"Литература Вологодского края"
элективный курс по краеведению (6 класс) по теме
Данный курс предполагает знакомство учащихся с творчеством поэтов и прозаиков Вологодчины с целью приобщения их к литературе родного края. Программа позволяет также показать литературу нашего края в развитии и раскрыть её многожанровость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс по литературе 6 класс | 56.5 КБ |
elektivnyy_kurs_po_literature.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс
«Литература Вологодского края»
6 класс
Учитель: Рыжикова О. И.
2007 – 2008 уч. г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»
Читатель всю жизнь читатель. Но для его формирования необходимо творческое освоение родной культуры, потребность в читательской активности, которая помогает свободному и яркому владению собственным словом.
Данный курс предполагает знакомство учащихся с творчеством поэтов и прозаиков Вологодчины с целью приобщения их к литературе родного края. Программа позволяет также показать литературу нашего края в развитии и раскрыть её многожанровость. Наряду с изучением биографических сведений об авторах и их художественных произведений в программу включены практические занятия по сбору и записи народных песен родного края, собирание пословиц, поговорок с местными говорами, их запись, составление «Малого словаря пословиц и поговорок малой Родины», сбору материала о красоте и величии родного края. В этой связи важно отметить обращение к произведениям литературы родного края: И.Д.ПолуяноваА.А. Романова, В.И.Белова, Яшина, О.А.Фокиной и др. Программа рассчитана на учащихся 6 класса и распределена на 17 часа:
- 2 часа – изучение темы «Устное народное творчество в произведениях писателей Вологодчины»
- 12 часов - практическая часть и экскурсии;
- 2 часа - вступительная и заключительная беседы.
Данный элективный курс является логическим дополнением к курсу литературы основной школы и позволяет расширить представление учащихся о культурном богатстве родного края, развивать творческие способности за счёт личностно-ориентированного и индивидуального подхода.
1. Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием, основанном на традициях предков.
2. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
- сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, устного народного творчества;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке произведений художественной литературы и устного народного творчества и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение произведений художественной литературы и устного народного творчествыа для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки.
Программа элективного курса предлагает изучить произведения устного народного творчества и художественной литературы писателей Вологодской области.
В этой связи важно отметить обращение к произведениям литературы родного края: И.Д.ПолуяноваА.А. Романова, В.И.Белова, Яшина, О.А.Фокиной и др. Особое место уделено изучению произведений УНТ. В элективном курсе дается представление об этапах развития литературы родного края и ее шедеврах.
3. Методы обучения. Одно из основных направлений преподавания литературы - организация работы по овладеванию учащимися прочными и осознанными знаниями. Конечно, изучить все произведения невозможно: на уроки отведено мало времени, и нужно трезво оценивать реальные возможности учащихся, напряженность учебного плана. При изучени этого курса целесообразно использовать все дополнительные резервы. Такие возможности заключены в творческом подходе к материалу тем. Вопрос о превращении тем монографических в обзорные, содержащие достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя, решается учителем в зависимости от обстоятельств.
Пояснительная записка
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, в овладении мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Цель курса: формирование литературно-художественных умений и развитие творческих способностей учащихся. Помочь учащимся лучше узнать писателей-земляков, сориентироваться в этом литературно- художественном богатстве, которое создается в их родном крае. Формировать у учащихся гордое чувство Родины, которая начинается там, где они делают первые шаги в большую жизнь.
Задачи курса: помочь учащимся понять изучаемое произведение, представить себе его героев; разбудить и активизировать их фантазию, самостоятельную мысль, эмоциональное восприятие.
Основные требования к знаниям,умениям, навыкам учащихся:
- прочитать и под руководством учителя изучить произведения вологодских писателей;
- уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия;
- освоить знания по теории литературы;
- овладеть культурой чтения;
- уметь участвовать в беседе, писать отзыв о прочитанном произведении.
Формы контроля за знаниями учащихся:
1. Чтение произведений и их фрагментов наизусть.
2. Письменные и устные развернутые ответы на вопросы.
3. Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Основные понятия | Виды деятельности учащихся |
1. 2. | Устное народное творчество Обрядовый фольклор И.Д.Полуянов. «Честная Масленица». А.А. Романов «Масленица». | Годичный трудовой цикл, календарные песни, народный календарь, народная традиция, обряд, обрядовый фольклор. | Устный пересказ, определение художественных особенностей песен-колядок, обсуждение картины Б.М.Кустодиева «Масленица». Сбор и запись народных песен родного края. |
3 4. | Пословицы и поговорки – малый жанр УНТ В.И.Белов «Искусство народного слова». А.Я. Яшин «Родные слова». О.А.Фокина «Этот бает, а другой – гутарит…» | Говор, диалектизм, поговорка, пословица, современное звучание, устное народное творчество, философская мудрость, фольклор. | Устный рассказ о роли пословиц и поговорок в жизни человека; пословицы и поговорки, в которых используются слова вологодских говоров. Собирание пословиц, поговорок с местными говорами, их запись, составление «Малого словаря пословиц и поговорок малой Родины» |
5. 6. | Древнерусская литература Северная Фиваида. В.П.Астафьев «Видение». Ю.М.Леднев «Спас-Камень». Сказание о преподобном Иосафе Каменском. | Архитектурный ансамбль, добродетель, монастырь, нравственный идеал, преподобный. Святой, Северная Фиваида. | Пересказ текста, характеристика героя. |
7. 8. | Народные умельцы-самородки А.Г.Варюхичев «Левша из Белозерска». Ю.М.Леднев «Каслинское литье». А.А.Романов «Полотенце», «Народный музей». | Мастерство, патриотический пафос, промыслы, самородок, сказ, ремесло. | Выразительное чтение одного из стихотворений, подбор материала о вологодских мастерах-умельцах. Оформление странички в альбом «Народные умельцы-самородки Верховажского края» |
9. 10. 11. 12. | Человек и природа в творчестве писателей и поэтов ХХ века. Ю.М.Леднев «Пеструха». И.Д.Полуянов «Серые». И.Д.Полуянов «Золотые лапотки». И.Д.Полуянов «Плач на пеньке». | Авторский взгляд, гуманизм, гражданская позиция, литературная традиция, олицетворение, охрана природы, проблема, сюжет, тема произведения, экология. | Беседа по прочитанному произведению, устное сочинение: «Не верю, что звери не говорят». |
13. 14. 15. | Стихотворения вологодских поэтов о родной природе Н.А.Клюев «Черны проталины, навозом…», «Уже хоронится от слежки…». Н.М.Рубцов «Жеребенок», «Про зайца», «Добрый Филя». А.А.Романов «Родина». | Изобразительно-выразительные средства, лирика, мироощущение, пейзажные зарисовки, пейзажная лирика, обобщающий образ. | Беседа по прочитанным произведениям; нахождение художественных средств, используемых авторами. |
16. 17. | Стихотворения о Великой Отечественной войне Поэты-вологжане – участники Великой Отечественной войны. С.С.Орлов «После марша», «Живая вода». А.Я.Яшин «Живая вода». | Автобиографичность, героизм, мужество, патриотизм, самоотверженность. | Выразительное чтение стихотворений наизусть, беседа по прочитанному. |
Литература
- Литература Вологодского края. Хрестоматия 5-6 классы.
- .Полуянов И.Д. «Месяцеслов».
- Белов В.И. «Лад».
- Варюхичев А.Г. «Сказы о самородках»
- Сказки, песни, частушки Вологодского края. Под ред. В.В.Гуры.
Предварительный просмотр:
МОУ « Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс
«Литература Вологодского края»
6 класс
Учитель: Рыжикова О. И.
2007 – 2008 уч. г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ»
Читатель всю жизнь читатель. Но для его формирования необходимо творческое освоение родной культуры, потребность в читательской активности, которая помогает свободному и яркому владению собственным словом.
Данный курс предполагает знакомство учащихся с творчеством поэтов и прозаиков Вологодчины с целью приобщения их к литературе родного края. Программа позволяет также показать литературу нашего края в развитии и раскрыть её многожанровость. Наряду с изучением биографических сведений об авторах и их художественных произведений в программу включены практические занятия по сбору и записи народных песен родного края, собирание пословиц, поговорок с местными говорами, их запись, составление «Малого словаря пословиц и поговорок малой Родины», сбору материала о красоте и величии родного края. В этой связи важно отметить обращение к произведениям литературы родного края: И.Д.ПолуяноваА.А. Романова, В.И.Белова, Яшина, О.А.Фокиной и др. Программа рассчитана на учащихся 6 класса и распределена на 17 часа:
- 2 часа – изучение темы «Устное народное творчество в произведениях писателей Вологодчины»
- 12 часов - практическая часть и экскурсии;
- 2 часа - вступительная и заключительная беседы.
Данный элективный курс является логическим дополнением к курсу литературы основной школы и позволяет расширить представление учащихся о культурном богатстве родного края, развивать творческие способности за счёт личностно-ориентированного и индивидуального подхода.
1. Главнейшая цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием, основанном на традициях предков.
2. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
- сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений, устного народного творчества;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке произведений художественной литературы и устного народного творчества и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение произведений художественной литературы и устного народного творчествыа для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки.
Программа элективного курса предлагает изучить произведения устного народного творчества и художественной литературы писателей Вологодской области.
В этой связи важно отметить обращение к произведениям литературы родного края: И.Д.ПолуяноваА.А. Романова, В.И.Белова, Яшина, О.А.Фокиной и др. Особое место уделено изучению произведений УНТ. В элективном курсе дается представление об этапах развития литературы родного края и ее шедеврах.
3. Методы обучения. Одно из основных направлений преподавания литературы - организация работы по овладеванию учащимися прочными и осознанными знаниями. Конечно, изучить все произведения невозможно: на уроки отведено мало времени, и нужно трезво оценивать реальные возможности учащихся, напряженность учебного плана. При изучени этого курса целесообразно использовать все дополнительные резервы. Такие возможности заключены в творческом подходе к материалу тем. Вопрос о превращении тем монографических в обзорные, содержащие достаточно лаконичный материал о жизни и творчестве писателя, решается учителем в зависимости от обстоятельств.
Пояснительная записка
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, в овладении мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Цель курса: формирование литературно-художественных умений и развитие творческих способностей учащихся. Помочь учащимся лучше узнать писателей-земляков, сориентироваться в этом литературно- художественном богатстве, которое создается в их родном крае. Формировать у учащихся гордое чувство Родины, которая начинается там, где они делают первые шаги в большую жизнь.
Задачи курса: помочь учащимся понять изучаемое произведение, представить себе его героев; разбудить и активизировать их фантазию, самостоятельную мысль, эмоциональное восприятие.
Основные требования к знаниям,умениям, навыкам учащихся:
- прочитать и под руководством учителя изучить произведения вологодских писателей;
- уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия;
- освоить знания по теории литературы;
- овладеть культурой чтения;
- уметь участвовать в беседе, писать отзыв о прочитанном произведении.
Формы контроля за знаниями учащихся:
1. Чтение произведений и их фрагментов наизусть.
2. Письменные и устные развернутые ответы на вопросы.
3. Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Основные понятия | Виды деятельности учащихся |
1. 2. | Устное народное творчество Обрядовый фольклор И.Д.Полуянов. «Честная Масленица». А.А. Романов «Масленица». | Годичный трудовой цикл, календарные песни, народный календарь, народная традиция, обряд, обрядовый фольклор. | Устный пересказ, определение художественных особенностей песен-колядок, обсуждение картины Б.М.Кустодиева «Масленица». Сбор и запись народных песен родного края. |
3 4. | Пословицы и поговорки – малый жанр УНТ В.И.Белов «Искусство народного слова». А.Я. Яшин «Родные слова». О.А.Фокина «Этот бает, а другой – гутарит…» | Говор, диалектизм, поговорка, пословица, современное звучание, устное народное творчество, философская мудрость, фольклор. | Устный рассказ о роли пословиц и поговорок в жизни человека; пословицы и поговорки, в которых используются слова вологодских говоров. Собирание пословиц, поговорок с местными говорами, их запись, составление «Малого словаря пословиц и поговорок малой Родины» |
5. 6. | Древнерусская литература Северная Фиваида. В.П.Астафьев «Видение». Ю.М.Леднев «Спас-Камень». Сказание о преподобном Иосафе Каменском. | Архитектурный ансамбль, добродетель, монастырь, нравственный идеал, преподобный. Святой, Северная Фиваида. | Пересказ текста, характеристика героя. |
7. 8. | Народные умельцы-самородки А.Г.Варюхичев «Левша из Белозерска». Ю.М.Леднев «Каслинское литье». А.А.Романов «Полотенце», «Народный музей». | Мастерство, патриотический пафос, промыслы, самородок, сказ, ремесло. | Выразительное чтение одного из стихотворений, подбор материала о вологодских мастерах-умельцах. Оформление странички в альбом «Народные умельцы-самородки Верховажского края» |
9. 10. 11. 12. | Человек и природа в творчестве писателей и поэтов ХХ века. Ю.М.Леднев «Пеструха». И.Д.Полуянов «Серые». И.Д.Полуянов «Золотые лапотки». И.Д.Полуянов «Плач на пеньке». | Авторский взгляд, гуманизм, гражданская позиция, литературная традиция, олицетворение, охрана природы, проблема, сюжет, тема произведения, экология. | Беседа по прочитанному произведению, устное сочинение: «Не верю, что звери не говорят». |
13. 14. 15. | Стихотворения вологодских поэтов о родной природе Н.А.Клюев «Черны проталины, навозом…», «Уже хоронится от слежки…». Н.М.Рубцов «Жеребенок», «Про зайца», «Добрый Филя». А.А.Романов «Родина». | Изобразительно-выразительные средства, лирика, мироощущение, пейзажные зарисовки, пейзажная лирика, обобщающий образ. | Беседа по прочитанным произведениям; нахождение художественных средств, используемых авторами. |
16. 17. | Стихотворения о Великой Отечественной войне Поэты-вологжане – участники Великой Отечественной войны. С.С.Орлов «После марша», «Живая вода». А.Я.Яшин «Живая вода». | Автобиографичность, героизм, мужество, патриотизм, самоотверженность. | Выразительное чтение стихотворений наизусть, беседа по прочитанному. |
Литература
- Литература Вологодского края. Хрестоматия 5-6 классы.
- .Полуянов И.Д. «Месяцеслов».
- Белов В.И. «Лад».
- Варюхичев А.Г. «Сказы о самородках»
- Сказки, песни, частушки Вологодского края. Под ред. В.В.Гуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Литература Вологодского края"
Рабочая программа курса "Литература Вологодского края" в 5 классе....
Литература. 6 класс. Основная школа. Модульный факультативный курс «Литература родного края».
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития литературы Южного Урала: фольклором, публицистикой, художественной литературой. Также включены уроки развития речи и обучения выразительному чтению....
Программа курса «Литература Вологодского края»
Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе. Она ориентирована на формировани...
Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...
Разработка урока литературы. Своеобразие любовной лирики Ю.В. Жадовской/Курс «Литература Костромского края. 10 класс.
Знакомство с гуманистическим пафосом любовной лирикой Ю.В. Жадовской...
Программа элективного курса по литературе в 8 классе "Гражданское воспитание на примере литературы родного края"
Данная работа прошла экспертную редакционную оценку и получила положительное заключение оргкомитета официального сайта "Моя Югра". ...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...
Комментарии
Литература Вологодского края
Данный курс предполагает знакомство учащихся с творчеством поэтов и прозаиков Вологодчины с целью приобщения их к литературе родного края. Программа позволяет также показать литературу нашего края в развитии и раскрыть её многожанровость.