Конспект урока кубановедения в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
тема "Греческие колонии на берегах Азовского и Чёрного морей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по кубановедению в 5 классе по теме: "Греческие колонии на берегах Азовского и Черного морей"
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создавая условия для воспитания кросскультурной грамотности школьников, способствовать развитию коммуникативных навыков в групповой работе и формированию знаний учащихся о древнегреческой колонизацией берегов Черного моря.
Задачи:
воспитательная: создать условия для воспитания кросскультурной грамотности школьников в поликультурном пространстве Кубани;
развивающая: способствовать развитию коммуникативных навыков в групповой работе и универсальных учебных умений в процессы работы с текстом и картой;
обучающая: обеспечить формирование знаний учащихся о причинах и основных направлениях греческой колонизации, а также о влиянии греков на культуру колоний.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная доска, презентация, раздаточный материал с заданиями для работы в группах, контрольные вопросы, карточки трех цветов.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный (2 мин.) | – Добрый день, ребята. – Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, на основе которого вы постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. У вас на столах оно тоже есть, можете следить. Слайд №1. – Какая тема нашего урока? Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Греческие колонии на берегах Азовского и Черных морей» На слайде появляется тема урока. СЛАЙД №2. Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что сегодня все вы почувствуете себя учителями: вы сами будете объяснять новый материал, вы сами будете проверять как он усвоен и вы сами будете выставлять себе оценки. Согласны? Тогда начнем. Для этого я разделила вас на четыре группы. Каждой группе достанется один вопрос для изучения. Я дам вам время, после чего каждая группа будет освещать свой вопрос остальным учащимся класса. | Приветствие. Слушают стихотворение. Предлагают варианты темы урока Знакомятся с темой урока на слайде Ответы учащихся |
II. Изучение нового материала (15 мин) | Вопросы для изучения: СЛАЙД №3. 1. Причины древнегреческой колонизации. 2. Основные направления колонизации, основание колоний. 3.Занятия жителей колоний. 4. Культура и быт греческих городов-колоний. (Приложение 1-4) Ребята, я даю вам 10 минут на изучение материала. Итак, ребята, время вышло. Начнем освещение вопросов. 1 вопрос: СЛАЙД №4-6 2 вопрос: СЛАЙД №7-10 3 вопрос: СЛАЙД №11-12 4 вопрос: СЛАЙД №13-22 | Каждая группа получает материал для самостоятельного изучения. Изучение вопроса в группах. Каждая группа освещает по очереди свой вопрос. |
III. Физкультминутка (1 мин.) | СЛАЙД №23. | Делают упражнения |
IV. Закрепление (2 мин) | Молодцы, ребята. Мы познакомились со всеми вопросами нашей темы. Давайте закрепим материал. Вопросы: СЛАЙД №24. 1. Что означает слово «колония»? 2. Что вынуждало греков покидать свою родину? 3. Как готовились к отплытию? 4. Какие опасности подстерегали их по дороге? 5. В каких направлениях шла колонизация? 6. Как назывались торговые пункты, созданные греками? 7. Какие продукты использовались для обмена? 8. Как назывался способ плавания греков? 9. Назовите самые крупные колонии греков на берегах Черного и Азовского морей? 10. Назовите основные занятия колонистов? 11. С кем греки наладили торговые связи? 12. Что легло в основу культуры греческих колоний? | Фронтальный опрос. |
V. Выполнение заданий (5 мин.) | Теперь пришло время проверить, как вы усвоили сегодняшний материал и поднимитесь ли вы еще на одну ступеньку ваших знаний. Для этого каждому из вас я раздам контрольные вопросы, на которые вы будете отвечать индивидуально (5 мин). (Приложение 2) СЛАЙД №25 | Самостоятельно работают в карточках. |
VI. Самопроверка, выставление оценок (2 мин) | Теперь обменяйтесь своими карточками с соседом по парте и согласно правильным ответам на слайде проверьте правильность выполнения заданий. За каждый правильный ответ поставьте один балл. В конце посчитайте общее количество баллов и напишите их в графе «Итого». СЛАЙД №26 Теперь согласно критериям оценивания выставьте оценку в соответствующей графе и верните листочек хозяину. СЛАЙД №27 | Ребята обмениваются карточками и проверяют правильность выполнения заданий. Выставляют оценки. |
VII. Рефлексия, подведение итогов. (2 мин.) | Посмотрите, пожалуйста, на свои оценки. И чтобы мы оценили результат нашего, урока поднимите карточку такого цвета, который соответствует вашей оценке. СЛАЙД №28-31. Красный – «5» Синий – «4» Зеленый – «3» Желтый – «2» Давайте посмотрим карточек какого цвета у нас больше всего (оценивается результативность урока). Итак, как вы думаете, удалось ли вам сегодня подняться еще на одну ступеньку выше, чем были до этого урока? | Ребята поднимают карточку соответствующего оценке цвета. Отвечают на вопрос. |
VIII. Домашнее задание (1 мин.) | §12 прочитать, ответить на вопросы. Для желающих получить оценку «5» даю творческие задания: 1. Придумать рекламу своей колонии, чтобы привлечь туда туристов. 2. Составить рассказ от имени грека-колониста СЛАЙД №32. | Записывают домашнее задание в дневники. |
Задание №1
Причины древнегреческой колонизации
Греки были превосходными моряками. В VIII—VI вв. до н. э. они основали на берегах Средиземного и Чёрного морей много новых поселений. По словам греческого философа Сократа, греки, «словно лягушки, расселись по берегам морей». Это были греческие колонии. Современное слово «колония» происходит от римского слова «заселять» и означает «земли, организованно заселённые людьми — выходцами из других стран».
Что заставляло греков в древности переселяться на новые земли?
Причин было несколько. К ним, прежде всего можно отнести рост населения, нехватку хлеба, захват лучших земель греческой знатью. Простые граждане, потеряв свои земельные участки, попадали в зависимость. Угроза голода и долгового рабства заставляла греков покидать родные места в поисках счастья на чужбине.
Еще одна причина была связана с ожесточенной борьбой между демосом и знатью. Проигравший в этой борьбе был вынужден срочно покидать свою родину и переселяться в чужие края.
Как правило, к таким отъездам люди готовились заблаговременно: намечали маршрут, запасались пищей и всем необходимым для дальнего странствования. Остальные горожане оказывали помощь отъезжающим, так как были заинтересованы в избавлении от всех голодных и недовольных. Они помогали снаряжать корабль, снабжали запасом пищи и воды, выделяли охрану на случай нападения пиратов. Оказывая такую помощь, горожане рассчитывали на установление с ними торговых связей в будущем.
Греческие моряки во время плавания пользовались морскими картами — лоциями. Их вырезали на медных листах или рисовали на хорошо обработанной телячьей коже — пергаменте. К карте побережья прилагался текст с описанием берегов, островов, которые встречались на пути, больших и малых рек. Местные племена и их поселения перечислялись в том порядке, в каком их видел мореход, когда плыл вдоль берега.
На кораблях плыли 100—200 переселенцев из одного города. Они везли с собой домашний скот, сельскохозяйственный инвентарь, семена, оружие, а также землю своей родины и огонь. По дороге их подстерегало много опасностей: бури, болезни, голод и холод, пираты. Плыть старались вдоль берега. Древнегреческий историк Геродот сообщает, с какой скоростью двигались греческие корабли. Средняя скорость корабля составляла 9—10 км/час.
Вопросы:
1. Когда греки начинают основывать колонии на берегах Черного и Средиземного морей?
2. Что такое колония?
3. Что заставляло греков покидать свою родину?
4. Как греки готовились к отъезду?
5. Чем пользовались моряки во время плавания? Какие опасности им грозили?
Задание №2
Основные направления колонизации, основание колоний
Древнегреческая колонизация осуществлялась в следующих направлениях:
1. Малая Азия
2. Северное Причерноморье
3. Северная Африка
4. Южные Апеннины
5. Северо-Западное Средиземноморье.
В прибрежной зоне Черного моря, которое греки назвали Понт Эвксинский, колонисты сначала освоили южные и западные берега. Затем переселенцы достигли Восточного и Северного Причерноморья, с которыми они были знакомы еще до колонизации. Греки посещали эти места с торговыми целями и создавали здесь сначала временные, а потом постоянные торговые пункты – эмпории.
Греки основывали свои поселения в местах проживания коренных племен и начинали торговать с ними. Северное Причерноморье манило греков продуктами сельского хозяйства (хлеб прежде всего). Интерес греков вызывали ценные породы рыб. Важными товарами в обменной торговле могли стать соль и лес. С другой стороны, местному населению колонисты продавали изделия греческого ремесленного производства, дорогие вина, оливковое масло и другие товары.
Торговые суда греков шли от одной гавани к другой, не далеко от берега. Такой способ плавания назывался каботажный.Освоение берегов Черного моря осуществлялось с запада на восток. Таким путем они достигли Боспора Киммерийского (ныне Керченский пролив), соединявшего Черное и Азовское моря.
Среди греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей самыми крупными были: Пантикапей (Керчь), Горгиппия (Анапа), Фанагория, Ольвия, Тирамба (район Темрюка), Киммерик (на Тамани), Баты и другие. Всего около 300 городов-колоний.
Вопросы:
1. В каких направлениях осуществлялась древнегреческая колонизация?
2. В каком направлении греки осваивали берега Черного моря? Что они здесь основывали?
3. Какие товары использовались для обмена с той и другой стороны?
4. Как назывался способ плавания греков?
5. Назовите самые крупные города-колонии греков на берегах Черного и Азовских морей?
Задание №3
Занятия жителей колонии
Основу хозяйства колонистов составляло земледелие. На плодородных прикубанских и приазовских черноземах трудолюбивые греки получали большие урожаи и продавали его в самой Греции. Колонисты занимались такжевиноградарством и виноделием. Развивались и другие отрасли сельского хозяйства: животноводство, коневодство, рыболовство.
Переселенцы перенесли на новые места более высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве. В Фанагории и других городах археологи обнаружили многочисленные мастерские по производству керамических изделий.
Греческие колонисты хорошо наладили торговлю с местными синдо-меотскими племенами. Оживленная торговля велась и с городами Греции. Особенно много вывозилось хлеба. Кроме хлеба вывозилась соленая и вяленая рыба, скот, меха и рабы. В обмен переселенцы получали драгоценные металлы, мрамор для построек, керамические изделия, предметы искусства, вино, оливковое масло, дорогие ткани.
Колонисты поддерживали торговые отношения с прибрежными городами Малой Азии – Хиосом, Родосом, Милетом, а также с греческой колонией в Египте – Навкратисом.
Вопросы:
1. Назовите основные занятия греческих колонистов?
2. Что переселенцы перенесли на наиболее высокий уровень умений?
3. С кем колонисты наладили торговые отношения?
4. Что являлось предметом для вывоза из колоний?
5. Что греки получали в замен?
Задание №4
Культура и быт греческих городов-колоний
В свою новую жизнь греки переносили все то, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники. И все, что окружало их – архитектура, устройство жилища, мебель, предметы, украшения – было родом из Греции.
Города защищались каменными оборонительными стенами. Мощеные улицы делили город на кварталы. В центральной части располагались торговые площади, храмы, общественные здания.
Дома греков были каменными. Представления о греческой мебели нам дают рисунки на вазах, рельефные изображения. Одежда тоже была греческого образца. Гречанки пользовались привозными ароматическими маслами, которые хранились в стеклянных или глиняных сосудах - лекифах. В одном из погребений Фанагории найдены три такие сосуда: в виде сирены, сфинкса и Афродиты в раковине.
Разнообразные украшения привозилиь и изготавливались местными мастерами. В погребениях Фанагории, Гермонассы, Горгиппии были найдены серьги, перстни, ожерелья, фибулы.
Посуду и в будни и в праздники использовали чернолаковую. На них изображали сюжеты из мифов, военные, бытовые сцены. Дома освещали светильниками.
Торговые связи способствовали распространению произведений искусства. Большим успехом пользовалась мраморная скульптура.
Главными божествами был Апполон – покровитель колонистов. Поклонялись и другим олимпийским богам: Зевсу, Гермесу, Дионису, Афине.
Культура греков оставила свой отпечаток на протяжении всего исторического развития этого региона до наших дней. Археологами найдены многочисленные предметы быта, посуда, украшения, статуэки, остатки греческих архитектурных построек во многих городах Таманского полуострова. Все они собраны в краеведческих музеях и их можно посмотреть и в наши дни.
Вопросы:
1. Что легло в основу культуры греческих колоний?
2. Как выглядели города и дома греков?
3. Чем пользовались женщины?
4. Какую посуду использовали переселенцы? Что на ней изображалось?
5. Каким божествам поклонялись греки?
6. Какой отпечаток оставила греческая культура на культуру этого региона?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".
Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....
Конспект урока кубановедения в 5а классе по теме: "Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология".
Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия....
Конспект урока кубановедения в 8а классе по теме: "Линейцы". Раздел: "История Кубани".
Исторические события переселения донских казаков на кубань....
План конспект урока кубановедения
Разработка открытого урока кубановедения в 7 классе по теме "Основание Екатеринодара"...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Что и как изучает предмет «Кубановедение».урок Кубановедения 5 класс и анализ урока по ФГОС
Первый урок в 5 классе "Что изучает Кубановедение" и анализ урока по ФГОС...
Мифология скифов, меотов, сарматов. конспект урока кубановедения в 5 классе
Мифология скифов, меотов, сарматов. Конспект урока в 5 классе....