Обобщение опыта работы по теме "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"
статья
Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_kraevedenie.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР».
Разумная Нина Викторовна,
учитель истории, обществознания, ОРКСЭ, ОДНКНР
МОБУ «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального округа»
«Краеведение – это все равно, что признание в любви к своей малой Родине, к ее истории и культуре».
Д.С. Лихачев
Тема «Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР» выбрана мной не случайно. Согласно Приказа Министерства образования Приморского края № 583-а от 04 июня 2020 г. «О формировании регионального компонента учебных планов государственных образовательных организаций Приморского края, реализующих основные общеобразовательные программы во всех образовательных организациях Приморского края должен быть реализован курс «Краеведение».
Требования стандартов 2010 и 2021 года к личностным результатам обучающихся, освоивших ООП НОО, также указывают нам на необходимость реализации краеведческого компонента.
Необходимо отметить, что в большинстве регионов Российской Федерации курс «Краеведение» ведется на протяжении нескольких десятилетий, региональными органами власти инициируется разработка образовательных программ и издание учебных пособий по всем ступеням и даже классам обучения, а педагогами накоплен колоссальный опыт преподавания данного курса.
В школах Приморского края региональный компонент реализуется тремя основными способами. В ряде школ краеведение преподается отдельным предметом за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (часы школьного компонента) «Краеведение» или в рамках курсов внеурочной деятельности. Но большинство школ имеет опыт интеграции краеведения в учебные предметы, такие как: окружающий мир и литературное чтение в начальной школе, в история, литература, география и биология в старшей школе.
Использование краеведческого материала на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР не только развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся, но и способствует формированию нравственных качеств.
Учителю предоставляется возможность показать учащимся уникальные природные, этнические или культурные особенности своего региона, пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию.
Организация работы по внедрению регионального компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР имеет ряд отличительных особенностей:
- увеличение самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся;
- отход от традиционного урока;
- увеличение объёма практических работ поискового и исследовательского характера;
- создание на уроках атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества, приобретения навыков эффективного использования компьютеров и других средств информации.
Главной задачей такой работы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся, результатом которой является приобретение новых знаний об истории и культуре родного края, умение работать с разными источниками информации, создание самостоятельных исследований, проектов.
Я расскажу о некоторых формах работы, которые я использую на своих уроках.
Так при изучении темы «Храм» на уроках ОРКСЭ, мы проводим урок-экскурсию в храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Покровка. В ходе первой части урока-экскурсии и беседы с настоятелем храма отцом Стефаном, ребята знакомятся с устройством православного храма, получают ответы на волнующие их вопросы. Во второй части урока, группы учащиеся изучают фотографию храма, представленную на слайде и копию статьи из газеты «Епархиальные ведомости» за 1889 г. Работая с данными источниками информации, ребята узнают, что своего храма у жителей села Струговка не было, но они принимали активное участие в строительстве первого храма в Покровке. Выясняют, что в годы гонений на церковь этот храм был разрушен до основания и только по старым фотографиям и по описаниям в данной статье мы можем восстановить его облик. Сравнивая визуальный источник и информацию в статье, учащиеся приходят к выводу о том, что на фотографии действительно изображен храм, построенный в Покровке в конце 19 века.
Нужно отметить, что на сайте Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького в разделе «Переселенческий пункт», и на сайте «Краеведение Приморского края» учитель может найти полезную информацию для своих уроков, в том числе оцифрованные книги и периодические издания конца 19 - начала 20 века. Особую ценность представляют Памятные книжки Приморской области, а также Сборники документов и материалов, составленные сотрудниками Российского Государственного исторического архива Дальнего Востока. Данные материалы учитель может использовать для организации исследовательской и поисковой работы учащихся.
В ходе изучения темы «Икона», учащиеся собирают информацию о православных святынях Приморской земли. Изучая историю Образов Божией Матери «Обьятия Отча» и «Порт-Артурская», ребята не только получают представления о том, что такое икона и как она устроена, но и узнают о ходе освоения Южно-Уссурийского края, создания первых православных монастырей на его территории, знакомятся с героическими событиями русско-японской войны 1904-1905 гг. По возможности можно совершить паломническую поездку в монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Линевичи или побывать в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Владивостока, где в настоящий момент пребывают эти святыни.
Житие священномученника Андрея Зимина, настоятеля Рождество-Богородицкой церкви в селе Черниговка, рассказывает о трагических событиях, происходивших в нашем крае в годы Гражданской войны. Учитель может использовать житие и архивные материалы о жизни святого на уроках по темам: «Икона» и «Подвиг».
Организация работы по региональному компоненту в учебной деятельности направлена на развитие личности учащихся, их творческий поиск, организацию совместной работы учащихся.
Формы включения краеведческой информации в структуру образовательного и воспитательного процесса могут быть различными – это зависит от конкретных условий класса, школы, подготовки и эрудированности учителя, наличия соответствующей литературы, и других факторов.
Работу по составлению Книги памяти села Струговка мы начинали много лет назад в рамках школьного проекта, приуроченного к юбилейной дате окончания Великой Отечественной войны. Постепенно она стала реализовываться на уроках ОРКСЭ при изучении тем: «Подвиг» и «Защита Отечества», и на уроках ОДНКНР по темам: «Береги землю родимую как мать любимую» и «Жизнь ратными подвигами полна».
Участие в проектах «Книга памяти» и «История ВОВ в истории моей семьи» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим родственникам). Недостаток сведений семейных архивов учащиеся компенсирует изучением документальных сведений из обобщенных баз данных «Память народа», «Мемориал» и др. В свою очередь полученные сведения ребята размещают на сайтах: «Бессмертный полк» и «Дорога памяти». Нередко учащиеся приносят на уроки уникальные экспонаты: фотографии родственников военных лет, письма с фронта, боевые награды.
В течение нескольких лет наша школа совместно с районным историко-краеведческим музеем участвует в проекте «Дорогой памяти и славы», в ходе которого учащиеся совершают поездку к местам захоронений советских воинов, погибших в войне с Японией в августе-сентябре 1945 г., расположенным на территории Октябрьского муниципального округа. Накануне экскурсии учащиеся изучают источники информации по захоронениям воинов, систематизируют полученную информацию и составляют экскурсионный маршрут. В ходе работы над проектом, нам удалось установлено, что на территории нашего села имелось аналогичное захоронение воинов, погибших в госпитале от ран, но со временем сведения о нем были утрачены и нам предстоит работа по обнаружению и восстановлению этого захоронения.
«Имена героев в названиях улиц» - еще один проект, связанный с событиями ВОВ и войны с Японией. На мемориальном комплексе в приграничном селе Полтавка расположена могила Героя Советского Союза Александра Фирсова, чьим именем названа улица во Владивостоке, а также поселок Фирсово в Хасанском районе. Знакомство с биографией и описанием подвига 20-летнего Героя, погибшего в свой день рождения не оставляет равнодушными современных девчонок и мальчишек. Именем Героя Советского Союза Георгия Попова, участника войны с Японией названа улица в городе Николаевске-на-Амуре. Его могила расположена на территории Октябрьского МО в селе Фадеевка. Георгий Попов и Александр Фирсов повторили подвиг Александра Матросова закрыв своим телом амбразуру японского дота
Генеалогия и фамильная история – ресурс, который также может использовать учитель на своих уроках при изучении тем: «Христианская семья», «Семья – хранитель духовных ценностей». Составляя генеалогическое древо, учащиеся изучают и осваивают методы и способы поисковой и проектной деятельности необходимые для работы над собственной родословной, развивают познавательную активность средствами генеалогических разысканий.
На уроках ОДНКНР по темам: «Люди труда», «В труде красота человека» учащиеся знакомятся с семейными архивами, собирают информацию о трудовых династиях своей семьи или села. Каждая трудовая династия – это не просто история. Это неравнодушные люди, которые последовали примеру своих родителей в выборе профессии и помогли детям найти свой путь в жизни.
Отрадно осознавать, что во многих семьях бережно хранятся реликвии, которые могут рассказать ребятам о трудовых подвигах их бабушек и дедушек, прабабабушек и прадедушек. Изучая семейные архивы, ребята с удивлением обнаруживают в них пожелтевшие вырезки из районных газет, старые потертые фотографии, правительственные награды, медали и ордена.
Данная форма работы воспитывает у подрастающего поколения чувства заботы, любви к родительскому дому, к своей малой родине, уважения к историческому наследию, чувство гордости за свою родословную, осознания себя в качестве посредника между прошлым и будущем, предками и потомками.
Человеческая память не способна долго хранить мелкие детали, они обесцвечиваются и постепенно забываются. А фотографии не стареют. Детям рассматривать выцветшие фотографии не менее интересно, чем новые фото или видео. Каждая черточка, каждая складочка на одежде могут много о людях, времени, об отношениях.
Работая с семейными альбомами, ребята получают информацию выбрать наиболее понравившуюся фотографию и подготовьте рассказ о ней.
В классе ребята с удовольствием демонстрируют эти фотографии и рассказывают о том, кто запечатлен на фотографии или какое событие отражено на ней. Это способствует сохранению преемственности между поколениями и укреплению связи между ними, воспитает бережное отношение к историческому наследию современного общества, концентрирует внимание на моральных ценностях семьи, прививает навыки исследовательской работы.
Подводя итог, мне бы хотелось сказать о том, что «Краеведение» это огромный ресурс руках в педагога, который усиливает воспитательный и духовно-нравственный потенциал предметов ОРКСЭ и ОДНКНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...
Обобщение опыта работы по теме "Технология РКМЧП на уроках литературы и курса по МГП "Вокруг тебя Мир..."
Овладевая стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я добиваюсь определенных успехов, из которых самым главным я считаю овладение способами мыслительно...
Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ на уроках математики"
Аналитическая справкаоб обобщении опыта работыучителя математики МОУ – сош №7 г.Клинцы Зиновьевой Татьяны Викторовны. Тема: «Использование ИКТ на уроках математики» Объект исследования: обра...
Из опыта работы по использованию краеведческого материала на уроках географии
Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.Под термином «родной край» понимается терр...
Статья "Городское пространство-как воспитательный и образовательный ресурс краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР".
В настоящее время перед образованием стоит весьма актуальная задача, связанная с поиском новых оптимальных моделей обучения и воспитания , позволяющих дать ребенку актуальный опыт существования ...
Статья "Сущность и педагогическое значение использования краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР."
Большими возможностями для раскрытия ценностей окружающей действительности, формирования духовно-нравственной личности располагает познание родного края. Как говорится в ФГОС НОО: «Выпуск...
Презентация по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"
Обобщение опыта по теме: "Реализация краеведческого компонента на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР"...