Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и позволяет ученику учиться использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский смысл достаточно простых, часто слышимых пословиц.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мурзаев Сергей Николаевич – учитель русского языка и литературы МБОУ Русско-татарская СОШ №136 г. Казани
Название работы: Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».
Предметная область: Литература
Класс: 6
Тема: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
Цель: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
Задачи:
- Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок по средствам игровых форм; расширять представления о культуре и истории родного края.
- Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;
- Воспитательные: воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.
Оборудование: презентация, раздаточный материал для игры, сборник пословиц, словарь литературоведческих терминов.
Вид урока: урок усвоения нового материала, урок-игра.
Аннотация: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и позволяет ученику учиться использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский смысл достаточно простых, часто слышимых пословиц.
Слайд 1. Эпиграф к уроку: Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить об устном народном творчестве, и речь пойдет о малых жанрах фольклора – пословице и поговорке. Запишем в тетради тему урока. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Зачитаем его (ученик читает). Как вы его понимаете? (ученики высказываются). Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Строение речи сравнивается со строительством дома не случайно. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.
2.Сравнение пословицы и поговорки.
Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.
(ученики читают словарную статью в словаре)
ПОСЛО́ВИЦА — краткое образное выражение с назидат. смыслом. П. имеет одновременно буквальный и перен. (образный) план или только перен. В П. В гостях хорошо, а дома лучше два плана — букв. и перен. В П. Горбатого могила исправит — только образный. П. характеризуется особым ритмико-интонац. и фонетич. оформлением. П. может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих П. связано с реальными ист. событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела). Образность П. часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают). П., имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудит. предложения (Любишь кататься — люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай). П. со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.
ПОГОВОРКА – образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» - выражение досады.
Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)
Запишем в тетради: (Слайд 2)
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).
Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.
3.Использование новых знаний на практике.
Посмотрите на слайд 3. В каком столбце пословицы, а в каком - поговорки?
В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы». Какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?
На слайде представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?
|
|
Большинство пословиц нельзя понимать буквально. Рассмотрим прямой и метафорический, т.е. переносный смысл пословиц.
Лес рубят — щепки летят. (Слайд 4)
Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
Не зная броду, не суйся в воду. (Слайд 5)
Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
Цыплят по осени считают.(Слайд 6)
Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
От яблони — яблочки, а от сосны — шишки.(Слайд 7)
Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.
4.Творческая работа.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение. Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем. (Слайд 8)
1 ТУР «Найди соответствие». Найдите соответствие и продолжите пословицу. (Здесь в конспекте пословицы даны в правильном виде)
- Не родись ни хорош, ни пригож, // родись счастлив;
- Блин не клин, // брюха не расколет;
- На зеркало нечего пенять, // коли рожа крива.
- В согласном стаде // волк не страшен.
2 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.(Слайд 9)
- Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде);
- Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);
- На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);
- Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья);
- Чужие штаны подальше от себя (Своя рубашка ближе к телу);
- Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);
- Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);
- Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);
- Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).
3 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом. (Слайд 10)
- На попятный двор. (Отказаться);
- Заткнуть за пояс. (Победить);
- При царе Горохе. (Давно);
- Хоть шаром покати. (Ничего нет);
- Легок на помине. (Появился быстро);
- У черта на куличиках. (Далеко);
- Яблоку негде упасть. (Тесно);
- Как снег на голову. (Внезапно);
- Ни к селу ни к городу. (Невпопад).
4 ТУР «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица?(слайд 11)
- Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);
- Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);
- А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);
- А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);
- А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).
5 ТУР «О чем пословица?». Распределите пословицы, разложенные на столе по темам на плакате, прикрепляя каждую пословицу к своей теме. (слайд 12), (Приложение №1)
Плакат с темами: «Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость».
(Листы цветной бумаги с пословицами разрезаны и в беспорядке текстом вниз лежат на столе. Ученики по очереди выбирают лист с пословицей, читают ее, знакомятся с ней, и только после этого распределяют).
Список пословиц:
- с родной земли – умри, не сходи
- своя земля и в горсти мила.
- всякая сосна своему бору шумит
- глупа та птица, которой свое гнездо не мило
- продай кафтан, да купи буквицу
- корень учения горек, да плод сладок
- сперва аз да буки, а там – и науки
- неразумного учить – в бездонную кадку воду лить
- под лежачий камень вода не течет
- дерево смотри в плодах, а людей смотри в делах
- горька работа, да сладок хлеб
- в лес идут и на троих один топор берут
- двое пашут, а семеро руками машут
- на голове густо, а в голове пусто
- лоб, что лопата, а ума небогато
- конь познается при горе, а друг при беде
- вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен
- с кем хлеб-соль водишь, на того и походишь
- сказал бы словечко, да волк недалече.
- волков боятся - в лес не ходить
5.Подводим итоги игры. Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.
6. Рефлексия (Слайд 13)
- Пословица – это…
- Поговорка – это …
- На какие темы существуют пословицы?
- Почему пословицу не всегда надо понимать буквально?
6.Заключение: (слайд 14)
Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.
7.Домашнее задание:
Нарисовать пословицу или поговорку.
Список использованной литературы:
- http://slovari.yandex.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0/
- http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/15/poslovitsy-i-pogovorki
- Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя словесника).
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
- http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/07/07/pourochnye-razrabotki-literatura-6-klass-uchebnik-korovinoy-m-a (litera_6_klass_uroki_razrabotki )
- eremina_o_a_uroki_literatury_v_6_klasse_kniga_dlya_uchitelya
- Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831—34; Даль В. И. Напутное// Даль В. И. Пословицы рус. народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит. первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897;Аникин В. П. Рус. нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус. народа // Вопр. грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.
Приложение №1
С РОДНОЙ ЗЕМЛИ – УМРИ, НЕ СХОДИ |
СВОЯ ЗЕМЛЯ И В ГОРСТИ МИЛА. |
ВСЯКАЯ СОСНА СВОЕМУ БОРУ ШУМИТ |
ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ СВОЕ ГНЕЗДО НЕ МИЛО |
ПРОДАЙ КАФТАН, ДА КУПИ БУКВИЦУ |
КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, ДА ПЛОД СЛАДОК |
СПЕРВА АЗ ДА БУКИ, А ТАМ – И НАУКИ |
НЕРАЗУМНОГО УЧИТЬ – В БЕЗДОННУЮ КАДКУ ВОДУ ЛИТЬ |
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ |
ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, А ЛЮДЕЙ СМОТРИ В ДЕЛАХ |
ГОРЬКА РАБОТА, ДА СЛАДОК ХЛЕБ |
В ЛЕС ИДУТ И НА ТРОИХ ОДИН ТОПОР БЕРУТ |
ДВОЕ ПАШУТ, А СЕМЕРО РУКАМИ МАШУТ |
НА ГОЛОВЕ ГУСТО, А В ГОЛОВЕ ПУСТО |
ЛОБ, ЧТО ЛОПАТА, А УМА НЕБОГАТО |
КОНЬ ПОЗНАЕТСЯ ПРИ ГОРЕ, А ДРУГ ПРИ БЕДЕ |
ВЕШНИЙ ЛЕД ОБМАНЧИВ, А НОВЫЙ ДРУГ НЕНАДЕЖЕН |
С КЕМ ХЛЕБ-СОЛЬ ВОДИШЬ, НА ТОГО И ПОХОДИШЬ |
СКАЗАЛ БЫ СЛОВЕЧКО, ДА ВОЛК НЕДАЛЕЧЕ. |
ВОЛКОВ БОЯТСЯ - В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое пословица и поговорка? ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).
Нади пословицы! Найди поговорки! Положить зубы на полку; Легок на помине; Хоть шаром покати; Свинью подложить; Остаться с носом; Когда рак на горе свистнет; Рвет и мечет. Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год; На зеркало нечего пенять, коли рожа крива; Когда придет беда, не пойдет на ум и беда; Ученье – свет, а неученье – тьма.
Пословицы имеют и метафорический смысл! Лес рубят — щепки летят . Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
Не зная броду, не суйся в воду. Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
Цыплят по осени считают. Прямой с мысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
От яблони — яблочки, а от сосны — шишки . Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки . Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.
ИГРА «Красна речь пословицей». 1 ТУР « Найди соответствие». Начало пословицы Конец пословицы Не родись ни хорош, ни пригож, Блин не клин, На зеркало нечего пенять, В согласном стаде А. брюха не расколет; Б. волк не страшен; В родись счастлив; Г. коли рожа крива.
2 ТУР «Перевертыши». Враги не знают друг друга в счастье Глупые ноги ругают к старости. На своей Родине и зима прекрасна. Великое безделье хуже крошечного бизнеса. Чужие штаны подальше от себя Безделье неумеху не страшится. Чижа романами угощают. Умный умного не слышит близко. Черт всем скажет, боров слопает.
3 ТУР «Одним словом». На попятный двор. Заткнуть за пояс. При царе Горохе. Хоть шаром покати. Легок на помине. У черта на куличиках. Яблоку негде упасть. Как снег на голову. Ни к селу ни к городу.
4 ТУР «Откуда пословица?». Битый не битого везет. Кому вершки, а кому корешки. А Васька слушает да ест. А воз и ныне там. А ларчик просто открывался.
5 ТУР « О чем пословица ?».
Рефлексия Пословица – это… Поговорка – это … Н а какие темы существуют пословицы? Почему пословицу не всегда надо понимать буквально?
Заключение Пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.
Домашняя работа Нарисуйте любую пословицу. Всем спасибо за урок!
Список использованной литературы: http://slovari.yandex.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0/ http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/15/poslovitsy-i-pogovorki Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя словесника). Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/07/07/pourochnye-razrabotki-literatura-6-klass-uchebnik-korovinoy-m-a (litera_6_klass_uroki_razrabotki ) eremina_o_a_uroki_literatury_v_6_klasse_kniga_dlya_uchitelya Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831—34; Даль В. И. Напутное // Даль В. И. Пословицы рус. народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит. первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897; Аникин В. П. Рус. нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957 ; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус. народа // Вопр . грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"
Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...
Малые жанры фольклора - пословицы и поговорки
Презентация содержит материал для изучения устного народного творчества в 5-м классе...
Методическая разработка урока по теме "Малые жанры фольклора"
Урок для учеников 5 класса...
Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс
Методический материал для уроков русского языка и литературного чтения. Пословицы и поговорки и их использование в учебном процессе. 1-2 класс...
разработка урока литературы в 5 классе "Русские пословицы и поговорки"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Русские пословицы и поговорки"...
«Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»
Цели:обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.развивающие: развитие речи учащихся через комментирован...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...