Методическая разработка урока литературы на тему: «М.А.Шолохов – человек и писатель»
методическая разработка по литературе (9 класс)
Урок литературы на тему : "М.А.Шолохов - человек и писатель"( 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока литературы в 9 классе | 148.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
урока литературы
на тему:
«М.А.Шолохов – человек и писатель»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Горская СОШ»
МР «Перемышльский район»
Калужская область
Трофимова Л.В.
Урок литературы на тему: «М.А.Шолохов – человек и писатель»
Краткая аннотация:
Урок по теме «М.А.Шолохов – человек и писатель» (1 час), проводится в 9 классе по УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский; под ред. В.Я.Коровиной. -9-е изд.- М.: Просвещение, 2021.
Учебный предмет: литература 9 класс.
Оборудование урока: фотографии, иллюстрации, связанные с жизнью М.А.Шолохова, выставка книг писателя, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация о жизни писателя, учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: урок-лекция.
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.А.Шолохова.
Задачи:
#1053;аучить видеть взаимосвязь событий, чувств, произведений.
#1056;азвивать интеллектуальные, исследовательские умения - умения анализировать, обобщать, интерпретировать полученные данные, делать выводы.
#1042;оспитывать культуру общения через воздействие на эмоциональную сферу, создание условий для повышения уверенности учащихся в своих силах.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
-Работа в паре, работа с текстовым материалом.
-Иллюстративно-репродуктивный.
-Частично поисковый метод и практическая работа учащихся.
Развитие исследовательских умений учащихся: работа с учебником, самостоятельная работа с источниками, работа с раздаточным материалом.
Используемые на уроке элементы технологии:
- информационно-коммуникационной;
- элементы технологии критического мышления.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
– находить (в учебниках и других источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне;
-представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
– различать в речи других мнения, доказательства, факты;
– преодолевать конфликты, договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:
– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Роль и место урока в курсе:
Тема «М.А.Шолохов- человек и писатель» - одна из важнейших тем литературы XX века. Учащиеся должны усвоить биографию писателя, увидеть значимость М.А.Шолохова в русской литературе.
Учащиеся должны
знать:
- термины и понятия по литературе XX века;
- основные события жизни писателя;
уметь:
- работать в паре;
- производить самопроверку и взаимопроверку;
- заполнять схемы.
Ход урока:
- Оргмомент /мотивация на урок/.
Добрый день! Наш урок мне бы хотелось начать словами:
Начался урок литературы,
Время узнать новое пришло.
Соберись! Настройся на работу!
С улыбкой вам не будет тяжело.
Давайте улыбнёмся друг другу. Надеюсь, улыбка поможет вам в работе на уроке.
2. Актуализация знаний.
Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.
Стадия вызова
Слово учителя:
- Ребята, сейчас я произнесу слово, а вы подумайте, какие ассоциации оно у вас вызывает.
Дон…
Откройте тетради и напишите слова, словосочетания, которые возникают в вашем сознании, когда произносите слово «Дон». Они могут быть любыми: факты, климат, музыка, животные.Обсудите в паре.
Зачитаем варианты ответов, стараясь не повторяться.
А теперь игра «Верите ли вы?...»
#1042;ерите ли вы, что Дон - территория казачества?
#1042;ерите ли вы, что Дон в период Гражданской войны Дон, будучи центром белого движения, стал ареной кровопролитных боёв?
#1042;ерите ли вы, что Дон – родина одного из русских писателей XX века?
I. Слово учителя.
Вы, наверное, догадались, что мы не случайно начали разговор об этом удивительном уголке нашей страны. Сегодня мы познакомимся с гордостью этого края, с необычным человеком, писателем, но его имя я называть не буду. Вам предстоит самим, включив свою интуицию, наблюдательность, фантазию, разгадав кроссворд, узнать, о ком пойдет речь на нашем уроке. Перед вами кроссворд. Если вы правильно ответите на вопросы, то крайнем левом столбике по вертикали вы сможете прочитать фамилию писателя, о котором мы будем говорить сегодня на уроке. Внимание, на доску! (ответы)
Вопросы:
#1060;орма письменных или печатных знаков (шрифт).
#1057;очетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом (оксюморон).
#1057;редство художественного изображения, основанное на преуменьшении (литота).
#1042; художественном произведении тип, характер (образ).
#1044;вусложный размер стиха с ударением на первом слоге (хорей).
#1058;оржественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою (ода).
#1055;ериод в сто лет (век).
1 ш | р | и | ф | т | ||||
2 о | к | с | ю | м | о | р | о | н |
3 л | и | т | о | т | а | |||
4 о | б | р | а | з | ||||
5 х | о | р | е | й | ||||
6 о | д | а | ||||||
7 в | е | к |
-Как вы думаете, о ком мы будем говорить на нашем уроке?
- А какова цель нашего урока?
Учитель:
Личность М.А.Шолохова для вас, школьников XXI века, — закрытая книга. На сегодняшнем уроке мне хотелось бы, чтобы вы, прикоснувшись к М.А.Шолохову чуточку поближе, заинтересовались его судьбой и захотели читать его произведения. Вам станет понятнее, интереснее и значительнее личность Шолохова, как и для его современников.
Сегодня мы познакомимся с биографией писателя, совершим заочное путешествие на Кубань, в окрестности реки Дон.
Как вы думаете, можно ли понять и осмыслить творчество писателя, не изучив основных моментов его жизни, не узнав, о чём он думал, чем жил, его внутренний мир?
Жизнь М.А.Шолохова— это целая эпоха, почти весь XX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения. Он был свидетелем многих исторических и культурных событий, видел, как шло развитие литературы, искусства и науки ХХ века.
-А что же вам, ребята, известно о М.А.Шолохове? Возьмите свои рабочие материалы на столе, обратимся к таблице №1(Приложение 1)и заполните её, то есть внесите информацию, которую вы знаете о М.А.Шолохове, которую вы хотите узнать, а позднее внесёте то, что узнали на уроке.
Приступаем к работе в парах, каждая пара представит своё выполненное задание (проверка).
Стадия осмысления
- Кто же такой М.А.Шолохов? Каков его жизненный путь? Об этом мне хотелось вам рассказать, а поможет мне в этом презентация. Ваша задача внимательно всё слушать, смотреть и в процессе работы продолжить заполнение таблицы. Внимание, на экран! (ученики пишут – «лекция продвинутая») Учитель говорит и показывает о М.А.Ш.(Приложение 6)
Работа с текстом:
- «Инсерт» -маркировочная таблица ( V - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён)-Приложение 2.
Возьмите рабочие карты, переверните лист. Перед вами статья о жизни М.А.Шолохова. Прочитайте её, делая на листочках пометки карандашом. (Пометки: v – уже знал; + новое для меня; - думал иначе; ?есть вопросы.)
Обсуждение текста. Что было новым? (По одному человеку от пары.) Что уже знали? Есть ли пометки «думал иначе»? Есть ли вопросы по статье?
Упражение «Толстые и тонкие вопросы»
Как всегда, помогут осмыслить информацию, полученную на уроке «толстые и тонкие вопросы».
-Возьмите рабочие карты, там представлена таблица (Приложение 3)
Составьте в паре вместе с товарищем и запишите «толстые и тонкие вопросы». Пожалуйста, работаем.
-Готовы? Ваши вопросы. Молодцы!
Стадия рефлексии.
-Попробуем подвести некий итог нашей работы.
Чем мы занимались на уроке?
(Говорили о Шолохове, его жизни, о личности писателя)
Получи ли вы ответы на свои вопросы?
- Какие вопросы остались?
- Какие вопросы появились?
- Каким же предстал сегодня перед нами М.А.Шолохов?
Чтобы ответить на эти вопросы, мне хотелось бы предложить вам составить ропалик– это произведение c постепенным наращиванием количества букв или слов.(Приложение 4)
Название происходит от греческого «ропалон» - палица, дубина. В Толковом словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение слова «палица»: старинное оружие – тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Второе название подобных произведений – снежный ком. Происхождение слова «ропалик» можно объяснить тем, что если слова ропалика выставить друг под другом по центру, то его форма напоминает палицу.
Ропаликом пользовались с античных времён. Впервые он был замечен у Гомера. Ропаликом пользовались также В.Брюсов, Г.Державин.
Например:
1 слово: Литература -
2 слова: Зеркало жизни,
3 слова: Отражает события истории,
4 слова: Передаёт мысли, взгляды автора.
1 слово: Шолохов
2 слова: Образованный, интеллигентный
3 слова: Видит, рассказывает, воспитывает;
4 слова: Гордость нашей русской литературы.
Упражнение «Плюс-минус-интересно».
- В заключении предлагаю всем выполнить упражнение «Плюс-минус-интересно». (Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени) Приложение 5.
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
(Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться).
Домашнее задание:
Знать биографию М.А.Шолохова, прочитать рассказ «Судьба человека».
Индивидуальное задание: поиски ответов на оставшиеся вопросы.
Оценка урока:
Вы сегодня очень хорошо работали, трудились. Спасибо! Урок окончен!
Литература:
#1055;риёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А.Гин.-12-е изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013-112с.
#1051;итература в школе.- #8470;2.
#1051;итература в школе.- #8470;5.
#1051;итература в школе.- #8470;1.
#1051;итература в школе.- #8470;6.
#1051;итература в школе.- #8470;2.
#1059;роки литературы с применением информационных технологий.6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Н.П.Архипова.М.: Глобус, 149с.
Приложения:
Карта деятельности ученика 9 класса
________________________________
Приложение 1.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Приложение 2.
«Инсерт» -маркировочная таблица ( V - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
Шолохов Михаил Александрович (1905—1984), писатель. Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху(конец XV века)и систематически прослеживается с середины XVII века, от Фирса Шолохова (около 1644-между 1708-1715) до купца Михаила Михайловича Шолохова, родного деда писателя, поселившегося на Дону, в Вешенской, в середине XIX века. До этого Шолоховы жили в Зарайске Рязанской губернии в Пушкаревской слободе и были, как пушкари, близки по статусу казакам.
Родился 24 мая 1905 г. на на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Вёшенский район Ростовской области) в крестьянской семье.
Участвовал в Гражданской войне, служил в продотряде. В конце 1922 г. приехал в Москву. В 1923 г. в журналах и газетах стали появляться рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (оба 1926 г.). Главная тема этих произведений — гражданская война на Дону.
В 1925 г. Шолохов начал писать роман, принёсший ему мировую известность, — «Тихий Дон». В 1941 г. за это произведение он получил Сталинскую премию.
С 1932 по 1960 г. Шолохов создаёт «Поднятую целину» — эпическое повествование о коренном переломе в жизни деревни, совершённом коллективизацией. Роман принёс автору Ленинскую премию (1960 г.). Во время Великой Отечественной войны в периодической печати и отдельными изданиями выходят очерки Шолохова «На Дону», «На юге», «Казаки».
Широкую известность получил рассказ «Наука ненависти» (1942 г.). В 1943—1944 гг. были напечатаны главы из неоконченного романа «Они сражались за Родину» о подвиге народа в Великой Отечественной войне.
Заметным явлением стал рассказ «Судьба человека» (1956—1957 гг.).
М.А.Шолохов – лауреат Нобелевской, Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда. В Вешенской и в Москве ему воздвигнуты памятники, при жизни одна из улиц станицы была названа Шолоховской (его возражения не были приняты во внимание).
В браке у Шолохова родилось четверо детей: Александр, Светлана, Мария, Михаил.
Старшая дочь, Светлана Михайловна (1926), филолог по образованию, преподавала теорию литературы в Таллинском пединституте. Сейчас Светлана Михайловна — ученый секретарь музея-заповедника М. А. Шолохова. Имеет сына и внуков.
Старший сын, Александр Михайлович (1930—1990), кандидат биологических наук, по окончании Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве работал научным сотрудником в Никитском ботаническом саду в Ялте. У Александра Михайловича с женой Виолеттой Антоновной трое дочерей, внуки.
Второй сын, Михаил Михайлович (1935), окончил биофак МГУ, кандидат философских наук, преподавал. Сейчас живет с семьей в Вешенской и работает над воспоминаниями об отце. У него двое внуков.
Младшая дочь, Мария Михайловна (1938), имеет высшее филологическое образование. Работала в издательстве «Современник». Редактировала последнее прижизненное издание собрания сочинений М. А. Шолохова. Имеет дочь, сына и двух внучек.
Умер 21 февраля 1984 г. на родине, в станице Вёшенской.
Приложение 3.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто…? Что…? Когда…? Как…? Было ли…? Верно ли…? | Объясните, почему…? В чем различие…? Согласны ли вы…? Почему, вы думаете? Предположите, что будет если…? |
Приложение 4.
Задание:
Ропалик– это произведение c постепенным наращиванием количества букв, слов.(снежный ком).
1 слово _________________
2 слова ___________________________
3 слова _________________________________
4 слова ________________________________________.
Приложение 5.
Упражнение «Плюс - минус - интересно»
+ | - | «Интересно» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии "Климатические пояса. Климат и человек." 7 класс
Данный урок разработан к материалу УМК И. В. Душина, Т.Л. Смоктунович «Материки, океаны, народы и страны. Страноведение»...
Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне
Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...
Методическая разработка урока ИЗО на тему "Конструкция головы человека" (6 класс)
Методическая работа «Теория и методика преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения ФГОС общего образования»Фамилия Имя Отчество: Генова Татьяна НиколаевнаТема з...
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...
Методическая разработка урока технологии "Ролькомнатных растений в жизни человека"
Электронный образовательный ресурс по технологии «Роль Комнатных Растений в жизни человека»*Цель урока:познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, правилами уход...