ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ ЮГОРСКОЙ
план-конспект урока по краеведению (10 класс) по теме
Цель:выявить насколько хорошо учащиеся могут использовать знания, умения и навыки полученные в процессе изучения краеведческого курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiteli_zemli_yugorskoy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «Жители земли Югорской».
Оборудование: Бахлыков П.С. Юганские ханты.- Тюмень, 2008г.
Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург, 2007.«СВ - 96».
Цель: выявить насколько хорошо учащиеся могут использовать знания, умения и навыки полученные в процессе изучения краеведческого курса.
Ход урока: 1. Орг. момент. Бескрайние таежные просторы Восточного Урала и Западной Сибири издавна населяют два родственных народа - ханты и манси. Манси расселились по левым притокам Нижней Оби и Иртыша вдоль Уральского хребта, а ханты заняли в основном правобережья Оби и Иртыша.
Ученик:
Привет тебе, древнее слово!
Посланец забытых веков.
Ты, словно богатая лодка,
До наших дошла берегов.
А время превратно и мглисто.
Куда тебя гонит судьба?
Каким ты наполнено смыслом?
И кто же отправил тебя?
«Сибирь» - берега раздвигая,
Рекою от каменных гор
Течешь, в языках разветвляясь,
Земной обнимая простор.
Во всех ты наречиях мира,
И вот осеняет меня:
Да, были на свете сыпыры,
Скакали на быстрых конях!
И прежде чем в рокот моторов
Явилось ты В наши края,
Сыпыры с широких просторов
Родили тебя, как меня.
Сыпыры, а названы югры,
По свету тебя понесли
Сыпыры - хунгарской культуры.
Сыпыры - с остяцкой земли.
Прапрадеды ханты и манси
Лепили столицу Искер.
С востока пришли иностранцы
Из южных степей и пещер.
Скатились в холодные чумы
От плена, но в рабство зимы ...
А кто их рассудит с Кучумом? -
Не станем печалиться мы.
Пусть время превратно и мглисто.
Волшебна у слова судьба.
Не страшным - торжественным смыслом
Наполнили люди тебя.
«Сибирь» - и зимою, и летом.
Сияет народам в веках.
И греет она полпланеты,
А искры - во всех языках.
Но история занимает нас лишь на мгновение. Дума устремляется вдаль, где плещутся под солнцем Обь и Иртыш. По ним плывут караваны судов. Они везут трубу, стройматериалы для нефтяных и газовых месторождений Севера. На этих судах плывут наши современники, добытчики нефти и газа. Это новые богатыри. В руках у них не меч, как во времена Ермака. В них кровь многих народов ... Вот только возникает вопрос: сохранят ли они память предков, не нарушат ли гармонию природы? От того, какой мы найдем ответ на этот вопрос, зависит дальнейшая жизнь на Югорской земле.
2.Работа в группах.
ЗАДАНИЕ 1: Вы должны выслушать пословицы, повторить их и определить суть. Разгадай тайну пословиц:
Ненецкие: «Ни перо пишет, а писарь». «Дитя, которое само упало, не плачет».
Мансийские: «Просить дурно, не дать - еще дурнее». «Не трудно заблудиться, если вокруг темный туман».
Хантыйская: «Сильно захочешь и на дерево полезешь».
За правильно расшифрованную пословицу – 10 очков.
ЗАДАНИЕ 2: Уважаемые участники сейчас Вам предстоит ответить на вопросы. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов. За каждый правильный ответ дается одно очко.
Вопросы:
1. На сколько часов жители нашего края встречают новый день раньше, чем жители Парижа? (4 часа).
2. Существовала ли у остяков своя азбука? (нет).
3. Перечислите любые четыре вида дикорастущей ягоды на территории Югры? (черника, брусника, клюква, морошка).
4. Какое название носила древняя столица Югры? (Искер).
5. В каком году был заложен поселок Остяко - Вогульск? (1932).
6. В каком году он получил статус города? (1950).
7. В каком году был образован ХМАО? (10 декабря 1930 г.).
8. Сколько районов входит в состав округа? (9: Белоярский, Березовский, Кондинский,Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский).
9. Сколько городов находится на территории ХМАО? (15: Белоярск, Няягань, Мегион, Советский, Урай, Ханты-Мансийск, Лянтор, Когалым, Радужный, Пакачи, Пыть-Ях, Сургут, Нефтеюганск, Лангипас, Нижневартовск).
10. Вспомните, как раньше назывались ханты? (остяки).
11. Назовите древние название манси? (вогулы).
12. Знаете ли Вы, какое название носил наш округ в 1930 году? (Остяко - Вогульский).
13. Вспомните названия коренных народов ХМАО? (ханты, манси, коми, зыряне, ненцы).
14. Какова площадь округа? (523,1 тыс. кв. км.)
15. В какой части света находится наш округ? (Азия).
16. какие заповедники расположены на территории ХМАО? (Малая Сосьва -1976 г., Юганский -1992г.).
17. Куда впадает река Конда? (в Иртыш).
18. Куда впадает Иртыш? (в Обь).
ЗАДАНИЕ 3: Расскажите об истории г.п.Фёдоровский, используя презентацию, которая была вашим домашним заданием:
- возникновение,
- развитие,
- современность.
Просматривая презентации своих «соперников», подготавливайте вопросы. Чем больше будет задано правильно сформулированных вопросов, тем больше вы заработаете очков для своей команды. За каждый вопрос – одно очко; за каждый верный ответ – также одно очко.
3.Заключение (пока учащийся читает стихотворение, подсчитываются очки и выявляется команда, которая набрала наибольшее количество очков. Они получают «дипломы» знатоков «Родного края»).
Ученик:
Всякий раз уезжая куда-то,
Я грущу по сургутской земле ...
Край мой северный, нефтью богатый
И людьми, очень близкими мне.
Край сургутский, поселок любимый,
Где нашла я судьбу и себя,
Добрым ангелом свято хранимый,
Разве можно прожить без тебя!
Двадцать лет неразлучны с тобою,
Край таёжный, посёлок родной,
Ты мне послан был доброй судьбою
Не найти мне по сердцу иной.
На глазах моих рос, развивался,
Красоты набирался и сил,
И всегда молодым оставался.
Нас растил ты, лелеял, любил.
Здесь мой дом, мои братья и сестры,
Дочка, внучка, работа, друзья,
И с годами все более остро
Понимаю: ты - пристань моя.
Здесь весна удивительно нежная,
Осень - щедрая, лето - в цветах.
Жаль, зима очень долгая, снежная,
Прибавляет седин на висках.
Но не буду сегодня о грустном ...
Я живу и дышу лишь тобой.
Край мой северный, край мой сургутский
Стал мне родиной, домом, судьбой!
Заключительные слова учителя: «Дорогие, ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение нашего курса. Каждый из присутствующих плодотворно поработал и наверное открыл для себя нечто новое ещё не известное или не понятое.Мы вспомнили историю нашего округа, посмотрели великолепные презентации, в которую вы вложили частичку своей души. Каждого из нас можно считать теперь настоящим жителем Югры , так как вы теперь много знаете о своей малой родине».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал «Сказание о земле Югорской»
Материал внеклассного мероприятия посвящённого Дню Рождения ХМАО....
Воспитание нового поколения жителей Земли
Детское экологическое движение является одной из важнейших и действенных форм экологического воспитания детей и подростков. Повышение роли экологического образования связано с возникновением серьёзных...
Поэзия земли Югорской
Знакомство с поэтами Югры...
Кодекс жителя Земли. "Нет мусора -есть недостаток фантазии"
Кодекс жителя Земли....
Великая Победа: наследие и наследники. Юные герои мирного времени - жители земли Подмосковья.
У каждого времени свой цвет, вкус, запах ...и свои герои. Война - красно-черная, горькая и соленая на вкус, горькая от горя и соленая от слез, и пахнет дымом пожарищ и порохов. У войны свои герои: сил...
Внеклассное мероприятие – детский кукольный спектакль «Удивительные сказки земли Югорской»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия - детского кукольного спектакля посвящена теме дружбы, взаимопонимания, толерантности, любви к ближнему своему, а также любви к нашей малой роди...
Мы живём на земле Югорской.
Спортивный праздник ко дню ХМАО...