Музейная педагогика, как средство формирования семейных ценностей у детей с ОВЗ
методическая разработка

     Так что означает термин музейная педагогика?  — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду.

 

Музейная педагогика в школьном образовании -  это форма организации обучения, которая соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и в которой ребенок сам манипулирует с предметами, сам извлекает из них информацию, сам делает выводы. Так ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». И полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской
области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья городского округа Самара»

Авторский материал

Музейная педагогика, как средство формирования семейных ценностей у детей с ОВЗ

автор: Сметанников Алексей Александрович.

Учитель-дефектолог, олигофренопедагог

Самара 2024

Музейная педагогика, как средство формирования семейных ценностей у детей с ОВЗ

Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте. Далее этот интерес возрастает и крепнет и если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес.

Но, бывает так, что традиционные методы и формы обучения и воспитания, становятся малоэффективны в работе с детьми.

Мы говорим о детях с ОВЗ. У таких детей наблюдается быстрая утомляемость, дефицит внимания, медленная переключаемость, недостаточная сформированность основных мыслительных функций

и навыков самостоятельности в различных видах деятельности.

Мы с вами хорошо знаем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию с учетом их индивидуальных особенностей.

И педагогу приходиться искать разнообразные эффективные формы работы в образовательно-воспитательном процессе.

Тут на помощь приходит музейная педагогика со своими методами, средствами и всевозможными формами.

Так что означает термин музейная педагогика? — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в школьном образовании - это форма организации обучения, которая соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и в которой ребенок сам манипулирует с предметами, сам извлекает из них информацию, сам делает выводы. Так ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». И полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Давайте ответим на вопрос: нужна ли музейная педагогика для детей с ОВЗ и каково ее влияние на данную категорию учеников?

Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства.

Целью образования таких детей, прежде всего, является введение их в социальную культуру и формирование базовых ценностей, в том числе и семейных.

Семейные ценности - это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

А кто же является хранителем традиций и обычаев в современном мире? Конечно же музей.

Музейный материал дает возможность увидеть, осмыслить, почувствовать назначение различных предметов, относящихся к далекому прошлому нашей родины, к различным историческим личностям, что способствует постижению сущности исторического процесса. Именно музей, концентрируя в себе многообразие духовного опыта, достижений человечества и представляет собой уникальное культурное пространство, которое способствует расширению представлений о мире. Музейная среда предоставляет возможность испытать эмоциональный подъем, нравственные переживания, «соприкоснуться» с другими эпохами.

Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость мешает детям с ОВЗ подолгу стоять у музейной витрины, рассматривать большое количество экспонатов, впитывать всё новые и новые сведения. Многие дети не могут посетить музеи, так как ограниченны в своей подвижности.

И здесь на помощь нам приходят информационные технологии. В зависимости от физиологических особенностей развития ребенка мы можем вести разные формы ведения урока. С помощью виртуальных технологий или технических средств мы можем погрузить ребёнка в традиции, обычаи и быт предков. Используя, например планшет или компьютер, мы виртуально можем посетить разные музеи, узнать интересные особенности национальной кухни, традиции и обычаи разных народов.

В современном мире становится все больше людей, приехавших из других стран которые оторваны от своей культуры.

Посещение виртуального музея помогает восполнить пробелы в знаниях культуры, знаниях традиций и обычаев своего народа.

Сегодня мы ищем в музее помощника по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Таким помощником можно считать виртуальная платформа «Artefact». Это гид по музеям, благодаря которому, мы можем посетить разные культурные центры России: от Третьяковской галереи до Камчатского краеведческого музея.

Разрешите представить свой опыт работы с детьми ОВЗ.

Ученица 15 лет. Синдром Дауна. 2 вариант.

Работаю с ней 3 года. Национальность узбечка. В своей работе с ней, мы посещали «Музей прикладного искусства Узбекистана».

В этой семье чтут традиции. Для дочери мама сшила женскую тюбетейку «Доппа», а девочка для мамы приготовила национальное блюдо "Макарон Палау" узбекский плов с вермишелью.

Ученик. 9 лет. Средняя степень УО. 3 вариант. Национальность – русский. С ним работаю 6 месяцев.

На одном из уроков, мы посетили виртуальный музей «Русская старина». После экскурсии мальчик, совместно с мамой, приготовил блюдо «Вареники с вишней».

По прошествии времени стал замечать, что ребята начали больше уделять времени на взаимодействие с родными и принимать участие в бытовых делах. Например мальчик вместе с мамой украшал новогоднюю ёлку. Девочка помогает маме на кухне.

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что виртуальный музей, создает уникальное художественно-временное пространство и «погружает» ребенка в культуру ,искусство, жизнь прошлого, связывая её с ценностями текущего времени, вовлекая зрителей в диалог с ними.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает развивать у ребят способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, что очень важно в работе с детьми с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы конференции "Музейная педагогика как средство формирования гражданско-патриотических и нравственных качеств личности"

В сборнике представлены выступления руководителей школьных и сельских музее и педагогов школ ГО Верхотурский на третьей научно-практической конференции, проводимой коллективом ГБОУ СО "СОШ № 3" г.Верх...

«Психолого-педагогические основы формирования семейных ценностей у детей и подростков.»

Проблемы в сфере семейного воспитания, последствия кризиса семьи, условия, необходимые для формирования семейных ценностей, работа с родителями....

«Формирование семейных ценностей у детей и родителей посредством использования метода активного обучения в системе ДОД»

Тренинг «Традиции моей семьи»Цель: Создать условия для осознания ценности семьи, и семейных  традиций, объединяющих родных и близких.Задачи: - способствовать укреплению взаимоотношений учащи...

Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности

Материалы, опубликованные в методическом пособии по теме «Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности» адресованы педагогам школ, методи...

Публикация на тему"Формирование семейных ценностей у детей, воспитывающихся в условиях детского дома."

Счастлив тот ребенок, который родился в доброй, умной семье. А как быть тысячам детей, которые не по своей воле лишены семейного очага, родительской любви и заботы. Как вырастить из таких детей хороши...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТ №1 ИМЕНИ РАМИ ГАРИПОВА

В статье автор делится с основными приемами музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических ценностей у обучающихся  Башкирской Республиканской гимназии-интернат №1 имени Рами Гарипо...