегося, т. е. суметь это сделать;
- быть нестандартной, оригинальной, содержать новизну;
- ученик должен получить удовлетворение от своей работы (и учитель тоже –от своей деятельности и от работы ученика)
Исследовательская деятельность имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят.
Я работаю в основной школе учителем не только кубановедения, но и биологии, и географии. Эти предметы тесно связаны между собой и темы часто перекликаются. Я имею возможность использовать знания, полученные при изучении биологии и географии на уроках кубановедения. А так же региональный компонент использовать при изучении географии и биологии.
Считаю, что применение технологии исследовательской деятельности на уроках кубановедения и во внеклассной работе, необходимо начинать с 5 класса. Сначала работа проводится непосредственно под руководством учителя, затем постепенно переходит на боле высокий уровень самостоятельности.
Так в 5-6 классах предлагаю написать сообщение, доклад по заданной теме. Ребята, используя дополнительные источники информации, учатся выбирать главное, по существу, интересное. На уроке они делятся своей информацией с одноклассниками. Иногда, сообщение является толчком для творческой работы. Так, при изучении темы «Охраняемые растения» было предложено написать сообщение о Кавказских первоцветах. Некоторые ученики проявили свое творчество, нарисовав первые цветы, сделали фото и даже написали стихи. Некоторые работы стали участниками традиционного конкурса, проводимым Кавказским биосферным заповедником «Кавказские первоцветы» и заняли призовые места.
В 6 классе используем самый древний метод-метод наблюдения, ведем календарь погоды и фенологический календарь. Результаты наблюдения используем на уроках географии при изучении темы «Атмосфера». Строим «Розу ветров», вычисляем среднемесячную температуру и пр. Используя многолетние данные, следим за изменением климата в Лазаревском.
Команда учащихся «Гамбузия» из 6 класса принимает участие в интереснейшем интернет-проекте - Глобальная Лаборатория. Выбрана площадка для исследования. Школьников из самых разных уголков нашей страны, а также других стран объединяют наблюдения за погодой, проводим эксперименты. Есть возможность сравнивать и обобщать полученные данные, делать выводы. Возможно, наша работа продолжится научно-исследовательской деятельностью.
В 9 классе - на уроках географии изучаем национальный состав, проводя анализ национальностей по школьным журналам, сравниваем с изменением его по годам, связываем это изменение с историей Кубани и страны, а затем эти результаты мы используем в изучении темы «Население Кубани»
Некоторые дети, заинтересовавшись ………темой, продолжили ее изучение, и ее результаты были представлены на науно-практической конференции «Первые шаги в науку». Так, сообщение на тему «Топонимы Краснодарского края» заинтересовали Пивень Таню. Объектом ее изучения стали топонимы лазаревского района.
При изучении темы «Лишайники» и при проведении экскурсии ребята познакомились с различными группами лишайников, были ознакомлены с методикой проведения лихеноиндикации. Это послужило началом долгосрочного мониторинга за состоянием атмосферного воздуха в лазаревском районе. Эти наблюдения проводятся с 2002 года, несколькими группами. Дважды результаты этой работы представлялись на научно-практические конференции. Эта работа продолжается.
При изучении экологических проблем Краснодарского края ребята предложили провести мониторинг изучения отношения жителей поселка к качеству водоснабжения Лазаревского района. Ребята разработали вопросы к жителям, обработали данные, сделали выводы. Данная работа была представлена на научно-практической конференции.
Вот уже около 10 лет учащиеся нашей школы имеют возможность общения с легендарным моряком, яхтсменом, первым россиянином, совершившим кругосветную гонку «одиночников», Почетным Гражданином города Сочи – Виктором Аркадьевичем Языковым. Такое общение зажигает сердца ребят мечтой о высоком назначении человека, верой в мечту, учит трудолюбию, как добиться своей цели. На встречах он делится своими секретами достижения успеха.
Одна из таких встреч побудила написать небольшое сочинение о В. Языкове, тогда еще пятиклассника – Валентина Грицунова. Затем интерес возник к написанию статьи в газету, и более подробного изучения биографии знаменитого яхтсмена. Так постепенно накопился материал для создания научно-исследовательской работы о Почетном Гражданине города Сочи. Весь накопленный материал передан в Краеведческий музей города Сочи. Работа стала победителем в межрегиональном конкурсе «Галерея Славы юга России и Востока Украины», городской краеведческой конференции «Непознанное рядом» (1 место), научно-практической конференции «Первые шаги в науку» в секции историческое краеведение. Ребята выступают с инициативой установки памятного знака.
В качестве поощрения за проделанную работу мы были приглашены на заседание в Законодательное Собрание Краснодарского края, где мы представили свою работу перед молодыми депутатами. Были награждены Почетной грамотой и Благодарственным письмом.
Данная работа продолжается теперь на другом уровне. Ребята совместно с В.Языковым участвуют в проекте «Золотой Век России - начни с себя», который стартовал совсем недавно – 25 февраля 2013 года. В этом проекте Виктор Аркадьевич выступает в роли наставника для тех ребят, которые хотят измениться к лучшему, учит мечтать и достигать своих целей. Вместе с ними и я учусь, недаром говорится «Учиться и учить».
Вы также можете присоединиться к нашему проекту, основные положения которого можно прочитать в Контакте «Золотой Век России» Накопленный материал мы используем при изучении темы о выдающихся людях Краснодарского края.
Использование учебно-исследовательской деятельности способствует личностному росту учеников, знания становятся достоянием личности ребёнка, т. е. личностными качествами.
Несмотря на внешнюю сложность применяемой технологии, она замечательна ещё и тем, что разработка творческих проектов, проведение исследовательских работ по кубановедению значительно повышает мотивацию к изучению предмета. Обучение и воспитание эффективно в том случае, если у ребёнка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать.
Результат моей работы по применению учебно-исследовательской деятельности – это приобретение учащимися умений и навыков по самостоятельной организации своей работы, осуществление самооценки и умение самостоятельно изучать новую тему, применять свои знания на практике, которые они смогут использовать не только при изучении других предметов, но и во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ
Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его. Любить и у...
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)
В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...
Итоги методической недели «Реализация программы формирования компетенций обучающихся в области использования ИКТ, в учебно-исследовательской, проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО, ООО»
После проведения методической недели были проанализированы эффективность уроков по этому аспекту деятельности....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)
Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предм...
Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).
В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...