Из семейного архива. Музейная педагогика
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему
История страны становится понятнее и ближе для ребенка, если он знает историю своего рода, своей семьи. Обучает и воспитывает только то, что ребенок переживает и переносит через свое «Я». А что может быть ближе, чем жизнь отца и матери, бабушки и дедушки. История семьи – это живая история государства.
Задачи:
- Ознакомить ребят с понятиями «музей», «экспонат», «архив», «выставка».
- Стимулировать в ребятах желание беречь, хранить, изучать историю своей семьи в совокупности с историей своей Родины.
- Укреплять семейные узы родителей и детей через приобщение к истории семьи, семейных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1»
Высокогорского муниципального района РТ
Музейная педагогика.
Из семейного архива.
(практическое занятие для уч-ся 1-6 классов)
Разработала: Алеева Э.Г.
учитель английского языка
1 квалификационной категории,
педагог дополнительного образования,
руководитель школьного музея.
2008 год
История страны становится понятнее и ближе для ребенка, если он знает историю своего рода, своей семьи. Обучает и воспитывает только то, что ребенок переживает и переносит через свое «Я». А что может быть ближе, чем жизнь отца и матери, бабушки и дедушки. История семьи – это живая история государства.Задачи:
- Ознакомить ребят с понятиями «музей», «экспонат», «архив», «выставка».
- Стимулировать в ребятах желание беречь, хранить, изучать историю своей семьи в совокупности с историей своей Родины.
- Укреплять семейные узы родителей и детей через приобщение к истории семьи, семейных традиций.
Место проведения: класс или школьный музей.
Оборудование: экспонаты музея, предметы семейного архива, которые принесли дети, энциклопедия, сказка в форме музыкальной открытки.
На доске
Из семейного архива
Энциклопедия:
Архив – от латинского “arhivus”, учреждение, где хранятся документы, а также совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, партий и отдельных лиц.
Экспонат – предмет, выставленный на выставке, в музее
Экспонировать – выставлять на обозрение
Выставка – собрание каких-нибудь предметов, расположенных где-нибудь для обозрения, а также место, где они собраны.
Ход занятия
- Ребята садятся за «круглым столом» в классе или приглашаются в школьный музей. Учитель начинает беседу с того, что спрашивает ребят какое у них настроение, как идет учеба, как поживают дома родители, с каким настроением пришли на занятие, какой материал принесли, помогали ли родители в сборе материала.
Я вам, ребята, хочу рассказать сказку (сказка оформлена в виде музыкальной открытки). «Жила была маленькая девочка. Было у нее много игрушек. Но среди всех была одна, непохожая на других. Эту куклу звали «старая кукла». Правда, она была не старушка, но не было у нее одного глаза, платье было потрепанное, да еще и поштопанное. Как вы думаете, как она попала к Барби и к другим современным куклам? А дала эту куклу девочке бабушка.
- Вот, внученька, - сказала она, - не было у нас игрушек красивых как у вас, мы сами шили куклы. Ты знаешь, я до сих пор верю, что они могут говорить и рассказывать удивительные сказки.
- Да глупости, - сказала девочка, - лучше тебя мне никто сказки не рассказывает.
- Правда, сущая правда, - сказала бабушка и передала ей куклу.
Потом бабушка как-то заболела и больше уже не вставала. Так и осталась у девочки «старая кукла». Странная, даже имени у нее не было. Выбросить бы ее, пыль только собирает, думала девочка, а какая-то неведомая сила не давала ей это сделать.
Однажды девочка сильно заболела. Вспомнила она бабушку. Да, бывало, сядет к тебе поближе, возьмет в мягкие, сухие ладони головку, наговорит что-то, нашепчет и легче становится, а родители вечно на работу спешат, тут таблетка, там таблетка, вот и все лечение.
Пришел вечером доктор, посмотрел девочку и сказал родителям:
- Пойдет она на поправку, вот только силы бы ей побольше.
- Какую силу? – спросила девочка.
- Волшебную, - сказал доктор с улыбкой, - она у тебя есть.
Когда доктор ушел, девочка долго не могла уснуть. Увидела она в стороне старую бабушкину куклу и положила около себя. Вспомнила бабушку, бабушкины руки, и пришли в голову удивительные сказки, какие могла рассказывать только ее бабушка. Сон был очень теплый, крепкий. Это был первый день ее выздоровления.
С тех пор девочка и «старая кукла» неразлучны. Да и кукла уже не просто «старая кукла», а сказочница.
- После маленькой паузы ребятам задаются вопросы:
Кто помог выздороветь девочке?
Кто девочке подарил куклу?
Что она узнала о судьбе этой куклы?
Есть ли у вас дома старинные предметы, которые могли бы рассказать о ваших родителях, бабушках и дедушках?
- – Ребята, вы молодцы. Давайте вспомним, как называется наше занятие?
- Из семейного архива …
Введем понятие «архив» (на доске написано значение слова по «Большой Советской энциклопедии) и анализируем, может ли дома быть семейный архив, ведь мы храним документы, которые собираются в результате жизни и деятельности всех членов семьи. Какие это документы? Ребята перечисляют свидетельство о рождении, диплом об образовании, почетные грамоты, письма, фото и т.д.
- Если мы в музее видим предметы, выставленные на показ, как мы их назовем?
- Экспонаты (вводим понятие «экспонат», что это предмет, выставленный на показ).
- Ребята, выставим наши экспонаты, будем их экспонировать, т.е. выставлять на обозрение, чтобы все видели. (Ребята раскладывают свои экспонаты (фотографии, документы, старинные предметы быта …) на столах).
- Что у нас получилось, ребята?
- Выставка (вводим новое понятие «выставка», т.е. собрание каких-нибудь предметов, расположенных для обозрения).
- Следующий этап «Ролевая игра».
Роли: экскурсовод и посетители. Обыгрывается ситуация как вежливо подойти к экскурсоводу, как слушать, а экскурсовод учится правильно себя держать и рассказывать.
Ребятам надо до занятия дать задание найти дома предметы, вещи, которые бы могли рассказать о жизни старшего поколения. Если это фото из семейного архива, ребята рассказывают примерно какого года фотография, кто изображен, что помнят об этом человеке в семье, с каким событием связана данная фотография и о чем могут рассказать надписи на фото. Если это старинные монеты, денежные знаки или другие предметы, устанавливается год и ребята по энциклопедии, другим историческим источникам устанавливают основные события данного года. Ребята рассказывают о своих находках.
- Вывод делают сами ребята. Им предлагается фраза, которую нужно закончить:
«Я должен сохранить и передать историю своей семьи, своих корней потомкам (своим детям) потому, что…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/28/picture-334501-1385641960.jpg)
Работа с семейным архивом.
Методика работы с семейным архивом на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-276247-1396368248.jpg)
След войны в семейном архиве
Слышен рокот самолета. В нашем небе бродит кто-то На огромной высоте, в облаках и в темноте.Но безлунными ночами, от зари и до зари,Небо щупают лучами боевые фонари.Тяжело лететь пилоту – л...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761643-1456487143.jpg)
Статья "Страницы семейного архива"
Актуальность работы состоит в том, что, к сожалению, сейчас в мире забывают о подлинных победителях в той страшной войне. Но если каждый из нас будет помнить о тех, кто в его семье воевал, то на...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-506666-1457888347.jpg)
История из семейного архива Разумовых
Моя свекровь, Размолодина Валентина Николаевна, часто вспоминает как она ребенком пережила Великую Отечественную войну, как погиб на фронте её старший брат Разумов Лев Николаевич. Она в мае 1941 года ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/02/picture-776814-1459620571.jpg)
Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.
О проблемах внедрения положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-106559-1395818482.jpg)
Неизвестная страница семейного архива
Эта работа посвящена памяти моего прадедушки Колбина Иннокентия Ивановича. О его боевом пути мы не знали ничего, даже моя мама мало что могла рассказать, так как она была еще подростком, когда умер де...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/06/picture-775288-1459948137.jpg)
Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...