Применение лабораторного метода на уроках кубановедения
статья по краеведению по теме

 

 

Не раз на уроках кубановедения  учителю приходилось отвечать на вопросы учащихся о том, откуда мы знаем о пребывании первобытного человека  на Кубани, о жизни и деятельности скифов, сарматов, меотов и других племен на территории нашего края, о быте, традициях, культуре некогда переселившихся на Кубань казаков и коренного населения – горцев, ссылаясь на многочисленные  вещественные;  письменные;  изобразительные;  фонические источники.

 Но, давайте признаемся, что не каждый  преподаватель на уроках в полной мере уделяет внимание изучению и разбору документа представленных в учебных пособиях по кубановеденю.

Решить данную проблему предлагаем следующим образом – использовать лабораторный метод в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie__laboratornogo_metoda_na_urokah_kubanovedeniya.doc728.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение  лабораторного метода на уроках кубановедения.

Мешайкин П.М.

учитель кубановедения

МБОУ ООШ №16 г. Армавира

Не раз на уроках кубановедения  учителю приходилось отвечать на вопросы учащихся о том, откуда мы знаем о пребывании первобытного человека  на Кубани, о жизни и деятельности скифов, сарматов, меотов и других племен на территории нашего края, о быте, традициях, культуре некогда переселившихся на Кубань казаков и коренного населения – горцев, ссылаясь на многочисленные  вещественные;  письменные;  изобразительные;  фонические источники.

 Но, давайте признаемся, что не каждый  преподаватель на уроках в полной мере уделяет внимание изучению и разбору документа представленных в учебных пособиях по кубановеденю.

Решить данную проблему предлагаем следующим образом – использовать лабораторный метод в обучении.

Лабораторный метод позволяет индивидуализировать преподавание с учетом возраста и степени подготовленности учащихся, их умственного развития; повысить интенсивность труда старшеклассников; научить его анализировать материал и делать самостоятельные выводы; формировать историческое сознание, развивать интерес к истории Кубани.

Лабораторный метод  способствует тому, что ученики самостоятельно осуществляют поиск  истины, при работе с историческим источником.

Лабораторный метод не должен сводиться к тому, чтобы все уроки по кубановедению были направлены лишь на изучении только исторических источников. Проводить лабораторную работу нужно после изучения обшей темы или раздела, с целью закрепления и обобщения изученного материала. С одной стороны, у нас накапливается и систематизируется раздаточный материал, а с другой решаем проблему накопляемости оценок по предмету и развиваем интерес к истории родного края.

Данный урок может быть  интегрированным, проводиться совместно с учителями МХК, русского языка и литературы, ИЗО, музыки.

Материал для урока можно брать в учебных пособиях по кубановедению 5-11 класс, использовать археологические артефакты, многочисленные вещественные источники характеризующих быт, традиции и культуру изучаемых этносов.

Обучение работе с документом включает следующие этапы:

  1. Учитель даёт образец разбора документа;
  2. Ученики анализируют документ под руководством учителя;
  3. Работают под руководством учителя и самостоятельно;
  4. Самостоятельно изучают документ в классе и дома.

Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Ученики читают документ по частям, а учитель объясняет необычные выражения и фразы, задаёт вопросы для проверки степени понимания его содержания: о чём рассказано в отрывке? Что означает это слово? Как вы понимаете смысл этого предложения? Лишь затем осуществляются повторное чтение и разбор документа по частям. Ответы учеников должны быть полными и исчерпывающими, а выводы подтверждены ссылками на документ.  Дома ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документов, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения. Для самостоятельной работы документ необходим каждому ученику.

Работа учеников с документом постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5 – 6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы.

Таким образом, при работе с источником у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению  знаний по кубановедению и развитию исторического сознания. На уроках ученики узнают о значимости документов для изучения истории родного края, видят в них след деятельности когда-то живших людей.  

Тема.  Кочевники кубанских степей – скифы.

Тип урока:  лабораторная работа.

Цель урока:  

   - образовательная: сформировать представление о кочевых племенах населяющих территорию Прикубанья в раннем железном веке.

 -  развивающая: формировать историческое мышление, память,      выделять главное, самостоятельно истолковывать факты и события, устанавливать причинно-следственные связи, оперировать терминами и понятиями.

 -  воспитательная: воспитание у учащихся чувства ответственности за сохранение истории родного края  и страны, гуманизм, патриотизм.

План :

1. Введение.

2. Места проживания скифов.

3. Основные занятия скифов.

4. Обычаи и обряды скифов.

5. Закрепление.

Оборудование: 

1.Компьютер  2. Видеопроектор. 3. Видеофильм. Кубань в эпоху раннего железа.  4. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред. Проф. В.Н. Ратушняка.- Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования 2004.»,  5.История Кубани в рассказах и иллюстрациях: Учебник для 4-х и 5-х классов. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004. 6. Трехбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до конца XVIII в.: Учеб. для 5-7 кл. общеобразоват. Учреждений. 3-е издание, стереотипное -  Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2000, 2004, 2005,2006, 2007.-176с.   7. Трехбратов Б.А. Кубановедение : археология, мифология, культура.: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко – Краснодар: Перспективы образования, 2008.-128с.

 

Оформление доски:

Иллюстрации находок из скифских курганов. Экран.

Тема.

План.

Проблемный вопрос.

Настенная карта. Краснодарский край.

                                                          Ход урока.

I. Организационный момент.

(Приветствие. Заполнение журнала).

II. Повторение и обобщение пройденного материала.

1. Введение.

      Учитель:

Ребята, на прошедших уроках мы с вами познакомились с племенами, населявшими наш край в эпоху раннего железа- скифами. Сегодня на уроке перед нами стоит задача : с помощью письменных и вещественных исторических источников доказать, что 1)племена скифов проживали на территории Кубани и были кочевым народом; 2) у скифов почитался культ воина;  3) для их культуры характерен так называемый «звериный стиль».

 (проблемные вопросы)

Ученикам раздаются карточки с документами отражающие события изучаемого периода. Они внимательно читают и  отвечают на вопросы.

2. Места проживания скифов.

Карточка №1.

Предание о вытеснении с Северо-Западного Кавказе скифами киммерийцев и завладении их страной  Из "Изложения событий" Геродота

Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, ски фы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую зем лю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам)... После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюд ной страной.

И теперь еще в Скифской земле существуют ким мерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так назы ваемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа...

Карточка №2.

Из "Описания населения земли" Дионисия Периегета (II в. н.э.)

К северу от Понта разлились воды Майотийского озера, вокруг которого обитают скифы, бесчисленный народ; Майотиду называют матерью Понта, так как из нее выходит огромная масса воды Понта прямо через Киммерийский Боспор, по которому живет много киммерийцев у холодной подошвы Тавра(Кавказ)...

Вопросы .

1.Откуда,  на территорию Прикубанья переселились скифы? Почему?

2. Выпишите неизвестные слова и термины в тетрадь (  массагеты,  Аракс, Киммерийцы,«Понт», «Майотийское озеро»,  «Киммерийский Боспор»), дайте им определение. ( учащиеся используют словари и энциклопедии, а также атлас с контурными картами)

3. Где обитали скифы? Укажите на карте известные вам скифские курганы.

3. Основные занятия скифов.

Карточка №3.

Из трактата "О воздухе, воде и местности", авторство которого приписывается Гиппократу (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), знаменитому древнегреческому врачу.

Так называемая «Скифская пустыня» представляет собою равнину, изобилующую травой, но лишённую деревьев и уме ренно орошённую: по ней текут большие реки, которые отво дят воду из степей. Здесь-то и живут скифы; называются они кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в ки битках, из которых наименьшие бывают четырёхколёсные, а другие — шестиколесные; они кругом закрыты войлоком и ус троены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя отделе ниями; они непроницаемы ни для воды (дождевой), ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов: рога у них не растут от холода. В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними следуют их стада овец и коров и табуны лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стада, а когда её не хватит, переходят в другую местность. Сами они едят варёное мясо, пьют кобылье молоко и едят «иппаку» (сыр из кобыльего молока). Таковы образ жизни и обычаи скифов.

Вопросы .

1. Почему скифов называют кочевниками?

2. Были ли у скифов города? Опишите  их жилище?

3. Чем питались скифы?

4. Обычаи и обряды скифов.

 Карточка №4.

Геродот так описывает обычаи скифов:

"Скиф пьет кровь первого убитого им врага, а голо вы всех врагов, убитых в сражении, относятся к царю, потому что только под условием доставления головы неприятеля скиф получает долю добычи. С головы сни мает кожу ... и затем употребляет как утиральник, при вешивает ее к уздечке той лошади, на которой ездит сам, и гордится этим. Скиф, располагающий наиболь шим числом таких утиральников из кож неприятеля, почитается доблестнейшим человеком.

Из голов ненавистнейших врагов и враждебных род ственников скифы изготовляли чаши, обтягивая их бычьей кожей. Эти сосуды подавались в торжествен ных случаях при гостях. Ежегодно каждый скифский военный начальник приготовлял специальную чашу вина. Из нее могли пить только те воины, которые умертвили врагов. Не совершившие этого подвига си дели в стороне. Они считались обесчещенными. С дру гой стороны, если кто из скифов убил очень много вра гов, то ему оказывалась особая почесть: он получал две чаши и пил вино из обеих одновременно.

Карточка  №5.

Из "Естественной истории" римского государствен ного деятеля и ученого Гая Плиния Секунда-Стар шего (23/24 - 79 гг. н.э.)

Скифы смачивают стрелы ядом змей и человечес кой кровью. Это неотвратимое зло приносит немед ленную смерть даже от легкого его прикосновения.

Из книги римского администратора Арриана (II в. н.э.) "Диспозиция против аланов"

Клинообразный строй больше всего, как слышно, употребляют скифы и фракийцы, перенявшие [его] у скифов...

Вопросы .

1. Можно ли утверждать, что скифы были искусными воинами?

2. Что должен был сделать скиф, чтобы его уважали, считали смелым и отважным воином?

Карточка  №6.

                                              

Золотой олень. Станица Костромская                                        Золотая пантера. Станица Келермесская

                                                                 

                                     

                                                                                      Серебряный ритон. Аул Уля

Золотая пластина.

Обкладка горита.

Станица Келермесская

Показывается  фрагмент  видеофильма о предметах найденных в скифских курганах.  (3мин).

Вопросы .

1. Перед вами предметы из скифских курганов. Внимательно их осмотрев,  ответьте: "Почему для скифской культуры применимо такое  понятие как «звериный» стиль?"

2.Что такое ритон?

III. Закрепление.

      Ученики записывают вывод в  рабочую тетрадь.

Таким образом, можно сказать следующее, что:

  1.        Наиболее яркими свидетельствами культуры скифских племен являются знаменитый Костромской, Келермесские и Ульские курганы на Кубани.
  2. По свидетельству историка Геродота, племена скифов вели кочевой образ жизни, не имели ни городов, ни  укреплений. Свои жилища строили на повозках.
  3. Скифы были искусными , храбрыми и смелыми воинами.
  4. Конскую упряжь, одежду и многие предметы быта скифы украшали изображениями животных. Отсюда и особенность скифской культуры – «звериный» стиль.

IV.  Домашнее задание. Подготовиться к самостоятельной работе, повторить материал стр.46-49.

V. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение активных методов на уроках информатики"

Применение активных методов на уроках информатики и ИКТ...

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).

Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....

Отчёт о применении коммуникативных технологий на уроках кубановедения

Применение  на  практике  ИКТ  на  уроках  кубановедения...

" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».

Урок технологии – это урок практической направленности и  включение эвристических методов  в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...

Применение ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ на уроке кубановедения

Интересный эффкктивный метод, который модно приенять на уроке по любому предмету....

Методическая разработка урока (внеурочного занятия) по технологии на тему применения фокального метода на уроках технологии « Создание настенной полки»

Данная методическая разработка может быть полезна учителям технологии, работающим по учебнику под редакцией В.М. Казакевича. Разработка выполнена в соответствии с ФГОС НОО. Использование фокального ме...

Фрагмент урока с применением кейс-метода. Тема урока: «Современна ли совесть?»

Урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.С.Петрушевской «За стеной»...