Экскурсия про Никиту Давыдова
материал (краеведение) на тему

Маркелова Ирина Степановна

Экскурсия по школьному музею о выдающемся мастере Н.Давыдове

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_pro_nikitu_davydova.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия о Никите Давыдове

Экскурсоводы – 2 учащихся

1 - О былых же временах нам многое могут рассказать предметы, дошедшие к нам сквозь столетия. Такие предметы бывают уникальны… и уникальны не только роскошным убранством, но и хранимыми ими  секретами старых мастеров. И одним из таких предметов является парадный шлем первого русского царя Михаила Романова. Этот шлем хранит один из таких секретов – утраченный ныне секрет булатной стали. Он был создан знаменитым кремлёвским златокузнецом, оружейником Никитой Давыдовым для царя Михаила Романова.

Многие эксперты считают Никиту Давыдова родоначальником оружейного дела в России. Из всех его работ мировую известность приобрели две, хранящиеся ныне в Государственной Оружейной палате Московского Кремля – это уже упомянутый выше "Булатный шлем царя Михаила Романова", называемый по древним описям "шапкой ерихонской", сделанный в 1621 году и зерцала (пластинчатый доспех) царя Алексея Михайловича, сделанный в 1663 году.

История жизни Никиты Давыдова состоит из ряда немногочисленных фактов и поэтому она легко умещается в этой работе.

 2- Итак, Никита Давыдов ведет свое происхождение из села Булатниково Муромского района, старинного села, впервые упомянутого в 1629 году. Скорее, название села происходит от слова "булат". Крестьяне в селе в старину были оружейниками.

Первое упоминание о Никите Давыдове относится к 1613 году, когда М. Салтыков писал муромскому воеводе: «...и како те ся грамота придет и ты бы немедленно сыскал в Муромском уезде... и прислал к Государю на Москву в Оружейную палату на казенной подводе кузнеца Микиту».

До поступления в Оружейную палату Никита Давыдов учился у константинопольских мастеров, у которых он перенял тонкую, почти ювелирную технику отделки оружия. Впоследствии Муромский ремесленник обучил оружейному делу и своих сыновей — родного Любима и приемного Мишку.

1 - В Москве Никиту Давыдова сразу же назначили старшим мастером Оружейной палаты, и в этой должности он прослужил более 50 лет. Все эти годы другие мастера Оружейной палаты работали под его наблюдением, многие вещи были сделаны им самим или при его участии, недаром Никиту Давыдова часто называют «отцом русских оружейников». За прекрасную работу царь много раз жаловал его дорогими подарками и повышал годовое жалованье: Никита Давыдов получал самое высокое среди мастеров Оружейной палаты жалованье — 30 рублей.

Но царские милости заслуживались великим и тяжким трудом. Мастера работали по 14-16 часов в сутки, в год самым лучшим платили от 20 до 40 рублей, поденный "корм" отпускался скудно, да и то с оговоркой: если работники по болезни или другой причине "дел не учнут делать - и на те дни корму не давать".

«Все русские ремесленники превосходны, очень искусны и так смышленны, что все, чего с роду не видывали, не только не делывали, с первого взгляда поймут и сработают столь хорошо, как будто с малолетства привыкли», — так рассказывал один иностранец» побывавший в Москве в XVII веке.

2 - К 1621 году относится создание самого красивого шлема Оружейной палаты. Именно Никита Давыдов смонтировал и декорировал его, за что и получил традиционную в России XVII века царскую награду (отрезы венецианской тафты и английского сукна). Так в приходно-расходной книге Казенного приказа 18 декабря 1621 года была сделана следующая запись: "Государева жалованья оружейнику Миките Давыдову полпята аршина тафты жолтой веницейской, по двадцати по три алтына по две деньги аршин, да четыре аршина сукна аглицкого тмосинево, по двадцати по шести алтын по четыре деньги аршин, а пожаловал его государь за то, что делал государеву шапку на ерихонское дело и венцы и мишени и науши наводил золотом".

Представленная на выставке ерихонская шапка царя Михаила Федоровича (1613-1645), основателя династии Романовых, пo праву считается одним из шедевров русского оружейного искусства XVII века и вместе с тем - одним из самых известных экспонатов музея "Оружейная палата".

1- Важнейшей частью доспехов русских воинов издавна являлись боевые наголовья, в числе которых был и шлем. Он сопровождал всю ратную историю нашего народа — от Киевской Руси до позднейших времен. Но шлем с древнейших времен был не только защитой, но и украшением воина. Еще в поэмах Гомера внешнему виду шлемов, которые носили олимпийские боги и прославленные герои «Илиады» и «Одиссеи», отводится много поэтических строк. Так, могучий и грозный Ахилл имел шлем «четверобляшный, с конской гривой, и страшный поверх его гребень качался»; а у Агамемнона был шлем, «пышный, кругом изукрашенный, гребнем златым повершенный».

Древнерусский шлем X века плавно изогнут и вытянут вверх. Подобная форма, отсутствовала в Западной Европе, но была распространена в Передней Азии. Такими были еще ассирийские шлемы, а в средние века — арабские, персидские и турецкие.

На Руси были распространены куполообразные и колоколовидные шлемы, иногда с длинным шпилем (навершием), который иногда украшался еще и флажком. Своеобразную конструкцию имел шлем «шапка ерихонка». Боевые изголовья, называвшиеся "шапками ерихонскими" или "ерихонками» особо выделяются в описях оружия русских царей и аристократов XVII века.

2 - Лучшим образцом такого наголовья и является «шапка ерихонка» царя Михаила Федоровича Романова. Название «ерихонка» одни ученые выводят от библейского города Иерихона, чьи стены пали от трубного «гласа». Сторонники этой версии ссылаются на пристрастие иерихонцев к роскоши и нарядным украшениям. Другие исследователи называют город Яркенд, располагавшийся в Центральной Азии, где якобы впервые и зародился такой тип боевого наголовья.

«Ерихонки» с парадной отделкой были излюбленным видом наголовья русских парадных доспехов.

Его поверхность богато украшена виртуозно насеченным орнаментом из тонкой золоченой проволоки, алмазов, рубинов и других драгоценных камней.

Форма самого колпака была сферической, он был снабжен козырьком, подвижной носовой стрелкой, наушами с фигурными слуховыми отверстиями и гибким назатыльником. Подобный шлем хорошо защищал воинов от холодного оружия, которое применялось в конном бою. Историки предполагают, что, возможно, в таком типе боевого наголовья отразилось стремление мастеров-оружейников создать образец кавалерийского шлема.

Боевые достоинства шлема усилены длинным пластинчатым назатыльником и прорезными наушами, покрытыми «травами» — тончайшей паутиной золотого узора. В таком шлеме лицо надежно защищалось от поперечного сабельного удара носовой стрелкой, которая завершается золотым украшением с чеканным, наведенным эмалью изображением ангела.

1- Сам шлем и все его детали выкованы из иранской булатной стали. Навершия у него сейчас нет, осталось только гнездо, куда оно когда-то ввинчивалось. Подвершье ограничивается выпуклым ободком, повыше которого золотом наведены три продолговатых и три звездчатых клейма. В продолговатых клеймах есть арабская надпись: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Бога и скорой победы».

Повыше «трав», которые входят в звездчатые клейма, золотом наведен узор, а над ним подвершье украшено разноцветной финифтью и четырьмя гранеными продолговатыми алмазами, укрепленными в золотых гнездах. Под выпуклым ободком золотом тоже наведены «травы», а на колпаке золотом наведены великокняжеские короны, осененные восьмиконечными крестами. В золотых, расцвеченных финифтью гнездах укреплены четыре ограненных алмаза.

Купола этих шлемов различны по форме (известны полусферические, конические и сфероконические), однако и каждом из этих случаев к куполу крепились науши, назатыльник и козырек с наносной стрелкой. Еще одним важным отличием ерихонок от других наголовий является их декор, явно парадный по своему характеру. Не исключено, что само название шлема связано с русским глаголом "ерихониться" (важничать).

Граненый купол этого шлема имеет восточное происхождение, о чем свидетельствует насеченная на нем золотом арабская надпись: "ОБРАДУЙ ПРАВОВЕРНЫХ ОБЕЩАНИЕМ ПОМОЩИ ОТ БОГА И СКОРОЙ ПОБЕДЫ".

2 - Среди царских ерихонских шапок шлем работы Давыдова занимал особое место. В Росписи Походной казны 1654 года он назван "большой ерихонкой", а в Переписной книге Оружейной казны 1687 года был оценен в огромную сумму - 1175 рублей (это чуть меньше, чем общая цена пяти следующих за ним ерихонских шапок).

Видимо, этот шлем был задуман и исполнен как своеобразный царский боевой венец. Об этом говорят короны, насеченные золотом на его куполе, рельефное, покрытое цветной эмалью изображение покровителя русских государей Архангела Михаила и, наконец, необычайно роскошный даже для ерихонок декор, включающий виртуозно исполненный в технике насечки золотом растительный орнамент, нити жемчуга и драгоценные камни - то свободно размещенные на гладкой стальной поверхности в одиночных золотых кастах, то соединенные в искрящиеся полосы (всего на шлеме 95 алмазов, 228 рубинов и 10 изумрудов). В Росписи Походной казны 1654 года упомянут золотой крест, укрепленный на навершии шлема. Другой, сходный крест хранился вместе со шлемом - видимо, в качестве запасного. По описаниям эти кресты аналогичны крестам на золотых царских венцах. 

Сделанный Никитой Давыдовым шлем, вес которого составлял 3,3 килограмма, использовался довольно часто. Известно, что он находился в походной казне царя Алексея Михайловича в боевых походах 1650-х годов — под Смоленск, Вильно и Гродно.

В 1664 году Никита отправил царю слезную челобитную: "Лежу я ныне, холоп твой, в старости своей <...> в болезни великой близ смерти и последнего дыхания, а желаю постричься, а в монастырь без вкладу ни в который не примут, а вкладу мне, холопу твоему, дать нечего. Вели выдать на пострижение". Государь всея Руси послал своему усердному мастеру десять рублей. В такую сумму оценили его незаурядный талант, его полувековой труд. Для сравнения: сработанные им последние "зерцальные" доспехи для Алексея Михайловича, по описям, стоили тысячу рублей.

1- Никита Давыдов проработал в Оружейной палате более 50 лет и воспитал много учеников. Представленный нагрудник от пехотных лат обработан высокорельефной резьбой с изображением сказочных чудовищ и животных, а в центральном медальоне изображен лев, держащий в правой лапе пучок стрел.

Впервые о Никите Давыдове стало известно из источников и литературы, опубликованных во второй половине XIX в. Так, в «Описи Московской Оружейной палаты», изданной в 1884—1886 гг., подробно говорится о пяти его произведениях: шлеме-шапке «ерихонской» царя Михаила Федоровича 1621 г., шишаке царя Михаила Федоровича (до 1639 г.), латах, изготовленных в 30—50 гг. XVII столетия, наручах середины XVII в. и зерцальном доспехе царя Алексея Михайловича 1663 г. Все эти предметы относятся к оборонительному вооружению. В то же время в трудах А. Викторова «Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584—1725 гг». и А. Успенского «Столбцы архива Оружейной палаты» приводятся сведения о деятельности Никиты Давыдова как «самопального» мастера (мастера по изготовлению огнестрельного оружия). В «Указателе мастеров» В. Железнова оружейник Никита Давыдов также значится как «самопальный и латный мастер». Н.В. Гордеев высказал предположение, что «огнестрельное оружие работы этого мастера пока не найдено, но можно сказать с полной уверенностью, что оно имеется среди массы безымянных ружей и пистолетов, хранящихся в Оружейной палате.

2- Важным документом по изучению деятельности мастеров-оружейников XVII в. является «Опись Оружейной казны» 1687 г. В ней содержатся многочисленные имена мастеров, работавших в Оружейной палате, и подробные описания их изделий, в том числе ряда предметов огнестрельного оружия, выполненных Никитой Давыдовым, но не обозначенных как работы этого мастера в последующих описях. Таким образом, список уже известных работ Никиты Давыдова дополняется еще двенадцатью произведениями огнестрельного оружия.

Известен факт того, что на международной выставке в Париже в 1957 году экспонировался скорострельный шестизарядный пистолет его работы и получил высокую оценку за красоту и тщательность изготовления.

1- Особенный по характеру и уровню исполнения декор «ерихонского шлема» стал, видимо, причиной постоянного интереса к этому памятнику со стороны русских художников и скульпторов XIX века. В том же столетии широко распространилась легенда о первоначальной принадлежности шлема великому князю Александру Невскому (1220-1263). Прославившийся победами над шведами (1240) и Ливонским орденом (1242), не раз тонкой дипломатической игрой спасавший Русь от татарских походов, он был канонизирован Православной церковью и стал одним из самых почитаемых русских святых. На утвержденном в 1856 году Большом гep6е Российской империи изображение «ерихонской шапки» работы Никиты Давыдова (хотя и с некоторыми изменениями) было помещено над гербовым щитом именно в качестве шлема Святого Александра Невского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме «Учебные задачи в курсе английского языка школы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)».

Выступление ра ГМО учителей английского языка по теме "«Учебные задачи в курсе английского языка школы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)»....

Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)

Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...

Программа для начальной школы 2-4 класс в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова

Данная программа была разработана для начальной школы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова по предмету: Английский язык. Данная программа разработа на основе УМК "Spotlig...

Поэзия Дениса Васильевича Давыдова

Материал об известном герое войны 1812 года Денисе Васильевиче Давыдове даёт представление о нём не только как  о "неудержимом гусаре", но и открывает его с другой, не менее интересной стороны. П...

Сценарий к литературной композиции по Д.Давыдову

Сценарий является частью сценария литературной композиции, посвященной 200летию победы в Отечественной войне 1812 года "Звезда 12 года"....

Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.

Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку  , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени...