Из семейного архива. Музейная педагогика
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему
История страны становится понятнее и ближе для ребенка, если он знает историю своего рода, своей семьи. Обучает и воспитывает только то, что ребенок переживает и переносит через свое «Я». А что может быть ближе, чем жизнь отца и матери, бабушки и дедушки. История семьи – это живая история государства.
Задачи:
- Ознакомить ребят с понятиями «музей», «экспонат», «архив», «выставка».
- Стимулировать в ребятах желание беречь, хранить, изучать историю своей семьи в совокупности с историей своей Родины.
- Укреплять семейные узы родителей и детей через приобщение к истории семьи, семейных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из семейного архива. Музейная педагогика | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1»
Высокогорского муниципального района РТ
Музейная педагогика.
Из семейного архива.
(практическое занятие для уч-ся 1-6 классов)
Разработала: Алеева Э.Г.
учитель английского языка
1 квалификационной категории,
педагог дополнительного образования,
руководитель школьного музея.
2008 год
История страны становится понятнее и ближе для ребенка, если он знает историю своего рода, своей семьи. Обучает и воспитывает только то, что ребенок переживает и переносит через свое «Я». А что может быть ближе, чем жизнь отца и матери, бабушки и дедушки. История семьи – это живая история государства.Задачи:
- Ознакомить ребят с понятиями «музей», «экспонат», «архив», «выставка».
- Стимулировать в ребятах желание беречь, хранить, изучать историю своей семьи в совокупности с историей своей Родины.
- Укреплять семейные узы родителей и детей через приобщение к истории семьи, семейных традиций.
Место проведения: класс или школьный музей.
Оборудование: экспонаты музея, предметы семейного архива, которые принесли дети, энциклопедия, сказка в форме музыкальной открытки.
На доске
Из семейного архива
Энциклопедия:
Архив – от латинского “arhivus”, учреждение, где хранятся документы, а также совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, партий и отдельных лиц.
Экспонат – предмет, выставленный на выставке, в музее
Экспонировать – выставлять на обозрение
Выставка – собрание каких-нибудь предметов, расположенных где-нибудь для обозрения, а также место, где они собраны.
Ход занятия
- Ребята садятся за «круглым столом» в классе или приглашаются в школьный музей. Учитель начинает беседу с того, что спрашивает ребят какое у них настроение, как идет учеба, как поживают дома родители, с каким настроением пришли на занятие, какой материал принесли, помогали ли родители в сборе материала.
Я вам, ребята, хочу рассказать сказку (сказка оформлена в виде музыкальной открытки). «Жила была маленькая девочка. Было у нее много игрушек. Но среди всех была одна, непохожая на других. Эту куклу звали «старая кукла». Правда, она была не старушка, но не было у нее одного глаза, платье было потрепанное, да еще и поштопанное. Как вы думаете, как она попала к Барби и к другим современным куклам? А дала эту куклу девочке бабушка.
- Вот, внученька, - сказала она, - не было у нас игрушек красивых как у вас, мы сами шили куклы. Ты знаешь, я до сих пор верю, что они могут говорить и рассказывать удивительные сказки.
- Да глупости, - сказала девочка, - лучше тебя мне никто сказки не рассказывает.
- Правда, сущая правда, - сказала бабушка и передала ей куклу.
Потом бабушка как-то заболела и больше уже не вставала. Так и осталась у девочки «старая кукла». Странная, даже имени у нее не было. Выбросить бы ее, пыль только собирает, думала девочка, а какая-то неведомая сила не давала ей это сделать.
Однажды девочка сильно заболела. Вспомнила она бабушку. Да, бывало, сядет к тебе поближе, возьмет в мягкие, сухие ладони головку, наговорит что-то, нашепчет и легче становится, а родители вечно на работу спешат, тут таблетка, там таблетка, вот и все лечение.
Пришел вечером доктор, посмотрел девочку и сказал родителям:
- Пойдет она на поправку, вот только силы бы ей побольше.
- Какую силу? – спросила девочка.
- Волшебную, - сказал доктор с улыбкой, - она у тебя есть.
Когда доктор ушел, девочка долго не могла уснуть. Увидела она в стороне старую бабушкину куклу и положила около себя. Вспомнила бабушку, бабушкины руки, и пришли в голову удивительные сказки, какие могла рассказывать только ее бабушка. Сон был очень теплый, крепкий. Это был первый день ее выздоровления.
С тех пор девочка и «старая кукла» неразлучны. Да и кукла уже не просто «старая кукла», а сказочница.
- После маленькой паузы ребятам задаются вопросы:
Кто помог выздороветь девочке?
Кто девочке подарил куклу?
Что она узнала о судьбе этой куклы?
Есть ли у вас дома старинные предметы, которые могли бы рассказать о ваших родителях, бабушках и дедушках?
- – Ребята, вы молодцы. Давайте вспомним, как называется наше занятие?
- Из семейного архива …
Введем понятие «архив» (на доске написано значение слова по «Большой Советской энциклопедии) и анализируем, может ли дома быть семейный архив, ведь мы храним документы, которые собираются в результате жизни и деятельности всех членов семьи. Какие это документы? Ребята перечисляют свидетельство о рождении, диплом об образовании, почетные грамоты, письма, фото и т.д.
- Если мы в музее видим предметы, выставленные на показ, как мы их назовем?
- Экспонаты (вводим понятие «экспонат», что это предмет, выставленный на показ).
- Ребята, выставим наши экспонаты, будем их экспонировать, т.е. выставлять на обозрение, чтобы все видели. (Ребята раскладывают свои экспонаты (фотографии, документы, старинные предметы быта …) на столах).
- Что у нас получилось, ребята?
- Выставка (вводим новое понятие «выставка», т.е. собрание каких-нибудь предметов, расположенных для обозрения).
- Следующий этап «Ролевая игра».
Роли: экскурсовод и посетители. Обыгрывается ситуация как вежливо подойти к экскурсоводу, как слушать, а экскурсовод учится правильно себя держать и рассказывать.
Ребятам надо до занятия дать задание найти дома предметы, вещи, которые бы могли рассказать о жизни старшего поколения. Если это фото из семейного архива, ребята рассказывают примерно какого года фотография, кто изображен, что помнят об этом человеке в семье, с каким событием связана данная фотография и о чем могут рассказать надписи на фото. Если это старинные монеты, денежные знаки или другие предметы, устанавливается год и ребята по энциклопедии, другим историческим источникам устанавливают основные события данного года. Ребята рассказывают о своих находках.
- Вывод делают сами ребята. Им предлагается фраза, которую нужно закончить:
«Я должен сохранить и передать историю своей семьи, своих корней потомкам (своим детям) потому, что…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с семейным архивом.
Методика работы с семейным архивом на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....
След войны в семейном архиве
Слышен рокот самолета. В нашем небе бродит кто-то На огромной высоте, в облаках и в темноте.Но безлунными ночами, от зари и до зари,Небо щупают лучами боевые фонари.Тяжело лететь пилоту – л...
Статья "Страницы семейного архива"
Актуальность работы состоит в том, что, к сожалению, сейчас в мире забывают о подлинных победителях в той страшной войне. Но если каждый из нас будет помнить о тех, кто в его семье воевал, то на...
История из семейного архива Разумовых
Моя свекровь, Размолодина Валентина Николаевна, часто вспоминает как она ребенком пережила Великую Отечественную войну, как погиб на фронте её старший брат Разумов Лев Николаевич. Она в мае 1941 года ...
Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.
О проблемах внедрения положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...
Неизвестная страница семейного архива
Эта работа посвящена памяти моего прадедушки Колбина Иннокентия Ивановича. О его боевом пути мы не знали ничего, даже моя мама мало что могла рассказать, так как она была еще подростком, когда умер де...
Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...