Рабочая программа по курсу краеведения 9 класс общеобразовательной школы Республика Хакасия
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему селу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_programma_9kl.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 9 класса составлена на основе документов:
- Закон РФ “Об образовании ” № 3266-1 от 10.07.92 ( с последующими изменениями и дополнениями).
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г.№2783.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312.
- Учебный план МБОУ Туимская СОШ №3 на 2012-2013 учебный год. Приказ № 75 от 01.09.12г.
Курс «Краеведение» для 9 класса включается в компонент образовательного учреждения учебного плана МБОУ Туимская СОШ № 3 на 2012-2013 учебный год.
Цели курса:
- воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свою Республику, район, (его традиции, памятники природы, истории и культуры);
- развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни;
- повышение качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.
Задачи:
- создать условия для освоения знаний об основных географических, исторических, экологических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;
- научить применять знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
- научить адаптации к условиям проживания на определенной территории;
-отработать практические навыки самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общая характеристика курса:
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф. Гансберг)
Главным объектом изучения краеведения является родная Республика. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курсов истории, географии, экологии в 5-8 классах. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в краеведении – историко-гео-экологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с созданием электронных презентаций при изучении отдельных вопросов и при выполнении зачётных работ. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями курса краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания.
Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему селу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к истории своего края, окружающей географической и экологической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Особенности программы.
Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: Ширинский районный краеведческий музей им. Лалетина, районная и сельская библиотеки, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор и обработка интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, создание электронных презентаций.
Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана.
Формы контроля:
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего контроля;
- презентации проектов учащихся.
Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.
Основные содержательные линии:
- историческая судьба Хакасии;
- достопримечательность Хакасии;
- традиции и быт хакасов; - шаманизм;
- природоохранная деятельность в Хакасии.
Согласно учебному плану МОУ Туимская СОШ № 3 программа курса «Краеведения» для 9 класса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) в течение первого полугодия 2012-2013 учебного года.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать
- суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;
- год рождения и даты основных этапов образования родного села, Республики;
- численность населения и национальный состав;
- выдающихся людей – уроженцев Республики Хакасия;
- основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова,
- интересные природные объекты;
- историко-культурные достопримечательности;
- историю и традиции родной школы;
- крупные предприятия Хакасии;
- проблемы родного села;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Учащиеся должны уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
- составлять краткую историческую характеристику территории на основе разнообразных источников информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание учебной дисциплины
№ | Название темы | Содержание темы | Количество часов |
1 | Введение в курс краеведения | Общая характеристика курса краеведения | 1 |
2 | Историческая судьба Хакасии | Историческая судьба Хакасии. История моего села. | 3 |
3 | Культура и религия хакасов | Традиции и быт хакасов. Шаманизм. Достопримечательность Хакасии. | 6 |
4 | Экология и география Хакасии | Экологические проблемы в Хакасии. Природные условия Хакасии. Природоохранная деятельность в республике. | 3 |
5 | Зачётные работы | Презентации зачётных работ | 3 |
6 | Обобщение | Обобщение курса краеведения | 1 |
Итого: | 17 |
Календарно-тематическое планирование по курсу краеведения 9 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема |
1 | 03.09 | Введение в курс краеведения | |
2 | 10.09 | Историческая судьба Хакасии | |
3 | 17.09 | Историческая судьба Хакасии | |
4 | 24.09 | История моего села | |
5 | 01.10 | Экологические проблемы в Хакасии | |
6 | 08.10 | Достопримечательность Хакасии | |
7 | 15.10 | Достопримечательность Хакасии | |
8 | 22.10 | Традиции и быт хакасов | |
9 | 29.10 | Традиции и быт хакасов | |
10 | 12.11 | Шаманизм | |
11 | 19.11 | Шаманизм | |
12 | 26.11 | Природные условия Хакасии | |
13 | 03.12 | Природоохранная деятельность в Хакасии | |
14 | 10.12 | Презентация зачётных работ | |
15 | 17.12 | Презентация зачётных работ | |
16 | 24.12 | Презентация зачётных работ | |
17 | 31.12 | Обобщение курса краеведения |
Источники информации и средства обучения
Литература для учителя
- Анжиганова Л.В., Зеленецкая Т.И. «Современная Хакасия». Часть I и II. Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 2007г.
- Зеленецкая Т.И., Кудрявцева Т.Ю. «Методическое пособие для учителей по курсу «Современная Хакасия». Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 2007г.
- Тугужева В.Н. «Из истории Хакасии». Хакасский республиканский институт усовершенствования учителей.
Литература для учащихся
- Бутанаев В.Я. «Хакасы», Москва, «Инсан», 1995г.
- Бутанаев В.Я. «Традиционная культура и быт хакасов», Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 1996г.
- Кызласов Л.Р. «Древнейшая Хакасия», Издательство Московского университета, 1986г.
- Медведкина Е.И., Степанов М.Г. «Родной край – Хакасия», Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 2007г.
- Никитина В.В., Кызласова А.Г. «Литература Хакасии». Учебная хрестоматия для 5 – 9 классов, Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 1992г.
- Пантелеев А.Ф., Пантелеева Н.Н. «Из истории Хакасии». Хакаское отделение книжного издательства, г. Абакан, 1989г.
- Чебодаев П.И. «История Хакасии». Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 1992г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КРАЕВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ» 6 КЛАСС.
Программа курса рассчитана на учащихся 6 класса - возраст, когда расширяется кругозор учащихся и , конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, ...
Рабочая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы. 7 класс УМК Ю.Н. Макарычева.
Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ ...
Рабочая программа элективного курса "Краеведение"
Программа предназначена для учащихся 9 класса.Составлена на основе учебного пособия по краеведению «Клепиковская земля. История родного края», под редакцией профессора Б.В.Горбунова, Рязан...
Рабочая программа учебного курса «Краеведение»
Данный курс позволяет учащимся приобрести знания о географических особенностях своей местности и соответствующие приемы ознакомления с рельефом, водоемы, погодой, растительным и животным м...
Рабочая программа по английскому языку для общеобразовательных школ к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ»6 класса.
Данная программа расчитана на 102 часа школьного учебного плана при нагрузке 3 часа в неделю и предусматривает резерв свободного времени в размере10% от общего объма часов. . Срок реализации прог...
Рабочая программа для учащихся 5 класса общеобразовательных школ по учебнику В.Д.Симоненко
Рабочая программа расчитана на 70 часов...
Рабочая программа по курсу "Краеведение. "Мой родной Пермский край"
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией своего региона. Краеведение помогает расширить и дополнить знания учащихся, получених на уроке географии.Главная цель курса являет...