ПРИМЕЧАНИЕ | ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ |
Регулятивные УУД: формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий); контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив, анализ собственной работы и полученных умений. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Отрывок из произведения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» «Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! Какого роста был мужичок? |
Прочитайте отрывки из произведений и вопросы к ним. Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы? Отрывок из произведения: «Приключения Тома Сойера» Марк Твен. «Том вышел из дома с ведром известки с длинною кистью. Он окинул взглядом забор, и в одно мгновение окружающая природа утратила всю весёлость, и в сердце у него водворилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышиной!» Какова высота забора? | Отрывок из произведения Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители» «Множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина». Как выглядели жители подземного города? | Русская народная сказка. «Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень.» Какого роста были добры молодцы? | Отрывок из произведения Михаила Михайловича Пришвина «Ребята и утята»: «Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спасла, пришлось все три версты путешествовать к озеру». На каком расстоянии находится прочное место для гнезда? |
Отгадайте ребусы
Решите задачи: 1. Когда они встретятся! Идет один человек в другой город и проходит в день по 40 верст, а другой человек идет навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся? 2. Длинная борода. Борода у человека растет, удлиняясь в неделю на 1/5 дюйма. Предположим, что борода растет с постоянной скоростью на протяжении всей жизни человека. Какой длины достигла бы борода у мужчины, который не брился в течение 30 лет? 3. Покупка сукна. Куплено сукна полторажды полтретья аршина. Заплачено полчетвертажды полпята рубля. Спрашивается, сколько должно заплатить за полсемажды полдевята аршина того же сукна? 4. Сбор яблок. На расстоянии аршина одно от другого лежат в ряд 100 яблок. Перед первым яблоком стоит корзина, также на расстоянии 1 аршина от него. Спрашивается: какой путь совершит тот, кто возьмется собрать все эти яблоки так, чтобы брать их последовательно одно за другим и каждое отдельно носить в корзину, которая все время стоит на одном и том же месте?
Игра: «Добавь нужное». На доске карточки с названиями старинных русских мер длин, нужно рядом расположить соответствующий им современный размер. Верста | 1066,8км | Сажень | 2.1 м | Аршин | 71,1см | Пядь | 17.78см | Локоть | 44см | Вершок | 4,4 см |
|
Коммуникативные УУД можно разделить на два типа: умения самовыражаться, используя средства языка и речи, и умения участвовать в продуктивном диалоге. |
На уроках математики это задания типа «расскажи» или «объясни». | 1.Проведите анкетирование среди обучающихся школы и их родителей по вопросам, связанным с использованием старинных русских мер длины. Сделайте выводы. Вопросы анкеты “Назовите старинные русские меры длины”, “Где вы встречали старинные русские меры длины в повседневной жизни?” “В каких художественных произведениях вы встречали старинные русские меры длины?” “Необходимо ли знание старинных русских мер в современной жизни? Почему?”, “Назовите пословицы или поговорки со старинными единицами длины” «По какой причине старинные меры были вытеснены современными?»
2. Старинные меры длины мы часто встречаем в пословицах и в поговорках, во фразеологизмах. Мы не всегда понимаем их смысл. Попробуйте в группах определить, что они могут означать. 1 группа
Пословицы, поговорки, фразеологизмы | Значение | За семь вёрст киселя хлебать |
| Аршин с шапкой. |
| На шаг от беды. |
| У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла |
| Нос с локоть, а ума с ноготь. |
|
2 группа Пословицы, поговорки, фразеологизмы | Значение | От слова до дела – целая верста. |
| Мерить версты. |
| Сам с вершок, а голова с горшок. |
| Идти семимильными шагами |
| Семь аршин говядины, да три фунта лени. |
|
3 группа Пословицы, поговорки, фразеологизмы | Значение | Пядь за пядью. |
| Сам с ноготок, а борода с локоток. |
| На версту отстанешь – на десять догоняешь. |
| Семь вёрст до небес, и всё лесом. |
| Видеть на три аршина под землёй. |
|
|
| Представьте по группам театрализованное представление по литературным произведениям на выбор, содержащие старинные меры длины. |
Познавательные УУД делятся на общеучебные и логические. Общеучебные УУД – это моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, а логические – это анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения. |
ПРИМЕЧАНИЕ | Примеры заданий |
Использование творческих заданий, имеющих целью тренировку умения перерабатывать математическую информацию, способствует повышению интереса, мотивации к учёбе. | Измерьте рост одноклассников и выразите в сантиметрах, саженях, аршинах, футах, ярдах. Результаты заполните в таблицу. № | Фамилия Имя | см | сажень | аршин | ярд | 1 |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
Найдите средний рост учащихся в классе в различных единицах длины.
Составьте таблицу соотношений мер между русскими и иностранными мерами
Исследовательская работа: Измерьте длину и ширину доски в старинных мерах, переведите в современные меры. Какова погрешность измерений. Предмет | Старинные меры (пяди) | Новые меры (см) | Меры по паспорту (см) | Длина доски |
|
|
| Ширина доски |
|
|
|
|
|
Задачи, которые повышают интерес к изучению математики и развивают логические умения | Соотнесите картинку с пословицей, поговоркой или фразеологизмом, объясните ее значение.
|
Личностные УУД обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях |
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным; обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. | 1.Измерьте расстояние от школы до дома всей семьей. Переведите измерения в старинные меры длины.
2 Составьте текст – задачу, в которой будут использованы старинные слова, обозначающие единицы измерения. 3.Составьте задачник с литературным содержанием на тему « Старинные меры длины». |