Научно-исследовательская деятельность учащихся
статья по русскому языку по теме

Казанцева Нина Николаевна

Исследовательская деятельность учащихся по русскому языку в НОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_nauchno-issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Казанцева Нина Николаевна,

                                                                учитель русского языка и литературы

                                                      МОУ «Русскополянская  СОШ №2»

Учебно-исследовательская работа с учащимися как условие повышения мотивации к изучению русского языка.

(Тезисы)

               Одна из серьезнейших проблем современной школы – полное отсутствие интереса у учащихся к русскому языку и,  как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение облечь свою мысль в яркую, выразительную фразу. От этого страдают, в первую очередь, конечно, дети. Чувство собственной ущербности заставляет их  замыкаться в себе, занимать позицию неучастия в классных и школьных делах.. Возможно, я чуть сгущаю краски, но нынешняя ситуация вызывает тревогу, желание что-то делать, чтобы изменить положение.

                 Современное общество нуждается в грамотных выпускниках школы, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, нацеленные на саморазвитие и самореализацию. А для этого необходимо повысить мотивацию учащихся на сознательное изучение русского языка. Можем ли мы, учителя- словесники, изменить что-то в создавшейся ситуации? Думаю, можем. Однако каждый по-своему подходит к решению этой проблемы.

                  Я считаю, что необходимо обратиться к исследовательской деятельности, это способствует развитию интеллектуального, творческого, волевого потенциала школьника, обогащает личность, способность к рефлексии, создает условия для формирования научного мировоззрения и исследовательских навыков.

                 Развитие исследовательской деятельности особенно актуально сейчас, когда  на смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных  ситуациях.

                 За 26 лет преподавания в школе у меня сложилась своя система работы по организации исследовательской деятельности учащихся. Цель работы: учить активному универсальному способу получения знаний и развивать языковую личность учащихся в процессе обучения. Хочу отметить, что логика поэтапного проведения научно-исследовательской работы учащихся не позволяет проводить ее только в рамках традиционной классно-урочной системы и рассматривать как вид работы в классе, а требует внеклассной формы. Однако исследовательская деятельность неразрывно связана с системой работы на уроках русского языка и литературы.

                По моим наблюдениям, способность к исследовательской деятельности формируется у учащихся с начальной школы, но в силу возрастных психологических особенностей, стремления к самореализации, самосовершенствованию именно старшеклассники заинтересованы в ведении исследовательской работы по русскому языку. Тем более что в нашей школе на протяжении ряда лет старшеклассники занимаются в профильных группах. И это позволяет мне планировать свою работу по формированию исследовательских навыков в овладении русским языком.

                 Хочу остановиться на  организации деятельности НОУ как способе реализации принципа вариативности в формировании индивидуальной образовательной траектории. Действую по следующему алгоритму: 1.Ежегодно учащимся 9-11 классов предлагаю несколько тем для научно-исследовательской работы. Темы подбираю такие, чтобы соответствовали возрасту учащихся, вызывали интерес своей неординарностью: «Трансформированные заголовки. Их использование в периодической печати», «Это коварное ударение», «Характерологические особенности литературных героев типа «герой-любовник», и т.д

2.. Заинтересовав учащихся,  предлагаю изучить психолого-педагогическую, лингвистическую литературу и, если это необходимо, периодику.    

3.  Уточняю понятие учебно-исследовательской работы.

4.  Составляю вместе с учащимся программу исследовательской деятельности и сроки выполнения каждого пункта (это особенно важно, так как неопределенность в сроках расхолаживает школьника, у него пропадает интерес к работе).

5. Оказываю посильную помощь в работе, наталкиваю учащегося на «открытия», подбадриваю, слежу, чтобы интерес не пропал и работа продолжалась.

6.    Способствую тому, чтобы у учащегося был «выход» на аудиторию, организую выступление исследователя в классах, на общешкольной конференции НОУ, на муниципальном уровне, региональном и всероссийском. Кстати, четверо моих учеников являются лауреатами Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги» и один – лауреатом Всероссийского  Интернет-конкурса, посвященного юбилею И.С.Тургенева.

            Кроме  учебно-исследовательской деятельности в НОУ,  практикую проектную деятельность. Это также  усиливает мотивацию учащихся к изучению русского языка и  инициирует их к чтению справочной и художественной литературы.

             Для усиления эффективности работы использую следующие методы:

- теоретический анализ научной и справочной литературы;

- проектирование результатов и процессов их достижения;

- обобщение и синтез;

- метод анкетирования и опроса;

- метод обобщения опыта;

- метод обработки полученных данных и применения их на практике.

              Результатом своей деятельности считаю:

 1.  Усиление положительной мотивации старшеклассников в изучении русского языка, развитие языковой  личности ученика.

2.      Развитие лингвистической компетенции старшеклассников через расширение и углубление знаний по отдельным лингвистическим проблемам.

3.     Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе решения конкретных коммуникативных задач: читать и находить нужную литературу, создавать и редактировать текст, публично выступать и общаться на лингвистические темы.

 4. Формирование универсальных исследовательских умений у старшеклассников, самопознание и развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.

Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в наук...

Научно-исследовательская работа с учащимися

текст выступления на педсовете...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...

Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)

Проект для одаренных детей  «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...