"Литература Вологодского края"
элективный курс по краеведению (6 класс) по теме

Рыжикова Ольга Ивановна

Данный курс предполагает знакомство учащихся с творчеством поэтов и прозаиков Вологодчины с целью приобщения их к литературе родного края. Программа позволяет также показать литературу нашего края в развитии и раскрыть её многожанровость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»

Элективный курс

«Литература Вологодского края»

6 класс

Учитель:  Рыжикова О. И.

2007 – 2008 уч. г.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»

Читатель всю жизнь читатель. Но для его формирования необходимо творческое освоение родной культуры, потребность в читательской активности, которая помогает свободному и яркому владению собственным словом.

Данный курс предполагает знакомство учащихся с творчеством поэтов и прозаиков Вологодчины с целью приобщения их к литературе родного края. Программа позволяет также показать литературу нашего края в развитии и раскрыть её многожанровость. Наряду с изучением биографических сведений об авторах и их художественных произведений в программу включены практические занятия по сбору и записи народных песен родного края, собирание пословиц, поговорок с местными говорами, их запись, составление «Малого словаря пословиц и поговорок малой Родины»,  сбору материала о красоте и величии родного края. В этой связи важно отметить обращение к произведениям литературы родного края: И.Д.ПолуяноваА.А. Романова, В.И.Белова, Яшина,  О.А.Фокиной  и др. Программа рассчитана на учащихся 6 класса и распределена на 17 часа:

  1. 2 часа – изучение   темы «Устное народное творчество в произведениях писателей Вологодчины»
  2. 12 часов - практическая часть и экскурсии;
  3. 2 часа - вступительная и заключительная беседы.

Данный элективный курс является логическим дополнением к курсу литературы основной школы и позволяет расширить представление учащихся о культурном богатстве родного края, развивать творческие способности за счёт личностно-ориентированного и индивидуального подхода.

1. Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием, основанном на традициях предков.

   2. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

- сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, устного народного творчества;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке произведений художественной литературы и устного народного творчества и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

использовать изучение произведений художественной литературы и устного народного творчествыа для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

   Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки.

   Программа элективного курса предлагает изучить произведения устного народного творчества и художественной литературы писателей Вологодской области.

   В этой связи важно отметить обращение к произведениям литературы родного края: И.Д.ПолуяноваА.А. Романова, В.И.Белова, Яшина,  О.А.Фокиной  и др. Особое место уделено изучению произведений УНТ.   В элективном курсе дается представление об этапах развития литературы родного края и ее шедеврах.

   3. Методы обучения. Одно из основных направлений преподавания литературы - организация работы по овладеванию учащимися прочными и осознанными знаниями. Конечно, изучить все произведения невозможно: на уроки отведено мало времени, и нужно трезво оценивать реальные возможности учащихся, напряженность учебного плана. При изучени этого курса целесообразно использовать все дополнительные резервы. Такие возможности заключены в творческом подходе к материалу тем. Вопрос о превращении тем монографических в обзорные, содержащие достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя, решается учителем в зависимости от обстоятельств.

Пояснительная записка

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, в овладении мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Цель  курса: формирование литературно-художественных умений и развитие творческих способностей учащихся. Помочь учащимся лучше узнать писателей-земляков, сориентироваться в этом литературно- художественном богатстве, которое создается в их родном крае. Формировать у учащихся  гордое чувство Родины, которая начинается там, где они делают первые шаги в большую жизнь. 

Задачи курса: помочь учащимся понять изучаемое произведение, представить себе его героев; разбудить и активизировать их фантазию, самостоятельную мысль, эмоциональное восприятие.

Основные требования к знаниям,умениям, навыкам  учащихся:

  

 - прочитать и под руководством учителя изучить произведения вологодских писателей;

 - уметь  давать оценку произведениям на основе личностного восприятия;

 - освоить знания по теории литературы;

 - овладеть культурой чтения;

 - уметь участвовать в беседе, писать отзыв о прочитанном произведении.

Формы контроля за знаниями учащихся:

1. Чтение произведений и их фрагментов наизусть.

2. Письменные и устные развернутые ответы на вопросы.

3. Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.

Учебно-тематический план



Тема занятия


Основные понятия


Виды деятельности учащихся


1.

2.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор

И.Д.Полуянов. «Честная Масленица».

А.А. Романов «Масленица».


Годичный  трудовой цикл, календарные песни, народный календарь, народная традиция, обряд, обрядовый фольклор.


Устный  пересказ, определение художественных  особенностей песен-колядок, обсуждение картины Б.М.Кустодиева  «Масленица».

Сбор и запись народных песен родного края.


3

4.

Пословицы и поговорки – малый жанр  УНТ

В.И.Белов «Искусство народного слова».

А.Я. Яшин «Родные слова».

О.А.Фокина  «Этот бает, а другой – гутарит…»


Говор, диалектизм, поговорка, пословица, современное звучание, устное народное творчество, философская мудрость, фольклор.


Устный рассказ о роли пословиц и поговорок в жизни человека; пословицы и поговорки, в которых используются слова вологодских говоров.

Собирание пословиц, поговорок с местными говорами, их запись, составление «Малого словаря пословиц и поговорок малой Родины»


5.


6.

Древнерусская литература

Северная Фиваида.

В.П.Астафьев «Видение».

Ю.М.Леднев «Спас-Камень».

Сказание о преподобном Иосафе Каменском.


Архитектурный ансамбль, добродетель, монастырь, нравственный идеал, преподобный. Святой, Северная Фиваида.


Пересказ текста, характеристика героя.


7.

8.

Народные умельцы-самородки

А.Г.Варюхичев «Левша из Белозерска».

Ю.М.Леднев «Каслинское литье».

 А.А.Романов «Полотенце», «Народный музей».


Мастерство, патриотический пафос, промыслы, самородок, сказ, ремесло.


Выразительное чтение одного из стихотворений, подбор материала о вологодских мастерах-умельцах. Оформление странички в альбом «Народные умельцы-самородки Верховажского края»



9.

10.

11.

12.

Человек и природа в творчестве писателей и поэтов ХХ века.

Ю.М.Леднев «Пеструха».

И.Д.Полуянов «Серые».

И.Д.Полуянов «Золотые лапотки».

И.Д.Полуянов «Плач на пеньке».


Авторский взгляд, гуманизм, гражданская позиция, литературная традиция, олицетворение, охрана природы, проблема, сюжет, тема произведения, экология.


Беседа по прочитанному произведению, устное сочинение: «Не верю, что звери не говорят».



13.


14.


15.

Стихотворения вологодских поэтов о родной природе

Н.А.Клюев «Черны проталины, навозом…», «Уже хоронится от слежки…».

Н.М.Рубцов «Жеребенок», «Про зайца», «Добрый Филя».

А.А.Романов «Родина».


Изобразительно-выразительные средства, лирика, мироощущение, пейзажные зарисовки, пейзажная лирика, обобщающий образ.


Беседа по прочитанным произведениям; нахождение художественных средств, используемых авторами.





16.


17.

Стихотворения о Великой Отечественной войне

Поэты-вологжане – участники Великой Отечественной войны.

С.С.Орлов «После марша», «Живая вода».

А.Я.Яшин «Живая вода».


Автобиографичность, героизм, мужество, патриотизм, самоотверженность.


Выразительное чтение стихотворений наизусть, беседа по прочитанному.

Литература

  1. Литература Вологодского края. Хрестоматия 5-6 классы.
  2. .Полуянов И.Д. «Месяцеслов».
  3. Белов В.И. «Лад».
  4. Варюхичев А.Г. «Сказы о самородках»
  5. Сказки, песни, частушки Вологодского края. Под ред. В.В.Гуры.



Предварительный просмотр:

МОУ « Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»

Элективный курс

«Литература Вологодского края»

6 класс

Учитель:  Рыжикова О. И.

2007 – 2008 уч. г.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»

Читатель всю жизнь читатель. Но для его формирования необходимо творческое освоение родной культуры, потребность в читательской активности, которая помогает свободному и яркому владению собственным словом.

Данный курс предполагает знакомство учащихся с творчеством поэтов и прозаиков Вологодчины с целью приобщения их к литературе родного края. Программа позволяет также показать литературу нашего края в развитии и раскрыть её многожанровость. Наряду с изучением биографических сведений об авторах и их художественных произведений в программу включены практические занятия по сбору и записи народных песен родного края, собирание пословиц, поговорок с местными говорами, их запись, составление «Малого словаря пословиц и поговорок малой Родины»,  сбору материала о красоте и величии родного края. В этой связи важно отметить обращение к произведениям литературы родного края: И.Д.ПолуяноваА.А. Романова, В.И.Белова, Яшина,  О.А.Фокиной  и др. Программа рассчитана на учащихся 6 класса и распределена на 17 часа:

  1. 2 часа – изучение   темы «Устное народное творчество в произведениях писателей Вологодчины»
  2. 12 часов - практическая часть и экскурсии;
  3. 2 часа - вступительная и заключительная беседы.

Данный элективный курс является логическим дополнением к курсу литературы основной школы и позволяет расширить представление учащихся о культурном богатстве родного края, развивать творческие способности за счёт личностно-ориентированного и индивидуального подхода.

1. Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием, основанном на традициях предков.

   2. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

- сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, устного народного творчества;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке произведений художественной литературы и устного народного творчества и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

использовать изучение произведений художественной литературы и устного народного творчествыа для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

   Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки.

   Программа элективного курса предлагает изучить произведения устного народного творчества и художественной литературы писателей Вологодской области.

   В этой связи важно отметить обращение к произведениям литературы родного края: И.Д.ПолуяноваА.А. Романова, В.И.Белова, Яшина,  О.А.Фокиной  и др. Особое место уделено изучению произведений УНТ.   В элективном курсе дается представление об этапах развития литературы родного края и ее шедеврах.

   3. Методы обучения. Одно из основных направлений преподавания литературы - организация работы по овладеванию учащимися прочными и осознанными знаниями. Конечно, изучить все произведения невозможно: на уроки отведено мало времени, и нужно трезво оценивать реальные возможности учащихся, напряженность учебного плана. При изучени этого курса целесообразно использовать все дополнительные резервы. Такие возможности заключены в творческом подходе к материалу тем. Вопрос о превращении тем монографических в обзорные, содержащие достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя, решается учителем в зависимости от обстоятельств.

Пояснительная записка

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, в овладении мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Цель  курса: формирование литературно-художественных умений и развитие творческих способностей учащихся. Помочь учащимся лучше узнать писателей-земляков, сориентироваться в этом литературно- художественном богатстве, которое создается в их родном крае. Формировать у учащихся  гордое чувство Родины, которая начинается там, где они делают первые шаги в большую жизнь. 

Задачи курса: помочь учащимся понять изучаемое произведение, представить себе его героев; разбудить и активизировать их фантазию, самостоятельную мысль, эмоциональное восприятие.

Основные требования к знаниям,умениям, навыкам  учащихся:

  

 - прочитать и под руководством учителя изучить произведения вологодских писателей;

 - уметь  давать оценку произведениям на основе личностного восприятия;

 - освоить знания по теории литературы;

 - овладеть культурой чтения;

 - уметь участвовать в беседе, писать отзыв о прочитанном произведении.

Формы контроля за знаниями учащихся:

1. Чтение произведений и их фрагментов наизусть.

2. Письменные и устные развернутые ответы на вопросы.

3. Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.

Учебно-тематический план



Тема занятия


Основные понятия


Виды деятельности учащихся


1.

2.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор

И.Д.Полуянов. «Честная Масленица».

А.А. Романов «Масленица».


Годичный  трудовой цикл, календарные песни, народный календарь, народная традиция, обряд, обрядовый фольклор.


Устный  пересказ, определение художественных  особенностей песен-колядок, обсуждение картины Б.М.Кустодиева  «Масленица».

Сбор и запись народных песен родного края.


3

4.

Пословицы и поговорки – малый жанр  УНТ

В.И.Белов «Искусство народного слова».

А.Я. Яшин «Родные слова».

О.А.Фокина  «Этот бает, а другой – гутарит…»


Говор, диалектизм, поговорка, пословица, современное звучание, устное народное творчество, философская мудрость, фольклор.


Устный рассказ о роли пословиц и поговорок в жизни человека; пословицы и поговорки, в которых используются слова вологодских говоров.

Собирание пословиц, поговорок с местными говорами, их запись, составление «Малого словаря пословиц и поговорок малой Родины»


5.


6.

Древнерусская литература

Северная Фиваида.

В.П.Астафьев «Видение».

Ю.М.Леднев «Спас-Камень».

Сказание о преподобном Иосафе Каменском.


Архитектурный ансамбль, добродетель, монастырь, нравственный идеал, преподобный. Святой, Северная Фиваида.


Пересказ текста, характеристика героя.


7.

8.

Народные умельцы-самородки

А.Г.Варюхичев «Левша из Белозерска».

Ю.М.Леднев «Каслинское литье».

 А.А.Романов «Полотенце», «Народный музей».


Мастерство, патриотический пафос, промыслы, самородок, сказ, ремесло.


Выразительное чтение одного из стихотворений, подбор материала о вологодских мастерах-умельцах. Оформление странички в альбом «Народные умельцы-самородки Верховажского края»



9.

10.

11.

12.

Человек и природа в творчестве писателей и поэтов ХХ века.

Ю.М.Леднев «Пеструха».

И.Д.Полуянов «Серые».

И.Д.Полуянов «Золотые лапотки».

И.Д.Полуянов «Плач на пеньке».


Авторский взгляд, гуманизм, гражданская позиция, литературная традиция, олицетворение, охрана природы, проблема, сюжет, тема произведения, экология.


Беседа по прочитанному произведению, устное сочинение: «Не верю, что звери не говорят».



13.


14.


15.

Стихотворения вологодских поэтов о родной природе

Н.А.Клюев «Черны проталины, навозом…», «Уже хоронится от слежки…».

Н.М.Рубцов «Жеребенок», «Про зайца», «Добрый Филя».

А.А.Романов «Родина».


Изобразительно-выразительные средства, лирика, мироощущение, пейзажные зарисовки, пейзажная лирика, обобщающий образ.


Беседа по прочитанным произведениям; нахождение художественных средств, используемых авторами.





16.


17.

Стихотворения о Великой Отечественной войне

Поэты-вологжане – участники Великой Отечественной войны.

С.С.Орлов «После марша», «Живая вода».

А.Я.Яшин «Живая вода».


Автобиографичность, героизм, мужество, патриотизм, самоотверженность.


Выразительное чтение стихотворений наизусть, беседа по прочитанному.

Литература

  1. Литература Вологодского края. Хрестоматия 5-6 классы.
  2. .Полуянов И.Д. «Месяцеслов».
  3. Белов В.И. «Лад».
  4. Варюхичев А.Г. «Сказы о самородках»
  5. Сказки, песни, частушки Вологодского края. Под ред. В.В.Гуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литература Вологодского края"

Рабочая программа курса "Литература Вологодского края" в 5 классе....

Литература. 6 класс. Основная школа. Модульный факультативный курс «Литература родного края».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития литературы Южного Урала: фольклором, публицистикой, художественной литературой. Также включены уроки развития речи и обучения выразительному чтению....

Программа курса «Литература Вологодского края»

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе. Она ориентирована на формировани...

Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...

Программа элективного курса по литературе в 8 классе "Гражданское воспитание на примере литературы родного края"

Данная работа прошла экспертную редакционную оценку и получила положительное заключение оргкомитета официального сайта "Моя Югра".                ...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...


 

Комментарии

Рыжикова Ольга Ивановна

Данный курс предполагает знакомство учащихся с творчеством поэтов и прозаиков Вологодчины с целью приобщения их к литературе родного края. Программа позволяет также показать литературу нашего края в развитии и раскрыть её многожанровость.