Учебно-исследовательская деятельность учащихся
материал по краеведению по теме

Куба Ирина Анатольевна

Учебно-исследовательская деятельность учащихся  на уроках кубановедения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya_na_mo_obnovlennyy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность учащихся

на уроках кубановедения.

Куба И. А., учитель кубановедения

МОУ ООШ № 99 г. Сочи

имени Героя России Д. Д. Тормахова

                 Введение  предмета «Кубановедение» в школах Краснодарского края  было вызвано насущной потребностью в формировании активной гражданской позиции молодежи. Всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками природы, населения, хозяйства своего края, своей местности, готовит школьников к активной  социальной позиции и деятельности по возрождению и развитию родного края, своей малой Родины.

Поэтому сегодня недостаточно того, чтобы преподаватель просто объяснял материал, а учащийся запоминал и применял знания на практике. Хочу,  чтобы мои ученики прониклись вечными ценностями добротой, гуманностью, милосердием, увидели вокруг себя мир гармонии и красоты, что очень трудно в нашей противоречивой жизни. Для этого необходимо растить  личность, которая сможет самостоятельно открывать что-то новое, развивать свои творческие способности и самостоятельное мышление. Я считаю, что этому может способствовать применение учебно-исследовательской технологии на уроках  и во внеурочное время при изучении предмета «Кубановедение».

Что это дает?

  1. Значительное повышение качества знаний учащихся.
  2. Повышение уровня активности школьников на уроке,
  3. Интеграцию между предметами различных образовательных областей.
  4. Умение работать с различными источниками информации, в том числе электронными, и анализировать ее.
  5. Профессиональное самоопределение учащихся.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся помогает увидеть красоту изучаемого предмета, ощутить   радость   от  процесса исследования, научиться обнаруживать знакомое в незнакомом.

Исследовательская  культура школьников формируется поэтапно, учитываются возрастные особенности детей, так как  мыслительные умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи, навыки работы с книгой и другими источниками информации (у 5-классника и 9-классника они существенно отличаются).

Три уровня реализации учебно-исследовательского обучения

1 уровень –  5-6 кл. – педагог ставит проблему и намечает пути ее решения, само решение учащийся находит самостоятельно;

2 уровень – 7 – 9 кл. – педагог ставит проблему, пути, и методы решения проблемы ученик ищет самостоятельно;

3 уровень – 10-11 кл. – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

Учебно-исследовательская деятельность имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы. Такая деятельность нацелена на учащегося, который  сам овладевает понятиями и способом решения проблемы в процессе познания, под руководством учителя.

Для этого я помогаю ученику:

1) увидеть новую проблему в изучаемом материале, определить ее характер;

2) совместно с ребенком мы подбираем необходимые способы для решения проблемы и систематизируем их;

3) я показываю, как строится  доказательная база в процессе выполнения задания на основе найденных фактов;

4) мы вместе формулируем выводы на основе решения проблемы, определяем  возможное их количество.

 В моей практике темы исследовательских работ учащихся были часто подсказаны ситуациями на уроках. На мой взгляд, выбор темы должен подчиняться правилам:

- быть интересной ученику, увлекать его;

- соответствовать возрастным особенностям учащегося, т. е. суметь это сделать;

- быть нестандартной, оригинальной, содержать новизну;

- ученик должен получить удовлетворение от своей работы (и учитель тоже –от своей деятельности и от работы ученика)

   

Исследовательская деятельность имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят.

Я работаю в основной школе учителем не только кубановедения, но и биологии, и географии. Эти предметы тесно связаны между собой и темы часто перекликаются. Я имею возможность использовать знания, полученные при изучении биологии и географии  на уроках  кубановедения. А так же региональный компонент использовать при изучении географии и биологии.

Считаю, что применение технологии исследовательской деятельности на уроках кубановедения и во внеклассной работе, необходимо начинать с 5 класса. Сначала работа проводится непосредственно под руководством учителя, затем постепенно переходит на боле высокий уровень самостоятельности.

Так в 5-6 классах  предлагаю написать сообщение, доклад по заданной теме.  Ребята, используя дополнительные источники информации, учатся выбирать главное, по существу, интересное. На уроке они делятся своей информацией с одноклассниками. Иногда, сообщение является толчком для творческой работы. Так, при изучении темы «Охраняемые растения» было предложено написать сообщение о Кавказских первоцветах. Некоторые ученики проявили свое творчество, нарисовав первые цветы, сделали фото и даже написали стихи. Некоторые работы стали участниками традиционного конкурса, проводимым Кавказским биосферным заповедником «Кавказские первоцветы» и заняли призовые места.

В 6 классе используем самый древний метод-метод наблюдения, ведем календарь погоды и фенологический календарь. Результаты наблюдения используем на уроках географии при изучении темы «Атмосфера». Строим «Розу ветров», вычисляем среднемесячную температуру  и пр. Используя многолетние данные, следим за изменением климата в Лазаревском.

Команда учащихся «Гамбузия» из 6 класса  принимает участие в  интереснейшем интернет-проекте - Глобальная Лаборатория.  Выбрана площадка для исследования. Школьников из самых разных уголков нашей страны, а также других стран  объединяют наблюдения за погодой, проводим   эксперименты. Есть возможность сравнивать и обобщать  полученные данные, делать выводы. Возможно, наша работа продолжится научно-исследовательской деятельностью.

В 9  классе -  на уроках географии изучаем национальный состав,  проводя анализ национальностей по школьным  журналам, сравниваем с изменением его по годам, связываем это изменение с историей Кубани и  страны, а затем эти результаты мы используем в изучении темы «Население Кубани»

Некоторые дети, заинтересовавшись ………темой, продолжили ее изучение, и ее результаты были представлены на науно-практической конференции «Первые шаги в науку». Так, сообщение на тему «Топонимы Краснодарского края» заинтересовали Пивень Таню. Объектом ее изучения стали топонимы лазаревского района.

При изучении темы  «Лишайники» и при проведении экскурсии ребята познакомились с различными группами лишайников, были ознакомлены с методикой проведения лихеноиндикации. Это  послужило  началом долгосрочного мониторинга за состоянием атмосферного воздуха в лазаревском районе. Эти наблюдения проводятся с 2002 года, несколькими группами. Дважды результаты этой работы представлялись на научно-практические конференции. Эта работа продолжается.

При изучении экологических проблем Краснодарского края ребята предложили провести мониторинг изучения отношения жителей поселка к  качеству водоснабжения Лазаревского района. Ребята разработали вопросы к жителям, обработали данные, сделали выводы. Данная работа была представлена на научно-практической конференции.

Вот уже около 10 лет учащиеся нашей школы имеют возможность общения с легендарным моряком, яхтсменом, первым россиянином, совершившим кругосветную гонку «одиночников», Почетным Гражданином города Сочи – Виктором Аркадьевичем Языковым. Такое общение   зажигает  сердца ребят мечтой о высоком назначении человека, верой в мечту, учит трудолюбию, как добиться своей цели. На встречах он делится своими секретами достижения успеха.

Одна из таких встреч побудила написать небольшое сочинение о В. Языкове, тогда еще пятиклассника – Валентина Грицунова. Затем интерес возник  к  написанию статьи в газету, и более подробного изучения биографии знаменитого яхтсмена. Так постепенно накопился материал для создания научно-исследовательской работы о Почетном Гражданине города Сочи. Весь накопленный материал передан в Краеведческий музей города Сочи.  Работа стала победителем в  межрегиональном конкурсе «Галерея Славы юга России и Востока Украины»,  городской краеведческой конференции «Непознанное рядом» (1 место), научно-практической конференции «Первые шаги в науку» в секции историческое краеведение. Ребята выступают с инициативой установки памятного знака.

В качестве поощрения за проделанную работу  мы  были приглашены на заседание  в Законодательное Собрание Краснодарского края, где мы представили свою работу перед молодыми депутатами.  Были награждены  Почетной грамотой и Благодарственным письмом.

Данная работа продолжается теперь на другом уровне. Ребята совместно с В.Языковым участвуют в проекте «Золотой Век России - начни с себя», который стартовал совсем недавно – 25 февраля 2013 года.  В этом проекте  Виктор Аркадьевич выступает в роли наставника для тех ребят, которые хотят измениться к лучшему, учит мечтать и достигать своих целей. Вместе с ними  и я учусь,  недаром говорится «Учиться и учить».

Вы также можете присоединиться к нашему проекту, основные положения которого можно прочитать в  Контакте «Золотой Век России» Накопленный материал мы используем при изучении темы о выдающихся людях  Краснодарского края.

Использование  учебно-исследовательской деятельности  способствует личностному росту учеников, знания становятся достоянием личности ребёнка, т. е. личностными качествами.

Несмотря на внешнюю сложность применяемой технологии, она замечательна ещё и тем, что разработка творческих проектов, проведение исследовательских работ по кубановедению значительно повышает мотивацию к изучению предмета. Обучение и воспитание эффективно в том случае, если у ребёнка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать.

Результат моей работы по применению учебно-исследовательской деятельности – это приобретение учащимися умений и навыков по самостоятельной организации своей работы, осуществление самооценки и умение самостоятельно изучать новую тему, применять свои знания на практике, которые они смогут использовать не только при изучении других предметов, но и во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)

Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предм...

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...