Формы и методы реализации краеведческого компонента в школе
методическая разработка по краеведению по теме
Небольшая статья о формах и методах реализации краеведческого компонента в МКОУ "СОШ №6 г.Карабаша" в соавторстве с мужем учителем краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы реализации краеведческого компонента | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Карабашский городской округ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г.Карабаша»
Доклад на августовский педагогический совет
Формы и методы реализации краеведческого образования в современной школе.
Авторы Петухов С.Ю. и Петухова Г.В.
Педагоги дополнительного образования
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Краеведческие знания, реализуемые через различные формы и методы учебной и воспитательной работы в школе имеют свои определенные задачи:
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы. Краеведческие знания имеют свое определенное место в образовательном пространстве современной школы. К основным формам краеведения следует отнести:
- уроки краеведения, как самостоятельного предмета в основной школе
- факультативные курсы
- элективные курсы
- работы клубов во внеурочное время
- реализация межпредметных знаний
Поясним это на примере реализации БУП в МОУ «СОШ № 6 г. Карабаша»
Содержание краеведческих знаний на современном этапе развития образования отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим методам:
В общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края (региона), города, села, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;
- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, краеведческие знания должны быть интегративными, вбирающими в себя:
- географические,
- биологические,
- экологические,
- хозяйственно-экономические,
- социально-политические,
- правовые,
- конфессиональные,
- этнографические,
- лингвистические,
- исторические,
- культурологические компоненты.
Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве соотношения Челябинской области как части географического и исторического целого - Южный Урал и Урал, и как части субъекта Российской Федерации — УрФО);
- обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
В организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения - гор, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.; опора на богатейшие возможности преподавания краеведения при использовании социокультурного пространства Челябинска и других крупных городов региона;
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Таким образом, краеведческие знания должны реализовываться через оптимальное и рациональное сочетание эвристических, практических, коммуникативных и проектных методов обучения, через различные формы учебной и внеклассной деятельности.
Базисный
Учебный
План
Инвариантная составляющая БУП
Вариативная составляющая БУП
Направления вариативного образования
Информатизация
Экологизации
Углубленное изучения предметов инвариантной части БУП
Краеведение
Здоровьесбережении (физическая культура и ОБЖ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы и методы организации процесса обучения в школе на современном этапе
В статье рассматриваются инновационные формы организации процесса обучения, такие как активные методы обучения, обучение через игру, ролевая игра, кейс-стади, портфолио, кросс-оценка....
Презентация на тему: "Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики"
Введение культурологического компонента математического образования требует и нестандартных подходов к формам урока. Встреча с культурой прошлого должна быть яркой, запоминающейся. О том, какие формы ...
Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"
Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...
Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы
Доклад на тему "Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы", основанный на проводимой работе в данном направлении в МБОУ "СОШ №42" города Братска Иркутской области....
Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы
Презентационный материал по теме "Формы и методы профессионального самоопределения обучающихся основной школы"...
Презентация по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"
Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...
Обобщение опыта работы по теме "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"
Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...