Научно-исследовательская деятельность учащихся
статья по русскому языку по теме
Исследовательская деятельность учащихся по русскому языку в НОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_nauchno-issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанцева Нина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Русскополянская СОШ №2»
Учебно-исследовательская работа с учащимися как условие повышения мотивации к изучению русского языка.
(Тезисы)
Одна из серьезнейших проблем современной школы – полное отсутствие интереса у учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение облечь свою мысль в яркую, выразительную фразу. От этого страдают, в первую очередь, конечно, дети. Чувство собственной ущербности заставляет их замыкаться в себе, занимать позицию неучастия в классных и школьных делах.. Возможно, я чуть сгущаю краски, но нынешняя ситуация вызывает тревогу, желание что-то делать, чтобы изменить положение.
Современное общество нуждается в грамотных выпускниках школы, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, нацеленные на саморазвитие и самореализацию. А для этого необходимо повысить мотивацию учащихся на сознательное изучение русского языка. Можем ли мы, учителя- словесники, изменить что-то в создавшейся ситуации? Думаю, можем. Однако каждый по-своему подходит к решению этой проблемы.
Я считаю, что необходимо обратиться к исследовательской деятельности, это способствует развитию интеллектуального, творческого, волевого потенциала школьника, обогащает личность, способность к рефлексии, создает условия для формирования научного мировоззрения и исследовательских навыков.
Развитие исследовательской деятельности особенно актуально сейчас, когда на смену главной образовательной задаче – сформировать прочную систему знаний – пришла задача научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных ситуациях.
За 26 лет преподавания в школе у меня сложилась своя система работы по организации исследовательской деятельности учащихся. Цель работы: учить активному универсальному способу получения знаний и развивать языковую личность учащихся в процессе обучения. Хочу отметить, что логика поэтапного проведения научно-исследовательской работы учащихся не позволяет проводить ее только в рамках традиционной классно-урочной системы и рассматривать как вид работы в классе, а требует внеклассной формы. Однако исследовательская деятельность неразрывно связана с системой работы на уроках русского языка и литературы.
По моим наблюдениям, способность к исследовательской деятельности формируется у учащихся с начальной школы, но в силу возрастных психологических особенностей, стремления к самореализации, самосовершенствованию именно старшеклассники заинтересованы в ведении исследовательской работы по русскому языку. Тем более что в нашей школе на протяжении ряда лет старшеклассники занимаются в профильных группах. И это позволяет мне планировать свою работу по формированию исследовательских навыков в овладении русским языком.
Хочу остановиться на организации деятельности НОУ как способе реализации принципа вариативности в формировании индивидуальной образовательной траектории. Действую по следующему алгоритму: 1.Ежегодно учащимся 9-11 классов предлагаю несколько тем для научно-исследовательской работы. Темы подбираю такие, чтобы соответствовали возрасту учащихся, вызывали интерес своей неординарностью: «Трансформированные заголовки. Их использование в периодической печати», «Это коварное ударение», «Характерологические особенности литературных героев типа «герой-любовник», и т.д
2.. Заинтересовав учащихся, предлагаю изучить психолого-педагогическую, лингвистическую литературу и, если это необходимо, периодику.
3. Уточняю понятие учебно-исследовательской работы.
4. Составляю вместе с учащимся программу исследовательской деятельности и сроки выполнения каждого пункта (это особенно важно, так как неопределенность в сроках расхолаживает школьника, у него пропадает интерес к работе).
5. Оказываю посильную помощь в работе, наталкиваю учащегося на «открытия», подбадриваю, слежу, чтобы интерес не пропал и работа продолжалась.
6. Способствую тому, чтобы у учащегося был «выход» на аудиторию, организую выступление исследователя в классах, на общешкольной конференции НОУ, на муниципальном уровне, региональном и всероссийском. Кстати, четверо моих учеников являются лауреатами Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги» и один – лауреатом Всероссийского Интернет-конкурса, посвященного юбилею И.С.Тургенева.
Кроме учебно-исследовательской деятельности в НОУ, практикую проектную деятельность. Это также усиливает мотивацию учащихся к изучению русского языка и инициирует их к чтению справочной и художественной литературы.
Для усиления эффективности работы использую следующие методы:
- теоретический анализ научной и справочной литературы;
- проектирование результатов и процессов их достижения;
- обобщение и синтез;
- метод анкетирования и опроса;
- метод обобщения опыта;
- метод обработки полученных данных и применения их на практике.
Результатом своей деятельности считаю:
1. Усиление положительной мотивации старшеклассников в изучении русского языка, развитие языковой личности ученика.
2. Развитие лингвистической компетенции старшеклассников через расширение и углубление знаний по отдельным лингвистическим проблемам.
3. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе решения конкретных коммуникативных задач: читать и находить нужную литературу, создавать и редактировать текст, публично выступать и общаться на лингвистические темы.
4. Формирование универсальных исследовательских умений у старшеклассников, самопознание и развитие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Формирование навыков научно–исследовательской работы у учащихся 8-9 классов по актуальным и значимым вопросам истории.
Статья посвящена опыту работы педагога с обучающимися в направлении научно - иссследовательской деятельности.Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в наук...
Научно-исследовательская работа с учащимися
текст выступления на педсовете...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Дипломы победителей и призеров...
Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)
Проект для одаренных детей «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...