Программа "Мой край"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Четырехсотлетняя история Томска хранит немало тайн и связанных с ними воспоминаний. Без знания прошлого трудно оценить настоящее, трезво смотреть в будущее. «Прошлое не может сказать, что нам делать, но оно может предупредить, что нам не делать" (Х.Ортега). Именно, знание прошлого питает любовь к родному краю, а без этого чувства невозможно развить чувство гражданского достоинства и ответственности. Поэтому основной целью программы (по изучению в 5 классе истории родного края) является поддержание и развитие интереса, любви к своей малой родине.Программа "Мой край"-рассказы по истории города Томска с древнейших времён до конца XIX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burylova_moy_kray.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор школы №40 __________Грабцевич И. Б. | Заслушано на заседании методического совета Протокол № от | Согласовано на заседании методического объединения Протокол № от |
Программа «Мой край».
Рассказы по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века.
Автор: Бурылова Любовь Васильева, учитель истории.
Томск 2012
Оглавление
Пояснительная записка___________________________________________________. 3-4
Программа «Мой край»: ____________________________________________. 5-6
Требования к знаниям и умениям __________________________________ 5-6.
Тематическое планирование_______________________________________________. 7
Словарь понятий и топонимов______________________________________________ 8-9
Список литературы________________________________________________________10
Обратиться к созданию программы по курсу «Мой край» для 5 класса заставило отсутствие учебника.
В 1998г. увидел свет первый учебник сибиреведения для начальной школы «Сибирь - твой дом» (автор - И.Е.Максимова). Книга разработана для преподавания регионального компонента школьного образования в соответствии с программой для 1-3 классов (проект-концепция
«Сибириана»).
С 1997г. начал издаваться учебно-методический комплект «Сибирь: 400 лет в составе России». Комплект, состоящий из трех учебных пособий и книги для старшеклассников, получил высокую оценку специалистов и рекомендован для изучения в общеобразовательных учреждениях.
Понятие «региональный компонент», включенный в программу общеобразовательных учреждений по истории, состыковывается с понятием «история родного края». Региональная история – это история части страны (для нас - это история Сибири). История родного края - это история малой родины (история города Томска), т.е. местная история.
Четырехсотлетняя история Томска хранит немало тайн и связанных с ними воспоминаний. Без знания прошлого трудно оценить настоящее, трезво смотреть в будущее. «Прошлое не может сказать, что нам делать, но оно может предупредить, что нам не делать" (Х.Ортега). Именно, знание прошлого питает любовь к родному краю, а без этого чувства невозможно развить чувство гражданского достоинства и ответственности. Поэтому основной целью программы (по изучению в 5 классе истории родного края) является поддержание и развитие интереса, любви к своей малой родине.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- овладение обучающимися основными элементами понятийного аппарата;
- познакомить обучающихся с методами многообразием исторических источников;
- сформировать понимание того, что воссоздание правдивой картины прошлого возможно лишь на основе использования историком различных источников;
- обучить ребят некоторым приемам работы с историческими источниками;
- развить потребность к самостоятельному получению знаний.
- познакомить детей с появлением первых поселений человека в доисторическую эпоху на территории области;
- показать, какое место занимала природа в мировоззрении коренных жителей Томского Приобья;
- познакомить с бытом и жизнью коренного населения нашей области;
- познакомить обучающихся с освоением томского края русскими (начало VII века до конца XIX века).
- дать представление о том, что Томск на протяжении всей своей истории не находился в изоляции от развития страны.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Для решения цели и задач, поставленных выше, можно использовать наиболее продуктивные методические приемы, такие как: словесное рисование, сюжетный рассказ, использование биографических данных, документального материала, экскурсий, картинное описание, составление рассказа по развернутому (подробному) плану, работа с художественным и научно-популярным текстом.
Карточки (с вопросами и заданиями по темам), тесты, исторические диктанты, кроссворды, сочинения – миниатюры, игры – конкурсы позволят выявить и систематизировать знания обучающихся по курсу «Мой край».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.
Для осуществления программы имеются необходимые условия. В учебном плане школы выделено для изучения предмета по 0,5 часа в неделю в каждом 5 классе.
I часть – «Рассказы по истории г. Томска с древнейших времен до конца XIX века» также изучается в течение 16 уроков.
В школьной библиотеке имеется необходимая литература. Программа будет реализовывается в течение одного учебного года.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
По итогам усвоения программы у детей должны быть сформированы такие качества как патриотизм, повышение качества рефлексии, рост познавательной активности, повышение общего уровня образованности и воспитанности, личный рост, умение работать коллегиально. Также должны быть сформированы умения, знания, навыки, указанные в пункте «Требования к знаниям и умениям»
Программа курса «Мой край».
ВВЕДЕНИЕ (1 час).
Что изучает краеведение. Топонимика-наука о топонимах - географических названиях, названиях мест. История слова «Сибирь».
ТЕМА 1. ПУТЕШЕСТВИЕ В ДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ (3 часа).
Древние стоянки на территории нашего края: раскопки профессора Н.Ф.Кащенко в Лагерном саду (1896г), могильник, раскопанный в Лагерном саду А. В. Андриановым. Селения людей эпохи неолита (Университетское место, улица Дальне-Ключевская, около устья Большой Киргизки).
Население Томского Приобья до прихода русских: предки хантов, селькупов, эвенков, татар. Их занятия и быт, общественное устройство. Характерные особенности культуры: бережное отношение к природе, тщательность и аккуратность в выполнении любой вещи. Религиозные верования.
ТЕМА 2. ЗЕМЛЯ ЗА КАМЕННЫМ ПОЯСОМ (ТОМСК В XVII веке) (4 часа).
Заботы Московского правительства (конец XVI - начало ХVIIв.в.). Князец эуштинских татар Тоян: его заботы, челобитная, поездка в Москву, нерушимая клятва верности (шерть). Донесение «проведчиков» и решение русского царя Бориса Годунова.
Основание города Томска: первые воеводы Г.И.Писемский и В.Ф. Тырков, выбор места, основные постройки, размеры крепости. Защита крепости от кочевников. Опасная жизнь порубежного города в течении XVII века. В первой трети ХVII века сложилась основная территория Томской области. Заселение края русскими. Разные пути русских людей в «землицы за Камнем». Села и деревни ХVII века в Томском крае. Появление заимок. Волнения в городе в 30-40 г.г. XVII в.: причины, ход, результаты.
ТЕМА 3.ТОМСК В XVIII – XIX в. в. (7 часов).
Томский край - место ссылки. Кого ссылали. 3наменитые «невольные Томичи». Г.С.Батеньков в томской ссылке.
Томск в ХVIII в.: облик города, население, развитие ремесла, первые школы.
Исторические районы (районы старого Томск): Воскресенская гора, Пески, Болото, Уржатка, Заисточье, Юрточная гора, Нижняя и Верхняя Елани, Монастырское место, Мухин Бугор, Заозерье, Кирпичи, Новая деревня) примерные границы, объяснение названий, краткие сведения об архитектурных памятниках. (выборочно)
Становление Сибирского тракта. Томск -крупный торговый центр Сибири. Извоз. Развитие предпринимательства (Е. Н .Кухтерин ,И. Гадалов ,А. Н. Пастухов, П. В.Михайлов ,Е. И. Королев и др).
Образование Томской губернии (1804 г.). Ее состав. Численность и плотность населения. Сословия. Занятия населения. Города. Старинные гербы Сибири и Томска.
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ (1 час).
Вклад Томичей в культуру России.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.
Обучающиеся должны знать:
- понятия и термины: челобитная; присваивающий и производящий тип хозяйства: улусы, мурза, бек, .князец; ясак, .ясырь, острог, город , воевода, губерния, извоз;
- топонимы: Каштак, Шведская горка, Юрточная гора, Уржатка, Елань, Воскресенская гора, Заисточье, Заозерье;
- хронологию событий в истории города (эпизодически);
- основные характеристики древних стоянок на территории области;
- названия коренных жителей нашего края; их быт и жизнь; общее и различие в их историческом развитии;
- основные этапа в истории города: основание, становление торгово-промышленного центра; губернский центр;
- вклад томичей в культуру России.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно употреблять термины и понятия;
- определять хронологию событий;
- производить элементарный анализ и обобщение исторических фактов, формулировать простой вывод;
- использовать документы, иллюстрации, научно-популярную и художественную литературу как источник знаний;
- находить и выделять главное в научно-популярной литературе;
- составлять связный и четкий рассказ на основе нескольких источников знании (по плану);
- формулировать свое мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Тематическое планирование.
№ урока | Кол-во часов | Название темы |
1 | 1 | Вводный урок. Зачем изучать местную историю |
2-4 | 3 | Путешествие в далекое прошлое |
2 | 1 | Древние стоянки на территории нашего края. |
3 | 1 | Население Томского Приобья до прихода русских. |
4 | 1 | Жизнь и быт томских татар. |
5-8 | 4 | Земля за Каменным Поясом (Томск в XVII в.) |
5 | 1 | Челобитная Тояна русскому царю Борису Годунову |
6 | 1 | Строительство Томского города и острога. |
7 | 1 | Защита от кочевников. |
Дальнейшее заселение края русскими. | ||
8 | 1 | Волнения в городе Томске в 30-40 г. Г. XVII в. |
9-16 | 7 | Томск в XVIII - XIX в.в. |
9 | 1 | Томский край – место ссылки. |
10 | 1 | Г. С. Батеньков в тоской ссылке. |
11 | 1 | Томск в XVIII в. |
12-13 | 1 | Районы старого Томска. |
14 | 1 | Становление сибирского тракта. Крупнее предприниматели. |
15 | 1 | Создание Томской губернии. Гербы Томска. |
16 | 1 | Урок повторения и закрепления. |
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТОПОНИМОВ.
Археология - «наука о древности» - наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам.
Архив - хранилище документов.
Воевода - в XVI – XVIII в.в. управляющий городом или административным округом.
Город – крепость, обнесенная деревянными стенами, имевшими сторожевые башни (не менее 4) с постоянными караулами на них и въездные ворота.
Губерния - основная административно-территориальная единица в России с 1708г. Делилась на уезды. В 1923-29г.г. вместо губерний созданы края и области.
Джунгары - западные монголы. «Черные калмыки - русское название западных монгол-ойратов.
Дощаник - длинная многовесельная лодка с мачтой и парусом.
Елань - чистая поляна на холме среди леса.
Житница - хлебный амбар.
Заимка – название (чаще в Сибири) поселения, обычно однодворного, и земельного участка, занятого кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий.
Извоз - перевозка лошадьми грузов и пассажиров. (Один из промыслов).
Исторические источники - письменные документа и вещественные предметы, непосредственно отражающие истинный процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, а также памятники культуры, языка, письменности, обычаи, обряды и т.п.
Каменный пояс (камень) - исконное русское, название Уральских гор.
Каштак – (тюркск.) «каш»- гора, «каштак» - горка, а также место зимней перекочевки, зимнего выпаса лошадей на высокой открытой равнине. (Другая версия: место, где люди, промышляли тайным винокурением).
Киргизы-кайсаки - казахи.
Князец - предводитель территориального племенного объединения.
Культурный слой - слой почвы, содержащий остатки древних эпох.
Мурза, бек - властитель у тюркских народов (см.также князец).
Мусульманство (ислам) - одна из наиболее распространенных религий. Священная книга - Коран. Основой догма - поклонение единому богу - аллаху и признание Мухаммеда «посланником аллаха».
«Немая» торговля - в условленном месте эуштинцы оставляли свой товар на время; затем смотрели, что было положено против: нравилось – забирали, нет (отъезжали, ждали день - другой, не прибавиться ли к нему еще что-нибудь.
Острог – (XVI – XVIII в. в.) крепостная стена из вкопанных вплотную друг к другу и заостренных столбов.
Остяки - название хантов или селькупов в старину.
Присваивающее хозяйство - хозяйство,при котором человек только брал от природы все в готовом виде, присваивал: убивал зверей, ловил рыбу, собирал съедобные растения.
Производящее хозяйство - хозяйство, при котором человек стал воспроизводить то, что создает природа, пополнять для себя запасы пищи (высевать в землю семена съедобных растений, выхаживать новорожденных животных, оставляя их при себе).
Селькупы - древний народ, исконные жители Нарымского края (Коренные жители Томской области).
Скорняжное дело - обработка снятых шкурок зверей, выделка пушнины и кожи.
Струг - небольшой корабль, пригодный для плавания по реке и по морю.
Тамга - родовой знак хантов, селькупов с изображением какого-либо животного, дерева, рыбы (от которого они «произошли».
Телеуты – («белые калмыки» - алтайские племена.
Толмач - переводчик.
Топонимика – (от греческого «топос» - место, «нимос»-имя) - наука о топонимах - географических названиях, названиях мест.
Улус – (у тюркских народов) территория, включающая в себя пастбища для скота и населенные пункты, на которой проживает группа людей (род, племя, кочевая община и т.п.) подчиненных одному властителю - беку, мурзе.
Уржатка – (кетск.) Уржат - место впадения ручья (жат) в речку (ур).
Ханты - коренные жители Сибири (Томской области).
Челобитная – прошение, заявление, жалоба в русском государстве XV - начала XVIII в. в.
Шведская горка – место, где было шведское кладбище, послужившее последним пристанищем пленных шведов (времена Петра I). (за улицей Дальне-Ключевской).
Шерть – присяга вождя (сибирских народов), сопровождаемая обрядами, в которую они (вожди) свято верили.
Эвенки (тунгусы) – коренной сибирский народ.
Этнография – «описание народов» - наука, изучающая жизнь различных народов по описаниям их обычаев, обрядов и т. д.
Эуштинцы – томские татары. С конца XVI в. самым сильным считался народ Тояна Ермашетова сына – еушта. Он и стал главным над другими родами. Затем родовое имя «еушта» перешло на томских татар вообще.
Юрта – переносное жилище у тюркских народов: жилище охотника в тайге.
Ясак – (монг.) дань. Подушная подать, которой облагались только взрослые трудоспособные мужчины.
Ясырь – рабы; (пленники, предназначенные для продажи).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
- Бардина П. Е. Быт русских сибиряков томского края. - Томск, 1995 г.
- Бойко В. П. Томское купечество конца XVIII - XIX веков. - Томск, 1996 г.
- Иоганзен Б. Г. Природа томской области. - Новосибирск: Зап.-сиб. Книжное изд-во, 1971 г.
- История названий томских улиц. Отв. Ред. Г. Н. Старикова. - Томск: Изд-во «Водолей», 1998г.
- Кулагина Г. А. Сто игр по истории. М., 1983 г.
- Майданюк Э. К. Прогулка по старому Томску. — Томское книжное изд-зо, 1992 г.
- Привалихина С. В. Мой Томск. - Томск, 2001 г.
- Путеводитель. Томская область. Москва, 2001 г.
- Славнин В. Д. Томск: от крепости к городу. - Томск: Изд-во «Интэк», 1995 г.
- Суздальский В. И. «Театр уж полон...»: Из истории томского драматического. - Томск, 1995 г.
- Томск. История города от основания до наших дней. Отв. Ред. Н. М. Дмитриенко. - Томск: Изд-во Том. ун-ва, 1999 г.
- Томская область. Исторический очерк. - Изд-во ТГУ, 1994 г.
- Тучин Б. Хроника Томского Университета. - Новосибирск: Зап.-сиб. Книжное издательство, 1980 г.
- Улицы Томска. Атлас-справочник. Продюсерский центр «Gala Press» 1977 г.
- Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. М., 2001 г.
- Школьное краеведение: опыт работы и проблемы. От. Ред. Л. И. Василевская. - Омск, 1999 г.
- Юрков П. М. Родной край. - Томск, 1975 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
- Заплавный С. Клятва Тояна. - Томск, 1998 г.
- Каленова Т. Университетская роща. - Новосибирск, 1984 г.
- Климычев Б. Томские тайны. - Томск, 1999 г.
- Кошурникова Р. Стоит над Томью град старинный. - Томск, 1987 г.
- Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. Тайны прошлого. - Новосибирск, 1999 г.
- Майданюк Э. Прогулка по старому Томску. - 1992 г.
- По следам прошлого. Отв. Ред. О. В. Волобуев. - М. 1995 г.
- Славнин В. Д. Томск: от крепости к городу. - Новосибирск, 1995 г.
- Юшковский В. Эскиз сюжета. - Томск, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»
Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий» Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
Квест "Край мой! Край чудесный!". Задания на станциях.
Мероприятие было посвящено природе, географии, известным людям Красноярского края, его геральдике. Проведение квестов всегда вызывает интерес у обучающихся. такую форму проведения мероприятий очень хо...
урок по литературе "Край,ты мой,родимый край!"
Интегрированный урок по литературе для 5 класса с применением ИКТ(презентация)...
Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)
В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....
Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)
Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...