Музейная педагогика, как средство формирования семейных ценностей у детей с ОВЗ
методическая разработка
Так что означает термин музейная педагогика? — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в школьном образовании - это форма организации обучения, которая соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и в которой ребенок сам манипулирует с предметами, сам извлекает из них информацию, сам делает выводы. Так ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». И полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_kak_sredstvo_formirovaniya_semeynyh_tsennostey_u_detey_s_ovz_1.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской
области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья городского округа Самара»
Авторский материал
Музейная педагогика, как средство формирования семейных ценностей у детей с ОВЗ
автор: Сметанников Алексей Александрович.
Учитель-дефектолог, олигофренопедагог
Самара 2024
Музейная педагогика, как средство формирования семейных ценностей у детей с ОВЗ
Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте. Далее этот интерес возрастает и крепнет и если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес.
Но, бывает так, что традиционные методы и формы обучения и воспитания, становятся малоэффективны в работе с детьми.
Мы говорим о детях с ОВЗ. У таких детей наблюдается быстрая утомляемость, дефицит внимания, медленная переключаемость, недостаточная сформированность основных мыслительных функций
и навыков самостоятельности в различных видах деятельности.
Мы с вами хорошо знаем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию с учетом их индивидуальных особенностей.
И педагогу приходиться искать разнообразные эффективные формы работы в образовательно-воспитательном процессе.
Тут на помощь приходит музейная педагогика со своими методами, средствами и всевозможными формами.
Так что означает термин музейная педагогика? — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в школьном образовании - это форма организации обучения, которая соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и в которой ребенок сам манипулирует с предметами, сам извлекает из них информацию, сам делает выводы. Так ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». И полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Давайте ответим на вопрос: нужна ли музейная педагогика для детей с ОВЗ и каково ее влияние на данную категорию учеников?
Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства.
Целью образования таких детей, прежде всего, является введение их в социальную культуру и формирование базовых ценностей, в том числе и семейных.
Семейные ценности - это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.
А кто же является хранителем традиций и обычаев в современном мире? Конечно же музей.
Музейный материал дает возможность увидеть, осмыслить, почувствовать назначение различных предметов, относящихся к далекому прошлому нашей родины, к различным историческим личностям, что способствует постижению сущности исторического процесса. Именно музей, концентрируя в себе многообразие духовного опыта, достижений человечества и представляет собой уникальное культурное пространство, которое способствует расширению представлений о мире. Музейная среда предоставляет возможность испытать эмоциональный подъем, нравственные переживания, «соприкоснуться» с другими эпохами.
Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает детям с ОВЗ подолгу стоять у музейной витрины, рассматривать большое количество экспонатов, впитывать всё новые и новые сведения. Многие дети не могут посетить музеи, так как ограниченны в своей подвижности.
И здесь на помощь нам приходят информационные технологии. В зависимости от физиологических особенностей развития ребенка мы можем вести разные формы ведения урока. С помощью виртуальных технологий или технических средств мы можем погрузить ребёнка в традиции, обычаи и быт предков. Используя, например планшет или компьютер, мы виртуально можем посетить разные музеи, узнать интересные особенности национальной кухни, традиции и обычаи разных народов.
В современном мире становится все больше людей, приехавших из других стран которые оторваны от своей культуры.
Посещение виртуального музея помогает восполнить пробелы в знаниях культуры, знаниях традиций и обычаев своего народа.
Сегодня мы ищем в музее помощника по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Таким помощником можно считать виртуальная платформа «Artefact». Это гид по музеям, благодаря которому, мы можем посетить разные культурные центры России: от Третьяковской галереи до Камчатского краеведческого музея.
Разрешите представить свой опыт работы с детьми ОВЗ.
Ученица 15 лет. Синдром Дауна. 2 вариант.
Работаю с ней 3 года. Национальность узбечка. В своей работе с ней, мы посещали «Музей прикладного искусства Узбекистана».
В этой семье чтут традиции. Для дочери мама сшила женскую тюбетейку «Доппа», а девочка для мамы приготовила национальное блюдо "Макарон Палау" узбекский плов с вермишелью.
Ученик. 9 лет. Средняя степень УО. 3 вариант. Национальность – русский. С ним работаю 6 месяцев.
На одном из уроков, мы посетили виртуальный музей «Русская старина». После экскурсии мальчик, совместно с мамой, приготовил блюдо «Вареники с вишней».
По прошествии времени стал замечать, что ребята начали больше уделять времени на взаимодействие с родными и принимать участие в бытовых делах. Например мальчик вместе с мамой украшал новогоднюю ёлку. Девочка помогает маме на кухне.
Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что виртуальный музей, создает уникальное художественно-временное пространство и «погружает» ребенка в культуру ,искусство, жизнь прошлого, связывая её с ценностями текущего времени, вовлекая зрителей в диалог с ними.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает развивать у ребят способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, что очень важно в работе с детьми с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы конференции "Музейная педагогика как средство формирования гражданско-патриотических и нравственных качеств личности"
В сборнике представлены выступления руководителей школьных и сельских музее и педагогов школ ГО Верхотурский на третьей научно-практической конференции, проводимой коллективом ГБОУ СО "СОШ № 3" г.Верх...
«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»
Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....
«Формирование семейных ценностей у детей и родителей посредством использования метода активного обучения в системе ДОД»
Тренинг «Традиции моей семьи»Цель: Создать условия для осознания ценности семьи, и семейных традиций, объединяющих родных и близких.Задачи: - способствовать укреплению взаимоотношений учащи...
Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности
Материалы, опубликованные в методическом пособии по теме «Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности» адресованы педагогам школ, методи...
Результаты проведения опроса «Проявление семейных ценностей в поведении супругов» (диагностика формирования семейных ценностей у подростков). Мартынова М.В., Тихонова Е.В., методисты ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб
Из опыта работы. Диагностика формирования семейных ценностей у подростков....
Публикация на тему"Формирование семейных ценностей у детей, воспитывающихся в условиях детского дома."
Счастлив тот ребенок, который родился в доброй, умной семье. А как быть тысячам детей, которые не по своей воле лишены семейного очага, родительской любви и заботы. Как вырастить из таких детей хороши...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТ №1 ИМЕНИ РАМИ ГАРИПОВА
В статье автор делится с основными приемами музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических ценностей у обучающихся Башкирской Республиканской гимназии-интернат №1 имени Рами Гарипо...