Методическая разработка урока литературы на тему: «М.А.Шолохов – человек и писатель»
методическая разработка по литературе (9 класс)

Трофимова Людмила Владимировна

Урок литературы на тему : "М.А.Шолохов - человек и писатель"( 9 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

урока литературы

на тему:

«М.А.Шолохов – человек и писатель»

C:\Users\Денис\Desktop\

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Горская СОШ»

МР «Перемышльский район»

Калужская область

Трофимова Л.В.

Урок литературы на тему: «М.А.Шолохов – человек и писатель»

Краткая аннотация:

Урок по теме «М.А.Шолохов – человек и писатель» (1 час), проводится в 9 классе по УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский; под ред. В.Я.Коровиной. -9-е изд.- М.: Просвещение, 2021.

Учебный предмет: литература 9 класс.

Оборудование урока: фотографии, иллюстрации, связанные с жизнью М.А.Шолохова, выставка книг писателя, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация о жизни писателя, учебник.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: урок-лекция.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.А.Шолохова.

Задачи:

#1053;аучить видеть взаимосвязь событий, чувств, произведений.

#1056;азвивать интеллектуальные, исследовательские умения - умения анализировать, обобщать, интерпретировать полученные данные, делать выводы.

#1042;оспитывать культуру общения через воздействие на эмоциональную сферу, создание условий для повышения уверенности учащихся в своих силах.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

-Работа в паре, работа с текстовым материалом.

-Иллюстративно-репродуктивный.

-Частично поисковый метод и практическая работа учащихся.

Развитие исследовательских умений учащихся: работа с учебником, самостоятельная работа с источниками, работа с раздаточным материалом.

Используемые на уроке элементы технологии:

  • информационно-коммуникационной;
  • элементы технологии критического мышления.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

– находить (в учебниках и других источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

– устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне;

-представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

– различать в речи других мнения, доказательства, факты;

– преодолевать конфликты, договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

– выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– работать по плану, сверяясь с целью;

– находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:

– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

– осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Роль и место урока в курсе:

Тема «М.А.Шолохов- человек и писатель» - одна из важнейших тем литературы XX века. Учащиеся должны усвоить биографию писателя, увидеть значимость М.А.Шолохова в русской литературе.

Учащиеся должны

знать:

- термины и понятия по литературе XX века;

- основные события жизни писателя;

уметь:

- работать в паре;

- производить самопроверку и взаимопроверку;

- заполнять схемы.

Ход урока:

  1. Оргмомент /мотивация на урок/.

Добрый день! Наш урок мне бы хотелось начать словами:

Начался урок литературы,

Время узнать новое пришло.

Соберись! Настройся на работу!

С улыбкой вам не будет тяжело.

Давайте улыбнёмся друг другу. Надеюсь, улыбка поможет вам в работе на уроке.

2. Актуализация знаний.

Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.

Стадия вызова

Слово учителя:

- Ребята, сейчас я произнесу слово, а вы подумайте, какие ассоциации оно у вас вызывает.

Дон…Вид на Дон

Откройте тетради и напишите слова, словосочетания, которые возникают в вашем сознании, когда произносите слово «Дон». Они могут быть любыми: факты, климат, музыка, животные.Обсудите в паре.

Зачитаем варианты ответов, стараясь не повторяться.

А теперь игра «Верите ли вы?...»

#1042;ерите ли вы, что Дон - территория казачества?

#1042;ерите ли вы, что Дон в период Гражданской войны Дон, будучи центром белого движения, стал ареной кровопролитных боёв?

#1042;ерите ли вы, что Дон – родина одного из русских писателей XX века?

I. Слово учителя.

Вы, наверное, догадались, что мы не случайно начали разговор об этом удивительном уголке нашей страны. Сегодня мы познакомимся с гордостью этого края, с необычным человеком, писателем, но его имя я называть не буду. Вам предстоит самим, включив свою интуицию, наблюдательность, фантазию, разгадав кроссворд, узнать, о ком пойдет речь на нашем уроке. Перед вами кроссворд. Если вы правильно ответите на вопросы, то крайнем левом столбике по вертикали вы сможете прочитать фамилию писателя, о котором мы будем говорить сегодня на уроке. Внимание, на доску! (ответы)

Вопросы:

#1060;орма письменных или печатных знаков (шрифт).

#1057;очетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом (оксюморон).

#1057;редство художественного изображения, основанное на преуменьшении (литота).

#1042; художественном произведении тип, характер (образ).

#1044;вусложный размер стиха с ударением на первом слоге (хорей).

#1058;оржественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою (ода).

#1055;ериод в сто лет (век).

1

ш

р

и

ф

т

2

о

к

с

ю

м

о

р

о

н

3

л

и

т

о

т

а

4

о

б

р

а

з

5

х

о

р

е

й

6

о

д

а

7

в

е

к

-Как вы думаете, о ком мы будем говорить на нашем уроке?

- А какова цель нашего урока?

Учитель:

Личность М.А.Шолохова для вас, школьников XXI века, — закрытая книга. На сегодняшнем уроке мне хотелось бы, чтобы вы, прикоснувшись к М.А.Шолохову чуточку поближе, заинтересовались его судьбой и захотели читать его произведения. Вам станет понятнее, интереснее и значительнее личность Шолохова, как и для его современников.

Сегодня мы познакомимся с биографией писателя, совершим заочное путешествие на Кубань, в окрестности реки Дон.

Как вы думаете, можно ли понять и осмыслить творчество писателя, не изучив основных моментов его жизни, не узнав, о чём он думал, чем жил, его внутренний мир?

Жизнь М.А.Шолохова— это целая эпоха, почти весь XX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения. Он был свидетелем многих исторических и культурных событий, видел, как шло развитие литературы, искусства и науки ХХ века.

-А что же вам, ребята, известно о М.А.Шолохове? Возьмите свои рабочие материалы на столе, обратимся к таблице №1(Приложение 1)и заполните её, то есть внесите информацию, которую вы знаете о М.А.Шолохове, которую вы хотите узнать, а позднее внесёте то, что узнали на уроке.

Приступаем к работе в парах, каждая пара представит своё выполненное задание (проверка).

Стадия осмысления

- Кто же такой М.А.Шолохов? Каков его жизненный путь? Об этом мне хотелось вам рассказать, а поможет мне в этом презентация. Ваша задача внимательно всё слушать, смотреть и в процессе работы продолжить заполнение таблицы. Внимание, на экран! (ученики пишут – «лекция продвинутая») Учитель говорит и показывает о М.А.Ш.(Приложение 6)

Работа с текстом:

- «Инсерт» -маркировочная таблица ( V - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён)-Приложение 2.

Возьмите рабочие карты, переверните лист. Перед вами статья о жизни М.А.Шолохова. Прочитайте её, делая на листочках пометки карандашом. (Пометки: v – уже знал; + новое для меня; - думал иначе; ?есть вопросы.)

Обсуждение текста. Что было новым? (По одному человеку от пары.) Что уже знали? Есть ли пометки «думал иначе»? Есть ли вопросы по статье?

Упражение «Толстые и тонкие вопросы»

Как всегда, помогут осмыслить информацию, полученную на уроке «толстые и тонкие вопросы».

-Возьмите рабочие карты, там представлена таблица (Приложение 3)

Составьте в паре вместе с товарищем и запишите «толстые и тонкие вопросы». Пожалуйста, работаем.

-Готовы? Ваши вопросы. Молодцы!

Стадия рефлексии.

-Попробуем подвести некий итог нашей работы.

Чем мы занимались на уроке?

(Говорили о Шолохове, его жизни, о личности писателя)

Получи ли вы ответы на свои вопросы?

- Какие вопросы остались?

- Какие вопросы появились?

- Каким же предстал сегодня перед нами М.А.Шолохов?

Чтобы ответить на эти вопросы, мне хотелось бы предложить вам составить ропалик– это произведение c постепенным наращиванием количества букв или слов.(Приложение 4)

Название происходит от греческого «ропалон» - палица, дубина. В Толковом словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение слова «палица»: старинное оружие – тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Второе название подобных произведений – снежный ком. Происхождение слова «ропалик» можно объяснить тем, что если слова ропалика выставить друг под другом по центру, то его форма напоминает палицу.

Ропаликом пользовались с античных времён. Впервые он был замечен у Гомера. Ропаликом пользовались также В.Брюсов, Г.Державин.

Например:

1 слово: Литература -

2 слова: Зеркало жизни,

3 слова: Отражает события истории,

4 слова: Передаёт мысли, взгляды автора.

1 слово: Шолохов

2 слова: Образованный, интеллигентный

3 слова: Видит, рассказывает, воспитывает;

4 слова: Гордость нашей русской литературы.

Упражнение «Плюс-минус-интересно».

- В заключении предлагаю всем выполнить упражнение «Плюс-минус-интересно». (Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени) Приложение 5.

Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

(Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться).

Домашнее задание:

Знать биографию М.А.Шолохова, прочитать рассказ «Судьба человека».

Индивидуальное задание: поиски ответов на оставшиеся вопросы.

IMG_0

Оценка урока:

Вы сегодня очень хорошо работали, трудились. Спасибо! Урок окончен!

Литература:

#1055;риёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А.Гин.-12-е изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2013-112с.

#1051;итература в школе.- #8470;2.

#1051;итература в школе.- #8470;5.

#1051;итература в школе.- #8470;1.

#1051;итература в школе.- #8470;6.

#1051;итература в школе.- #8470;2.

#1059;роки литературы с применением информационных технологий.6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Н.П.Архипова.М.: Глобус, 149с.

Приложения:

Карта деятельности ученика 9 класса

________________________________

Приложение 1.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Приложение 2.

«Инсерт» -маркировочная таблица ( V - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).

Шолохов Михаил Александрович (1905—1984), писатель. Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху(конец XV века)и систематически прослеживается с середины XVII века, от Фирса Шолохова (около 1644-между 1708-1715) до купца Михаила Михайловича Шолохова, родного деда писателя, поселившегося на Дону, в Вешенской, в середине XIX века. До этого Шолоховы жили в Зарайске Рязанской губернии в Пушкаревской слободе и были, как пушкари, близки по статусу казакам.

Родился 24 мая 1905 г. на на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Вёшенский район Ростовской области) в крестьянской семье.

Участвовал в Гражданской войне, служил в продотряде. В конце 1922 г. приехал в Москву. В 1923 г. в журналах и газетах стали появляться рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (оба 1926 г.). Главная тема этих произведений — гражданская война на Дону.

В 1925 г. Шолохов начал писать роман, принёсший ему мировую известность, — «Тихий Дон». В 1941 г. за это произведение он получил Сталинскую премию.

С 1932 по 1960 г. Шолохов создаёт «Поднятую целину» — эпическое повествование о коренном переломе в жизни деревни, совершённом коллективизацией. Роман принёс автору Ленинскую премию (1960 г.). Во время Великой Отечественной войны в периодической печати и отдельными изданиями выходят очерки Шолохова «На Дону», «На юге», «Казаки».

Широкую известность получил рассказ «Наука ненависти» (1942 г.). В 1943—1944 гг. были напечатаны главы из неоконченного романа «Они сражались за Родину» о подвиге народа в Великой Отечественной войне.

Заметным явлением стал рассказ «Судьба человека» (1956—1957 гг.).

М.А.Шолохов – лауреат Нобелевской, Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда. В Вешенской и в Москве ему воздвигнуты памятники, при жизни одна из улиц станицы была названа Шолоховской (его возражения не были приняты во внимание).

В браке у Шолохова родилось четверо детей: Александр, Светлана, Мария, Михаил.

Старшая дочь, Светлана Михайловна (1926), филолог по образованию, преподавала теорию литературы в Таллинском пединституте. Сейчас Светлана Михайловна — ученый секретарь музея-заповедника М. А. Шолохова. Имеет сына и внуков.

Старший сын, Александр Михайлович (1930—1990), кандидат биологических наук, по окончании Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве работал научным сотрудником в Никитском ботаническом саду в Ялте. У Александра Михайловича с женой Виолеттой Антоновной трое дочерей, внуки.

Второй сын, Михаил Михайлович (1935), окончил биофак МГУ, кандидат философских наук, преподавал. Сейчас живет с семьей в Вешенской и работает над воспоминаниями об отце. У него двое внуков.

Младшая дочь, Мария Михайловна (1938), имеет высшее филологическое образование. Работала в издательстве «Современник». Редактировала последнее прижизненное издание собрания сочинений М. А. Шолохова. Имеет дочь, сына и двух внучек.

Умер 21 февраля 1984 г. на родине, в станице Вёшенской.

Приложение 3.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Как…?

Было ли…?

Верно ли…?

Объясните, почему…?

В чем различие…?

Согласны ли вы…?

Почему, вы думаете?

Предположите, что будет если…?

Приложение 4.

Задание:

Ропалик– это произведение c постепенным наращиванием количества букв, слов.(снежный ком).

1 слово _________________

2 слова ___________________________

3 слова _________________________________

4 слова ________________________________________.

Приложение 5.

Упражнение «Плюс - минус - интересно»

+

-

«Интересно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии "Климатические пояса. Климат и человек." 7 класс

Данный урок разработан к материалу УМК И. В. Душина, Т.Л. Смоктунович «Материки, океаны, народы и страны. Страноведение»...

Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Методическая разработка урока ИЗО на тему "Конструкция головы человека" (6 класс)

Методическая работа «Теория и методика преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения ФГОС общего образования»Фамилия Имя Отчество: Генова Татьяна НиколаевнаТема з...

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока технологии "Ролькомнатных растений в жизни человека"

Электронный образовательный ресурс по технологии «Роль Комнатных Растений в жизни человека»*Цель урока:познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, правилами уход...