"Творческий проект "Филармония школьника" как одна из форм привлечения детей к искусству"
статья по музыке на тему

Иванова Анна Залмановна

Здесь я делюсь своим опытом создания проекта привлечения детей к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filarmoniya_statya.doc49 КБ
Файл umk.pptx457.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческий проект «Филармония школьника», как одна из форм привлечения детей к искусству.

Иванова Анна Залмановна.

МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ»(Лесколовское отделение),преподаватель, Всеволожский район. Ленинградская область.

anna.www.1952@yandex.ru

       Современные технические средства воспроизведения музыки застали детей врасплох. На них обрушился в полном смысле слова водопад самой разнообразной музыки. Они не успели, и не могли успеть научиться воспринимать музыку в таком количестве. И, не обученные общению с музыкой, дети стали зачастую отбирать далеко не лучшие образцы этого великого искусства. Наши терзания в этом отношении чем-то напоминают терзания Плутарха, который писал в своем трактате «О музыке», что «современники наши…вводят в театры вместо прежней мужественной, небесной и любезной Богам музыки  расхлябанную и пустенькую…». Однако в отличие от времени, когда жил Плутарх, в наши дни «пустенькая и расхлябанная музыка», тиражированная музыкально-развлекательной индустрией, представляет собой реальную угрозу духовному миру человека, тем более человека юного, чей духовный мир находится в процессе становления.

          И вот, задумываясь над тем, как наладить общение детей с музыкой, как приобщить их к серьезному искусству, мы пришли к мысли о создании творческого проекта под названием «Филармония школьника».  

          «Продуктом» нашего проекта стали лекции-концерты или вернее, беседы-концерты.

       Цель проекта - пробудить у детей интерес к музыке,  «зажечь» желанием самостоятельно слушать и понимать музыку, выявить музыкальные таланты, научить отличать хорошую музыку от плохой.

      Задачи нашего проекта -  показать ребятам общеобразовательной школы, что и им музыка может быть доступна и понятна. Научить их  музыкальному языку, дать детям предварительную систему музыкальных знаний, основу, на которую могла бы наслаиваться непрерывно поступающая информация о музыке. Научить их самостоятельно мыслить, анализировать и грамотно выражать свои мысли, вести дискуссию, привить интерес к классической музыке.

     Слушателями наших бесед-концертов являются ученики общеобразовательной школы, их родители и преподаватели. Это положительно сказывается на отношении к «филармонии школьника» со стороны взрослых и способствует пропаганде музыкальных знаний и укреплению связей со школой и с семьей.

          За учебный год «Филармония школьника» провела серию ежемесячных бесед-концертов. В начальной школе это следующие темы:

1. «Три кита» в музыке или что услышал композитор».        

2. «Музыкальные картинки» или программная музыка».

3. «Средства музыкальной выразительности или немного о музыкальном языке».

4. «Сказочные образы в музыке».

5. «Танцевальная музыка».

6. «Марши, что мы о них знаем и не знаем».

7. «Королева мелодия или что мы знаем о песне».

8. «О чем рассказали музыкальные инструменты».

9. «Образы природы в музыке».

10. «Музыка для детей».

        Мы стараемся сделать наши «Филармонии», как можно более демократичными, открытыми для дискуссий. Участниками концертов являются ученики музыкальной школы, они исполняют музыкальные произведения, представляют свои инструменты, вступают в диалоги со своими слушателями-сверстниками. Лектор-ведущий раскрывает тему, задает вопросы, поддерживает дискуссию, делает выводы.

      Например, тема нашей первой беседы-концерта называлась: «Три кита» в музыке или что услышал композитор». Используя программу    Д.Б.Кабалевского, мы пытались доступным для детей младших классов языком, увлеченно и образно раскрыть им такие сложные понятия, как музыкальные жанры и их специфические черты. В нашу задачу входило показать, что услышал композитор, какой образ «нарисовал» он музыкальными звуками, используя тот или иной жанр. В процессе обсуждения мы пришли к выводу, что киты не плавают в море поодиночке, очень часто песня и танец или песня и марш объединяются в музыке. «Три кита» нас смогут приблизить к самой сложной музыке, с песнями, танцами и маршами мы будем встречаться в опере, симфонии, балете, хоровой музыке и даже в джазе. В этой беседе-концерте дети познакомились со следующими произведениями:

1. В.Калинников. «Журавель» (блок флейта).

2. Й. Гайдн. «Песня» (колокольчики).

3. В. Моцарт. «Пастушья песня» (блок флейта).

4. Ф.Шуберт. «Три экосеза» (флейта).

5. «Бразильский танец» (дуэт гитаристов и маракасы).

6. М.Глинка. «Полька» (фортепиано).

7. М.Качурбина. «Мишка с куклой» (скрипка).

8. П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» (ксилофон).

9. П.Чайковский. «Вальс» (фортепиано).

10. «Казачья походная» (дуэт аккордеонистов).

       Также в этой беседе-концерте мы говорили о музыкальных картинках.

Музыка может передать ярко и наглядно сказочные образы, сценки из жизни, образы природы. Например:

1. А.Латышев. «Бармалей» (аккордион).

2. Р.Шумен. «Смелый наездник» (малый барабан).

3. Д.Пьерпонт. «Звенящие колокольчики» (баян).

4. П.Чайковский. «Баба яга» и К.Черни «Игра в пятнашки» (фортепиано).

5. Е.Дербенко. «Лимузин» (дуэт баянистов).

6. П.Чайковский. «Болезнь куклы» (фортепиано).

7. Р.Петтерсен. «Старый автомобиль» (баян).

    Наибольшие трудности возникли у нас в работе со старшеклассниками. В сложном переломном возрасте появляется множество новых увлечений, утверждается свое отношение к жизни. Самостоятельность, порою, излишняя категоричность суждений, стремление выглядеть взрослыми и независимыми, отличают молодых людей этого возраста. У них имеется уже значительный багаж знаний, правда, обычно не достаточно систематизированных. Встречаются и крайности: с одной стороны, отлично развитые, начитанные учащиеся, а с другой - подростки с узким кругозором и с ограниченным кругом интересов. Все это вносит дополнительные трудности для слушателей этого возраста и заставляет искать новые методы и формы ведения концертов.

       Подростки любят полемизировать, утверждать и отстаивать свою точку зрения. Одна из возможных форм работы со старшеклассниками - так называемые  концерты-диспуты.  Вместе с лектором эти «филармонии» проводят сами учащиеся, они проходят в форме свободных дискуссий, оппонентами выступают все желающие.

      Приведем некоторые темы бесед-концертов для старшеклассников:

1. «О легкой и серьезной музыке».

2. «Темы – монографии, посвященные творчеству одного композитора».

3. «Эпохи и стили».

4. «Поэзия и песня в музыке бардов».

5. «Музыкальные путешествия по странам мира» (серия таких тем).

И так далее…

Исполнителями музыкальных произведений  являются не только ученики музыкальной школы, но и преподаватели, а также мы используем аудио и видео материалы.

   Какова роль ведущего или лектора в «филармонии школьника»? Это посредник между исполняемыми произведениями и слушателями. Он не только рассказывает о музыке, но и излагает свое понимание искусства, свою концепцию. Важно стремиться в течение беседы-концерта все время поддерживать интерес и внимание слушателей, увлекать их музыкой. Невозможно в течение лекции рассказать о произведении все, но необходимо направить внимание в нужную сторону, разбудить мысль слушателя, помочь ему увидеть в музыкальном произведении главное, увлечь  этим.

      Беседа-концерт в идеале должна иметь свой внутренний «темпоритм» (слушатель тонко ощущает любые длинноты, неоправданные паузы между номерами, «падение пульса» концерта). Лектор призван обладать быстротой реакцией и владеть искусством сценической импровизации.

     Результативность нашей деятельности:

2003 год: посещаемость «филармонии школьника» - 30% учащихся общеобразовательной школы.

2008 год - 50%.

2013 год - 80% от всех учащихся.

Из года в год увеличивается число учащихся музыкальной школы из слушателей «филармонию школьника». У ребят возникает желание учиться музыки, играть на инструменте, который ему понравился в концерте.

 На данный момент более 50% учеников нашей музыкальной школы – слушатели нашей «филармонии школьника».

   По отзывам учителей и родителей - ребята, занимающиеся в музыкальной школе и посещающие «филармонию школьника» лучше учатся, чем их сверстники. У них хорошая память, внимание и более широкий кругозор и эрудиция.

Мы проводим из года в год тесты, с учащимися общеобразовательной школы,  направленные на выявления музыкально одаренных детей. С каждым годом их число увеличивается, по отзывам ребят во многом им помогла разбираться в музыке «филармония школьника».

      Наша работа востребована, мы видим результаты нашего труда.

У нас есть книга отзывов. В ней много хороших и добрых слов о нашей «филармонии». Педагоги и родители, выражают общую мысль - что мы создали нужный и актуальный проект, он расширяет кругозор, дает возможность узнать много нового и интересного, воспитывает чувство прекрасного, развивает воображение и учит детей слушать и любить музыку.

Список литературы:

1. А.Будагян. «Из опыта работа Ереванской «Филармонии школьника».

 Москва. Издательство «Советский композитор».1985г.

2. В.Васина-Гроссман. «Первая книжка о музыке».

Москва. «Музыка»1988г.

3. Д.Кабалевский. «Как рассказывать детям о музыке?»

Москва. «Просвещение» 1989г.

4. В.Малов. «Детская филармония»

Москва. Издательство «Советский композитор» 1985г.

5.Г.Фрид. «О Московском молодежном музыкальном клубе»

Москва. «Советский композитор» 1985г.

6.И.С. Сергеев. «Как организовать проектную деятельность учащихся»

Москва. «Аркти» 2005г.

   

     

   

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект учебно-методического комплекса дополнительной образовательной программы по сольфеджио. п реподавателя музыкально-теоретических дисциплин Ивановой А.З МОБУДОД « Кузьмоловская ДШИ»

Слайд 2

Содержание УМК Дополнительная образовательная программа по сольфеджио.

Слайд 3

2.Материалы для преподавателя и учащихся по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Учебные и методические пособия: Учебник по теории музыки. А.Островский. Упражнения по теории музыки. Н.Афонина , Т.Бабанина, С.Белкина . «Музыкальные способности». Д.Кирнарская . «Гимнастика музыкального слуха» Л.Чустова . Музыкальные диктанты. Г.Фридкин Учебник «Сольфеджио» Б.Калмыков.Г.Фридкин . Учебное пособие «Чтение с листа» Г.Фридкин . Учебное пособие «Сольфеджио» Ж.Металлиди .

Слайд 4

2.Материалы для преподавателя и учащихся по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. 2. Конспекты занятий: «Способы написания музыкального диктанта». «Формирование навыка пения с листа». «Знакомство с интервалами». «Знакомство с аккордами». «Развитие метроритмического чувства». «Метроритмические партитуры». «Развитие творческих навыков». «Анализ музыкального произведения».

Слайд 5

2.Материалы для преподавателя и учащихся по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса 3.Творческие,исследовательские работы учащихся: Сочинение мелодических и гармонических фрагментов на заданный интервал. Сочинение мелодических и ритмических фрагментов по поставленной преподавателем задаче. «Рисуем музыку». «Антонио Вивальди - гений скрипичного концерта, история жизни рыжего монаха». Исследование по теме: «Средства музыкальной выразительности».(по выбору обучающегося).

Слайд 6

2.Материалы для преподавателя и учащихся по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. 4. Дидактический материал: Сказка про интервалы «Волшебная страна». Карточки аккордовые Карточки интервальные Учебные карточки по теории Кроссворд по буквенным обозначениям тональностей «Музыкальное домино» (интервальное, ритмическое, темповое и т.д.)

Слайд 7

5.Раздаточный материал: Ритмические карточки Интервальные карточки Ступеневые карточки Кроссворды Музыкальное домино,лото 2.Материалы для преподавателя и учащихся по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.

Слайд 8

2.Материалы для преподавателя и учащихся по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. 6. Материалы для подготовки к конкурсам: Положение к олимпиаде по сольфеджио (по классам) Положение к олимпиаде по музыкальной литературе (по классам) Положения к конкурсам: на «Лучшее сочинение по сольфеджио» («Сочини песню», «Сочини танец», «Сочини марш»)-по классам.

Слайд 9

2.Материалы для преподавателя и учащихся по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. 7. Картотеки, каталоги: Картотека специальной литературы для преподавателей и обучающихся. Картотека нотной литературы Аудио-видео картотека Каталоги пластинок Картотека интернет сайтов

Слайд 10

3.Система средств обучения. 1.Наглядный материал (традиционный): Таблицы: ритмические, интервальные, аккордовые, ступеневые , тональные, темповые. Таблица ладовой характеристики. Таблицы средств музыкальной выразительности. Схемы строений музыкальных произведений. Музыкально-иллюстративный (аудио-видео записи, художественные иллюстрации к музыкальным произведениям) материал.

Слайд 11

3.Система средств обучения. 2.Наглядный материал (современный): Интерактивная доска Mimio ; Компьютерные программы; Видеофильмы; Образовательные сайты.

Слайд 12

Система средств организации труда преподавателя и обучающихся. Материалы по индивидуальному сопровождению развития учащегося: Памятка для учащегося. Анкеты для учащихся и родителей. Дидактическая сказка про интервалы «Волшебная страна». Проверочные задания по теории музыки (кроссворды).

Слайд 13

2. Материалы по работе с детским коллективом: Информационный материал по результатам проведенных конкурсов. Сценарии лекций-концертов «Филармония школьника» и «Филармония дошкольника». Сценарий театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Выставка творческих работ учащихся Выставка «Музыкальные звезды». Система средств организации труда преподавателя и обучающихся.

Слайд 14

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Автор сценария : преподаватель Иванова А.З. Год написания : 2009г. Сценарий предназначен для учащихся первого класса музыкальной школы, их родителей, преподавателей и всех желающих. Цель мероприятия : Заинтересовать учащихся первого класса процессом обучения. Задачи мероприятия : Повысить мотивацию к обучению; Снизить страх, беспокойство перед учебой; Привлечь родителей к процессу обучения; Показать детям к чему они должны стремится в музыкальном творчестве.

Слайд 15

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Действующие лица: Ведущая и организатор мероприятия: преподаватель Иванова А.З. Первоклассники; Родители; Выпускники школы; Преподаватели; Все желающие.

Слайд 16

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Использованная литература: Учебное пособие «Музыкальная литература» Я.Островская, Л.Фролова . Изд. «Композитор» СПб,2010г. Учебное пособие «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» Я. Островская, Л.Фролова . Изд. «Композитор» СПб, 2010г. Музыкальный словарь «от А до Я» Э .Финкельштейн . Изд. «Композитор» СПб.,2010г. Первая книжка о музыке. В.Васина-Гроссман , Москва «Музыка», 1988г.

Слайд 17

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Ведущая: «Мы Вас приветствуем, друзья, Сердечно поздравляем! В сан первоклассника всех Вас Отныне посвящаем! И пусть тернист Ваш будет путь, Не розами усыпан, Мы будем рядом и всегда Поддержим и научим!»

Слайд 18

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Ведущий (продолжение): «Наша школа не простая, Она особая, она уникальная, Ее название- Музыкальная! Чтобы чему-нибудь в ней научиться, Чтобы успехов и славы добиться, Слушай внимательно и повторяй, Правила эти запоминай!».

Слайд 19

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». «Заповеди юного музыканта»: Кто с музыкой подружится- научится трудится и школу музыкальную полюбит навсегда! Но как известно, без труда, не вынешь рыбку из пруда, Ты эту поговорку, запомни НАВСЕГДА! Все повторяют хором: Трудиться, трудиться, трудиться всегда и цели заветной достигнешь тогда!

Слайд 20

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». «Заповеди юного музыканта»: 2. « Мир музыки прекрасен и огромен, и не мечтай освоить сразу все! Ты выбрал музыкальный инструмент и ты – доволен! Но покорить его, увы не так легко! Чтоб пальцы легко побеждали рояль – ты гаммы с этюдами долго играй! И флейта, и скрипка, труба и кларнет – на них не сыграть, коль усердия нет!»

Слайд 21

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». «Заповеди юного музыканта»: 3. «Маму за руку бери, на концерт ее веди! Больше слушай и смотри – все прекрасное копи! И станешь музыкантом – ты! 4. Как скрипочку, бережно ушки настрой! Ходи на сольфеджио, в хоре – пой! Чтоб фальшь распознать ты мог без труда, Сольфеджио с хором помогут всегда! Они тебе память и слух разовьют, язык музыкальный освоишь ты тут!».

Слайд 22

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». «Заповеди юного музыканта»: 5. «Будь любознательным, больше читай, В себе интеллект, кругозор развивай! 6. В ансамблях играй и в четыре руки, Чем больше, тем лучше освоишься ты! Новую музыку для себя открывай, Багаж музыкальный копи, пополняй! Как видишь, заповеди наши – просты, Их выполни и станешь МУЗЫКАНТОМ, ТЫ!»

Слайд 23

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Программа концерта : Первая часть - исполняют первоклассники; Вторая часть – исполняют выпускники. Выступление 2013 года: Ведущая и концертмейстер, преподаватель Иванова А.З. В.Калинников «Журавель» исполняет Александренок Иван (Блок флейта). П.Берлин «Марширующие поросята» исполняет Бучнева Мария (фортепиано). Русская народная песня «Вдоль да по речке» исполняет Нетычук Артем(аккордеон).

Слайд 24

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Программа концерта (продолжение) : 4 Казачья походная Т.Хренников «Речная песенка» исполняет дуэт аккордеонистов Нетычук Артем, Поляков Иван. 5. А. Латышев « Бармалей » исполняет Порфиров Андрей(аккордеон). 6. А.Филиппенко «По малину в сад пойдем» исполняет Механникова Ирина(скрипка). 7. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку » исполняет Бердюгина Анна (скрипка). 8. Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» исполняет Лазоренко Елизавета(гитара)

Слайд 25

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Программа концерта (продолжение): Ф.Карулли . «Андантино» исполняет Доливайло Евгений(гитара). Русская народная песня «Тень – Тень» С.Майкапар «Пастушок» исполняет Коршунова Валентина(фортепиано). Русская народная песня «Как под горкой» исполняет Лаврентьев Вадим(баян). М. Мильман «Барашек» И.С.Бах «Пьеса» исполняет Телиш Алина (блок флейта). 13. Чешская народная песня «По ягоды» исполняет Каретников Алексей (ксилофон).

Слайд 26

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Программа концерта (продолжение) Вторая часть, исполняют выпускники: А. Новиков «Смуглянка» исполняет Виктор Чижевский (баян) Й. Гайдн. Соната Ре мажор часть третья исполняет Любовь Бушуева (фортепиано). Ф. Зуппе . Увертюра к оперетте «Поэт и крестьянин» исполняет Игорь Калинкин (ксилофон). Д.Шостакович. Романс из кинофильма «Овод» исполняет Семен Медведев (скрипка). М.Каркасси . «Кадриль» исполняет Петр Ильин (гитара) Доренский . «Рыжий ковбой» исполняет Александр Ларченко (баян). С.Рахманинов. Полька исполняет Степан Пылин (ксилофон).

Слайд 27

Схема сценария Театрализованного концерта «Посвящение в первоклассники». Заключительная часть мероприятия : Торжественное вручение первоклассникам ученических билетов.

Слайд 28

Методические рекомендации. Опыт создания долгосрочного творческого проекта: «Филармония школьника» Автор работы- преподаватель Иванова А.З. Год написания : 2013 год. Вступительная часть: Хочу поделиться с преподавателями методом создания и проведения долгосрочного творческого проекта « Филармония школьника». Моя задача на конкретном примере показать положительный опыт в этой работе и «белые пятна», которые еще предстоит устранить.

Слайд 29

Методические рекомендации Пояснительная записка: Актуальность и необходимость данных рекомендаций в том, что в настоящее время задача приобщения детей и подростков, а часто и их родителей к музыке и искусству, стала первоочередной. Именно преподавателям ДМШ и ДШИ выпала эта просветительская миссия. Цель проекта – пробудить у детей интерес к музыке. «зажечь» желанием самостоятельно слушать и понимать музыку, выявить музыкальные таланты, научить отличать хорошую музыку от плохой. Задачи нашего проекта – показать ребятам общеобразовательной школы, что и им музыка может быть доступна и понятна. Научить их музыкальному языку, дать детям предварительную систему музыкальных знаний, основу, на которую могла бы наслаиваться непрерывно поступающая информация о музыке. Научить их самостоятельно мыслить, анализировать и грамотно выражать свои суждения, вести дискуссию, привить интерес к классической музыке.

Слайд 30

Методические рекомендации Слушателями наших бесед-концертов являются ученики общеобразовательной школы, их родители и преподаватели. Это положительно сказывается на отношении к «филармонии школьника» со стороны взрослых и способствует пропаганде музыкальных знаний и укреплению связей со школой и с семьей. За учебный год «Филармония школьника» провела серию ежемесячных бесед-концертов. В начальной школе это следующие темы: 1. «Три кита» в музыке или что услышал композитор». 2. «Музыкальные картинки» или программная музыка». 3. «Средства музыкальной выразительности или немного о музыкальном языке». 4. «Сказочные образы в музыке». 5. «Танцевальная музыка». 6. «Марши, что мы о них знаем и не знаем». 7. «Королева мелодия или что мы знаем о песне». 8. «О чем рассказали музыкальные инструменты». 9. «Образы природы в музыке». 10. «Музыка для детей».

Слайд 31

Методические рекомендации Мы стараемся сделать наши «Филармонии», как можно более демократичными, открытыми для дискуссий. Участниками концертов являются ученики музыкальной школы, они исполняют музыкальные произведения, представляют свои инструменты, вступают в диалоги со своими слушателями-сверстниками. Лектор-ведущий раскрывает тему, задает вопросы, поддерживает дискуссию, делает выводы. Например, тема нашей первой беседы-концерта называлась: «Три кита» в музыке или что услышал композитор». Используя программу Д.Б.Кабалевского , мы пытались доступным для детей младших классов языком, увлеченно и образно раскрыть им такие сложные понятия, как музыкальные жанры и их специфические черты. В нашу задачу входило показать, что услышал композитор, какой образ «нарисовал» он музыкальными звуками, используя тот или иной жанр

Слайд 32

Методические рекомендации В процессе обсуждения мы пришли к выводу, что киты не плавают в море поодиночке, очень часто песня и танец или песня и марш объединяются в музыке. «Три кита» нас смогут приблизить к самой сложной музыке, с песнями, танцами и маршами мы будем встречаться в опере, симфонии, балете, хоровой музыке и даже в джазе. В этой беседе-концерте дети познакомились со следующими произведениями: 1. В.Калинников. «Журавель» (блок флейта). 2. Й. Гайдн. «Песня» (колокольчики). 3. В. Моцарт. «Пастушья песня» (блок флейта). 4. Ф.Шуберт. «Три экосеза» (флейта). 5. «Бразильский танец» (дуэт гитаристов и маракасы). 6. М.Глинка. «Полька» (фортепиано). 7. М.Качурбина . «Мишка с куклой» (скрипка). 8. П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» (ксилофон). 9. П.Чайковский. «Вальс» (фортепиано). 10. «Казачья походная» (дуэт аккордеонистов ).

Слайд 33

Методические рекомендации Также в этой беседе-концерте мы говорили о музыкальных картинках. Музыка может передать ярко и наглядно сказочные образы, сценки из жизни, образы природы. Например: 1. А.Латышев. « Бармалей » (аккордеон). 2. Р.Шумен. «Смелый наездник» (малый барабан). 3. Д.Пьерпонт . «Звенящие колокольчики» (баян). 4. П.Чайковский. «Баба яга» и К.Черни «Игра в пятнашки» (фортепиано). 5. Е.Дербенко . «Лимузин» (дуэт баянистов). 6. П.Чайковский. «Болезнь куклы» (фортепиано). 7. Р.Петтерсен . «Старый автомобиль» (баян).

Слайд 34

Методические рекомендации Наибольшие трудности возникли у нас в работе со старшеклассниками. В сложном переломном возрасте появляется множество новых увлечений, утверждается свое отношение к жизни. Самостоятельность, порою, излишняя категоричность суждений, стремление выглядеть взрослыми и независимыми, отличают молодых людей этого возраста. У них имеется уже значительный багаж знаний, правда, обычно не достаточно систематизированных. Встречаются и крайности: с одной стороны, отлично развитые, начитанные учащиеся, а с другой - подростки с узким кругозором и с ограниченным кругом интересов. Все это вносит дополнительные трудности для слушателей этого возраста и заставляет искать новые методы и формы ведения концертов.

Слайд 35

Методические рекомендации Подростки любят полемизировать, утверждать и отстаивать свою точку зрения. Одна из возможных форм работы со старшеклассниками - так называемые концерты-диспуты. Вместе с лектором эти «филармонии» проводят сами учащиеся, они проходят в форме свободных дискуссий, оппонентами выступают все желающие. Приведем некоторые темы бесед-концертов для старшеклассников: 1. «О легкой и серьезной музыке». 2. «Темы – монографии, посвященные творчеству одного композитора». 3. «Эпохи и стили». 4. «Поэзия и песня в музыке бардов». 5. «Музыкальные путешествия по странам мира» (серия таких тем). И так далее… Исполнителями музыкальных произведений являются не только ученики музыкальной школы, но и преподаватели, а также мы используем аудио и видео материалы.

Слайд 36

Методические рекомендации Какова роль ведущего или лектора в «филармонии школьника»? Это посредник между исполняемыми произведениями и слушателями. Он не только рассказывает о музыке, но и излагает свое понимание искусства, свою концепцию. Важно стремиться в течение беседы-концерта все время поддерживать интерес и внимание слушателей, увлекать их музыкой. Невозможно в течение лекции рассказать о произведении все, но необходимо направить внимание в нужную сторону, разбудить мысль слушателя, помочь ему увидеть в музыкальном произведении главное, увлечь этим. Беседа-концерт в идеале должна иметь свой внутренний « темпоритм » (слушатель тонко ощущает любые длинноты, неоправданные паузы между номерами, «падение пульса» концерта). Лектор призван обладать быстротой реакцией и владеть искусством сценической импровизации.

Слайд 37

Методические рекомендации Результативность нашей деятельности: 2003 год: посещаемость «филармонии школьника» - 30% учащихся общеобразовательной школы. 2008 год - 50%. 2013 год - 80% от всех учащихся. Из года в год увеличивается число учащихся музыкальной школы из слушателей «филармонию школьника». У ребят возникает желание учиться музыки, играть на инструменте, который ему понравился в концерте. На данный момент более 50% учеников нашей музыкальной школы – слушатели нашей «филармонии школьника». По отзывам учителей и родителей - ребята, занимающиеся в музыкальной школе и посещающие «филармонию школьника» лучше учатся, чем их сверстники. У них хорошая память, внимание и более широкий кругозор и эрудиция.

Слайд 38

Методические рекомендации Мы проводим из года в год тесты, с учащимися общеобразовательной школы, направленные на выявления музыкально одаренных детей. С каждым годом их число увеличивается, по отзывам ребят во многом им помогла разбираться в музыке «филармония школьника». Наша работа востребована, мы видим результаты нашего труда. У нас есть книга отзывов. В ней много хороших и добрых слов о нашей «филармонии». Педагоги и родители, выражают общую мысль - что мы создали нужный и актуальный проект, он расширяет кругозор, дает возможность узнать много нового и интересного, воспитывает чувство прекрасного, развивает воображение и учит детей слушать и любить музыку.

Слайд 39

Методические рекомендации Список литературы : 1. А.Будагян . «Из опыта работа Ереванской «Филармонии школьника». Москва. Издательство «Советский композитор».1985г. 2. В.Васина-Гроссман . «Первая книжка о музыке». Москва. «Музыка»1988г. 3. Д.Кабалевский . «Как рассказывать детям о музыке?» Москва. «Просвещение» 1989г. 4. В.Малов. «Детская филармония» Москва. Издательство «Советский композитор» 1985г. 5.Г.Фрид. «О Московском молодежном музыкальном клубе» Москва. «Советский композитор» 1985г. 6.И.С. Сергеев. «Как организовать проектную деятельность учащихся» Москва. « Аркти » 2005г.

Слайд 40

Методические рекомендации Рецензия . Моя статья «Творческий проект «Филармония школьника», как одна из форм привлечения детей к искусству», была напечатана в сборнике материалов региональной научно-практической конференции «Инновационные подходы к социальному взаимодействию учреждений культуры, учреждений дополнительного образования детей и общества» Агалатово в 2013году. Преподаватели региона и все желающие ознакомились с методическими рекомендациями по данному вопросу. Отзывы положительные, получили благодарности и одобрения, с пожеланиями продолжать эту нужную работу.

Слайд 41

Информационные ресурсы. Learn music : программа поддержки музыкального образования Об основных целях программы: облегчить выбор учебного заведения и педагога и способствовать популяризации музыкального образования. Основное направление деятельности - проведение семинаров о различных музыкальных инструментах, школах и педагогах. Перечень и описание проводимых семинаров. Расписание и условия участия. Сведения об участниках программы: музыкальных учебных заведениях, исполнителях, концертных площадках. Тематический форум. http://learnmusic.ru/about.php Musiclife.ru : музыкальная жизнь Справочная информация о музыкальных учебных заведениях г. Москвы и др. городов РФ. Информация об исполнителях: тематические разделы по специальностям. Обзор новостей и событий на концертных площадках. Сведения о музыкальных магазинах и мастерских. http://schools.musiclife.ru/

Слайд 42

Информационные ресурсы. Классическая музыка: проект материалы по разделам: композиторы (биографии и творческие портреты); исполнители (дирижеры, певцы, пианисты, скрипачи, виолончелисты и др.); факты (интересные и малоизвестные факты из жизни великих); афоризмы (великие мысли великих людей); инструменты (энциклопедия старинных и современных инструментов); словарь ( словарь музыкальных терминов); ссылки (лучшие сайты о классической музыке). http://www.classic-music.ru - 01.01.2004 Обработки русских народных песен Обработки песен в MIDI-формате: "То не ветер ветку клонит", "Ямщик, не гони лошадей", "Валенки" и др. http://art-rus.narod.ru/songs.html - 01.01.2002

Слайд 43

Информационные ресурсы. Оzonemusic : создание музыки на компьютере Описания музыкальных редакторов, примеры музыкальных фрагментов. Коллекция программ, новинки. http://ozonemusic.h1.ru/ - 01.01.2000 Погружение в классику: музыкальный проект О проекте: адресован любителям классической музыки для обмена аудио- и видеозаписями, возможности их обсуждения, а также начинающим слушателям - с целью помочь научиться ориентироваться в мире классической музыки. Аудио- и видеозаписи классической/академической музыки; книги, ноты, полные либретто опер и т.д. Новости других сайтов с записями классики или литературой по классике. Афиша избранных концертов, анонсы тематических выставок и телепередач. Форум. http://intoclassics.net

Слайд 44

Информационные ресурсы. ADAGIO: материалы учителя музыки Портфолио учителя. Методическая копилка: презентации к урокам музыки; ноты, тематические планирования; уроки-игры; творческие работы учащихся. Фильм о русской фольклорной музыке; фрагменты классических музыкальных произведений. Подборка статей о музыке и по педагогике; видео и др. http://lilijakozinda.ucoz.lv Muzikalkairk : материалы учителя музыкальной школы Статьи по музыкальной педагогике; ноты; словари; биографии композиторов; музыкальные игры, программы; классическая музыка мр3; классика в мультфильмах; книги и др. Страничка для родителей; раскраски; аудиосказки ; презентации для детей и др. http://muzikalkairk.ucoz.ru

Слайд 45

Информационные ресурсы. Соната: мировая культура в зеркале музыкального искусства Дискуссии об искусстве в вопросах и ответах. Изобразительное и музыкальное искусство в традициях народов мира. Этнические музыкальные инструменты и их европейские потомки. Батальные сцены в живописи и музыке. Истории жанров. Коллекция музыкальных фрагментов. Программы и творческая практика для уроков музыки для 5-11 классов. Научно-методические материалы, публикации. Биографии известных музыкантов и композиторов, с фрагментами произведений. Термины и комментарии. http://www.sonata-etc.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Реализация творческого потенциала как одна из форм оценки учебных достижений учащихся...

Семейная творческая мастерская как одна из форм работы с семьями обучающихся

АннотацияВ данном методическом материале  представлена одна из форм работы с семьями обучающихся в школе – семейная творческая мастерская.  Такая форма работы способствует созданию условий д...

Творческий проект как одна из форм технологии неформального образования

Неформальное образование - образование по выбору (добровольное), для удовлетворения образовательных личностных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами госу...

Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....