Разработка урока литературы. Своеобразие любовной лирики Ю.В. Жадовской/Курс «Литература Костромского края. 10 класс.
план-конспект урока по краеведению (10 класс) на тему
Знакомство с гуманистическим пафосом любовной лирикой Ю.В. Жадовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheska_karta_literatura_10a.docx | 761.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы.
Своеобразие любовной лирики Ю.В. Жадовской.
Курс «Литература Костромского края.
10 класс.
Автор: Соснина Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2
городского округа город Волгореченск Костромской области».
Тема урок | Своеобразие любовной лирики Ю.В. Жадовской. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цель урока | Знакомство с гуманистическим пафосом любовной лирикой Ю.В. Жадовской. |
Задачи | 1. Совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст. 2. Развивать умение внимательного, вдумчивого, выразительного чтения поэтических произведений. 3. Создать условия для формирования эстетического вкуса, воспитывать культуру поведения учащихся. |
Технология обучения | Технология творческих мастерских. |
Форма урока | Урок – практикум (2часа). |
УМК Место урока в рабочей программе. | «Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области» (научный редактор: доктор филологических наук, профессор Лебедев Ю. В.) 1ур. Ю.В. Жадовская. Личность. Судьба. 2-3ур. Своеобразие любовной лирики Ю.В. Жадовской. |
Оборудование | Презентация. Раздаточный материал приложений №1,2,4. Лист самооценки и взаимооценки. |
Планируемый результат Метапредметные познавательные УУД коммуникативные УУД регулятивные УУД личностный результат Предметный результат | Уметь осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, выводы. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции. Понять суть духовных ценностей (любовь, жертвенность, прощение ближнего), которые делают человека богаче и щедрее; развивать творческие способности; речевую культуру; обогащать словарный запас; иметь способность к самооценке своих действ. Заинтересовать творчеством Ю.В. Жадовской , уметь анализировать поэтический текст. |
Технологическая карта.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. | УУД. |
1. Организационный момент. Мотивация к деятельности. | Обращает внимание учащихся на эпиграф: «Я в мире промелькну падучею звездой, Которую, поверь, немногие заметят…» – так написала о себе Ю.В. Жадовская. Но она ошиблась. И сегодня я предлагаю вам, погрузится в её художественный мир. | Слушают. | |
2.Постановка цели урока. | Организует работу по формулированию тему и цели урока. а) Прочитайте первое опубликованное стихотворение Ю.В. Жадовской «Водяной». Подумайте, о чём оно. Лучший перл таится б) Прочитайте стихи Ю.В. Жадовской Приложение №1. Что объединяет их? Сформулируйте тему урока. Определите учебную задачу урока. | Высказывают предположения. Душа в стихотворении сравнивается с морем. Как буря волнует море, так и чувство волнует душу. И всё прекрасное в человеке рождается в этих душевных бореньях. Все они о любви. Тема любви в творчестве Ю.В. Жадовской. Проследить, как развивается тема любви в творчестве костромской поэтессы XIX века Ю.В. Жадовской. | Познавательные УУД: выдвигают гипотезу и обосновывают её, используют ознакомительное и изучающее чтение. Регулятивные УУД: формулируют тему урока и цель. Коммуникативные УУД: свободно излагают свои мысли в устной форме |
3.Открытие нового знания. | Организует работу, используя метод образного видения. А сейчас почувствуйте себя в роли художников. Мысленно представьте, что у вас в руках краски и кисти. Какую цветовую гамму вы используете для того, чтобы передать на холсте чувства, которые возникают у вас, когда звучит слово любовь. Какие разные вы использовали краски. Вы верно определили цветовую гамму стихов. Ю.В. Жадовская использует контрастное изображение этой темы в своих произведениях. | Работа в группах Афиширование творческих работ. | Познавательные УУД: выдвигают гипотезу и обосновывают её, анализируют, сравнивают, обобщают. Регулятивные УУД: высказывают предположения на основе наблюдений. Коммуникативные УУД: свободно излагают свои мысли в устной форме. |
4. Первичное закрепление знаний. | Организует работу с поэтическим текстом, используя метод ключевых слов. Проследите, какие образы создает в своих стихах поэтесса. Выделите ключевые слова. Определите средства выразительности. 1 группа «Ты скоро меня позабудешь». После выступления группы задаётся вопрос к классу. Какая же любовь изображена в данном лирическом произведении? Составляется кластер. Приложение №2. 2 группа «Я всё ещё, безумная, его люблю». После выступления группы задаётся вопрос к классу. Какую грань любви мы увидели в этом стихотворении? 3 группа «Признание». После выступления группы задаётся вопрос к классу. Какая предстаёт любовь в этом стихотворении? группа «Прощай». После выступления группы задаётся вопрос к классу. Какой мы видим любовь в этом стихотворении? Заполняется лист самооценки и взаимооценки. Приложение №5. | Работа в группах Работа с поэтическим текстом. Афиширование творческих работ. Тема данного стихотворения – любовь девушки, покинутой её избранником. Юлия Жадовская показывает чувства и переживания бедной девушки, которая находит в себе силы простить своего возлюбленного. Лирическая героиня не упрекает его ни в чём, стойко переносит свои страдания, держит их внутри себя. Стихотворение построено на приёме контраста – глубоким переживаниям лирической героини противопоставлены чувства юноши-повесы (« Ты скоро меня позабудешь, Но я не забуду тебя», «Ты в жизни разлюбишь, полюбишь, А я – никого, никогда!»). Подчёркивают уверенность героини в своих силах перенести измену и предательство восклицательные предложения. Стихотворение грустное, с одной стороны, но, с другой, в нём слышны волевые интонации, поскольку о страдании героини никто не узнает, только могила. Вывод: Любовь жертвенная, самоотверженная. Тема этого стихотворения – непроходящая любовь. Идут годы, отношения с любимым давно прекратились, но любовь лирической героини по-прежнему жива. И, как любой живой организм, она растёт и видоизменяется («тоска сжимает грудь мою», «отрада тихая мне в душу проникает»). Рефрен «Я всё ещё, безумная, его люблю!» подчёркивает, что любовь всё ещё жива, как и прежде. Уверенность в этом придаёт восклицательное предложение. Возможно, это безумие для героини так любить (эпитет «безумная» повторяется несколько раз), но в этом и заключается сила этого чувства. Стихотворение очень лиричное, в нём страдание и тихая печаль. Вывод: Любовь вечная, не проходящая со временем. Тема данного стихотворения – признание в любви. Поэтесса показывает борьбу между страхом признания в своих чувствах и любовной страстью, охватившей сердце девушки. Рефрен «как больно мне» даёт почувствовать, как глубоки переживания героини, как сложно ей скрывать свои чувства, прятать от всех. Она сначала пытается это делать («таить и радость и печаль», «шутить, смеяться и болтать»), но страсть оказывается сильнее перед страхом и стыдом, девушка признаётся в своем чувстве. Подчёркивают силу эмоций героини восклицательные предложения, которых в стихотворении очень много. Вывод: Здесь мы видим любовь – страсть. Тема стихотворения – расставание с возлюбленным. В стихотворении показано мужество, душевная сила героини, которая не впадает в истерику, а принимает с достоинством этот жизненный удар. Лирическая героиня не плачет, не жалуется, а, вопреки своему горю, желает счастья возлюбленному. Это подчёркивает анафора: Тебе - вся прелесть бытия, Тебе - весь блеск земного счастья, Тебе - любовь, тебе - цветы, Тебе – весь блеск земного счастья. Вывод: Любовь горькая, но и одновременно жертвенная, ведь героиня жертвует своим счастьем во благо любимого человека. | Познавательные УУД: используют приёмы отбора и систематизации материала. Регулятивные УУД: контролируют свою деятельность по результату, соотносят цель и результат своей деятельности. Коммуникативные УУД: свободно излагают свои мысли в устной форме. |
5. Актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщения на уроке личностных впечатлений. | Организует работу по обобщению читательского опыта, используя метод вживания. 1.Как можно охарактеризовать чувства лирической героини и её возлюбленного. 2.Как можно назвать получившиеся ряды слов? (Антонимичные ряды.) 3.Кто (лирическая героиня или её возлюбленный) вызывает вашу симпатию? Почему? Какой приём лежит в основе любовной лирики Жадовской? (Антитеза.) Просмотр презентации. Приложение №3. Организуют работу с биографией Ю.В. Жадовской. История любви Юлии Жадовской и Петра Мироновоча Перевлесского. Приложение №4. Носит ли любовная лирика исповедальный характер? | Работа в парах. Мальчик характеризует возлюбленного, а девочка – лирическую героиню. Любовь возлюбленного обыкновенная, как у большинства светских молодых людей, способных менять предметы своих увлечений. Лирическая героиня находит в себе силы не только простить за это легковерного юношу, но и пожелать ему от своего щедро любящего сердца счастья и любви к другой девушке. Изучающее чтение и осмысление. Изучающее чтение. Высказывают свои предположение. Вывод: Нельзя сказать, что в любовной лирике Жадовской лишь прямая автобиографичность. В ней слышны и социальные мотивы, поскольку сама любовная коллизия - любовь дворянки к разночинцу - имела социальную направленность. Истоки печали в ее лирике не только в личной трагедии, но и в понимании несправедливости и несовершенства окружающей жизни. | Познавательные УУД: анализируют, сравнивают, обобщают. Регулятивные УУД: высказывают предположения на основе наблюдения. Коммуникативные УУД: свободно излагают свои мысли в устной форме. |
6. Рефлексия. | "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…" "Я похвалил бы себя…" "Особенно мне понравилось…" "После урока мне захотелось "Было интересно…" "Меня удивило…" Оценка за урок выставляется как за групповую работу (листы самооценки и взаимооценки), так и за индивидуальные ответы. | Заканчивают одно или несколько предложений. | Регулятивные УУД: осуществляют познавательную и личную рефлексию. |
7. Домашнее задание. | Письменный ответ на вопрос: « Какое стихотворение Ю.В. Жадовской вы порекомендовали прочитать своим современникам?» |
Приложение №1. Раздаточный материал.
ПРОЩАЙ Прощай! Не нужно мне участья: Не жалуюсь, не плачу я. Тебе – вся прелесть бытия, Тебе – весь блеск земного счастья, Тебе – любовь, тебе – цветы, Тебе – все жизни наслажденья; Мне – сердца тайные мученья Да безотрадные мечты. Прощай! Пришла пора разлуки… Иду в печальный, долгий путь… Бог весть, придется ль отдохнуть Мне здесь от холода и скуки! ПРИЗНАНИЕ Приложение №2. Кластер. | *** Ты скоро меня позабудешь, Но я не забуду тебя; Ты в жизни разлюбишь, полюбишь, А я - никого, никогда! Ты новые лица увидишь И новых друзей изберёшь; Ты новые чувства узнаешь И, может быть, счастье найдешь. Я – тихо и грустно свершаю, Без радостей, жизненный путь; И как я люблю и страдаю – Узнает могила одна! *** Я все еще его, безумная, люблю! При имени его душа моя трепещет; Тоска по-прежнему сжимает грудь мою, И взор горячею слезой невольно блещет. Я все еще его, безумная, люблю! Отрада тихая мне в душу проникает, И радость ясная на сердце низлетает. Когда я за него Создателя молю. |
жертвенная, самоотверженная
вечная , не проходящая со временем.
страсть
горькая
Приложение №3.
1слайд.
2 слайд.
3 слайд.
4 слайд.
5 слайд.
6 слайд.
Приложение №4.
Убедившись в том, что племянница достаточно подготовлена для дальнейшей учебы, тетка устроила ее в частный пансион Прево-де-Люмен. Здесь девушка с увлечением занималась русским языком, литературой под руководством учителя А.Ф. Акатова, но в целом преподавание её не удовлетворяло, о чём она сообщила своему отцу.
Отец вызвал Юлию в Ярославль, а в качестве домашнего учителя пригласил молодого, талантливого преподавателя Ярославской гимназии Петра Мироновоча Перевлесского (сын дьякона, он поначалу пошёл по стопам отца – поступил в духовную семинарию, но, проучившись год, понял, что не его стезя, и стал студентом педагогического института Московского университета). Юля ему как-то сразу приглянулась, и Петр стал уделять ей повышенное внимание. Он сам подбирал литературу, которую должна была прочесть ученица, обсуждал с нею новинки книжного мира, формировал эстетический вкус. Они стали задерживаться и после занятий, а однажды учитель признался ученице в любви. Этот вечер стал самым счастливым в ее жизни! Ведь она тоже давно его любила…
Но это были те времена, когда между «титулярным советником» и «генеральской дочерью» никакого брака быть не могло. Валериан Жадовский, услышав, что Юлин избранник – бывший студент семинарии и отнюдь не дворянин, запретил дочери даже думать о замужестве. Обливаясь слезами, она призналась любимому, что отныне и навсегда её не коснется ни одна мужская рука. Она будет ему верна и будет любить его всю жизнь, пусть и на расстоянии. Валериан принял меры, чтобы Перевлесский был переведён в Москву, где впоследствии стал профессором Императорского Александровского лицея (бывшего Царскосельского) и опубликовал рад интересных работ по русской литературе.
Кстати, Петр ездил за своей Юлечкой в первые годы постоянно. Она переехала к отцу в Ярославль, он тут как тут. Отец повез ее в Москву, а через неделю в столице оказался и Перевлесский. Они долгое время поддерживали переписку, он продолжал следить за ее эстетическим совершенствованием, и зачастую был первым читателем ее стихов. По-видимому, и сам Перевлесский не проявил должной настойчивости и душевной силы, сыграв типичную для молодых людей эпохи Онегиных и Печориных роль «лишнего человека» и усугубив страдания влюблённой в него девушки.
Юлия тяжело переживает свое горе, одиночество, потерю любимого человека, но во всех своих бедах винит безжалостный рок, а не отца. Она навсегда останется послушной и кроткой дочерью. В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала: "Дай бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа. Любовь для женщины, особенно первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять".
В 1858 г. вышел в свет новый поэтический сборник Жадовской. Тогда же произошло еще одно важное событие в ее жизни, событие, которого она боялась и ждала. В Москве на одном из литературных вечеров Ю. В. Жадовская и П. М. Перевлесский встретились. Они говорили в течение 15 минут. Ночью Юлия записала в дневнике: «Возможно, отец был прав».
Приложение №5.
Лист самооценки и взаимооценки работы в группе.
Критерий | Моя | Оценка группы | Комментарий учителя |
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы. |
|
|
|
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения. |
|
|
|
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать. |
|
|
|
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения. |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Любовная лирика по творчеству Ф. И. Тютчева"
Урок, спланированный на основе использования современных педагогических технологий - технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Урок мотивирует школьников на активн...
Презентация к уроку по теме "Любовная лирика А.С.Пушкина"
Презентация к уроку....
Мастер-класс.Урок по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)"
Урок рекомендуется проводить в 10 класе при изучении творчества Ф.И.Тютчева...
Презентация к уроку на тему "Любовная лирика А. С. Пушкина"
Презентация на тему "Любовная лирика А. С. Пушкина"...
Урок на тему "Любовная лирика А.С.Пушкина" (9 класс)
Обучающиеся анализируют стихотворения А.С.Пушкина о любви.Технология построения урока: ТРКМ.Приёмы: синквейн, "Практикум начинающего литературоведа", сочинение -эссе....
Открытый урок по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина"
Открытый по русской литературе для 9 класса...
Разработка музыкально-литературного вечера "Любовная лирика А.К. Толстого в романсах русских композиторов"
Сценарий музыкально-литературной композиции для учащихся старших классов...